Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в ВЯЗЬМУ

    Музеи. Театры. Архитектура:
    Улицы. Площади. Парки:

Вязьма - Vyazma

В 230 километрах от Москвы на реке Вязьма раскинулся небольшой провинциальный город Центральной России. Своей историей, достопримечательностями и славой районный центр соперничает с областным центром — Смоленском. Историки утверждают, что в 18 веке древний город превосходил размерами губернский центр – здесь проживало более 100 000 человек. Вяземские купцы торговали в Польше, Белоруссии, Латвии, Германии кожевенными товарами – была в городе чертова дюжина кожевенных заводов, отливали колокола на двух заводах, изготавливали солод и известные всей России Вяземские пряники. Источник: http://kudarf.ru/cfo/smolenskaya-oblast/vyazma-dostoprimechatelnosti.html

Вязьма - административный центр Вяземского района, расположенного на востоке Смоленской области. Город расположен на реке Вязьма, в 175 км от Смоленска, на Вяземской возвышенности. Вязьма - крупный транспортный узел Смоленской области, как железнодорожный, так и автомобильный. Здесь скрещиваются линии на Москву, Смоленск, Калугу, Брянск, имеются локомотивное и вагонное депо. По окраине города проходит автомагистраль Москва-Минск, дороги с асфальтовым покрытием связывают Вязьму с Калугой, Ржевом, Темкинским, Холм-Жирковским районами, всеми центральными усадьбами сельскохозяйственных предприятий района. В 2009 году городу было присвоено звание «Город воинской славы»

В 1654 году в Вязьме несколько месяцев жил царь Алексей Михайлович. Дело в том, что, возвращаясь со своей дружиной из Смоленска, правителю пришлось задержаться здесь из-за эпидемии, разразившейся в столице. В Вязьме построили деревянный дворец, где проживала вся царская семья. В середине ХIХ века город становится крупным центром торговли. Здесь работали 8 пряничных фабрик. Самыми известными были производства купцов Сабельниковых и Ечистовых. Однако пряники, которые принесли Вязьме мировую известность, изготавливались именно на фабрике Сабельниковых.

Адрес: Нагорный переулок — 1.

Вход на территорию собора со стороны ул. Ленина.

Мы оставили машину на улице Ленина вдоль дороги, движение небольшое, поэтому мы никому не мешаем.



проходим через белые красивые ворота и оказываемся на территории собора.

Собор стоит на холме, и его купола и белоснежная высокая колокольня видны издалека.


Внизу, у подножия Собора - построена Часовня Аркадия Вяземского Часовня сооружена на средства благотворителей к празднованию 770-летия Вязьмы. В часовне на специальной бетонной площадке находится огромный гранитный валун, на котором молился святой чудотворец Аркадий Вяземский. Валун в 3,5 тонны считали утерянным, но в начале 2013 года его обнаружили. 7 июня 2009 года в день празднования Святой Троицы, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт освятил часовню.


Чтобы попасть в свято-Троицкий собор надо подняться по лестнице. Она не слишком крутая, есть даже перила.

Останавливаемся, чтобы оглянуться.

Поднимаемся выше - информационный щит с данными о Соборе.

Первые упоминания о храме на Соборном холме относятся к рубежу 10—11 веков, в это время здесь был возведён деревянный храм в честь святителя Николая. В течение нескольких столетий собор был местом, где собирались на молитву верующие, искали покоя и духовной защиты. Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1406 году в храме погребён князь Симеон Вяземский, убитый в Торжке вместе со своей супругой княгиней Юлианией смоленским князем Юрием.

В конце 16 века по указу Бориса Годунова уже изрядно обветшалый собор разобрали, а в середине 17 века возвели новый каменный храм и переименовали его из Никольского в Троицкий.




Одной из наиболее чтимых святынь Вязьмы и всего Вяземского благочиния является Иверская икона Божией Матери. Известно, что уже с 1750-х годов, со времени чудесного прославления в Москве чудотворной Иверской иконы Божией Матери, вязьмичей занимала мысль посвятить и поручить свой город покровительству и заступлению Иверской иконы Божией Матери. Но сколько ни старались это осуществить, на деле встречалось много препятствий тому.

Наконец, в 1765 году вяземские купцы, два брата Калачниковы, по совещании с купцами Фатовым и Гайдуковым, решились, преодолев все препятствия, исполнить давнишнее благочестивое желание свое и всех горожан. Для этого, в июне месяце, помолясь в соборе Господу Богу и приняв от протопопа Василия Афанасьева благословение, провожаемые всеми горожанами, отправились они в Москву, где сделали список с чудотворного образа Божией Матери «Иверская».

Митрополит Московский и Калужский Тимофей освятил и благословил образ и 25 июля купцы вернулись с ним в Вязьму. Духовенство и народ, монашество и почетные граждане с большой радостью встретили святыню в 10 верстах от города, пали пред ней на землю, молились и благодарили Господа Бога за успех общего дела. С молитвой и под звон колоколов всех вяземских храмов, внесли святыню в город и торжественно поставили в Свято-Троицком соборе. Позже чудотворный образ Пресвятой Богородицы был украшен богатой ризой. 25 июля, день в который была принесена в Вязьму Иверская икона Божией Матери, торжественно вспоминался и праздновался вязьмичами ежегодно.

В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая «Никола Можайский», отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Верующие на Руси знают и любят Николу «с мечом и градом»… Этот известный и разошедшийся по многим городам и храмам образ, имеет происхождение из подмосковного Можайска. Никола Можайский – резной статуарный образ святителя Николая Чудотворца, считался молитвенным заступником горожан и пребывал в главном соборе города с XIV века до 1933 года.

От Собора открывается изумительный вид на город, на реку Вязьму, на просторы старинного русского города.

Вяземский монастырь - удивительное место. Можно было бы сказать, что каждый монастырь - святое намоленное пространство.. и т.д. Но здесь и в самом деле очень странное и необычное ощущение легкости, покоя, радости. Все это непривычно для других обителей. Нет давящих строгих взглядов. Здесь гуляют дети, мамочки не боятся, что их одернут из-за непокрытой платком головы. Здесь так хорошо, что не хочется уходить.



На территорию монастыря мы вошли вот через эту красивую и нарядную надвратную церковь Вознесения Господня. Справа - в стене мозаичная икона - Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания.

Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания

По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Кроткая и набожная, она была к тому же и очень хороша собой. После гибели родителей, осталась на воспитании у своего дяди.

По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Вяземского князя Симеона Мстиславовича. Он отличался кротостью, богобоязненностью и человеколюбием. Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их благочестивой семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Последний владелец Смоленских земель — князь Юрий (Георгий) Святославович (из рода Владимира Мономаха) стал преследовать красавицу Иулианию, но не сумев добиться желаемого, убил и ее мужа Симеона, который пытался защитить жену. и саму Иулиану. Это было 21 декабря 1406 года. После жестокого убийства, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании Вяземских 21 декабря /3 января (ст. ст.), в день их мученической кончины.

Стоит зайти на территорию монастыря - и всех входящих в Обитель, словно живой хозяин, встречает изображение основателя монастыря - Герасима Болдинского.

Герасим Болдинский считается спасителем Вязьмы, вторым ангелом-хранителем после Аркадия Вяземского. По преданию, там, где сейчас находится женский монастырь, была ольховая роща, в которой находился стан разбойников. Они грабили послов, торговых людей, которые шли по Старой Смоленской дороге. Герасим Болдинский решил прекратить эти бесчинства. После того, как он основал Болдинский монастырь под Дорогобужем, поселился в Вязьме с разбойниками и многих обратил в веру. Впоследствии добился благословения на строительство здесь Иоанно-Предтечева мужского монастыря, который и был построен.

История монастыря началась в 1542 году, когда Герасим Болдинский получил разрешение на создание мужской обители. Вскоре было построено две деревянные церкви – первая во имя Иоанна Предтечи, вторая – в честь Вознесения Господня. В те годы монастырь посещали самые именитые гости: в 1566 здесь побывал царь Иоанн IV Грозный, в 1598 г. в обитель пожаловал Борис Годунов, а в 1654—1655 гг. в покоях монастыря не раз останавливались царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

В период Смуты обитель подвергалась разграблению со стороны польско-литовских войск. В XVIII веке в монастыре открылась Духовная семинария, просуществовавшая до 1918 года. В период войны с Наполеоном обитель была разграблена. После этого восстановление длилось несколько десятков лет. В 1880 году монастырь обзавелся двухэтажным гостиничным корпусом. После революции церкви закрыли.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь вновь открыли в 1990 году. Однако спустя 5 лет он был преобразован в женский, открытый для посещения.

Нарядная надвратная церковь Вознесения Господня была построена в 1650 г. из кирпича.

В середине 18 века над юго-западной частью трапезной построили колокольню, а к северной стене трапезной - откидное крыльцо с лестницей во второй этаж. Приблизительно в то же время с востока к алтарю пристроили одноэтажные палаты с проездом между ними. В середине 19 века с запада пристроили длинный двухэтажный корпус келий, частично заложили проемы крыльца, окна превратили их из прямоугольных в арочные, сбили наличники и заменили их штукатурными тягами, переделали кровлю.

Вместе с остальными церковными зданиями Вознесенская церковь пережила все разрушения в 1941-43 гг.. В 1991—1994 гг. она была восстановлена - в ходе реставрации церковь возвели вновь на старом фундаменте, и в 1998 г. её освятили.

Во втором этаже в западной части находятся сени и казначейская палата, за ними - обширная трапезная палата, из которой арочные проемы ведут в основной объем храма. Колокольня состоит из двух восьмериков на невысоком постаменте над казначейской палатой. Грани высокого яруса звона декорированы барочными нишами.

И вот, наконец, мы у цели нашего посещения - у прекрасной церкви Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». (Слово «Одигитрия» в переводе с греческого означает путеводительница.) Именно ради этого прекрасного храма мы и затеяли всю эту поездку в Вязьму. О потрясающей красоте церкви мы узнали еще из дома, благодаря интернету.

Трёхшатровая Одигитриевская церковь - главная гордость Предтечева монастыря и одна из самых интересных вяземских достопримечательностей. Архитектурную и культурную ценность храма характеризует и тот факт, что он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно, это делает честь и вяземским мастерам каменных дел.

Церковь была построена в 1630—1638 гг. на царские пожертвования (царя Михаила Романова) и на деньги с царских вотчин Такой храм является архитектурной редкостью в наше время, так как многие подобные строения были разрушены.

Храмов такого типа в России осталось всего три — в Вязьме, подмосковных Путинках и в Угличе. Связано это с последствиями реформы патриарха Никона, который приказал разрушить существующие трёхглавые храмы и запретил строить новые. Одигитрия была построена в то время, когда на смену запрещённому шатровому стилю в русскую архитектуру пришло дивное узорочье с разнообразием декоративных элементов: кокошников, изразцов, резных деталей. Один стиль окончательно ещё не утратил свои позиции, второй ещё не утвердился, именно поэтому Одигитриевскую церковь завершают три резных шатра, каждый из которых заканчивается главкой.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова. Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими. Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.


Южный придел Одигитриевской церкви освящен в честь святого Симеона Богоприимца. От старинного внутреннего убранства храма совсем ничего не осталось, оно исчезло еще в период войны с Наполеоном. Во времена СССР весь храмовый комплекс был передан под устройство спичечной фабрики. Реставрация здания проводилась в 90-х годах прошлого века, так как долгое время не могли установить охранную зону объекта. Кладка выполнена из кирпичей 16 разных размеров и форм.
Богослужения здесь совершаются ежедневно, вход в монастырь свободный.

Около церкви Одигитрии есть деревянный колодец со святой водой, набрать которую можно из ведра. В монастырской лавке продаются специальные чашечки для святой воды.







Рядом с прекрасным храмом на площадке стоит очень любопытный памятник - античный шлем на камне. Мы прочитали все, что на нем написано, сфотографировали его, а потом уже дома, стали изучать, кому и за что он поставлен.

Оказалось, что это памятник на могиле генерал-майора Жеребцова А. А. (1781-1832гг), участника Отечественной войны 1812 года, награждённого многими орденами. После Октябрьского переворота надгробный памятник Жеребцову в Вязьме был демонтирован, а сама могила утеряна.

Захоронение генерал-майора было обнаружено лишь при проведении реставрационных работ на территории Иоанно-Предтеченского монастыря в конце 1970-х годов вяземским реставратором А. И. Степочкиным. В июне 2013 года в присутствии главы городской администрации на его могиле был торжественно открыт новый памятник.

Жеребцов Александр Александрович (1781, Санкт-Петербург - 1832, Вязьма) - генерал-майор Русской императорской армии. Отличился при формировании Земского войска и обучении его ратников во время Русско-прусско-французской войны 1806—1807 годов. Герой Отечественной войны 1812 года, активный деятель при формировании и командир подразделений Петербургского и Новгородского народных ополчений.

Отличился во многих сражениях, как на территории России, так и во время заграничных походов русской армии. Кавалер русских и иностранных орденов. На гражданской службе — действительный камергер, в разные годы придворный, дипломат, а также высокопоставленный чиновник министерства полиции. Видный масон высших степеней посвящения, основатель и мастер стула ложи «Соединённые друзья», великий мастер Великой директориальной ложи «Владимира к порядку» в Санкт-Петербурге. В масонстве носил имя — «Рыцарь венчанного креста», девиз - «Вскоре ярче заблестит».

Имя генерал-майора Жеребцова высечено среди 11 тысяч георгиевских кавалеров на одной из мраморных досок между витых колонн Георгиевского зала Московского Кремля. Очень удивитло, что при таких заслугах ни одного изображения самого Генерал-майора найти не удалось

Зато можете полюбоваться на портрет его супруги - княжны Александры Петровны Лопухиной (1788—1852) - младшей сестры фаворитки Павла I. В девичестве - полная тёзка своей бабушки, знаменитой придворной-авантюристки (слева). А справа - портрет его единственной дочери - графини (1826) и княгини (1856) Ольга Александровна Орловой, (1807—25 августа 1880) — супруги видного николаевского вельможи А. Ф. Орлова; статс-дамы, кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины (меньшого креста). Она была Хозяйкой и устроительницей великолепного готического дворца в Стрельне.



Памятники

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову находится в центре сквера на пересечение осевых дорожек, на небольшом насыпном холме. Он установлен на массивный трапециевидный ступенчатый постамент из серого гранита, на котором высечена надпись: "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины". (высота центральной фигуры 4,3 м; постамента - 3,5 м.)

На постаменте - 5 фигур из серого гранита. Один из героев - смертельно раненый генерал, продолжающий командовать бойцами, которые отстреливаются от врагов, наступающих со всех сторон.

Генерал-лейтенант Ефремов - талантливый и бесстрашный полководец. Он руководил действиями 33-й армии на Наро-Фоминском направлении при обороне Москвы в 1941 году. По некоторым данным вывел из гитлеровского окружения под Вязьмой — Вяземского котла — 40 тысяч советских воинов. В ходе начавшегося 6 декабря 1941 года контрнаступления под Москвой 33-я армия к 26 декабря полностью освободила Наро-Фоминск, 4 января 1942 года — Боровск и 19 января — Верею. К этому времени 33-я армия нуждалась в пополнении личным составом, техникой и боеприпасами.

Изнурительные бои, нехватка продовольствия и практически отсутствие боеприпасов измотали армию. Ставка ВГК присылала за М. Г. Ефремовым самолёт. Однако он отказался покидать своих измученных солдат и отправил на самолёте боевые знамена своей армии и раненых солдат.

19 апреля 1942 года в бою командарм М. Г. Ефремов был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, вызвал свою жену, служившую у него мединструктором, и застрелил её и себя. Вместе с ним погибли командующий артиллерией армии генерал-майор П. Н. Офросимов и практически весь штаб армии.

Тело М. Г. Ефремова обнаружили немцы, которые, испытывая глубокое уважение к мужественному генералу, похоронили его с воинскими почестями в селе Слободка 19 апреля 1942 года. По свидетельству генерал-лейтенанта Ю. А. Рябова (ветеран 33-й армии), тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При захоронении, проведённом с воинскими почестями, обращаясь к своим солдатам, начальник штаба 5-го армейского корпуса полковник Шмидт сказал следующее: «Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов».

В 1943 году останки М. Г. Ефремова были торжественно перезахоронены в городе Вязьме на Екатерининском кладбище.

В 1946 году на одной из главных площадей Вязьмы, названной теперь в честь генерала, был установлен памятник по проекту выдающегося советского скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича и архитектора Якова Борисовича Белопольского.



Памятник русскому лаптю расположен на Советской площади. Он был установлен в 2012 году. Автор памятника «Русский лапоть» - скульптор Иван Николаевич Ларионов и дизайнер Юрий Викторович Трусов.

Лапоть - это символ дороги, на которой простой народ стоптал бесчисленное количество обуви из древесного лыка. Рядом с лаптем в Вязьме установлена табличка со словами «От лаптя до космоса, от Тёркина до Гагарина, от Москвы до Парижа».

Если будете рядом - загляните, но специально идти сюда нет особого смысла, нет в нем изюминки. « » -->

продолжение следует...





Следующая остановка нашего путешествия - Тихонова Пустынь -

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru