|
|
Где остановиться и где поесть
- «Велий» Отель - 2018
- Ресторан «Трапезная палата» - 2016
- Ресторан «Трапезная» - 2018
- Ресторан «Le Bazar» - 2018
- «Русская ресторация» - 2018
|
|
Суздаль - 2016 и 2018
Суздаль... Древний, прекрасный, таинственный. Истинно руский и внешне, и внутренне. Он давно манил нас, но
съездить все никак не получалось. И вот, наконец, в 2016 году наша нога впервые ступила на эту землю. И тогда
мы поняли, какю ошибку совершили, отведя на знакомство с Суздалем всего один день. Во-первых, мы попали в выходной
день в Кремле и смогли увидеть его только снаружи, а во-вторых - на бегу с городом не знакомятся.
Два года пришлось ждать новой встречи - и в 2018 мы снова здесь. И вот только теперь нагулялись, насмотрелись,
и даже представили себя местными жителями. И впечатления от обеих поездок объединились.
Суздальский Кремль
Суздальский Кремль — это самая старая часть города, своеобразное ядро, которое существовало ещё с X века.
Он находится в южной части города, возле излучены Каменки.
Некогда здесь была возведена крепость с кольцом земляных валов, общей протяжённостью в 1400 метров.
На них возвышались всевозможные башни и стены. В пределах Кремля располагались двор епископа и князя,
а так же собор, дружина и окружение двух главных лиц города.
|
Богородице-Рождественский собор Наверх
Мы идем по Крнемлевской улице и уже издалека в зелени начинают проявляться красивые синие купола.
Это - Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был первым каменным храмом на русском северо-востоке. Его трижды возводили на одном и том же месте.
Первое здание было построено еще во времена Владимира Мономаха. Приблизительно в 1148 году Юрий Долгорукий возвел новый храм.
Его основание стало нижним ярусом современного собора. В 1222–1225 годах владимирский князь Юрий Всеволодович построил третье,
белокаменное, здание. Внутри его украсили фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней.
|
В XIII веке собор был самым красивым сооружением Суздаля. С тех пор храм несколько раз ремонтировали, изменяя его облик.
На здании появилось два новых купола, вместо глав шлемовидной формы поставили луковичные главы.
В XVII веке в храме обновили роспись, увеличили окна, убрали гробницы, находившиеся на поверхности пола.
Помещение стало просторным и светлым, в соответствии с популярным в то время архитектурным стилем барокко.
В ХХ веке Суздальский собор реставрировали в 1945 году: фасады освободили от лишних пристроек, удалили темный цементный покров,
реставрировали древнюю фресковую живопись. Сегодня здание выглядит так, как в 1530 году (кроме куполов луковичной формы).
Внутреннее помещение собора — это своеобразный музей древнерусского искусства. Здесь можно увидеть древние фрески,
уникальные иконы и церковные предметы декоративно-прикладного искусства.
Внутри сохранились старинные врата, выполненные в редкой технике «огневого золочения».
Собор Рождества Богородицы входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
|
|
На территории Суздальского Кремля, западнее собора Рождества Богородицы, расположились Архиерейские палаты.
Предназначались Архиерейские палаты для проживания в них церковных глав суздальских.
Потому в состав палат вошёл целый ряд построек – трапезная палата, домовая епископская трапезная церковь, а также
жилые строения и помещения для хозяйственных нужд.
|
|
Со стороны Рождественского собора, Архиерейские палаты окружили каменной стеной с воротами, с другой же стороны – защитили
земляными валами. Возводили Архиерейские палаты на протяжении нескольких столетий, начиная с 15-го века и вплоть
до 17-го столетия. Это были первые каменные здания для проживания церковных владык, возведённые на территории Суздальского кремля.
К 17 столетию они служили двором архиепископа.
Завершённый вид Архиерейские палаты приобрели в конце 17 – начале 18 столетий, во времена митрополита Иллариона.
В конце 17-го столетия все строения нынешних Архиерейских палат были соединены меж собой в единый комплекс – «хоромное»
здание, при помощи богато отделанных галерей, потайных ходов, лестниц и переходов.
|
В те же времена, будучи присланным в земли суздальские из Москвы, митрополит Илларион приказал отстроить палату для особых
важных случаев – Крестовую палату.
Крестовая палата – торжественная приемная Архиерейского дома, в которую ведет широкая парадная лестница.
Вход обрамляют перспективные порталы, характерные для владимиро-суздальской архитектуры.
|
Палата восхищала современников своими размерами (более 300 кв. м) и сводом без опорных столбов.
Размеры палаты соответствовали ее назначению.
Здесь зачитывались царские указы, рассматривались челобитные, после обедни принимались люди, пришедшие за благословением,
духовные лица по случаю храмовых праздников, а также по случаю торжественных церемоний.
В праздничные дни накрывали столы для почетных гостей, подавали меды, церковное и рейнское вино.
|
Почти в центре палаты, на возвышении, стоит кресло архиерея, стол и стулья XVIII века,
на столе – необходимые для работы вещи: чернильницы, перья, песочница, ларцы-»теремки», ларец для печати, бумага, книги.
|
|
Для хранения книг, церковной утвари, риз был поставлен шкаф-«ризница» (XVIII века), а также сундук, украшенный вязью.
Интерьер дополняют иконы и портреты «духовных и царских персон».
Из царских персон это портреты XVIII века Алексея Михайловича, Петра Алексеевича и Фёдора Алексеевича, духовником которого был митрополит Иларион. Его торжественный парадный портрет, написанный в XVIII веке, еще близок по стилю к парсуне.
Согласно описи XVIII века в Крестовой палате висели ландкарты – живописные географические карты, необходимые митрополиту
во время визитов духовенства.
Находящиеся в палате экспонаты являются копиями с карт, созданных в 1709 году Василием Куприяновым в гражданской типографии Москвы.
|
|
В Архиерейских палатах Суздальского кремля есть экспозиция - «Царь-книга».
Очень рекомендуем ее посмотреть. Ведь вы увидите поистине чудо - самую большую в России рукописную книгу - Евангелие -
в серебряном гравированном окладе работы Афанасия Трухменского.
Размер рукописной книги – вместе с окладом составляет 105х79 см, это даже больше известной западноевропейской рукописи
«Гигантский Кодекс» («Codex Gigas») – самой большой рукописной книги в Западной Европе.
|
Красотой оклада Евангелия можно любоваться бесконечно! Но стоять все время в музее невозможно, хорошо, что есть
фотоаппарат, и мы можем рассматривать каждый сантиметр этой красоты прямо из дома.
Весит книга более 35 килограммов! На изготовление и украшение её оклада израсходовано более 12 килограммов серебра.
Автор этого фантастически красивого оклада - один из лучших граверов XVII века - Афанасий Зверев,
более известный под фамилией Трухменский.
Совсем немного написано о нем в справочнике: «Афанасий Трухменский (Зверев) — гравер, серебренник XVII в.
В 1670—1680-х годах выполнял работы на Московском печатном дворе, в Верхней типографии (1678-1683).
Резал гравюры по рисункам Симона Ушакова и собственным...».
|
Впервые о Евангелии упоминают Переписные книги суздальского Архиерейского дома начала XVIII века.
Более 200 лет Евангелие находилось в соборе Рождества Богородицы Суздальского кремля.
По преданию, книгу пожаловала в собор царевна Софья, сводная сестра Петра I (она была правительницей России в 1682-1689 годах).
Царевна Софья была хорошо знакома с суздальским митрополитом Иларионом, духовным наставником царских детей.
В 1684 году Софья Алексеевна с сёстрами посещала Суздаль. Тогда же, вероятно, и был сделан вклад в Рождественский собор.
|
Каждый из 76 листов суздальского Евангелия представляет собой бумажное полотнище, склеенное из четырёх листов.
Текст Евангелия написан от руки искусным каллиграфом и дополнен пышным растительным орнаментом.
Причудливый узор из фантастических цветов и трав украшает рамки, заставки, инициалы.
В книге размещены двенадцать крупных рисунков с образом Христа, евангелистов и их символов.
В орнамент заставок включены пятнадцать миниатюр с библейскими сюжетами.
Однако все это красочное описание не дало бы никакого впечатления, если бы организаторы выставки не установили в этом
же помещении достижения современной науки.
|
Рядом с бесценной книгой находится ее "электронное хранилище". Можно виртуально листать Евангелие и увидеть страницы этого шедевра.
Мы очень долго стояли около этого внешне невзрачного "столика", стараясь снять максимальное количество страниц.
|
Уникальное Евангелие постоянно экспонируется в «Церкви под колоколы» Архиерейских палат Суздальского кремля.
|
Выставка «Земская школа» Наверх
Из очень "взрослой" экспозиции, перенесемся, в совсем "детскую". В Суздале есть замечательный детский музейный центр «Суздаль 100 лет назад».
Если доведется побывать в Суздале, не пройдите мимо этого удивительного места.
Экспозиция"Земская школа". Не только детям интересно будет, но и взрослые почувствуют себя детьми.
Вот и мы такими стали. Ну а дальше - просто смотрите сами.
|
|
Выставка «Евфросиньевская ярмарка» Наверх
И последнее на сегодня - это еще одна мини-выставка в детском центре - "Евфросиньевская ярмарка".
Здесь проводят занятия с детьми, но и взрослым из других городов интересно.
|
|
Монастыри
Ризоположенский монастырь Наверх
Ризоположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г., расположен на возвышенном месте в северной части Суздаля,
недалеко от древнего кремля и реки Каменка, перед башней посада, на перекрестке дорог.
Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, с которого снято немало панорам города,
как современных, так и тех лет, когда только появилась фотография.
История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250).
В миру она носила имя Феодулии и была дочерью Черниговского князя Михаила. В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем
Феодором Ярославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла
постриг. Несмотря на то, что она не занимала видных должностей в монастыре, своими подвигами, подвижнической жизнью и даром исцеления
Евфросиния возвысила значение монастыря, так что сюда стали приезжать паломники из других городов.
По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии.
После смерти игуменьи она взяла на себя духовное руководство обителью.
После кончины ее мощи хранились в соборной церкви Ризоположенского монастыря, а в 1929г. были переданы в музей.
Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм - Ризположенский собор - был выстроен только в середине XVI века.
|
Святые ворота (1688) - один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит Андрею Шмакову, Ивану Мамину и
Ивану Грязнову – талантливым суздальским архитекторам XVIIв. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными
изразцами. Арки в них разные: правая - проездная, почти полуциркульная, большая; левая - поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом.
Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками.
В 1930-х гг. в здании Святых ворот был устроен крольчатник, и только после многочисленных писем А.Д.Варганова в Москву здание было очищено
от кроликов и приведено в порядок, но вскоре его заняло НКВД под склад горючего.
Только в 1964г. по проекту того же Варганова Святые ворота были отреставрированы.
|
Преподобенская колокольня Наверх
В 1813г. в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля -
72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм. Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и
было окончено в 1819г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания - мощный классический портал.
На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку,
в 1931г. Сейчас на колокольне – новые колокола. В 2014г. колокольня вновь открылась для подъема на смотровую площадку (расположена чуть
ниже площадки для звонаря), откуда открывается великолепный вид на весь город.
С монастырской колокольней связано предание: когда в 1812 году армия Наполеона вторглась в Москву, суздальцы поклялись в случае изгнания врага
за пределы России возвести в Суздале самую высокую звонницу. И хотя наполеоновская армия троекратно превосходила российскую по численности,
русский народ одержал победу. Так и появилась Преподобенская колокольня, возведенная в 1813 — 1819 годах на личные пожертвования суздальцев.
Строительством сооружения, олицетворяющего патриотические чувства горожан, руководил каменщик Кузьмин.
Композиция Преподобенской колокольни проста: на массивный классический портал с аркой опираются уменьшающиеся кверху ярусы, завершённые
стройным шпилем. Фасады звонницы выкрашены в цвет жёлтой охры и декорированы белыми колоннами с фронтонами.
|
Спасо-Евфимиев монастырь Наверх
Согласно сказаниям, когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю.
Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет.
Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь.
Все постройки были выполнены из дерева и в дальнейшем неоднократно переделывались.
|
Историк В.О. Ключевский назвал Свято-Покровский женский монастырь среди самых первых монастырских центров на Руси
Он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках.
Bменно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения.
Покровский монастырь был основан в 1364 г. стараниями Суздальско-Нижегородского князя Андрея Константиновича и настоятеля Спасо-Евфимиева
монастыря Евфимия. Мимо монастыря пролегала одна из крупных торговых дорог того времени, ведущая из Суздаля в Москву, растущую столицу Русского
государства. В XVI в. Покровский монастырь - один из самых влиятельных и богатых русских монастырей, владеющий более 7000 крепостных крестьян
|
Жена царя Василия III, Соломония, выбранная 500 невест древнего боярского рода, необыкновенная красавица, за 20 лет брака не родила детей.
Против нее было возбуждено дело о "неплодии", в результате чего царь Василий III с ней развелся,
а царицу насильно постригли в монахини и сослали в стены Покровский монастырь.
Западные источники (в частности, письма имперского дипломата Герберштейна) свидетельствуют, что Соломония противилась пострижению, поскольку ждала от Василия III ребенка, который и родился уже в стенах монастыря.
Но к этому времени Василий уже успел жениться на Елене Глинской, шестнадцатилетней красавице, будущей матери Ивана IV.
Опасаясь за жизнь царевича, которого назвали Георгием, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками,
которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.
Вот так заключение в монастыре Соломонии положило начало жестокой традиции ссылки в обитель неугодных жен и дочерей,
волей судьбы оказавшихся вовлеченными в политические интриги.
|
Высокопоставленные узницы Суздальского Покровского женского монастыря:
Инокиня Александра (мирское имя Ирина) - дочь Ивана III от первого брака
Инокиня Александра (мирское имя Мария) - жена последнего Волоколамского князя Федора Борисовича
Княгиня Евфимия Шемятичева - жена последнего на Руси удельного князя Василия Ивановича Шемятича
Соломония Юрьевна Сабурова (в постриге София ) - жена Василия III, дочь Юрия Константиновича Сабурова, потомка выходцев из татарской орды Мурзы-Чета
Анна Васильевна Вельская - рязанская княжна, племянница Ивана III и двоюродная сестра Василия III, жена князя Федора Ивановича Вельского
Евдокия Александровна Старицкая (Нагая) - жена князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного
Евдокия Богдановна Сабурова (старица Александра ) - первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного
Прасковья Михайловна Соловая - вторая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного
Анна Григорьевна Васильчикова - жена Ивана Грозного, дочь костромского дворянина
продолжение следует...
|
Соборы. Храмы. Церкви.
|
На Кремлевской улице находится красивый храм - Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе.
Согласно старинным документам, храм Успения Пресвятой Богородицы существовал в Суздале еще в XV веке и был дворцовой церковью
Московских князей. В 1495 году великий князь Иоанн Васильевич передал его Спасо-Евфимиеву монастырю, которому он принадлежит и по сей день.
|
|
|
Две церкви - Входо-Иерусалимская и Пятницкая церковь Наверх
Между Торговыми рядами и Кремлем, в западной части Суздаля, находятся две церкви, которые составляют вместе единый архитектурный ансамбль.
Это - Входо-Иерусалимская и Пятницкая церковь.
|
|
В XVII веке на месте ныне существующей Входо-Иерусалимской церкви стояла деревянная Пятницкая церковь.
Митрополит Суздальский Илларион на этом месте в 1702—1707 гг. построил каменную Входо-Иерусалимскую церковь с колокольней.
Храм освятили в честь христианского праздника Входа Господня в Иерусалим.
Согласно Евангелию, накануне Входа в Иерусалим Иисус Христос явил божественную силу, воскресив своего друга Лазаря, который четыре дня лежал в гробу.
Иисус въезжает в Иерусалим на осле, где его торжественно встречают тысячи людей, знавшие о чуде воскресения.
У храма четырёхскатная кровля, сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены
только в 1990-х годах. Стены церкви гладкие, они украшены окнами с резными наличниками.
С запада, севера и юга здание оформлено порталами, служащими входами в церковь.
Входо-Иерусалимская церковь в Суздале сохранилась до наших дней с изменениями и утратами.
В 1772 году к Входо-Иерусалимской церкви пристроили ныне существующий зимний храм Параскевы Пятницы, создав ансамбль «парных» церквей.
«Пятницкая» - в названии церкви закрепилось не сразу. Население Суздаля не было довольно им, и вскоре церковь стала называться Никольской,
но название не прижилось и со временем церковь превратилась в Пятницкую. Благодаря великой памяти о древнем деревянном храме и по сей день
церковь именуют Пятницкой.
У русского православного населения огромной популярностью пользовалась Пресвятая Богородица. На её образ молилось большое количество народа.
Люди всей душой верили в великую силу и могущество святого образа. Но Святая Параскева Пятница так, же не уступала в вере и народной любовью
всей России и частности Суздаля.
|
Шатровая колокольня, стоявшая между церквями, была разобрана в 1939 году.
Комплекс Пятницкой и Входо-Иерусалимской церквей окружала каменная ограда со Святыми воротами, завершёнными сводом в виде крестчатой
бочки, украшенной панно «Вход в Иерусалим».
|
|
Антипьевская церковь с колокольней Наверх
|
Цареконстантиновская церковь Наверх
|
|
Кресто-Никольская церковь Наверх
|
Церковь Казанской иконы Божьей Матери Наверх
Церковь Воскресения на торгу Наверх
Музеи. Театры. Архитектура
г. Суздаль, ул. Кремлёвская, д.3
В первый наш приезд, а именно в 2016 году, нам не хватило опыта заранее выяснить время работы Кремля.
И к нашему огромному разочарованию, он был закрыт именно в день нашего приезда.
Суздаль - город не очень большой, поэтому попавшийся по дороге музей восковых фигур своей вывеской привлек.
Мы зашли в него и получили большое удовольствие.
Улицы. Площади. Парки:
|
Гостиный двор. Торговые ряды Наверх
|
Торговые ряды – прямоугольное, длинное здание, разделенное на отдельные магазины (в старину – торговые лавки).
Разработчик проекта, губернский местный архитектор Вершинский, взял за основу Гостиный двор, расположенный в Санкт-Петербурге.
|
Галерея из классических парных колонн украшает главный фасад постройки. Северная часть здания одноэтажная, южная — двухэтажная.
В центре фасада - высокие ворота-портал, увенчанные стройным шпилем с рельефным изображением позолоченного сокола.
Если ранее здания строились ориентированными на берег Каменки, то Гостиный двор обращён фасадом на другую сторону — к Торговой площади.
Возведение Гостиного двора началось в 1806 году.
Предполагалось, что Гостиный двор будет не только местом торговли, но и местом общения: по галерее могли прогуливаться
люди и делиться новостями. Так и получилось, именно здесь сконцентрирована общественная и деловая жизнь города.
Здесь часто проводятся праздники с традиционными гуляниями, забавами, играми, плясками. Сюда стекаются люди, чтобы приятно провести время и
поделиться своими радостными впечатлениями. Как и веками раньше, пестрая толпа ярмарочных посетителей с высоты птичьего полета напоминает
яркое лоскутное одеяло.
|
Торговая площадь в Суздале появилась еще в середине XII века. Уникальной она стала по причине своей неизменности.
Планировка, масштабы, предназначение – уже девять веков все остается прежним. Сегодня это своеобразный центр общественной жизни,
достопримечательность Суздаля, где проходят праздничные городские мероприятия: масленица, ярмарки народного творчества.
Площадь, окруженная храмами. Здесь, на одном небольшом участке, сосредоточено множество храмов.
Прямо перед фасадом Гостиного двора вы видите «теплую» Воскресенскую и «холодную» Казанскую церкви.
|
Площадь известна тем, что именно на ней отплясывал герой Вицина в кинокартине «Женитьба Бальзаминова».
Вот посмотрите, на нашу современную фотографию удалось наложить кадры из фильма, найденные на просторах интернета.
|
|
Извините, страничка в процессе оформления...
продолжение следует...
Следующая остановка нашего путешествия 2016 года - Сергиев Посад
Следующая остановка нашего путешествия 2018 года - Нижний Новгород
|
Copyright © 2022 tapenik.ru
|
|