Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Псков

    Улицы. Площади. Парки:
    Памятники, скульптуры:

В Пскове мы были много раз в разные года, однако никогда не останавливались в нем для ночлега. В этот раз Псков стал для нас промежуточной точкой между Санкт-Петербургом и Смоленском, поэтому решили не только сделать здесь остановку, но и еще раз посмотреть знакомые места - Пскво-Печерский монастырь и Изборскую крепость. Только видимо Псков на нас обиделся и встретил хмурым небом и дождиком. И не вышло у нас поснимать Псковские красоты. Придется запланировать еще одну поездку сюда.

Псков один из самых красивых и древних городов России. Он расположен на северо-западе страны в центре Псковской низменности. В городе протекают две реки: Пскова и Великая. Первое упоминание о городе находится в Псковской летописи и датируется 903 годом, хотя по археологическим раскопкам дата рождения города примерно 862 год. Жители Пскова считают покровительницей города княгиню Ольгу, ведь именно о ней упоминается в Повести временных лет, именно ее биография так тесно пересекается с первыми рассказами о городе.

Псков – город Великой истории с множеством необычных сказаний, заключенных навеки в архитектурные строения города. Псков показал себя как настоящий герой во время Великой Отечественной войны. Не так давно, в 2009 году городу Пскову было присвоено звание – «Город воинской Славы».

Население Пскова на начало 2014 года составило 206 703 человек. Прирост населения в городе небольшой, в основном за счет людей, переезжающих с области. Особенно высоко увеличивалась численность людей, проживающих в Пскове до 1990 года, а затем стала постепенно сокращаться. По прогнозам демографов прирост населения скоро прекратится и даже пойдет на убыль.

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь - одна из древнейших в России обителей. Он находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли.

В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия.

Монастырь, с одной стороны находится совсем близко от Псковского Крома, но в то же время он не защищен крепостными стенами. И поэтому более шести веков Мирожский монастырь подвергался нападениям западных врагов. И при каждом нападении он не только был разграблен или сожжен, но служил даже лагерем для неприятелей.

  • В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря.
  • В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев.
  • 1581 год - во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория он служил местом размещения вражеской артиллерии - Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

    Мирожский Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее. В XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.

    Посетить этот монастырь мы планировали еще в Петербурге. Поэтому рано утром, еще до открытия кассы мы уже были на месте. Парковка не перед самым монастырем, но идти недалеко и очень приятно.


    И вот мы с трепетом входим на территорию монастыря. Все утопает в зелени. Прямая аллея ведет в глубь Монастыря. Справа в зелени - серый дом, в котором можно приобрести билеты в Спасо-Преображенский собор, т.к. он представляет собой музей. Только в определенные праздничные дни братией монастыря проводятся в нем богослужения.


    Собор Спаса Преображения - древнейший монастырский храм, один из лучших примеров архитектуры домонгольского периода. Строгий, сдержанный и очень мощный храм с одной главой на обширном световом барабане построен из плинфы и камня. Вначале имел чётко выраженную крестообразную форму.

    Удивительно, что после всех бедствий, перенесенных Монастырем в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, - всемирно известное достояние культуры. Счастье, что сегодня мы можем увидеть творение рук человеческих, которым более 900 лет!!!

    Мы подошли к входу в Храм. Дверь открывается очень узко, предупреждают, что в храме сохраняется определенная температура и уровень влажности. Поэтому в увидеть фрески можно только в хорошую погоду. Нам повезло, погода была солнечная.

    Входим внутрь, предъявляем свои билеты, и осматриваемся. На окне - студенческие работы, при монастыре работает иконописная мастерская.

    Самое интересное ждет нас вот за этой дверью.

    Девять веков назад святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. Выходцы из Греции расписали стены собора сверху донизу. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Население того времени было почти полностью безгламотным, поэтому все сюжеты из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений.

    При этом они не только объединены художественным замыслом, но и прекрасно сохранились.

    В XVII веке фрески были забелены, что способствовало их сохранности. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.


    Мы вышли на улицу. Солнце так освещало чудный старинный храм, словно он прощался с нами и посылал свое благословение...

  • После Преображенского храма и его потрясающих фресок мы идем по дорожке дальше. Сквозь зелень деревьев уже видна белизна храма.

    Мы видим южный фасад, именно обращен во двор. В 1884 году к нему была пристроена паперть с деревянными ступенями, которые ведут в центральный ярус, где и расположена сама церковь. С правой стороны от паперти имеется вход, ведущий в нижний ярус.

    Летописные источники упоминают, что в 1404 году игумен по имени Карп воздвиг в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь имени Святого Стефана. На ее месте в 1406 году и была возведена Стефановская церковь. В 1789 году к западному фасаду была пристроена колокольня, 30 лет назад ее заменили на новую), а также двухэтажные монастырские кельи. Церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Ее строили из кирпича и плиты. По форме Церковь не кубическая, а вытянутая вверх, Алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность.

    Северный фасад мы смогли увидеть с противопроложного берега реки, когда гуляли по набережной. Он состоит как бы из трех частей, что соответствует и внутреннему разграничению храма, т.е. правая сторона соответствует притвору, средняя – основному храмовому зданию, а левая – алтарю.

    Левая часть имеет одно окно в верхнем ярусе, а также фронтоном сверху и два пилястра по бокам. Центральная часть имеет надстроенный третий ярус. Верхний и средний ярусы освещены несколькими окнами такого же устройства, что и на окнах левой части. Самый верхний ярус имеет покрытие в виде четырехскатной крыши с луковичной главкой и выполненным из камня барабаном.

    Нижний ярус Стефановской церкви совершенно лишен окон и отделяется от нижнего яруса продолжением горизонтальной ленты, которая имеется на восточном фасаде церковного здания. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения.

    Наиболее уникальным считается храмовый иконостас, который является работой знаменитого архимандрита Зинона.

    Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. В числе особенно почитаемых святынь находится и икона великомученика Пантелеймона, датирующаяся 19 веком и привезенная со Святой горы Афон; «Тихвинская икона Богоматери», «Николай Чудотворец», а также частицы мощей святых абсолютно со всего света. При Стефановской церкви развивают свою деятельность иконописные мастерские, а ведь мирожские иконописцы считаются достойными продолжателями традиций мастеров из Византии, искусно расписывающих храмы в 12 веке. Сейчас в храме Стефана регулярно проходят богослужения.Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона.

    В храме находится Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими святыми князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Это список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы — 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике.

    На иконе изображены: Пресвятая Богородица с младенцем; справа от Девы стоит князь Довмонт-Тимофей; слева изображена супруга князя Марфа, при жизни имевшая имя Мария; в каждом углу изображения находятся архангелы Гавриил и Михаил.

    Изначально нимбов над головами Довмонта и Марфы не было. Они появились тогда, когда эти две личности были канонизированы, и жители Пскова с благодарностью вспоминали их. Богородица же имеет поднятые вверх руки, как знак мольбы и прошения за всех нуждающихся. Фигура Сына Божьего имеет полузакрытый до пояса вид, при этом руки Младенца подняты в благословительном жесте.

    Явилась эта святыня на Псковской земле в 1198 году. Произошло это в устье реки Мирожи, на котором расположился Спасский монастырь. От названия реки и возникло именование чудотворной святыни. Проявила икона свои целебные свойства в 1596 году во время эпидемии в Псковском регионе. В это время многие верующие приходили ей помолиться и получали скорейшее исцеление. Именно тогда была написана служба для храмов в честь святыни и определено празднование памяти иконы. День памяти этой иконы отмечают ежегодно 7 октября.

    После закрытия монастыря в 1922 году, святыню поместили в художественный, архитектурный и исторический музей. После возведения Мирожского монастыря, пройдя Крестный Ход, священный образ прибыл на свое первоначальное место обитания в конце ХХ века. Здесь он находиться и по сегодняшний день.

    При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.

    Приходской храм Псковской епархии Русской православной церкви. Памятник истории и культуры федерального значения XV-XIX веков, периода Псковской республики. Находится во Пскове в Окольном городе на Георгиевской улице. Дата постройки: 1494 г. Адрес: Россия, Псков, Георгиевская улица, 1

    Церковь Иоакима и Анны на Полонище в Пскове является монастырским храмом. Церковь построена из известняковой плиты, имеет одну главу.

    В древности на этом месте был Якиманский "девичь" (женский) монастырь, и его деревянный главный храм посвященный родителям Богородицы — Иоакиму и Анне, сгоревший во время пожара. Нынешний храм, согласно летописям, был возведен на месте сгоревшего в 1544 году.

    Памятник истории и культуры федерального значения. Находится в Окольном городе на Детской улице, дом 3. Освящён в честь праздника Преполовения Пятидесятницы, отмечаемого на 25 день по Пасхе.

    Музеи. Театры. Архитектура.

    Подлинным украшением города является Кремль или «Кром», как назвали его псковичи. Первые крепостные стены Пскова — земляной вал с древним тыном — были возведены в 8-9 веках. На территории Кремля находится Троицкий собор. Именно в нем хранились городская казна, важные документы и печати, в нем опоясывались мечом псковские князья, уходя в бой с врагом. Долгие годы в соборе хранились два меча, символизирующие независимость и воинскую доблесть Пскова. На одном из них была надпись: «Чести моей никому не отдам». Собор поражает величественностью, простотой и смелостью композиции, а также одной особенностью, необычной для псковской архитектуры: его сопровождает колокольня, а не звонница.

    Кремль (Кром) расположен на стрелке рек Великой и Псковы и состоит из двух частей: внутренней крепости с Троицким Собором и Вечевой площадью и внешней, где расположен Довмонтов город.


    Мы попадаем на территорию Довмонтова города. О том, что такое Довмонтов город, о его значении в жизни средневекового Пскова речь пойдет немного ниже, а сейчас - первое, что сразу же бросается в глаза - это внушительных размеров крепостная стена, которая носит название - Перси, т.е. "грудь".

    Перси - это южная стена Крома (первого кольца псковской крепости). Впервые каменная стена была возведена на этом месте не позднее середины XIII века. В то время она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи до середины XV века уделяли ей особое внимание. Она неоднократно перестраивалась и укреплялась, а так же псковичи вырыли перед ней глубокий ров, называемый Греблей.

    Конечно, масштабная кованная композиция "Щит и меч", которая укреплена на Персях, сразу же привлекает к себе внимание. Композиция была открыта в 1972 году как дань уважения древнему городу-воину, который более 500 лет охранял западные рубежи Древней Руси. Автор композиции известный псковский реставратор и кузнец В.П.Смирнов (1922 - 1996) И вот эта мощная грудь прикрывает собой Кром - изначальную крепость Пскова, где на протяжении вот уже тысячи лет стоит главная святыня псковской земли - храм во имя Святой Троицы

    Продолжение следует...

    Продолжение следует...

    Следующая остановка нашего путешествия - Псково-Печерский монастырь

    Copyright © 2022 tapenik.ru

    Copyright © 2022 tapenik.ru