|
Дорогие друзья!
Эту мини-энциклопедию я начинала делать еще для своих учеников.
Очень хотелось, чтобы они понимали, какую музыку исполняют. Ну а теперь она перекочевала на странички моего сайта.
Надеюсь, она и вам пригодится.
|
АДАН (Адам)Адольф Шарль (1803-1856) - французский композитор. Родился 24 июля 1803 года в Париже.
Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1817—25); ученик А.Рейхи, Ф.Буальдье (композиция).
Некоторое время жил в Лондоне (1832), Берлине (1840), Петербурге (1839/40). В 1847 основал в Париже оперный театр (Национальный театр),
просуществовавший 1 год.
С 1849 профессор Парижской консерватории (класс фортепиано); член Института Франции (с 1844). Умер 3 мая 1856 в Париже.
Адан - один из создателей романтического балета. Наиболее известное из его произведений - балет "Жизель"
|
Александров Борис Александрович Наверх
Борис Александрович Александров (1905—1994) — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог.
Борис Александров родился 4 августа 1905 г. в городе Бологое (ныне в Тверской области, Россия).
Его отец - народный артист СССР Александр Васильевич Александров (1883-1946) - был композитором и дирижером, автором музыки Гимна Советского Союза, организатором Ансамбля песни и пляски Советской. Мать - Ксения Павловна Морозова – пела в этом же хоре.
С 1912 года Борис Александров пел в хоре отца, с 1918 года — в хоре Большого театра.
Окончил Пречистенские рабочие курсы по классу изобразительного искусства, Музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина.
В 1929 г. Борис Александров окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции профессора Рейнгольда Глиэра.
с 1933 по 1941 годы — одновременно работал преподавателем Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1939 году, став доцентом консерватории,
C 1937 г. Борис Александров являлся заместителем своего отца, был и дирижером, и композитором. После начала Великой Отечественной войны Борис Александров управлял группой хора, оставшейся в Москве и дававшей концерты уходящим на фронт частям и выступавшей на радио.
В 1942 г. организовал Ансамбль советской песни Всесоюзного радио (руководил им до 1946 г.).
В мае 1943 г. был призван в ряды Вооруженных сил с присвоением воинского звания майора и назначен на должность замначальника ансамбля. В июне того же года возглавил концертную бригаду, выезжавшую с гастролями на фронт. В репертуар военного ансамбля песни и пляски вошло около ста песен, среди которых «Красная Армия — Советская Армия», «Да здравствует наша держава», «Песня о России», «Шли солдаты», «Песня Победы» и многие другие.
Борис Александров написал музыку для более ста песен, большинство из них - военно-патриотической направленности.
В их числе: "Да здравствует наша держава!" (слова Александра Шилова), "Советская армия - Красная армия" (слова Евгения Долматовского),
"Шли солдаты" (слова Андрея Досталя), "Герб Советской страны" (слова Роберта Рождественского), "Служу Советскому Союзу"
(слова Бориса Дубровина). Также осуществил обработку около ста народных песен разных стран.
Борис Александров был автором двух симфоний, трех кантат, балетов "Дружба юных" (1954) и "Левша" (1955), камерно-инструментальных
и вокально-симфонических произведений, сочинений для духового оркестра и оркестра народных инструментов.
Также написал десять оперетт. Наибольшую известность получила "Свадьба в Малиновке" (в 1937 г. была поставлена в Московском
театре оперетты, в 1967 г. вышла одноименная музыкальная кинокомедия режиссера Андрея Тутышкина).
После смерти отца Борис Александров становится его преемником на посту начальника и художественного руководителя
Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. До 1987 года Б. А.
Александров продолжал дело своего отца, успешно руководил ансамблем песни и пляски, получившим мировое признание.
В 1973 году постановлением СМ СССР полковнику Борису Александрову присвоено воинское звание «генерал-майор».
В 1987 году после почти полувековой деятельности в ансамбле генерал-майор Александров ушёл в отставку, передав руководство
коллективом И. Г. Агафонникову.
Борис Александрович Александров скончался 17 июня 1994 года в Москве. Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.
|
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович Наверх
Александр Александрович Алябьев (....-....) - русский композитор.
|
АРЕНСКИЙ Антон Степанович Наверх
Антон Степанович АРЕНСКИЙ (30 июня 1861, Новгород — 12 февраля 1906, Перк-ярви, близ Териоки, Российская Империя) — русский композитор,
пианист, дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах — профессор Московской консерватории, в 1895—1901 — управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.
Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.
По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни
Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского, а также фортепианной музыки Роберта Шумана и Рубинштейна.
|
АМИРОВ Фикрет Мешади Джамиль оглы Наверх
Фикрет Мешади Джамиль оглы АМИРОВ - (1921-1984) - азербайджанский советский композитор — родился 22 ноября 1922 г.
в Гяндже (Кировабад). Окончил Бакинскую консерваторию по классу композиции у Б. Зейдмана.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР.
Глубина художественных образов, богатство мелодических линий, высокий профессионализм и неразрывная связь с народной азербай¬джанской музыкой — таковы основные черты творчества Амирова.
Среди его произведений оперы «Улдуз», «Севиль»; музыкальные комедии «Похитители сердец», «Радостная весть»,
симфонические поэмы, симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», сюита «Азербайджан», танцы для симфонического оркестра;
симфония «Памяти Низами» для струнного оркестра; двойной концерт для скрипки и фортепиано с оркест-ром; инструментальная музыка;
хоры, романсы, песни; форте¬пианные пьесы (в том числе «12 миниатюр», «Детские картинки»); обработки народных песен;
музыка для театра и кино. Пьеса «На охоте» — из фортепианного цикла «Двенадцать миниатюр». песни, романсы; обработки народных песен;
музыка для театра и кино.
Автор книги «В мире музыки» (1983).
Ф. Амиров умер 20 февраля 1984 года. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
|
БАБАДЖАНЯН Арно Арутюнович Наверх
Арно Арутюнович БАБАДЖАНЯН - (22 января 1921 — 11 ноября 1983) - армянский советский композитор, пианист, родился 22 января 1921 г.
в Ереване. Окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у В.Тальяна, затем Московскую консерваторию по классу фортепиано
у К. Игумнова. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и Армянской ССР,
лауреат международных фестивалей демократической молодежи. Творчеству Бабаджаняна присущи живое чувство современности,
яркая образность, экспрессивность музыкального языка.
Среди его произведений «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра; «Героическая баллада» для фортепиано с орке¬стром;
концерты с оркестром — для скрипки, для виолончели; 2 квартета, фортепианное трио; инструментальная музыка;
пьесы для фортепиано; многочисленные песни; музыка для театра и кино.
|
Бела БАРТОК (1881-1945) - венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист.
БАРТОК Бела родился 25 марта 1881 года в Надьсентмиклоше, ныне Сынниколаул-Маре, в Румынии.
В детстве брал уроки фортепиано и гармонии у Л.Эркеля (Братислава), с 7 лет начал сочинять музыку.
Дальнейшее музыкальное образование получил в Будапештской музыкальной академии (консерватории);
ученик И.Томана (фортепиано) и Я.Кёсслера (композиция);
в 1907-34 профессор этой же академии по классу фортепиано. Начиная с 1906 года записывал, изучал, систематизировал
(частично совместно с З.Кодаем) народные песни Венгрии, Румынии, Турции, Северной Африки, собрав свыше 30000 образцов
народного музыкального творчества. В 1919 активно участвовал в строительстве музыкальной культуры Венгерской советской
республики. В 1929 приезжал с авторскими концертами в СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса). В 1940, в знак протеста против фашизма в Венгрии, эмигрировал в США. Почетный доктор Колумбийского университета (США), лауреат Международной премии мира (1955, посмертно). Умер 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке.
Творчество Бартока,восходит в своей основе к венгерскому крестьянскому фольклору и различным элементам национального музыкального искусства. Ярко самобытное, новаторское, глубоко ограниченное творение, жизненная содержательность, гуманизм музыки Бартока придают его творчеству значение одного из крупнейших явлений венгерской национальной и современной мировой музыкальной культуры.
Первоначальное музыкальное образование получил у родителей (музыкантов-любителей), брал уроки у Л. Эркеля, затем окончил Будапештскую консерваторию у И. Томака (фортепиано) и у Я. Кесслера (композиция). В 1907—1934 гг. Барток был профессором Будапештской музыкальной академии; много выступал с исполнением собственных сочинений во Франции, Англии, Германии, США, СССР. В 1934 г. работал в Венгерской ака¬демии наук. С приходом к власти фашистов в Венгрии вынуж¬ден был эмигрировать и с 1940 г. жил в Нью-Йорке. Прогрес-сивный деятель венгерской культуры, композитор отдал много сил пропаганде народного музыкального искусства. В 1948 г. ему посмертно присуждена премия имени Кошута, в 1955 г. — Международная премия мира.
Барток виднейший собиратель и исследователь народной музыки стран Юго-Восточной Европы, Азии, Африки. Им опубликовано большое число сборни¬ков народной музыки разных стран, исследования о музыкаль¬ном фольклоре. На основе народной музыки Барток выработал свой творческий стиль, для которого характерны интересный мелодический рисунок, смелые гармонии, оригинальные рит¬мы.
Среди произведений композитора опера «Замок герцога Синяя Борода»; балеты «Чудесный мандарин», «Деревянный принц»; скерцо, бурлеска, 2 сюиты, «Две картины», концерт для симфонического оркестра; музыка для струнных, ударных и челесты; концерты с оркестром—для фортепиано (3), для скрипки (2); камерные произведения; огромное количество фортепианных пьес; песни, хоры; обработки народных песен
|
Иоганн Себастьян БАХ (нем. Johann Sebastian Bach) —(21 марта 1685, Эйзенах - 28 июля 1750) - немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь.
Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.
Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.
|
БАХ Карл Филипп Эммануил Наверх
Карл Филипп Эммануил БАХ (1714 – 1788): Во второй половине XVIII века авторитетность К. Ф. Э. Баха была ошеломительной.
Вольфганг Амадей Моцарт сказал о нем: «Он отец, мы дети». Большая часть музыкального образования Йозефа Гайдна состояла в изучении творчества К.Ф.Э. Баха. Людвиг ван Бетховен выражал ему искреннее восхищение и уважение. Своим положением он обязан в основном за фортепианные сонаты, которые знаменуют собой важный этап в истории музыкальной формы.
При жизни Карл Филипп Эмануэль Бах был гораздо более знаменитым композитором, чем его отец Иоганн Себастьян.
Когда Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт говорили о «Бахе», они имели в виду, прежде всего, Карла Филиппа Эмануэля.
Слава Баха-старшего начала распространяться лишь в XIX веке благодаря композитору и музыканту Феликсу Мендельсону Бартольди.
А вот яркий представитель эпохи Просвещения Карл Филипп Эммануэль, создатель сентиментализма в музыке, наоборот считается вдохновителем Венской классики.
С 1740 года Бах-младший был придворным клавесинистом прусского короля Фридриха II, играл в капеллах Берлина и Потсдама.
Именно там он снискал славу выдающегося виртуоза и композитора. Его учебник «Опыт истинного искусства клавирной игры», напечатанный в 1753 году,
до сих пор считается классическим пособием. С 1768 года до самой смерти, которая последовала 14 декабря 1788 года, Карл Филипп Эмануэль Бах занимал пост музыкального директора пяти главных церквей Гамбурга, почему его часто называют еще и «гамбургским Бахом».
В одном из опубликованных в гамбургских газетах некрологов его назвали «одним из величайших светил музыки», чьи творения, будучи творениями несомненного гения, «всегда останутся свежими, неисчерпаемыми, грандиозными и полными силы».
|
Беренс Герман Юхан (7 июля 1826, Гамбург - 9 мая 1880, Стокгольм) - шведский пианист, дирижёр, педагог и композитор.
Он родился 7 апреля 1826 года в Гамбурге. Известно, что первым учителем музыки был отец, флейтист и капельмейстер, Карл Беренс.
Затем он учился в Дрездене у композитора Райсигера. В Швецию Беренс переехал в возрасте 21 года.
Много выступал как аккомпаниатор итальянской певицы М. Альбони. Недолго был королевским музик – директором в г. Эребру, затем приглашен в
Стокгольм на пост дирижера и капельмейстера в камерный театр.
В 1849-60 корол. музик-директор в Эребру, с 1860 дирижёр театра "Миндре" (Малый театр) в Стокгольме, затем придворный капельмейстер.
В 1861 году, в возрасте 35 лет Беренс был приглашен преподавать композицию и инструментовку в Стокгольмскую консерваторию, в 1868 г.
он становится ее профессором.
Герман Юхан Беренс получил известность как педагог и автор инструктивных сочинений для фортепиано, в том числе сборников
фортепианных этюдов: «Новейшая школа беглости», ор. 61 в 4 – х тетрадях и «Развитие левой руки», ор. 89.
Оперетты: Люлли и Кино (1859), Прогулка на свежем воздухе (1862), Риккардо (1869).
Музыка для театра: к пьесе "Виолетта", к пьесе "Сон в летнюю ночь" Шекспира
|
Людвиг ван Бетховен (17 декабря 1770, Бонн, Германия - 26 марта 1827) - один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире.
О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке.
Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту.
Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом.
Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку.
Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей.
Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано,
для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.
Он также считался одним из лучших пианистов. Для больших и маленьких пианистов он написал большое количество замечательной музыки.
Шедевр его творчества для "взрослых" пианистов - 32 фортепианне сонаты, среди которых известны почти всем - "Патетическая", "Апассионата", "Лунная", "Аврора". От музыкальной школы до Консерватории учащиеся исполняют их и находят все новые краски.
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором.
Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Иоганн был авторитарен.
Родитель заставлял малыша упражняться до изнеможения и избивал за малейшее непослушание. Изо дня в день, с утра до ночи он сидел за клавесином, разучивая различные упражнения, переписывая партитуры, упражняясь в игре на скрипке, изучая теорию музыки. А когда у мальчика чего либо не получалось, отец в воспитательных целях запирал его в холодный чулан.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141019/44405/
Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
|
Александр Сезар Леопольд Бизе (фр. Alexandre-Cesar-Leopold Bizet, при крещении получил имя Жорж, фр. Georges; 25 октября 1838,
Париж — 3 июня 1875, Буживаль) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных
пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен»
|
БОРОДИН Александр Порфирьевич Наверх
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки».
Основоположник русского эпического симфонизма.
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября [12 ноября] 1833 от внебрачной связи 62-летнего имеретинского князя
Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили)[2], (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса,
изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома)
игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели[3]. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.
Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).
Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой,
в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.
В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и
подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.
А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.
|
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович Наверх
Дмитрий Степанович Бортнянский - (1751-1825) - русский композитор (по национальности украинец), дирижер, педагог.
Родился в 1751 году в Глухове. В 1758 году был привезен в Петербург и зачислен в хор придворной Певческой капеллы, занимался у Б.Галуппи.
С 1769 по 1779 гг. учился в Италии (Венеция, Болонья, Рим, Неаполь). По возвращении в Россию капельмейстер при дворе престолонаследника
Павла в Гатчине и Павловске. С 1796 года до конца жизни управлял придворной Певческой капеллой.
Умер 10 октября 1825 года в Петербурге.
Бортнянский - один из классиков русской хоровой музыки. Он оказал также влияние на развитие инструментальной, особенно камерной, отчасти оперной музыки.
|
Будущий гений музыкального искусства родился 7 мая 1833 года в одном из самых бедных кварталов Гамбурга в семье музыканта
Иоганна Якоба Брамса и экономки доходного дома Кристианы Ниссен.
Отец семейства в свое время стал профессиональным музыкантом по классу струнных и духовых инструментов вопреки воле своих родителей. Возможно, именно опыт родительского непонимания заставил его внимательно отнестись к музыкальным способностям собственных сыновей – Фрица и Иоганнеса.
Несказанно радуясь таланту к музыке, рано проявившемуся в младшем сыне, отец представил Иоганнеса своему другу, пианисту Отто Фридриху Косселю, когда мальчику исполнилось всего лишь 7 лет. Обучая Иоганнеса технике игры на фортепиано, Коссель привил ему стремление познавать в музыке ее сущность.
Уже через три года обучения Иоганнес впервые в жизни сыграет на публике, исполнив квинтет Бетховена и фортепьянный концерт Моцарта. Заботясь о здоровье и таланте своего ученика, Коссель выступает против предложенных мальчику гастролей по Америке. Он представляет юного Иоганнеса лучшему учителю музыки в Гамбурге Эдварду Марксену.
Услышав талантливую игру будущего композитора, Марксен предложил бесплатно заниматься его обучением. Это вполне удовлетворило оправданный в их бедственном положении денежный интерес родителей Иоганнеса и побудило отказаться от идеи с Америкой. Новый учитель Иоганнеса занимался с ним по классу фортепиано, особое внимание уделяя изучению музыки Баха и Бетховена, и был единственным, кто сразу поддержал его наклонности к сочинительству.
|
БУРГМЮЛЛЕР Иоганн Фридрих фон Наверх
Иоганн Фридрих Фон Бургмюллер (4 декабря 1806, Регенсбург - 13 февраля 1874, Болье, близ Парижа) - немецкий композитор, пианист,
наиболее известен своими этюдами.
Родился 4 декабря 1806 года в Регенсбурге в музыкальной семье. Отец - дирижер и пианист Фридрих Август Бургмюллер, был педагогом, композитором, капельмейстером и музыкальным директором в Дюссельдорфе, мать Тереза фон Цандт была сотрудницей публиковавшейся в Лейпциге Общей Музыкальной Газеты.
Его младший брат Норберт (08.02.1810 - 07.05.1836) тоже был композитором, но очень короткая творческая карьера Норберта не позволила его дарованию раскрыться в полной мере.
Когда Фридриху не было и года, семья переехала в Дюссельдорф, где будущий композитор провел детство и юность.
После смерти отца в 1824 году Фридрих Бургмюллер уезжает из Дюссельдорфа в Эльзас, а в 1834-м переселяется в Париж, где в 1842 году получил французское гражданство.
Композитор скончался 13 февраля 1874 года.
Список произведений Фридриха: Автор фортепианных произведений, детские этюды получили наибольшее распространение в педагогической практике.
«Ангел-утешитель» «Малышка» «Голубые глазки», Op.93 Испанский вальс, Op.36 «Розовый цветник», Op.68 «Искорки», Op.97 25 этюдов,
Op.100 12 этюдов, Op.105 18 этюдов, Op.109 Блестящая фантазия на тему из оперы Дж. Верди «Эрнани» Op.92 Мелодичные листки,
Op.82 Шесть изящных мелодий на тему В. Беллини, Op.26 («Журчание Роны», для виолончели и фортепиано Op.66
Три ноктюрна для виолончели и гитары Плоэрмельский праздник Миф (балет) «Воспоминание о В. Беллини», Op.27 (Burgmuller, Friedrich) «Воспоминание о Шёнбрунне», Op.32 (Burgmuller, Friedrich) «Воспоминание о Лондоне» (Burgmuller, Friedrich)
|
Рихард Вагнер (1813 – 1883):
Композиции Вагнера, особенно те, которые относятся к более позднему периоду в его творчестве, отличаются контрапунктического текстурой,
богатая хроматикой, гармонией и оркестровкой.
Он ввел понятие лейтмотива: музыкальной темы, связанной с конкретным персонажем, местом или сюжетным элементом.
Являясь основоположником музыкальной драмы, Вагнер оказал большое влияние на развитие европейской классической музыки, используя такие приемы как экстремальная хроматика и быстрое смещение тональных центров.
С именем великого Рихарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий».
Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения
определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни,
музыка для него – только средство. Рихард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Рихард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Рихарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
|
Иоганн Баптист Ванхаль (1739 - 1813) — чешский композитор, скрипач, виолончелист, органист,
Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера. В 12 лет В. написал пьесы для фортепиано. Выступал также как пианист, с 17 лет — как дирижёр.
В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге,
где до 1817 возглавлял оперный т-р. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника.
Ванхал был исключительно плодовитым композитором. Ему принадлежит около 1 300 произведений, в том числе около 100 квартетов,
по крайней мере 73 симфонии, 95 сочинений в области церковной музыки, множество концертов, вокальная музыка.
Оперой Ванхал занимался меньше, хотя во время его пребывания в Италии в 1769—1771 его оперы «Торжество Клелии»
(итал. Il triomfo di Clelia) и «Демофонт» на либретто Метастазио были с успехом поставлены в Риме.
По-видимому, Ванхал был одним из первых композиторов, полностью обеспечивавших свою жизнь сочинительством
(без патроната влиятельных особ и придворной службы).
В поздние годы Ванхал проявил себя как музыкальный педагог (его учеником, в частности, был Игнац Плейель).
|
Карл Мария фон ВЕБЕР- (18 или 19 XI 1786, Эйтин, земля Шлезвпг-Гольштейн — 5 VI 1826, Лондон) - барон, немецкий композитор, дирижёр,
пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
не получил ни общего, ни систематического муз. образования. Брал уроки композиции у М. Гайдна и аббата Г. Фоглера.
В 12 лет В. написал пьесы для фортепиано. Выступал также как пианист, с 17 лет — как дирижёр. В. объездил много городов и завоевал славу блестящего виртуоза, руководил постановкой своих опер. С 1813 композитор жил в Праге, где до 1817 возглавлял оперный т-р. Представляя собой характерный для романтиков тип разностороннего художника.
Вебер один из первых разбил оркестр на группы инструментов, стал дирижировать палочкой. В 1820 он закончил оперу «Вольный стрелок» (либретто Ф. Кинда по одноименной новелле И. А. Апеля, пост. 1821, Берлин, под управлением автора). Это была первая нем. романтическая опера, определившая дальнейшие пути муз. театра. Опера характерна противопоставлением быта и фантастики.
Одним из первых В. построил увертюру на темах оперы.
|
Джузеппе Верди (1813 – 1901): один из самых влиятельных композиторов итальянской оперы в 19-м веке, его творчество превосходит работы Беллини,
Доницетти и Россини. Его произведения часто выполняются в оперных театрах по всему миру и даже вышли за пределы жанра.
Его работы иногда критикуют за их соответствие вкусам «простого народа» за тенденцию к мелодраме и использование диатонических ладов,
тем не менее шедевры Верди доминируют в классическом репертуаре уже полтора столетия после их написания.
Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией
развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить.
Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как
знатокам, так и любителям классической музыки. Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе.
Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и... страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, Верди не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом Верди не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, он просто писал оперы по-новому.
Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы «Аида» – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.
|
Антонио Вивальди (1678 – 1741) - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.
Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое
признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер.
Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки.
Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением».
Вивальди считается одним из композиторов, который способствовал эволюции музыки барокко
с характерным тяжелым звучанием в классический стиль музыки.
Творчество Вивальди оказало огромное влияние на И.С. Баха
|
Франц Йозеф Гайдн (Haydn) (1803-1856)— австрийский композитор, представитель венской классической школы. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.
Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.
Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Его звали «папаша Гайдн» — и в молодсти и в глубокой старости. «Папашей» он был тридцать лет для оркестрантов князя Эстергази — самого
богатого после короля человека Австрии. «Папашей» называл Гайдна великий Моцарт, считавший его своим учителем и первым другом.
Князья, короли разных стран с восторгом слушали музыку Гайдна, заказывали ему симфонии, квартеты, оратории. Золоченые кареты с
замысловатыми гербами частенько подъезжали к его небольшому домику в предместье Вены. Сам Наполеон, говорят, пожелал услышать в концерте ораторию «Сотворение мира». Из Лондона, Парижа, Петербурга слали Гайдну почетные дипломы и медали.
Ему надарили столько драгоценных перстней, кубков, табакерок и других диковинных вещей, что их трудно было уместить в доме.
|
ГЕДИКЕ Александр Федорович Наверх
Александр Фёдорович Гедике(1877, Москва — 1957, там же) — Русский органист, композитор и педагог.
Родился в Москве 20 февраля (4 марта) 1877. Происходил из давно обосновавшейся в России немецкой семьи, насчитывавшей музыкантов во многих поколениях, в том числе потомственных органистов. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви св. Людовика на ул. Малая Лубянка; отец, Федор Карлович, трудился там же и преподавал в Московской консерватории; двоюродным братом Гедике был композитор Н.К.Метнер. Гедике окончил как пианист Московскую консерваторию у Г.А.Пабста и В.И.Сафонова (1898), композицией занимался у А.С.Аренского, Г.Э.Конюса. Органную игру изучал с детства под руководством отца, с 10 лет замещал отца в церкви, с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт дал на инструменте Большого зала консерватории в 1923; всего же на этом органе им было сыграно более 200 концертов. Благодаря Гедике в Москве стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов, которая продолжается до наших дней. В его репертуар входили почти все органные и многие клавирные сочинения И.С.Баха, органная музыка романтиков, а также его собственные транскрипции для органа сочинений Листа, Грига, Вагнера, Чайковского. С 1909 Гедике был профессором Московской консерватории, с 1923 возглавил органный класс, стал основоположником (вместе с И.А.Браудо в Ленинграде) современной русской органной школы; среди его учеников – выдающиеся музыканты следующего поколения Л.И.Ройзман, С.Л.Дижур, Г.Я.Гродберг. С 1936 Гедике преподавал также в консерватории камерный ансамбль.
|
Стефан Геллер (1813-1888) - выдающийся венгерский композитор-романтик еврейского происхождения, талантливый пианист, педагог.
|
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) - Великий композитор эпохи Просвещения.
Он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно, — говорил Б. Шоу, — но вы бессильны противоречить Генделю». «...Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».
Опираясь на технику великих композиторов итальянского барокко, а также изучая музыку Генри Перселла, Гендель оказал, в свою очередь, глубокое влияние на многих композиторов, которые пришли после него, в том числе Гайдна, Моцарта и Бетховена, и его труды способствовали переходу от барокко к классической эпохе.
Г. Ф. Гендель — одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства.
|
Джордж Гершвин (1898 - 1937) родился в Нью-Йоркском районе Бруклин 26 сентября 1898 года.
Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США.
Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился
на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж.
Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.
Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке.
Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером.
В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями.
Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона.
1896 - в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.
1900 - под впечатлением от встречи с 10-летним скрипачом Максом Розеном начал самостоятельно учиться играть на фортепиано.
1914 - Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работал аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика.
1916 - первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em».
Зигмунд Ромберг обратил внимание на Гершвина и включил его музыку в своё ревю The Passing Show of 1916.
1918—1919 - на Бродвее исполнялось много произведений Гершвина: песня Swanee (вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad»)
Постановка La La Lucille (англ.)русск. 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
1920—1924 - Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandals (англ.)русск., а в 1922 году написал даже настоящую оперу — Blue Monday (известную также как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах» или же «Рапсодия в стиле блюз»).
1924 - Гершвин создал мюзикл Lady, Be Good (англ.)русск., который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее.
Все тексты написал боат - Айра Гершвин.
1935 - «фольклорная» опера «Порги и Бесс» (1935) по роману Дюбоса Хейворда.
1937 - у Гершвина обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина поместили в клинику «Седарс Синай»,
где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
|
Михаил Иванович Глинка (20 мая (1 июня) 1804 — 3 (15) февраля 1857) — композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской
классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи. Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки».
Подобно тому как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре.
Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.
|
ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (Reinhold Glier) Наверх
Мальчик родился 11 января 1875 в Киеве и был назван Рейнгольдом Эрнестом.
Отец - Мориц Глиер - потомственный мастер по производству медных духовых инструментов, владел мастерской, громко именовавшейся «фабрикой
духовых инструментов». Он переселился в Киев из немецкого городка Клингенталь.
Мать композитора – Юзефа (Жозефина Викентьевна) была образованной, начитанной женщиной.
В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.
Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.
В 14 лет появились его первые композиторские опыты: пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано.
В 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-
теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.
21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское
музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену
за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр. Концерт был настоящим праздником для юноши.
1894 - 1900 г. учеба в Московской консерватории, которую он окончил с золотой медалью (в качестве экзаменационного сочинения Рейнгольд
Морицевич представил одноактную ораторию «Земля и небо» по Дж. Байрону). Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый
зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина…
В это время активно общался с С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым.
Кумирами Глиэра были — Скрябин и Рахманинов.
Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии
(расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг.
готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.
В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку - Марию Робертовну Ренквист, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Она играла на фортепиано,
изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.
В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового, а через год стал директором
Киевской консерватории. В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции,
где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.
За восемь десятков лет композитор оставил музыкальное наследие: три симфонии, четыре инструментальных концерта, пять опер, шесть балетов,
фортепианные и вокальные сочинения для детей, инструментальные пьесы, камерные ансамбли, а также музыка для кино и театра.
Совсем не легкой была жизнь у Глиэра, но оноднажды заявил: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением».
При этом он ещё в консерватории не любил вечеринки, пиршества, столь привычные в студенческом кругу. Ему было попросту жаль тратить на
подобные развлечения своё время.
|
Эдвард Григ - (1803-1856) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
Первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры.
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг». Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в.
|
ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович Наверх
ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович - ( ) -
|
` <
Иоганн Непомук Гуммель — австрийский композитор и пианист-виртуоз.
Гуммель родился 14 ноября 1778 года в Пресбурге (ныне Братислава).
Уже в три года у будущего композитора обнаружились музыкальные способности, а в пять в подарок от отца он получил своё первое маленькое фортепиано,
которое хранил до самой смерти.
Был женат на Элизабете Рёкел, оперной певице и подруге Бетховена. Возможно, именно ей Бетховен посвятил известную пьесу "К Элизе".
Гуммель был учеником самого Моцарта, пению обучался у Сальери, а с органом его познакомил Йозеф Гайдн (Гайдн посвятил ему ля бемольную сонату,
которую Гуммель с блеском исполнял). Дружил с Бетховеном и Шубертом, Шуберт посвятил ему ряд сочинений.
В 1820 году давал уроки игры на фортепиано Юлиусу Бенедикту, которому королева Виктория, за его талант, позднее пожалует дворянский титул.
Среди учеников Гуммеля - Феликс Мендельсон.
|
ГУРИЛЕВ Александр Львович Наверх
Александр Львович Гурилев - русский композитор, пианист, скрипач, альтист.
Родился в семье Льва Степановича Гурилёва - крепостного музыканта графа В.Г.Орлова. Первые уроки музыки получил от отца, игре на фортепиано
учился у Джона Филда, теории музыки ? у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына.
В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог.
Сблизившись с представителями московской интеллигенции - художниками и писателями, Гурилёв пишет романсы на стихи Грекова, Кольцова,
Ивана Макарова, быстро приобретающие популярность. Некоторые из них были опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах.
Наиболее известные романсы Гурилёва ? «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие.
Романс на слова Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко», имеющей многие последующие вариации.
Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано - инструмента, которым Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том числе на тему романса Варламова «На заре ты её не буди», а также из опер и др.), небольшие салонные пьесы.
Основной жанр творчества Гурилёва - вокальная лирика.
Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции.
Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот.
В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием.
|
ГУРЛИТТ Густав Корнелиус Наверх
Густав Корнелиус Гурлит (1820-1901) - немецкий композитор.
Он был в течение шести лет учеником Иоганна Рудольфа Рейнеке.
После первых удачных выступлений в возрасте 17-ти лет он продолжает своё обучение в Копенгагене. Здесь молодой музыкант учится органной и фортепианной игре, искусству композиции у «курляндцев» и Кристофа Вейзе.
Во время этой своей учёбы в Дании Гурлитт знакомится с композитором Нильсом Вильгельмом Гаде, и сохраняет с ним дружеские отношения в течение всей жизни.
С 1842 года композитор в течение четырёх лет живёт в коммуне Хёрсхольм близ Копенгагена, затем переезжает в Лейпциг, где руководит концертами в местном Гевандхаузе. Позднее он приезжает в Рим — здесь преподавал живопись его брат, художник Луис Гурлитт. В Риме музыкальный талант Корнелиуса Гурлитта быстро нашёл признание: уже в 1855 году он становится почётным членом папской «Академии ди Санта-Цецилия», в том же году он становится профессором музыки. В Риме Корнелиус также успешно занимается живописью.
После возвращения в родную Альтону Кристиан Август (1798—1869), герцог Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбургский, приглашает Корнелиуса на место учителя для своих двоих дочерей. Во время Шлезвиг-Гольштейнской войны (1848—1851) Гурлитт служит офицером в музыкальной части датской армии. После окончания боевых действий он становится королевским музыкальным директором Альтоны. В 1864 Гурлитт служит органистом в Альтоне, с 1879 года он — профессор композиции в Гамбурге.
Как композитор Гурлитт создал многочисленные песнопения, две оперетты, оперу, симфонии, этюды, произведения камерной музыки.
Однако наиболее он известен как теоретик музыки, автор композиций для фортепиано, как и несложных пьес, которые вплоть до наших дней используются для обучения начинающих музыкантов.
С 1847 года Корнелиус Гурлитт был в Альтоне членом масонской ложи Карл в скалах.
|
|
Copyright © 2020 tapenik.ru
|
|