кнопка Главная

кнопка Новости сайта

кнопка Карта
кнопка Дизайн
кнопка Вирт.музей

кнопка СССР
кнопка Дизайн
кнопка Шрифты

кнопка Рисунки

кнопка pfotoshop
кнопка энциклопедии
кнопка Петербург

кнопка Композиторы

кнопка Художники

кнопка куклы

кнопка Библиотека
кнопка Увлечения
кнопка Путешествия

кнопка Марки

кнопка Монеты

кнопка Открытки

кнопка Рукоделие
кнопка Копилка



200stran.ru: 
показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время




ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ от tapenik - А-Б-В

     "А"
     Адан
     Алябьев
     Амиров
     Аренский
     Альбинони
     Альбенис
    
    
    

     "Б"
     Бабаджанян
     Балтин
     Барток
     Бах И.С.
     Бах Ф.Э.
     Беренс
     Бетховен
     Бородин
     Бортнянский
     Бургмюллер
     Балакирев
     Брамс

     "В"
     Вагнер
     Ванхаль
     Вебер
     Верди
     Вивальди
    
    
А - В
Г - З
К - Н
О - Р
С - Ф
Х - Я

АДАН Адольф Шарль         Наверх

     АДАН (Адам)Адольф Шарль (1803-1856) - французский композитор. Родился 24 июля 1803 года в Париже. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1817—25); ученик А.Рейхи, Ф.Буальдье (композиция). Некоторое время жил в Лондоне (1832), Берлине (1840), Петербурге (1839/40). В 1847 основал в Париже оперный театр (Национальный театр), просуществовавший 1 год.
         С 1849 профессор Парижской консерватории (класс фортепиано); член Института Франции (с 1844). Умер 3 мая 1856 в Париже. Адан - один из создателей романтического балета. Наиболее известное из его произведений - балет "Жизель"


АЛЯБЬЕВ Александр Александрович         Наверх

     Александр Александрович Алябьев (....-....) - русский композитор.










АРЕНСКИЙ Антон Степанович         Наверх

     Антон Степанович АРЕНСКИЙ (30 июня 1861, Новгород — 12 февраля 1906, Перк-ярви, близ Териоки, Российская Империя) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах — профессор Московской консерватории, в 1895—1901 — управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.
         Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова. По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни
         Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
         Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского, а также фортепианной музыки Роберта Шумана и Рубинштейна.


АМИРОВ Фикрет Мешади Джамиль оглы         Наверх

         Фикрет Мешади Джамиль оглы АМИРОВ - (1921-1984) - азербайджанский советский композитор — родился 22 ноября 1922 г. в Гяндже (Кировабад). Окончил Бакинскую консерваторию по классу композиции у Б. Зейдмана. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР.
         Глубина художественных образов, богатство мелодических линий, высокий профессионализм и неразрывная связь с народной азербай¬джанской музыкой — таковы основные черты творчества Амирова.
         Среди его произведений оперы «Улдуз», «Севиль»; музыкальные комедии «Похитители сердец», «Радостная весть», симфонические поэмы, симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», сюита «Азербайджан», танцы для симфонического оркестра; симфония «Памяти Низами» для струнного оркестра; двойной концерт для скрипки и фортепиано с оркест-ром; инструментальная музыка; хоры, романсы, песни; форте¬пианные пьесы (в том числе «12 миниатюр», «Детские картинки»); обработки народных песен; музыка для театра и кино. Пьеса «На охоте» — из фортепианного цикла «Двенадцать миниатюр». песни, романсы; обработки народных песен; музыка для театра и кино.
         Автор книги «В мире музыки» (1983).
         Ф. Амиров умер 20 февраля 1984 года. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.


БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович         Наверх

     Арно Арутюнович БАБАДЖАНЯН - (22 января 1921 — 11 ноября 1983) - армянский советский композитор, пианист, родился 22 января 1921 г. в Ереване. Окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у В.Тальяна, затем Московскую консерваторию по классу фортепиано у К. Игумнова. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Армянской ССР, лауреат международных фестивалей демократической молодежи. Творчеству Бабаджаняна присущи живое чувство современно¬сти, яркая образность, экспрессивность музыкального языка.
         Среди его произведений «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра; «Героическая баллада» для фортепиано с орке¬стром; концерты с оркестром — для скрипки, для виолончели; 2 квартета, фортепианное трио; инструментальная музыка; пьесы для фортепиано; многочисленные песни; музыка для театра и кино.


БАРТОК Бела         Наверх

     Бела БАРТОК (1881-1945) - венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист.
         БАРТОК Бела родился 25 марта 1881 года в Надьсентмиклоше, ныне Сынниколаул-Маре, в Румынии. В детстве брал уроки фортепиано и гармонии у Л.Эркеля (Братислава), с 7 лет начал сочинять музыку. Дальнейшее музыкальное образование получил в Будапештской музыкальной академии (консерватории); ученик И.Томана (фортепиано) и Я.Кёсслера (композиция); в 1907-34 профессор этой же академии по классу фортепиано. Начиная с 1906 года записывал, изучал, систематизировал (частично совместно с З.Кодаем) народные песни Венгрии, Румынии, Турции, Северной Африки, собрав свыше 30000 образцов народного музыкального творчества. В 1919 активно участвовал в строительстве музыкальной культуры Венгерской советской республики. В 1929 приезжал с авторскими концертами в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В 1940, в знак протеста против фашизма в Венгрии, эмигрировал в США. Почетный доктор Колумбийского университета (США), лауреат Международной премии мира (1955, посмертно). Умер 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке. Творчество Бартока,восходит в своей основе к венгерскому крестьянскому фольклору и различным элементам национального музыкального искусства. Ярко самобытное, новаторское, глубоко ограниченное творение, жизненная содержательность, гуманизм музыки Бартока придают его творчеству значение одного из крупнейших явлений венгерской национальной и современной мировой музыкальной культуры.
     Первоначальное музыкальное образование получил у родителей (музыкантов-любителей), брал уроки у Л. Эркеля, затем окончил Будапештскую консерваторию у И. Томака (фортепиано) и у Я. Кесслера (композиция). В 1907—1934 гг. Барток был профессором Будапештской музыкальной академии; много выступал с исполнением собственных сочинений во Франции, Англии, Германии, США, СССР. В 1934 г. работал в Венгерской ака¬демии наук. С приходом к власти фашистов в Венгрии вынуж¬ден был эмигрировать и с 1940 г. жил в Нью-Йорке. Прогрес-сивный деятель венгерской культуры, композитор отдал много сил пропаганде народного музыкального искусства. В 1948 г. ему посмертно присуждена премия имени Кошута, в 1955 г. — Международная премия мира. Барток виднейший собиратель и исследователь народной музыки стран Юго-Восточной Европы, Азии, Африки. Им опубликовано большое число сборни¬ков народной музыки разных стран, исследования о музыкаль¬ном фольклоре. На основе народной музыки Барток выработал свой творческий стиль, для которого характерны интересный мелодический рисунок, смелые гармонии, оригинальные рит¬мы. Среди произведений композитора опера «Замок герцога Синяя Борода»; балеты «Чудесный мандарин», «Деревянный принц»; скерцо, бурлеска, 2 сюиты, «Две картины», концерт для симфонического оркестра; музыка для струнных, ударных и челесты; концерты с оркестром—для фортепиано (3), для скрипки (2); камерные произведения; огромное количество фортепианных пьес; песни, хоры; обработки народных песен


БАХ Иоганн Себастьян         Наверх

     Иоганн Себастьян БАХ (нем. Johann Sebastian Bach) —(21 марта 1685, Эйзенах - 28 июля 1750) - немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.


БАХ Карл Филипп Эммануил         Наверх

     Карл Филипп Эммануил БАХ (1714 – 1788): Во второй половине XVIII века авторитетность К. Ф. Э. Баха была ошеломительной. Вольфганг Амадей Моцарт сказал о нем: «Он отец, мы дети». Большая часть музыкального образования Йозефа Гайдна состояла в изучении творчества К.Ф.Э. Баха. Людвиг ван Бетховен выражал ему искреннее восхищение и уважение. Своим положением он обязан в основном за фортепианные сонаты, которые знаменуют собой важный этап в истории музыкальной формы.
     При жизни Карл Филипп Эмануэль Бах был гораздо более знаменитым композитором, чем его отец Иоганн Себастьян. Когда Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт говорили о «Бахе», они имели в виду, прежде всего, Карла Филиппа Эмануэля. Слава Баха-старшего начала распространяться лишь в XIX веке благодаря композитору и музыканту Феликсу Мендельсону Бартольди. А вот яркий представитель эпохи Просвещения Карл Филипп Эммануэль, создатель сентиментализма в музыке, наоборот считается вдохновителем Венской классики. С 1740 года Бах-младший был придворным клавесинистом прусского короля Фридриха II, играл в капеллах Берлина и Потсдама. Именно там он снискал славу выдающегося виртуоза и композитора. Его учебник «Опыт истинного искусства клавирной игры», напечатанный в 1753 году, до сих пор считается классическим пособием. С 1768 года до самой смерти, которая последовала 14 декабря 1788 года, Карл Филипп Эмануэль Бах занимал пост музыкального директора пяти главных церквей Гамбурга, почему его часто называют еще и «гамбургским Бахом». В одном из опубликованных в гамбургских газетах некрологов его назвали «одним из величайших светил музыки», чьи творения, будучи творениями несомненного гения, «всегда останутся свежими, неисчерпаемыми, грандиозными и полными силы».


БЕРЕНС Герман Юхан         Наверх

     Беренс Герман Юхан (7 июля 1826, Гамбург - 9 мая 1880, Стокгольм) - шведский пианист, дирижёр, педагог и композитор.
     Он родился 7 апреля 1826 года в Гамбурге. Известно, что первым учителем музыки был отец, флейтист и капельмейстер, Карл Беренс. Затем он учился в Дрездене у композитора Райсигера. В Швецию Беренс переехал в возрасте 21 года. Много выступал как аккомпаниатор итальянской певицы М. Альбони. Недолго был королевским музик – директором в г. Эребру, затем приглашен в Стокгольм на пост дирижера и капельмейстера в камерный театр. В 1849-60 корол. музик-директор в Эребру, с 1860 дирижёр театра "Миндре" (Малый театр) в Стокгольме, затем придворный капельмейстер. В 1861 году, в возрасте 35 лет Беренс был приглашен преподавать композицию и инструментовку в Стокгольмскую консерваторию, в 1868 г. он становится ее профессором. Герман Юхан Беренс получил известность как педагог и автор инструктивных сочинений для фортепиано, в том числе сборников фортепианных этюдов: «Новейшая школа беглости», ор. 61 в 4 – х тетрадях и «Развитие левой руки», ор. 89.
     Оперетты: Люлли и Кино (1859), Прогулка на свежем воздухе (1862), Риккардо (1869). Музыка для театра: к пьесе "Виолетта", к пьесе "Сон в летнюю ночь" Шекспира


БЕТХОВЕН Людвиг ван         Наверх

     Людвиг ван Бетховен (17 декабря 1770, Бонн, Германия - 26 марта 1827) - один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей.
     Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.
     Он также считался одним из лучших пианистов. Для больших и маленьких пианистов он написал большое количество замечательной музыки. Шедевр его творчества для "взрослых" пианистов - 32 фортепианне сонаты, среди которых известны почти всем - "Патетическая", "Апассионата", "Лунная", "Аврора". От музыкальной школы до Консерватории учащиеся исполняют их и находят все новые краски.


БОРОДИН Александр Порфирьевич         Наверх

     Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма. Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября [12 ноября] 1833 от внебрачной связи 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили)[2], (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
         До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны. Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
     Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели[3]. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
     Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.
         Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
         Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
         В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
         Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
         Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
         А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.). Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).
         Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.
         В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.
         А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.


БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович         Наверх

     Дмитрий Степанович Бортнянский - (1751-1825) - русский композитор (по национальности украинец), дирижер, педагог.
     Родился в 1751 году в Глухове. В 1758 году был привезен в Петербург и зачислен в хор придворной Певческой капеллы, занимался у Б.Галуппи. С 1769 по 1779 гг. учился в Италии (Венеция, Болонья, Рим, Неаполь). По возвращении в Россию капельмейстер при дворе престолонаследника Павла в Гатчине и Павловске. С 1796 года до конца жизни управлял придворной Певческой капеллой. Умер 10 октября 1825 года в Петербурге.
     Бортнянский - один из классиков русской хоровой музыки. Он оказал также влияние на развитие инструментальной, особенно камерной, отчасти оперной музыки.


БУРГМЮЛЛЕР Иоганн Фридрих фон         Наверх

         Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер (4 декабря 1806, Регенсбург - 13 февраля 1874, Болье, близ Парижа) - немецкий композитор, пианист, наиболее известен своими этюдами.
     Родился 4 декабря 1806 года в Регенсбурге в музыкальной семье. Отец - дирижер и пианист Фридрих Август Бургмюллер, был педагогом, композитором, капельмейстером и музыкальным директором в Дюссельдорфе, мать Тереза фон Цандт была сотрудницей публиковавшейся в Лейпциге Общей Музыкальной Газеты. Его младший брат Норберт (08.02.1810 - 07.05.1836) тоже был композитором, но очень короткая творческая карьера Норберта не позволила его дарованию раскрыться в полной мере. Когда Фридриху не было и года, семья переехала в Дюссельдорф, где будущий композитор провел детство и юность. После смерти отца в 1824 году Фридрих Бургмюллер уезжает из Дюссельдорфа в Эльзас, а в 1834-м переселяется в Париж, где в 1842 году получил французское гражданство. Композитор скончался 13 февраля 1874 года.
Список произведений Фридриха: Автор фортепианных произведений, детские этюды получили наибольшее распространение в педагогической практике. «Ангел-утешитель» «Малышка» «Голубые глазки», Op.93 Испанский вальс, Op.36 «Розовый цветник», Op.68 «Искорки», Op.97 25 этюдов, Op.100 12 этюдов, Op.105 18 этюдов, Op.109 Блестящая фантазия на тему из оперы Дж. Верди «Эрнани» Op.92 Мелодичные листки, Op.82 Шесть изящных мелодий на тему В. Беллини, Op.26 («Журчание Роны», для виолончели и фортепиано Op.66 Три ноктюрна для виолончели и гитары Плоэрмельский праздник Миф (балет) «Воспоминание о В. Беллини», Op.27 (Burgmuller, Friedrich) «Воспоминание о Шёнбрунне», Op.32 (Burgmuller, Friedrich) «Воспоминание о Лондоне» (Burgmuller, Friedrich)


ВАГНЕР Рихард         Наверх

     Рихард Вагнер (1813 – 1883): Композиции Вагнера, особенно те, которые относятся к более позднему периоду в его творчестве, отличаются контрапунктического текстурой, богатая хроматикой, гармонией и оркестровкой. Он ввел понятие лейтмотива: музыкальной темы, связанной с конкретным персонажем, местом или сюжетным элементом. Являясь основоположником музыкальной драмы, Вагнер оказал большое влияние на развитие европейской классической музыки, используя такие приемы как экстремальная хроматика и быстрое смещение тональных центров.
     С именем великого Рихарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него – только средство. Рихард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Рихард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Рихарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:


ВАНХАЛЬ Иоганн Баптист         Наверх

     Иоганн Баптист Ванхаль (1739 - 1813) — чешский композитор, скрипач, виолончелист, органист, Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера. В 12 лет В. написал пьесы для фортепиано. Выступал также как пианист, с 17 лет — как дирижёр. В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге, где до 1817 возглавлял оперный т-р. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника.
        Ванхал был исключительно плодовитым композитором. Ему принадлежит около 1 300 произведений, в том числе около 100 квартетов, по крайней мере 73 симфонии, 95 сочинений в области церковной музыки, множество концертов, вокальная музыка. Оперой Ванхал занимался меньше, хотя во время его пребывания в Италии в 1769—1771 его оперы «Торжество Клелии» (итал. Il triomfo di Clelia) и «Демофонт» на либретто Метастазио были с успехом поставлены в Риме. По-видимому, Ванхал был одним из первых композиторов, полностью обеспечивавших свою жизнь сочинительством (без патроната влиятельных особ и придворной службы).
        В поздние годы Ванхал проявил себя как музыкальный педагог (его учеником, в частности, был Игнац Плейель).


ВЕБЕР Карл Мария фон         Наверх

     Карл Мария фон ВЕБЕР- (18 или 19 XI 1786, Эйтин, земля Шлезвпг-Гольштейн — 5 VI 1826, Лондон) - барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
     не получил ни общего, ни систематического муз. образования. Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера. В 12 лет В. написал пьесы для фортепиано. Выступал также как пианист, с 17 лет — как дирижёр. В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге, где до 1817 возглавлял оперный т-р. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника.
     Вебер один из первых разбил оркестр на группы инструментов, стал дирижировать палочкой. В 1820 он закончил оперу «Вольный стрелок» (либретто Ф. Кинда по одноименной новелле И. А. Апеля, пост. 1821, Берлин, под управлением автора). Это была первая нем. романтическая опера, определившая дальнейшие пути муз. театра. Опера характерна противопоставлением быта и фантастики. Одним из первых В. построил увертюру на темах оперы.


ВЕРДИ Джузеппе         Наверх

     Джузеппе Верди (1813 – 1901): один из самых влиятельных композиторов итальянской оперы в 19-м веке, его творчество превосходит работы Беллини, Доницетти и Россини. Его произведения часто выполняются в оперных театрах по всему миру и даже вышли за пределы жанра. Его работы иногда критикуют за их соответствие вкусам «простого народа» за тенденцию к мелодраме и использование диатонических ладов, тем не менее шедевры Верди доминируют в классическом репертуаре уже полтора столетия после их написания.
     Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки. Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе.
     Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и... страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, Верди не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом Верди не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, он просто писал оперы по-новому.
     Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы «Аида» – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.


ВИВАЛЬДИ Антонио         Наверх

     Антонио Вивальди (1678 – 1741): одно из самых известных его произведений и вместе с этим классический образец музыки барокко - это серия из четырех скрипичных концертов «Времена года». Вивальди считается одним из композиторов, который способствовал эволюции музыки барокко с характерным тяжелым звучанием в классический стиль музыки. Творчество Вивальди оказало огромное влияние на И.С. Баха

Copyright © 2017 tapenik.ru

Copyright © 2017 tapenik.ru