|
Первый раз в Угличе мы побывали летом 2016 года. Это посещение оставило такое неизгладимое впечатление, что
мы не оставляли надежды съездить туда еще раз... Это получилось через пять лет, в 2021-м году
|
Угличский кремль
Угличский кремль расположен на высоком берегу Волги. — это Княжеские палаты, церковь Царевича Димитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор,
колокольня Спасо-Преображенского собора, Богоявленский зимний собор и здание Городской думы (Дом градоначальника).
Уникальность композиции в том, что она представляет разные эпохи русской истории и культуры, объединенные общей биографией, легендами и загадками.
|
Вот таким мы впервые увидели Спасо-Преображенский собор с другого берега, его красота в сочетании с чудесной солнечной погодой, голубым
небом с белыми пушистыми облаками - и дивной водой - казались просто картиной, на которую хочется любоваться и любоваться.
Эту панораму мы снимали с берега, на котором жили в шикарной гостинице "Волжская ривьера". Но об этом позже...
Ну а теперь мы идем уже непосредственно в кремль, знакомиться со всеми его красотами и диковинками.
|
Здание бывшей городской думы Наверх
Итак, мы идем в кремль. Вот по этой красивой дороге, через мост. Светит солнце, погода чудесная...
Первое здание, которое попадается нам на пути - здание бывшей Государственной Думы.
Оно было построено в 1813-1815 гг. и было более ста лет местом работы городской администрации. В нем помещались Городская Дума,
Городовой Магистрат (позднее Городская Управа), Цеховая Управа, суд, банк, архивы, уездное и приходское училища, зал для общественных собраний и др.
|
Красивое двухэтажное здание, четкий симметричный фасад, с мезонином в центре. А если отойти подальше, то оно и вовсе напоминает облик
изысканного дворца, поднимающегося над живописными изгибами русла Каменного ручья.
При этом здание имеет два главных фасада – один выходит на городскую площадь, а второй – в кремль.
|
Спасо-Преображенский собор Наверх
Спасо-Преображенский собор - это самое большое сооружение на территории Кремля, главный собор Углича, именно сюда мать внесла тело
убиенного царевича.
Храм был построен артелью крепостных князя Голицына в 1700 – 1713 гг. Вход в храм оформлен классическим портиком с колоннами.
Расписывала собор в 1810-1811 годах артель Тимофея Медведева. На широких плоскостях стен и сводов размещается более 50 композиций,
выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.
Грандиозный 6-ярусный иконостас установлен в 1860 году. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф.Рожновым.
Рядом с собором возвышается 37-метровая колокольня (1730 г.) с золоченой главой, поставленная на том месте, где с прежней колокольни
возвестили набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Димитрия.
В 2009 был возвращён Русской Православной Церкви. Сегодня здесь собрана коллекция старинных фресок и икон.
В летнее время в соборе выступает мужской ансамбль «Ковчег», исполняя православные песнопения.
Мы обошли со всех сторон храм, он и вблизи очень хорош!
А еще приятно, когда Храм в хорошем ухоженном состоянии, краска не облупилась,
стены не разваливаются. В общем - беречь надо Храмы наши.
церковь Царевича Димитрия на Крови Наверх
Второе по старшинству здание кремлевского ансамбля — церковь Царевича Димитрия на Крови, построенная в 1692 году на месте гибели последнего
сына Ивана Грозного - царевича Димитрия Угличского.
Поскольку православная церковь считает законными только три брака, то Мария Нагая (восьмая жена Ивана Грозного) считалась незаконной женой,
следовательно и ее сын - Димитрий - считался незаконнорожденным и не имел права претендовать на престол.
Несчастный и погиб, оказавшись заложником сложных политических интриг.
Это убийство до сих пор является одной из главных исторических загадок. Была ли смерть результатом интриг, или местью, или несчастным
случаем — версий много, но веских доказательств нет, есть лишь факты: 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был найден мертвым, с перерезанным
горлом.
|
Мимо проходил некий пономарь, который, увидев труп царевича полез на колокольню и начал битьв набатный колокол. Сбежался народ и,
потрясенный случившимся жестоко расправился с предполагаемыми убийцами. За учиненный самосуд впоследствии многие были наказаны.
На усмирение расходившегося народа прислали внутренние войска. Мать Дмитрия за недосмотр за сыном постригли в монахини с именем Марфа.
Наказали даже колокол, которому отрезали язык и отправили в ссылку в Пелымский острог.
Только в конце XIX века колокол вернули в Углич и теперь он находится в церкви царевича Дмитрия.
Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 году прислан из города Углича
в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».
Вскоре на этом месте была поставлена часовня, а затем возведен деревянный храм.
Говорят, что в алтаре того, первого, храма было отгорожено место, где нашли «невинно убиенного», и каждый год в день смерти на этом самом
месте выступали пятна крови.
Мы подходим ближе к храму, на стене памятная доска. Заходим внутрь, на окошке тоже описание. Пока знакомимся и осматриваемся.
Строительство нынешнего храма было начато в 1677-м и продолжалось 15 лет.
|
росписи храма
Больше ста лет церковь ожидала росписи. В храме собрали деньги - 750 рублей, и на эти деньги артель борисоглебского иконного мастера
Петра Хлебникова подрядилась расписать храм. Роспись соединяет древнюю иконописную традицию с формами новой классической русской живописи
|
На западной стене храма в 70-е гг. XVIII века московской артелью мастеров Сапожникова была выполнена композиция на тему убиения юного царевича.
Здесь изображены сцены одевания на прогулку и убийства, оплакивающие Дмитрия мать и кормилица, прибежавшие на колокольный звон угличане,
самосуд над убийцами и несущиеся на лошадях в Москву гонцы. Ключевой частью композиции является крупный образ царевича Дмитрия в лике
святого и изображение Московского Кремля.
Ее центральный сюжет — своеобразный рассказ об убийстве царевича. Художник, работавший над росписью, шаг за шагом воспроизвел трагические события,
начиная с момента, когда царевич вышел на прогулку, и заканчивая сценами убийства, восстания народа и перевоза тела царевича в Москву.
В трапезной использованы две темы - Сотворение Мира и жизнь Адама и Евы в Раю.
Художественная композиция, посвященная жизни Адама и Евы в Раю, первого греха Адама и Евы и изгнания их из рая была сделана В 80-х
гг. XVIII столетия Хлебниковым.
Нонсенсом для того времени вообще и для святого места в частности было изображение полностью обнаженных Адама и Евы. К тому же они написаны так
объемно и реалистично, так что кажутся живыми. Но в конце XVIII века при Екатерине II такая вольность даже в провинции была возможна.
Красота росписей просто потрясает. Ощущение такое, что попадаешь совершенно в другое измерение. Словно на машине времени переносишшься
в то время, когда все, что написано на стенах было реальным. И не важно, вымысел ли это, фантазия авторов или правдивые истории.
Наверное еще важно то, что мы могли находиться в этом здании достаточно долго, а не так. как приходящие экскурсии, которые в толпе
что-то могут рассмотреть, краем глаза увидеть и краем уха услышать
Надо придти сюда и просто надышаться этим воздухом, насмотреться на эити дивные красочные ковры...
А теперь подходим к сердцу любого храма - к Алтарю.
Он сохранился до нашего времени, этот роскошный, позолоченный, украшенный резьбой иконостас 1867 года.
В нем - великолепные иконы из Оружейной палаты Москвы. Среди них - лик Божией Матери Смоленской (вклад первого царя династии Романовых
– Михаила – в 1630 году), редчайшая икона Спаса Вседержителя (написанная в 1692 г. Билиндиным, выдающимся представителем умельцев из Оружейной палаты),
храмовый образ Святого царевича Дмитрия (исполнен в XIX в. местным иконописцем Бурениным в качестве копии иконы XVII века).
Перед алтарем - стоит Рака из дерева и парчи, в которой находились мощи царевича. Они были торжественно
перенесены в Москву, где в соборе Михаила
Архангела после канонизации захоронены рядом с могилами русских князей. Позднее ее украсили тонкой работы
золоченым изображением Димитрия, хранящимся в Оружейной палате.
На раке имеется надпись: «Божиею милостию, повелением благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Великаго Государя, Царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца... зделана бысть сия рака благоверному чудотворцу, царевичу,
князю Димитрию Ивановичу, в седмоенадесять лето государства государя царя, в первоенадесять лето патриаршества, лета 7138».
Еще один из предметов, связанных с убийством царевича - носилки, на которых его мощи несли из Углича в Москву.
По легенде, носилы остановились на выходе из города, и никто не мог сдвинуть их с места. Долго пришлось молиться москвичам, чтобы угличская
земля отпустила мощи. Носилы потом были возвращены в Углич и стали предметом поклонения.
В общем так, приезжайте сами и любуйтесь сами. Нам хотелось снять все , но это невозможно. И все же кое-что еще выкладываю. Любуйтесь
|
Палаты царевича Димитрия Наверх
В Кремле сохранилось двухэтажное каменное дворцовое здание XV века - Княжеские палаты, известные под названием «Палаты царевича Димитрия».
Это самое древнее сооружение на территории Кремля, чудом уцелевшая часть некогда огромного дворца, построенного в 1481 году в период правления
Андрея Большого. Это здание было парадной престольной палатой, а остальной дворец к сожалению, до нашего времени не дошел.
А саму палату отреставрировали к трехсотлетию гибели царевича Дмитрия
Андрей Большой был удельным угличским князем, сыном великого князя московского Василия II, по прозвищу Темный, и Марии Ярославны, и в то же
время младшим братом Великого князя Ивана III.
Князь Андрей много сделал для Углича, он сделал Углич одним из ведущих культурных центров Руси. В городе даже чеканили свою монету,
переписывали и оформляли книги, а при княжеском дворе работал известный иконописец - Дионисий. Андрей даже опередил старшего брата в строительстве
каменных зданий (Только великий князь Иван III мог позволить себе каменное строительство), однако каменные дворцы Москвы стали строиться позднее угличских.
Князь Андрей в 1491 он попал в опалу и через год умер в тюрьме.
Итак, мы подходим к красному каменному двухэтажному зданию. Оно очень красиво смотрится в зелени. Обходим его со всех сторон.
Очень красиво парадное крыльцо, по которому мы потом войдем в Палаты.
|
А пока идем дальше. Скромное оформление первого этажа компенсируется потрясающей красоты отделкой второго. Если со стороны парадного крыльца
его сложно рассмотреть, то здесь можно стоять и любоваться. Кирпичное кружево, иначе и не назвать!
Ну вот, мы обошли здание со всех сторон. Мы посетили Углич в 2016 году, а всего лишь годом ранее, а точнее, 28 мая 2015 года, перед зданием
был установлен памятник царевичу Димитрию. Высота памятника составляет 3,2 метра, вес - 1,5 тонны
|
Для создания памятника был объявлен конкурс. Из 14 проектов лучшим по итогам голосования признали работу
московского скульптора Александра Рукавишникова и настоятеля храма Михаила Архангела, что «в бору», игумена Рафаила (Сергея Симакова).
За основу памятника царевичу Димирию был взят образ, который создал в 1899 году на своей картине «Цесаревич Дмитрий убиенный» Михаил Нестеров.
Памятник создан на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации, полученный Угличем в номинации «Лучший малый город в год культуры».
Вот по этой красивой лестнице поднимаемся на второй этаж. Как ни хотелось бы нам верить, что мы поднимаемся по той самой исторической лестнице,
по которой ходил маленький царевич, приходится признать, что это пышно оформленное крыльцо - относительный "новодел". оно было пристроено в 1892 году,
когда проходила реставрация здания.
По дороге остановились - справа видны сувенирные киоски для туристов, а их здесь очень много.
И вот мы попадаем в просторное помещение, котрое при Петре I пытались уничтожить. По легенде, мастера три раза поднимались на стены
и хотели разбить их на кирпичи, но какая-то неведомая сила сбрасывала людей вниз и строение решили сохранить.
Еще не зная, что нас здесь будет ожидать, мы обманулись на название "Палаты царевича Димитрия" и рассчитывали попасть в реконструкцию его жилья.
Однако оказалось, что мы ошиблись. Поэтому легкое разочарование промелькнуло,
но оно очень быстро исчезло.
Итак, мы попали в большое помещение, палату, в которой расположилась экспозиция музея - «Сокровища древнего Углича». Вид чисто музейный - витрины,
таблички с описанием. Таким он стал 16 июня (по новому стилю) 1892 года, когда в Палатах в присутствии большого количества гостей был торжственно
открыт угличский «Музей отечественных древностей».
Приготовили фотоаппараты, чтобы заснять все, что возможно. И на табличке надпись - фотосъемка - 100р.
Для того, чтобы посетители могли приходить зимой, на втором этаже поставили печь. Изразцы для которой были изготовлены в г.Рыбинске на фабрике Аксёнова.
|
Все экспонаты представлены в очень красивых резных витринах. Нам они так понравились, что мы даже спросили у музейного работника, откуда такая
красота. Оказалось, что они были изготовлены специально для музея, и сейчас сами стали музейными экспонатами.
На выставке мы увидели много роскошных шитых жемчугом, бисером и стеклярусом иконных окладов, и других прекрасных изделий,
выполненных в мастерской Богоявленского женского монастыря. Это оказалось не случайно.
Мария Нагая, мать царевича Димитрия, которую сослали в Углич, была искусной вышивальщицей. Она и стала основательницей женского рукоделия
в Угличе в XVI веке. Она была вынуждена покинуть Москву и переехать на жительство в Углич, и, как тогда было принято, увезла с собой и своих мастериц.
Здесь, на новом месте, они продолжали трудиться над украшением кремлевских и приходских храмов Углича шитыми пеленами.
На выставке мы увидели также потрясающей красоты изделия мастеров серебряного дела: напрестольные и наперсные кресты и иконки,
евхаристические сосуды, оклады на Евангелия, некоторые из которых, являются вкладами царствующих особ,
членами их семей, московскими князьями, высшим духовенством. И книги, и оклады к ним - это вещи, от которых просто невозможно оторвать взгляд.
Как хорошо, что можно было это сфотографировать и любоваться потом дома, вспоминая впечатление, которое они на нас тогда произвели.
В выставку также вошли лучшие образцы из редкой коллекции деревянной скульптуры XVI – XIX вв.
В общем, вы поняли, что здесь очень познавательно, как в любом хорошем музее. Приезжайте и посмотрите сами.
|
Богоявленский монастырь
Этот девичий монастырь основала в далёком 14 веке княгиня Евдокия — женщина удивительной судьбы.
В совсем раннем, даже для того времени, 13-летнем возрасте она стала женой 15-летнего московского князя, позже явившимся миру как
Дмитрий Донской. Этот брак подготовили отцы молодых людей, чтобы таким образом закрепить мирные отношения между своими княжествами.
Союз оказался счастливым, в семье было 12 детей. Княгиня, всегда отличавшаяся добрым нравом, отзывчивостью на людские беды и благотворительностью, основала несколько храмов и монастырей. Для своего времени она была очень образованной женщиной.
После ранней гибели мужа Евдокия стала монахиней московского монастыря. Говорят, что в тот день, когда она приняла монашеский постриг
на окрестной земле произошло около 30 чудесных случаев исцеления. Прожив всего несколько недель в иночестве, инокиня Евфросинья — такое имя
она взяла себе во служение — скончалась. Спустя некоторое время, её стали почитать как покровительницу Москвы и русских государей.
Красивая история связана со строительством этого великолепной обители.
Когда-то давно, на этом самом месте был фруктовый сад. Однажды весной, когда пышным цветом, заполняя воздух прекрасным ароматом,
цвели яблони, хозяйка сада заметила, что в саду обосновались три прелестных белых лебедя. Несколько лет подряд они прилетали сюда, на одно и то же место.
Женщина решила, что это знамение.
Когда землю стали продавать монастырю, она рассказала эту удивительную историю игуменье и показала заветное место.
Тогда же настоятельница решила распланировать будущий собор так, чтобы его алтарная часть располагалась именно на том месте,
где любили строить своё гнездо красивые лебеди.
|
Но это все предистория, которую мы прочитади в интернете. А теперь мы готовимся вживую сопрокоснуться с очередным чудом истории и красоты.
Едем вдоль ограды, ее восстановили не так давно. Подъезжаем к воротам, осавляем машину и с трепетом заходим в ворота.
|
Сразу слева от ворот перед нами открывается величественный и прекрасный Богоявленский собор.
Потрясающей красоты небесно-голубые купола вызывают восторг. Храм настолько прекрасен, что оторвать взгляд просто невозможно.
|
Собственно это и не удивительно. Ведь храм - творение самого К. Тона (автора Храма Христа Спасителя в Москве).
Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона. 10 лет строители возводили это чудесное сообрежение, и потратили на его создание
60 тысяч рублей серебром.
|
Заходим в храм и надеемся увидеть столь же прекрасное внутренне убранство. Но увы, сжимается сердце от его состояния.
Человек построил, и человек же все разрушил. И только теперь снова возрождается потерянная красота.
И все же есть надежда - в храме идут восстановительные работы, пройдет какое-то время, и засияет снова эта обитель духовности.
|
Одно удивительно, никакие строительные принадлежности не мешают чувствовать намоленность этих стен. Здесь хорошо, спокойно.
Можно спокойно рассмотреть каждую икону, новую или старинную. Можно сфотографировать на память, что мы и делали.
В соборе хранится Феодоровская икона Божией Матери, помогающая просящим о рождении и воспитании детей, о возвращении
в семью счастья и благополучия.
Как гласит древнее предание, Феодоровская икона Божией Матери была творением апостола и евангелиста Луки.
Но точно никто не может сказать, каким образом и в какое время она оказалась в России.
Считается, что в начале XII века святыня пребывала в селе Малый Китеж, недалеко от небезызвестного Городца Волжского, в часовне.
Еще в те времена признавалась чудотворность иконы.
Благодаря чудодействию той самой иконы, во многих православных храмах и монастырях стали почитать списки Феодоровской иконы
Божьей матери. Именно от них снисходит благодатное свечение и благодать каждому молящемуся перед ней.
|
Церковь Феодоровской иконы Богоматери Наверх
Мы выходим из храма, перед нами - Церковь Феодоровской иконы Богоматери. Очень нарядная белая церковь с красивыми куполами.
Миниатюрные золотые луковичные главы придают особое очарование зданию. Оно кажется просто сказочным.
Церковь была заложена 21 мая 1805 года В честь Феодоровской иконы Божией Матери, которую подарила обители инокиня Марфа, мать
первого русского царя фамилии Романовых — Михаила Фёдоровича.
В 1818 году строительство было закончено.
|
Раньше к Феодоровской церкви примыкала трёхъярусная колокольня, на её 1 этаже размещалась библиотека. Но всё это было разрушено и
не сохранилось. Мы были в монастыре в 2016 году и видели, что строительство идет полным ходом. Возможно когда вы посетите это место,
оно уже будет закончено.
Мы тоже поучаствовали в строительстве, получили свидетельство на именной кирпич для внука.
|
Прошло несколько лет, и вот - прекрасная белостенная колокольня взмыла ввысь!
Даже повезло послушать колокольный звон. А командовала колоколами - женщина-звонарь.
|
Зашли в храм - и долго-долго не могли выйти. Любовались потрясающими росписями.
Два века назад, а именно в 1822-1824 гг., артель известного провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева, раписала своды и барабан.
Удивительная иллюзия архитектурных деталей на стенах, на сводах и в центральном барабане.
А в Алтаре, на Горнем месте, Тайная Вечеря - на фоне иллюзорной уходящей вдаль колоннады.
|
|
Церковь Смоленской иконы Богоматери Наверх
Церковь Смоленской иконы Богоматери - самый древний храм обители
В 1700 году построили первую церковь из камня. Сначала церковь называлась Богоявленской, а позднее была переименована в
Смоленскую. Это высокое здание своими пятью главами тянется ввысь, отчего выглядит стройным и изящным.
Сама церковь небольших размеров. К ней пристроена удлинённой формы трапезная, галерея и один придел.
В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц,
здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе
вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды". Даже прожив здесь не долго, поэтесса с огромной любовью всегда вспоминала Углич и место,
где жила - Богоявленский монастырь.
Женский монастырь Богоявления славился непревзойдённым мастерством насельниц-золотошвеек. От старших к младшим передавались здесь секреты
восхитительного искусства: вышивки серебряными и золотыми нитями. Эти мастерицы расшивали церковную утварь и одежду.
Его территориальное расположение и толстые стены с кельями-одиночками, отлично подходили для проживания ссыльных женщин царствующего рода,
пытающихся лично влиять на ход истории. Здесь насильно постригли в монахини Марию Федоровну Нагую, которая была матерью царевича
Димитрия после его безвременной гибели.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ монастырь
Грандиозный Воскресенский монастырь - быть может самый древний на Угличской земле
Время его основания неизвестно, но некоторый свет проливает Житие святого Паисия Угличского, где говорится, что 1 октября 1482 г.
на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря был в числе прочих воскресенский архимандрит Нафанаил. Есть и другое предположение -
он мог быть в числе монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261-1285), управлявшим городом во второй половине XIII века.
Деревянные монастырские постройки располагались на самом берегу Волги, там, где сейчас стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Низкий берег у Троицкого ручья не раз заливался водой (в народе эти места называли Лужники), постепенно размывался, поэтому возникла необходимость отодвинуть монастырь в глубь суши. Для этого нашлась и возможность.
|
Каменная ограда с башнями вокруг монастыря была возведена в 2008 году усилиями Русской Православной церкви и прихожан- благотворителей.
Мы сначала прошли вдоль ограды и посмотрели на монастырь из-за нее.
Храмы монастыря:
1. Собор Воскресения Христова с двумя приделами
2. Церковь Смоленской иконы Божией матери
3. Трёхпролётная звонница с церковью Марии Египетской
Другие постройки монастыря:
4. Святые ворота (2010 г.)
5. Келейный корпус
6. Монастырские постройки
7. Ограда с башнями (2010-е гг.)
8. Ворота ограды
Другие объекты:
9. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
10. р. Волга
Главный храм монастыря - Воскресенский собор - по архитектуре своей близок к храмам Ростова Великого, строившимся примерно в то же время.
Он пятиглавый, на высоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами - Михаила Архангела и Иакова.
Стены собора, центральный барабан и галерея украшают поливные изразцы;
они же вкраплены в стены звонницы монастыря. На изразцах изображены животные, птицы, батальные сцены. В соборе сохранился иконостас,
по-видимому, позднейший, но в него включены несколько древних икон.
Со стороны западного входа в собор на галерею ведет шатровое крыльцо.
С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной, как бы подчеркивая единение
всех построек комплекса.
За иконостасом сохранились небольшие фрагменты первоначальных росписей XVII века; прочие же росписи были выполнены в XIX веке местным
живописцем Д.Бурениным.
Звонница монастыря также близка по композиции к ростовской. В составе всего ансамбля она кажется не очень большой, но на самом деле в
ней целых четыре яруса. В нижнем были сделаны ворота, служившие для въезда на монастырский двор. Второй ярус - служебный, к нему пристроена
открытая галерея, ведущая от собора.
В помещении третьего яруса расположена церковь, посвященная преподобной Марии Египетской? имеющая необычную прямоугольную форму без алтарных апсид.
Вход в храм с галереи по внутристенной лестнице. Церковь была упразднена после закрытия монастыря в 1764.
В четвертом ярусе, над церковью находится звонница с широкими открытыми арками (с тройными арочными пролетами на фасадах и с двойными,
полукруглой формы), завершённая одной главой.
Третья составляющая монастырского комплекса - трапезная палата с церковью Смоленской иконы Божией Матери, или Одигитриевской.
На ней поставлена часовая башня, на которой когда-то были часы с колокольным боем. Изначально над башенкой стоял шатер, но в XIX веке
он был заменен на более простое покрытие.
К началу ХХ века бывший монастырь подошел в чудовищно плачевном состоянии. Перестройки, делавшиеся силами прихода, сильно исказили его облик,
расползающиеся фундаменты грозили обрушением всех зданий комплекса, и исследователи всерьез опасались, что вскоре на месте великолепного ансамбля
останется груда щебня и обломки стен.
С приходом советской власти этот приход был упразднен в числе первых, и им вовсе перестали заниматься. Когда же в 1930-х годах началось
строительство Угличской ГЭС и уровень воды в Волге поднялся, зданиям монастыря, казалось, грозила неминуемая гибель.
Однако творение зодчих XVII века выстояло и дождалось 1950-х годов, когда была проведена его реставрация.
В 1999 году монастырь был передан церкви, в нем снова возродилась мужская обитель. Постепенно он был отреставрирован, и сейчас величественный и грандиозный комплекс окружен новыми стенами с воротами, а в стенах его храмов снова ведутся богослужения.
церковь Рождества Иоанна Предтечи Наверх
Рядом Воскресенским монастырем на берегу Волги стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Увидеть ее обязательно надо каждому, кто побывает в Угличе.
Места для парковки много, ставьте машину - и любуйтесь. И, поверьте нам, есть чем любоваться. Церковь прекрасна, хоть
время и оставило на ней свои грустные следы.
Эта церковь - по праву одна из жемчужин Углича.
|
Храм возник не сразу. В конце XVI века здесь, в западной части посада, находились деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и Симеона Столпника,
Спаса Нерукотворного и Святых Мучеников Диомида и Мирона. В Смутное время они были разграблены и сожжены.
Спустя немного времени их восстановили - они стали одними из немногих старых церквей города, которые были возрождены после польского разорения.
По Писцовым книгам середины XVII века значится деревянная церковь Спаса Нерукотворного с приделом Симеона Столпника.
При ней теплый с трапезной храм Иоанна Предтечи.
В июньский день 1663 года Углич потрясло трагическое событие - пропал малолетний сын богатейшего угличского купца Никифора Чеполосова.
Все поиски были напрасны, и родители отчаялись. Спустя почти месяц, 2 июля, тело убиенного младенца Иоанна было найдено под слоем мха в болоте.
Выяснилось, что младенца убил затаивший зло на купца его приказчик Федор Рудак.
Ванечка Чеполосов – 8 января 1657 г. — 25 июня 1663 г. (18 января января 1657 — 5 июля 1663 г. по старому стилю)
Однажды он пошёл к учителю грамоты и пропал. Его искали в Волге, на дорогах и в лесах, но нигде не нашли.
Житие утверждает, что он был похищен доверенным слугой своего отца, приказчиком Рудаком, жителем селения Иерусалимского, находившегося
недалеко от Углича, имевшим на его отца «злобственное, в сердце скрытое ухищрение».
16 дней тот держал его в ларе (или в «конике» — погребе) «с острыми колючками», а ночью выпускал и стегал конской плетью, принуждая
отречься от родителей и назвать отцом его, но мальчик не соглашался.
Некоторые говорили после, что мучитель каждую ночь вырывал у Вани по зубу.
В конце концов, Рудак зарезал мальчика ножом, «двадесятью четырьмя ранами убиение нанесе, двадесять же пятою блаженного страдальца
сквозь честную главу во ушеса пронзе». Труп убийца попытался скрыть на болоте
Безутешный отец решил почтить столь трагично погибшего сына. Для этого в 1689-1691 гг. он строит в камне теплую Предтеченскую церковь.
безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная,
вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые
приделы с севера и юга. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
|
Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого,
такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков.
Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.
|
Предтеченская церковь очень нарядная. Наружные стены золотистого цвета, на фасадах храма сверкают многоцветные изразцы.
|
В Предтеченской церкви все очень гармонично. И даже большое крыльцо выглядит очень естественно.
Оно, как выяснилось, относится к редкому типу «уступчатых». В 19 веке его много раз переделывали.
Именно это крыльцо изображено в картине Н.К.Рериха «Углич», настолько оно понравилось художнику.
Крыльцо, как и вся церковь очень пострадали от времени, но в последний приезд мы увидели реставрацию купола.
Надеемся, что и крыльцо в скором времени будет снова радовать глаз.
|
продолжение следует...
|
Следующая остановка нашего путешествия - Кострома -
|
Copyright © 2024 tapenik.ru
|
|