ЧЕЛНОЧНОЕ КРУЖЕВО - ФРИВОЛИТЕ.
Первое знакомство с фриволите Наверх
Первое знакомство с этим удивительным видом рукоделия произошло в моей жизни в 1992 году. В 90-х фриволите только еще набирало
популярность в нашей стране. На курсы меня привела подруга - и это оказалось настолько увлекательно, что я даже несколько лет вела
кружок "Фриволите" одновременно с основной работой (я тогда вела класс фортепиано).
Мои ученицы-пианистки с интересом посмотрели на мое занятие - и тоже захотели научиться этому увлекательному виду рукоделия.
ВЕЧЕРСКАЯ АННА ГРИГОРЬЕВНА Наверх
Анна Григоревна Вечерская была в то время единственным специалистом, который открыл для нас новый вид рукоделия, удивительный и изящный.
Она впервые разработала условные обозначения элементов схемы кружева и дала образцы различных видов изделий и вплетения в них бисера.
Особой популярностью пользовалась вышедшая в то время ее книга - Фриволите. Курс практического плетения кружев челноками.
В ней она не только подробно рассказывала о технике плетения нового для нас вида рукоделия, но и приводила примеры сочетания фриволите с
кружевом, связанным крючком, с макраме, вышивкой, тесьмой. Давала рекомендации по использованию фриволите в одежде, интерьере, а также
по уходу за готовыми изделиями.
Мне не довелось быть лично знакомой с ней, но курсы вела ее ученица, поэтому Анна Григоревна лично подписала для нас свою книгу
Вот с тех пор, или как говорят иногда «С младых ногтей» (на фотографии я как раз в том возрасте), фриволите и вошло прочно в мою жизнь.
Воротники из толстой нити Наверх
Первые работы - весьма наивны, они сделаны из толстой нити, в основе - рисунки из журналов и тех альбомов, которые нам давали на курсах.
Восторг и уважение еще во время учебы на курсах вызывали, конечно же, "Мушкетерские" воротники (слева на фото). Они казались верхом красоты и сложности.
Поэтому после того как у меня тоже появился на свет такой воротник, я почувствовала себя "Мастером")))
Освоившись с принципом создания рисунков - стали появляться и свои воротнички и кружева специально для конкретной одежды.
Воротник "Мария" был сочинен специально для моей родственицы - Марии Александровны из Москвы, в ее честь и назван "Мария".
Основу воротника составляют цветочные фестоны, которые я сочинила уже сама.
 
 
 
 
Разноцветное кружево
 
 
 
 
Использование дополнительных цветов в кружеве позволило создавать декор для одежды самых различных видов - в данном случае даже для плотных тканей.
Воротник "Волна" был сделан для свитерочка, который в результате превратился в эксклюзивный наряд для дочери.
Идею воротника подсказал мой папа, архитектор, художник, который дал мне удивительные совет. Он сказал:"Не надо просто так плести кружева,
сначала подумай, что хочешь ими сказать, какой образ донести? Где они будут располагаться? Нарисуй, а потом делай".
С тех пор я всегда старалась следовать этому совету. Вот и здесь видно, что воротник является продолжением круглого ворота на свитере,
а спереди в качестве акцента пришлось сделать галстучек, который завершал композицию. Веселое настроение завершают разноцветные стразы, вшитые в галстук.
Этот воротник стал для меня переломным - нить взята уже более тонкая, и я ощутила все прелести более тонкого кружева. Именно с этого времени я
перестала плести из толстых ниток и перешла на тонкие катушечные, сначала в 2 нитки, а впоследствии и в одну.
Такие работы и в самом деле можно уже называть кружевами.
Время девяностых не слишком баловало нас возможностью принарядиться, поэтому волшебный челночек в руке потой очень выручал, особенно в семье,
где подрастала девочка. Вот для своей любимой дочурки я и старалась придумать что-то красивое и оригинальное.
Воротничок для школьной формы Наверх
Мамы моего поколения помнят, какого это каждую неделю (а то и чаще) пришивать белый воротничок своей любимой принцессе. Захотелось сделать что-то свое, уникальное. Проблема состояла в том, что почти все воротники были рассчитаны на круглый ворот, да и толщина их не годилась для такого платья.
Вот и пришлось сочинять такой рисунок. который бы точно повторял фасон стояче-отложного воротника.
На фотографии видно, что воротник хорошо лежит на платьице.
Схема оказалось настолько удачной, что я не раз ее использовала в уже взрослых воротниках. Да и в классе некоторые школьницы стали ходить в таких же воротниках, а это значит, что у меня появились первые заказы, что по тем временам было хоошим подспорьем.
И еще немаловажная деталь - воротничок, сплетенный из лавсановой ниточки, пркрасно выдерживал все еженедельные стирки в течении года
Стояче-отложные воротники Наверх
Вот так стал выглядеть усовершенствованный стояче-отложной воротничок - край стал более ровным и интересным, сеточка стала еще качественнее, а на белой
кофточке появились и дополнительные детали.
Главное, что все эти воротнички сплетены в две ниточки №45 (лл+лх), использовала маленький челночек.
Воротничок-"перевертыш" Наверх
Спокойствие за вид юной школьницы быстро сменился новым этапом - отменили школьную форму. Как быть, если платье уже куплено, а на новый гардероб
средств в семейный бюджет не заложили.
И снова на помощь пришел челночек - вместо белого воротника на школьное платьице пришивается цветной, другой формы, плюс незатейливая отделочка -
и вот уже юная модница соглашается пойти в нем в школу.
А спустя некоторое время этот же воротничок с успехом украсил свитерок, достаточно было лишь перевернуть его задом-наперед, и добавить декор.
Королевский воротник. Отделка концертного платья Наверх
Однажды на работе одна из коллег-рукодельниц спровила - а можно сделать воротник, как у королевы, чтобы стоял вверх?
Идея показалась настолько интересной и при этом сложной, что захотелось попробовать свои силы.
И появились эскизы, пробы. Но когда воротник уже был пчти готов, появилась новая проблема - он настолько по стилю выбивался из любой одежды,
что использовать его возможно было бы только на выставках. Тогда снова закипела работа, и появились роскошные манжеты, как дополнение к воротнику.
В результате простенькое платье из натуральнй ткани превратилось в концертное, в котором не стыдно было выйти "в люди".
Некоторые из своих работ я выложила на этой страничке. К сожалению, они сфотографированы еще старым фотоаппаратом, и пленка черно-белая.
РАЗНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ФРИВОЛИТЕ Наверх
Большая салфетка
Это очень большая салфетка, почти 20 лет назад я ее сплела для своей свекрови.
Фотография сделана еще в то время, когда у нас не было цветного фотоаппарата,
но на ней можно рассмотреть, какой огромный труд был проделан, чтобы рассчитать, как распределить фестоны, чтобы они выглядели хорошо.
книги и пособия по фриволите
В далекие девяностые книг по новому в нашей стране виду рукоделия было не просто мало, а совсем почти не было.
Поэтому выпущенный А.Вечерской первый номер книги-журнала был просто бесценным.
Была еще книга Лепиной, которой мы пользовались как учебником.
Примерно тогда же появились и книги по рукоделию, в которых целые разделы были посвящены фриволите.
Среди них замечательная книга "Рукоделие: Вышивание. Вязание. Плетение". Это целая энциклопедия рукоделия, в которой довольно много внимания
было уделено кружеплетению. Особой гордостью было владение знаменитыми книгами Терезы Дильмон. Энциклопедия для дам (комплект из 2 книг)
Вечерская «Фриволите». Учебное пособие Наверх
Фриволите. Курс практического плетения кружев челноками. Учебное пособие
Автор: Анна Вечерская
Издательство: Старожил Москвы, 1991 г.
Переплет: Мягкая обложка. Цветные иллюстрации
Количество страниц 400 стр. Тираж: 225000
Формат: 210x280 мм (большой формат)
В этом учебном пособии отражен многолетний опыт автора. В доступной форме изложен курс практического обучения плетению кружев челноками. Автор впервые разработала условные обозначения элементов схемы кружева и дала образцы различных видов изделий и вплетения в них бисера. Приведены примеры сочетания фриволите с кружевом, связанным крючком, с макраме, вышивкой, тесьмой.
Даны рекомендации по использованию фриволите в одежде, интерьере, а также по уходу за готовыми изделиями.
Лепина «Техника вязания и плетения» Наверх
«Техника вязания и плетения» Автор: Тамара Лепина
Издательство: Эгос, 1993 г.
Переплет: Мягкая обложка
Количество страниц 400 стр.
Тираж: 50000
Формат: 130х200 мм (средний формат)
Эта книга отличается простотой и ясностью изложения. В сравнительно небольшом объеме автору удалось наиболее полно представить
различные виды вязания, кроме этого, особенный интерес у читателя вызовет искусство плетения "фриволите".
Клейменова «Фриволите. Ступени мастерства» Наверх
Фриволите. Ступени мастерства Автор: Татьяна Клейменова
Издательство: Парите, 1999 г.
Переплет Твердый переплет
Количество страниц 240 стр.
Тираж: 8000
Формат: 220x240 мм (большой формат)
Книга знакомит читателей с фриволите - искусством плетения кружев. Ассортимент изделий, в которых используется кружево фриволите, весьма широк: салфетки, скатерти, покрывала, портьеры, а также одежда и различные украшения. Предлагаемая книга поможет начинающим рукодельницам овладеть навыками плетения кружев, двигаясь по ступеням мастерства от простых приемов и изделий к более сложным. Опытные мастера найдут здесь обширную информацию по таким малоизвестным и оригинальным элементам, как комбинированное кольцо и сетка.
Уткина «Фриволите. Плетение кружев с применением бисера» Наверх
Фриволите. Плетение кружев с применением бисера Автор: Т.Уткина
Издательство: Парите, 1999 г. Мягкий переплет
Количество страниц 240 стр.
Тираж: 8000
Формат: 220x240 мм (большой формат)
Книга знакомит читателей с фриволите - искусством плетения кружев. Ассортимент изделий, в которых используется кружево фриволите, весьма широк: салфетки, скатерти, покрывала, портьеры, а также одежда и различные украшения. Предлагаемая книга поможет начинающим рукодельницам овладеть навыками плетения кружев, двигаясь по ступеням мастерства от простых приемов и изделий к более сложным. Опытные мастера найдут здесь обширную информацию по таким малоизвестным и оригинальным элементам, как комбинированное кольцо и сетка.
Г.А.Свирина. «Фриволите» Наверх
Фриволите
Автор: Г.А.Свирина.
Издательство: КОРОНА принт, 1999 г.
Твердый переплет,
Количество страниц 64 стр.
Тираж: 10000
Формат: 130х200 мм (средний формат)
в практическом пособии в простой и доступной форме рассказано, об оригинальных приемах плетения кружев в технике фриволите, о том, как создать замечательные украшения с бисером. Схемы и рисунки помогут рукодельницам, владеющим азами кружевоплетения, повысить свое мастерство.
Балалаева «Фриволите с бисером» Наверх
«Фриволите с бисером». Практическое пособие
Автор: Балалаева Ж.Л.
Издательство: ..., 1999 г.
Переплет^ ... переплет
Количество страниц .. стр.
Тираж: 8000
Формат: ...x... мм
Рожков «Рукоделие. Опыт мастеров» Наверх
Рукоделие. Серия «Берегиня». Опыт мастеров. Составитель Сергей Рожков. Редактор Елена Окулова
Издательство: Асцендент, 1993 г. Твердый переплет
Количество страниц 234 стр. Тираж: 10000 Формат: 145х215 мм (средний формат)
Перед Вами первый том серии "Рукоделие - опыт мастеров". Книга для умеющих радоваться и радовать других, умеющих кто-то делать своими руками.
Мы хотим разбудить заложенный в Ваших генах тысячелетний опыт рукоделия, поможем овладеть ремеслом, совершенствовать его. Народ, не
утративший истоки своей культуры, имеет будущее, и отрадно видеть, как в трудное для всех нас время возрождаются былые ремесла и
легендарная слава мастера. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия вышивок, кружев, изделий из дерева, металла, самоцветов, как в России.
В Строгановском училище в 70-е годы мы все увлекались японским и итальянским дизайном, но почему-то запомнилась коллекция "Рязанского дизайна",
которую собирал один из преподавателей.
|