Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
об авторе об авторе



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Вышний Волочек


Наш маршрут 2016-го года - «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

Санкт-Петербург - Вышний Волочек - Бежецк - Нерль - Кашин - Калязин - Углич - Ростов - - Переславль Залесский - Владимир - Суздаль - Сергиев Посад - Тверь - Вышний Волочек - Санкт-Петербург

Наш маршрут 2018-го года - «ПО ГОРОДАМ РОССИИ ДО КАЗАНИ»

Санкт-Петербург - Вышний Волочек - Завидово - Сергиев Посад - Александров - Суздаль - Нижний Новгород - Чебоксары - Йошкар Ола - Казань - Владимир - Боголюбово - Вышний Волочек - Санкт-Петербург

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК

Население 53800 человек (2006). Вышний Волочёк находится на 297 км федеральной дороги «Россия» (Москва — Санкт-Петербург), имеется железнодорожная станция.

Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. Первое официальное упоминание о Вышнем Волочке встречается в 1437 году, это место является частью знаменитого "пути из варяг в греки".

Вышний Волочек - это поселение на водном торговом пути из Новгорода в Москву (между реками Мста и Тверца - левым приток Волги), где всякому путешествующему приходилось покидать плавсредство и на своем горбу (или на чужом, в зависимости от средств и возможностей) перетаскивать ака волочить его посуху непосредственно к началу следующей водной артерии. Потому и Волочек.

Монастыри. Соборы. Храмы:

В интернете мы увидели потрясающей красоты архитектурный шедевр - Казанский женский монастырь, и нам очень захотелось своими глазами увидеть это чудо. Поэтому при посещении Вышнего Волочка - первым в плане посещения был выбран именно Казанский монастырь.

В воскресные дни во время богослужения монастырь открыт, а в будние дни - вход на территорию Казанского монастыря для мирян закрыт. Это неудивительно, ведь в обители скитской устав, монашеское правило. Поскольку мы приехали в Вышний Волочек в понедельник - то могли рассчитывать увидеть Монастырь лишь через стены.

Слева - таким мы увидели монастырь по ходу движения машины. Справа - это мы проехали подальше, полюбовались с другой стороны. Оставили машину - и направились к главному входу.

День был будний, поэтому рассчитывать зайти в сам Храм не приходилось. Хотелось хотя бы заглянуть за ограду. Подошли ближе - спросить не у кого разрешения, осмелели - и робко заглянули в калитку. А дальше - словно нас теплой волной занесло внутрь, уйти было уже невозможно. И появилось четкое осознание, что мы не нарушаем ничего, если хотим прикоснуться к такому святому месту.

Намоленность этих святых стен сочеталась с потрясающей красотой. Только чтобы увидеть это чудо стоило трястись по жутким дорогам Волочка.

Монастырь расположен на восточной окраине городе, примерно в двух километрах от центра. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь.

Монастырь возник в 1872 году стараниями князя Арсения Степановича Путятина, предводитея вышневолоцкого дворянства. Князь А.С. Путятин считал чудотворную Казанскую икону Божьей Матери исцелительницей своего сына, от которого "все доктора отказались."

28 августа 1870 г. он обратился с письмом к тверскому архиепископу Филофею с просьбой ходатайствовать перед Св. Синодом о разрешении открыть общину на 24 сестры с "безмездною больницей на 8 кроватей", а начальницей общины утвердить монахиню Софийского Рыбинского монастыря Досифею.

В центре территории расположен Казанский собор, он был возведен В 1877 - 1882 гг. по проекту известного московского архитектора Александра Степановича Каминского.

Архитектор сумел создать великолепное здание в русско-византийском стиле, обладающее высокими художественными достоинствами.

Александр Степанович Каминский (1829-1897) – московский архитектор, автор первого проекта музея П.М. Третьякова.

В 1862 г. он женился на сестре П.М.Третьякова Софье, и становится семейным архитектором купеческого рода Третьяковых.

Уже через них к нему часто обращались богатые жители Москвы - Боткины, Морозовы, Коншины и многие другие.

Рядом с Казанским собором - Часовня Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - над могилой блаженной старицы Любушки Сусанинской (в миру Любови Ивановны Лазаревой), освященная в 1999 году.

Старица Любушка скончалась 11 сентября 1997 г. в Казанской обители, в которой прожила несколько последних лет своей жизни.

Блаженная Любушка (Любовь Лазарева)(1912–1997) мало рассказывала о себе, известно только что родилась она 17 сентября 1912 года в многодетной крестьянской семье «на Смоленщине». Отец её Иван Лазарев был старостой деревенского храма. В четырёхлетнем возрасте Любушка осталась без матери, вскоре в годы репрессий погиб и её отец. Девочку взяла к себе близкая родственница. Когда ей исполнилось 18 лет, она уехала в Ленинград к старшему брату, он помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Всем работникам, которые работали на «вредном» производстве, выдавали молоко бесплатно, а Любушка отдавала его другим, у которых были дети. Вскоре она сама заболела, пришлось перейти на должность кастелянши на склад. Здесь её стали принуждать обманывать, делать приписки, Любушка ушла и с этой работы, а чуть позже решила уйти и из дома брата и стать странницей. Ночевала, где придётся, часто в лесу под открытым небом.

Она спасала не только отдельных людей, но и целые города. В 1991 году в пригороде Сосновый Бор на ЛАЭС была авария. События развивались по той же схеме, что и на Чернобыле. Накануне Любушка очень волновалась, говорила: «Огонь, огонь!». Крестила дорогу к городу, до утра не спала, молилась – и беды не произошло...

Церковь в честь св.Ефрема Сирина и св.Неонилы Мученицы

В 1883 - 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.

Купец Ефрем Никифорович Сивохин родился в семье крестьян Ярославской губернии, Мышкинского уезда д.Карпова или Шепалова Никиформа Трифоновича и Маремьяны Тарасьевны. С молодых лет он был отдан в Санкт-Петербург в «мальчики» в магазин. "За исправность и верность" тот из мальчиков уже в 19 лет "прямо сделал его приказчиком". Вскоре женился он на крестьянке из соседней деревни Кривозово той же волости - Неониле Афанасьевне. Было у них 3 сына и 3 дочери, но все они умерли.

Молодая супруга была знакома с будущей игуменией Казанского монастыря м. Досифеей. Сам Сивохин упоминает тот факт, что в молодости он часто прикладывался к спиртному, но о. Пётр – духовник м. Досифеи и его супруги предсказал, что тот «ничего не будет пить». Действительно Сивохин не пил больше ничего спиртного, даже шампанского.

Дела у Сивохина пошли в гору, и с момента основания Казанской обители он стал исправно высылать средства на монастырь.

«Последним его (Сивохина – Д.И.) благодеянием были два пожертвования: а) устройство прекрасной каменной в 35 сажен вышиною колокольни (73,5 м. – Д.И.) и ней теплаго храма во имя преподобнаго Ефрема Сирина и мученицы Неонилы; а вод колокольнею устроен склеп для погребения его и супруги его, и б) устройство двухэтажного корпуса для лечебницы и богадельни.

Фёдоров Пётр Фёдорович - городской и епархиальный архитектор г. Твери (1827-1894) (фамилия и отчество по крестному отцу, отец - Корицкий Осип Иванович). Получил потомственное дворянство на фамилию Фёдоров в 1886 за усердную и беспорочную 35-летнюю службу. Окончил Гатчинский межевой институт (1843-1848). Городской архитектор Твери с 1873, епархиальный - с 1893.

Собор в честь Царицы Небесной "Андрониковской" - единственный в России и даже в мире. Он был воздвигнут на средства праведного Иоанна Кронштадсткого, и он же торжественно совершил Чин заложения камня в основание собора, а также его торжественное освящение.

Отец Иоанн помогал очень многим монастырям и церквям, но его особенная привязанность к Казанской обители объясняется ещё и тем, что батюшка очень почитал греческую Андроникову святыню.

Собор Андрониковой Божьей Матери сооружен по проекту московского архитектора Н. П. Маркова. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей.

Кирпичное на высоком гранитном цоколе здание побелено с покраской деталей охрой, завершено барабанами-восьмериками, несущими массивные золоченые маковицы.

Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась надкладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря.

С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса.

В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.).

После революции монастырь был закрыт, с храмов сняли купола, а в помещениях разместили воинскую часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни.

Возрождение Казанского монастыря началось лишь в 1992 году, и сегодня здесь идёт активная реставрация. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни.

Богоявленский собор расположен на искусственном острове между Цной и обводным каналом. Это - главный действующий храм Вышнего Волочка. Храм работает с раннего утра до позднего вечера, вход бесплатный

Храм построен в 1810 -1814 годах на месте деревянной церкви. Согласно историческим документам, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове (старое название), стояла деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила.

В феврале 1775 года было подано прошение о разборе ветхой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор, возведённый к 1771 году в центре Вышнего Волочка и ставший главным собором города.

Прошение было удовлетворено, но вскоре оказалось, что придел мал для прихожан и была подана просьба о построении близ Казанского храма тёплого каменного Богоявленского храма.

В 1809 году в духовную Консисторию были предложены «план с фасадом» и смета, и уже в следующем году состоялась закладка церкви. Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, присущие русско-византийскому стилю, храм Богоявления приобрёл лишь к 1866 году. Средний престол знаменовал Богоявление Господне, правый посвящён Архангелу Михаилу, левый — Сретению Господню.

В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время, как многие храмы Вышнего Волочка в период с 1931 по 1945 года. беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и долгое время здание использовалось под склад.

Знакомство с собором неминуемо начинается с великолепной панорамы: строгий и изящный русский храм на лоне природы, окружённый лиственными деревьями и отражённый в зеркальной глади канала.

Главный купол храма дублирует формой и размерами колокольное навершие, что создаёт замечательную гармонию облика собора. Храм сложен из кирпича, стены покрыты штукатуркой, выкрашенной в ослепительно белый цвет. Стоит обратить внимание на узкие окна-бойницы по периметру храма — они столь характерны для русских церквей!

Музеи. Театры. Архитектура:

Как и в практически любом другом городе одной из главных достопримечательностей Вышнего Волочка является краеведческий музей.

Именно с него нам бы надо было начать знакомство с городом, но один день не позволял так много успеть охватить.

В 1851 году при прокладке железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Москвой была открыта станция Вышний Волочек. И сейчас здесь останавливаются многие поезда дальнего следования, есть и пригородное сообщение.

Здание вокзала - очень красивое, даже сказочное, напоминающее замок. Архитектор

Вокзал уникален тем, что два здания вокзала (основное и дополнительное), расположенные по обе стороны от железнодорожных путей, были соединены переходным мостом. По тем временам это было революционное решение.

На Казанском проспекте города Вышний Волочек находится известный Вышневолоцкий государственный драматический театр - старейший в Тверской области. Инициатором создания театрального коллектива в городе выступила Вера Федоровна Комиссаржевская, которая приехала в здешние места на отдых в гости к своему дяде.

Театр размещается в бывшем здании Общественного собрания Вышнего Волочка. Зрительный зал Вышневолоцкого театра расчитан на 286 мест. Шестого декабря 1896 года в Вышнем Волочке был зарегистрирован “Вышневолоцкий драматический кружок”, положивший начало театру. Большую роль в становлении театра сыграли Н. Н. Федоров, В. Г. Демидов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. М. Немиров. За годы войны театр показал 1665 спектаклей и дал около 800 концертов.

Некоторое время в театре работала замечательная актриса - Айшет Ахметовна Кинжалова, ее имя ничего может е сказать обычному человеку, но достаточно сказать, что это- мама Муслима Магомаева - и вопросов больше не возникнет. Настолько велика любовь к этому певцу!

Кинжалова - это сценический псевдоним актрисы. На спектаклях с ее участием всегда были аншлаги, зрители узнавали заранее, играет ли она. И если Айшет Кинжалова участвовала в спектакле, зал был переполнен, и спектакль становился событием для городка. Но в особенном волнении замирал зрительный зал, когда она брала аккордеон и пела.

Зрители, множество раз посмотревшие пьесу, запомнившие едва ли наизусть, вновь и вновь шли в театр, послушать пение Айшет, увидеть ее талантливую игру. В это трудно поверить, ведь прошло столько лет, и множество актеров, и даже поколений актеров, сменилось в театре, но ее помнят!

Маленький Муслим Магомаев появился в Вышнем Волочке в далеком 1949 году вместе с матерью А.А. Кинжаловой, актрисой, приехавшей работать в местный драматический театр. Будущему певцу было всего семь лет.

Поселили их в приметном доме с резными ставнями на улице Вагжанова, где квартировали артисты. На этой улице стоял дом, где жила учительница начальных классов Елена Петровна Шилова. Именно под ее педагогическое начало в школе № 6 на Первомайской набережной и был определен Муслим.

Бывшая музыкальная школа, где в начале 1950-х годов занимался маленький Муслим Магомаев.

Артисты всегда хотят, чтобы их дети пошли тропой искусства, и А.А. Кинжалова определила сына в музыкальную школу, благо находилась она на той же улице Вагжанова, наискосок от их дома. Попал Муслим к педагогу старой закалки Валентине Михайловне Шульгиной.

- «Однажды в детскую музыкальную школу, где я работала, пришла артистка Вышневолоцкого городского драматического театра Айшет Кинжалова», - вспоминала Валентина Михайловна. – «За руку она держала сына, черноволосого мальчика лет десяти. Это был Муслим. Он играл на рояле, и неплохо для его возраста.

Его мать попросила меня серьезно позаниматься с ним. - Только, пожалуйста, не давай ему много «фантазировать», - сказала Айшет Ахметовна. «Фантазии» Муслима заключались в том, что он мог часами просиживать за инструментом и играть что-то известное лишь ему. Настроение Муслима всегда можно было угадать по его игре. То грусно-мечтательное, то веселое… Казалось, что всем он делился с музыкой. Конечно, я не стала отучать его от этого. Ведь это были не просто «фантазии» - это было творчество».
(Информация отсюда - http://www.muslimmagomaev.ru/node/16)

"Жизнь в Вышнем Волочке Муслим Магомаев всегда вспоминал с удовольствием, хотя прожил он там недолго". Юрий Магомаев

Улицы. Площади. Парки:

В центре Волочка есть чудесный природный оазис - Венециановский сквер. Но, к сожалению, он чудесный только из-за природной красоты. Человеческого внимания и бережного отношения в нем не ощущается. Но фотографии получаются и правда замечательные.

А почему сквер "Венециановсий"? В центральной части сквера находится памятник в честь русского художника - Венецианова Алексею Гавриловича, который открыли к 200-летнему юбилею художника. (Авторы- народный художник РСФСР, скульптор О.К. Комов и архитектор Н.И. Комова.)

Оказывается, художник был еще и помещиком и имел небольшое имение, состоящего из села Тронихи и деревеньки Сафонково. Было это в 1815 году, именно в этот год художник приобрел на имя своей жены Марфы Афанасьевны Азарьевой то самое имение.

Памятники, скульптуры:

В 2006 году перед зданием вокзала был установлен памятник Петру Великому и Михаилу Сердюкову — гидротехнику-самоучке, стараниями которого была построена Вышневолоцкая водная система.

Между Москвой и Петербургом существовала извилистая 800-километровая дорога — «Питерский тракт», по которому в дождливое время года путешествие занимало до пяти недель.

Петр-«преобразователь» задумал новую «перспективную» магистральную дорогу. Было построено около 130 км «перспективной дороги», однако преодолеть болотистой местности Петр не смог, и начатое дело было прекращено.

Устройство новых и улучшение прежних путей водных сообщений наталкивалось на сопротивление бояр и духовенства. Один из современников приводит слова князя Б.А. Голицына, объявлявшего себя сторонником петровских преобразований: «Если бог, создавая реки, дал им известное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием стараться натравить их в другую сторону». Можно себе представить, что говорили противники реформ! Для них создание новых путей сообщения, несомненно, было делом антихристовым.

Но Петр все же сумел добиться поставленной цели. Только такой умный царь, каким был Петр мог обратить внимание на талант простого (то ли калмыка, то ли монгола по происхождению) Михаила Сердюкова, клоторого купец Евреинов купил в Средней Азии. Именно его проект производства работ по Вышневолоцкому каналу был одобрен Петром. Царь сделал сделал мастера главным исполнителем всех работ и даже записал в новгородское купечество!

Только лишь в петровские времена могло произойти такое, и тогда весьма редкое, событие, что во главе строительства крупнейшего водного пути стал бывший невольник, потом вольноотпущенник, к тому же представитель угнетенного национального меньшинства — калмык Михаил Иванович Сердюков.

Императрица Екатерина Великая несколько раз посещала город, направляясь из Петербурга в Москву. В то время путь занимал несколько дней и Вышний Волочёк был одной из основных остановок по маршруту. В память об этой великой правительнице в 2007 году было решено установить Екатерине.

Автором бронзовой скульптуры, изображающей императрицу восседающей на престоле и удерживающей в руках скипетр и венок, стал скульптор Юрий Злоди.

По левую руку от Императрицы красное здание - это Вышневолоцкий государственный драматический театр.

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru