Главная

Новости сайта

Карта
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
Композиторы

Художники

Петербург
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
СССР

музей

Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
книги

ноты
Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Ростов Великий

    Музеи. Театры. Архитектура:
    Улицы. Площади. Парки:
    Памятники, скульптуры:

Наш маршрут 2016-го года - «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

Санкт-Петербург - Вышний Волочек - Бежецк - Нерль - Кашин - Калязин - Углич - Ростов - - Переславль Залесский - Владимир - Суздаль - Сергиев Посад - Тверь - Вышний Волочек - Санкт-Петербург

Ростов Великий

Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры.

Второе название Ростовского Кремля – Архиерейский дом или Метрополичий дом. Ростов находится в глубине территории России, и в XVII веке воевать там было не с кем, именно поэтому кремль, по сути, не носил оборонительной функции и изначально был декоративным произведением, нежели военным.

Комплекс кремля был построен в 1670 – 1683 гг. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем на берегу озера Неро. Иона Сысоевич задумал буквально создать рай на земле, а точнее – небесный град. В представлении людей XVII небесный град – это: четвероугольник; имеет большую и высокую стену; посередине растёт древо, приносящее плоды; течет река; цвет райских небес в те времена представлялся людям бело-розовым. Именно такая удивительная картина внутри стен кремля и открывалась взору современников, особенно в период яблоневого цветения: в замкнутом прямоугольном пространстве, периметр которого ограничивают большие и высокие стены бело-розового цвета, располагался яблоневый сад – весь в цвету, с зеркалом озера посередине. Несомненно, у любого сразу возникала мысль о рае.

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей, внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор. Центральная часть - собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами. С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором. А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада.

В день приезда в город мы сразу отправились знакомиться с главной достопримечательностью города - с Ростовским кремлем. Дивные купола за величественными стенами показались такими знакомыми, словно мы уже не первый раз здесь.

Было уже поздно, хоть и светило яркое солнце. Однако вход на территорию Кремля уже закрыли. А вот зайти на соборную площадь мы смогли.

Это Соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница. Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора.

Успенский собор - самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Храм сложен из кирпича и белого камня. Его венчают пять мощных глав, которые расположены на высоких световых барабанах.

Главки в древности имели другую форму, но впоследствии их перестроили в стиле всего ансамбля. Кровля тоже раньше была другая - из черепицы или лемеха, а теперь она жестяная. но форму старую сохранили. Высота Собора с крестом достигает 60 м.

В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно - позднее поверх них положили новый слой. zvonnica_uspensk">Звонница Успенского собора

Ростовская звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим была построена при соборе в 1682—1687 годах в два этапа с поздней пристройкой для самого большого колокола дополнительного пролёта, куда разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали – тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект

С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) - это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII - XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется "Сысой": в честь митрополита Ионы. Он такой огромный, что потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Полиелейный» (1000-пудовый), который созывает на полиелейные церковные праздники, и колокол «Лебедь» изготовил Мастер Филипп Андреев. Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Есть ещё "Баран", "Козёл". Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется "Голодарь". Посетителям звонить в колокола строго запрещается.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.

Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская "Чернолощёная керамика" - этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.

Раньше вход в Кремль осуществлялся через Святые ворота, а сейчас главный вход находится в западной стене комплекса. Проход через Святые ворота символизировал вход в Царствие Небесное. По сторонам от ворот находятся две круглые башни. В нижней части фасада установлена надвратная икона, на которой в технике фрески нанесено изображение Воскресения Христова.

Над воротами расположен надвратный храм - Церковь Воскресения. Здание стоит на высоком подклете. Основной фасад церкви обращен к северу, в сторону Успенского собора. Посетитель, проходя от Успенского собора к Церкви Воскресения, образно двигался от смерти к жизни (от «Усыпения» к «Воскресению»).

Проход через ворота имеет зигзагообразную форму для того, чтобы во время нападения на кремль сделать противников более уязвимыми. Однако реальной боевой мощью Ростовский кремль не обладал. Внушительные башни и стены имели больше символическое значение, нежели военное.

Получив первую прививку любви к Ростову, и переночевав в отеле «Селиванов», мы с утра уже приехали к Кремлю. Мест для парковки достаточно. Оставили машину и идем покупать билеты.

Покупаем единый билет, хоть и дорого, но зато он будет действовать два дня (субботу и воскресенье), поэтому выгоднее взять именно его. Тем более, что выставок очень много, хочется побольше увидеть и сфотографировать.

На обороте билета - схема Кремля, что очень удобно. Контроль билета не отрывают, а вычеркивают посещенную выставку.

Надвратная церковь Иоанна Богослова построена в 1683 году над воротами западной кремлёвской стены.

Это пятиглавый храм, установленный на высоком подклете в окружении галерей. Купола окрашены в зеленый цвет. Внутри, стены церкви полностью расписаны, это традиционные сцены из жизни Христа, запечатленные сцены из жизни Авраамия Ростовского, Иоанна Богослова. Одной из самых интересных является фреска: «Иоанн и Прозор растапливающие баню». В целом интерьер типичен для церквей Ионы Сысоевича, квадратное по периметру сооружение, с каменным алтарем, с крестчатыми сводами. «Интерьер церкви Иоанна Богослова типичен для церквей Ионы Сысоевича, — пишет В. С. Баниге. — Светлое бесстолпное пространство, квадратный план, крестчатые своды, каменная алтарная стена без иконостаса, золоченые портики-кивории у царских врат и в алтаре у горнего места. Весь интерьер храма и стены галерей сплошь расписаны фресками. До середины XIX века роспись покрывала и своды галерей. На алтарной стене помечена дата „надписания“ церкви — 1683».

Государевы хоромы (Красная Палата) являются самым красивым нецерковным зданием в Ростовском Кремле. Другое название Красной палаты – «Хоромы для пришествия Великих Государей» или просто «Государевы Хоромы».

Они была построена в 1670 году, и, по замыслу митрополита Ионы, предназначалась для государей, когда они будут посещать Ростов, но использовать его по назначению не удалось.

Стены палаты декорированы фигурными наличниками, узор которых отличается в зависимости от этажа. Завершает здание высокая кровля с небольшими окнами и дымниками, визуально напоминающая своды теремов Московского Кремля. Внешние стены и интерьер строения украшает искусная роспись – отсюда и название (красный в переводе со старо-русского – красивый).

Крыльцо имеет сдвоенные арки и высокие шатры, увенчанные позолоченными фигурками в виде оленя и льва – символов Ярославской области.

Искусно выполненное крыльцо ассоциирует все строение с царской усадьбой из старинной русской сказки. двухшатровым крыльцом, с которого можно подняться на второй этаж, в парадные палаты.

Если будете в ростовском кремле, воспользуйтесь возможностью сделать фото в костюмах.

Приятно побывать в роли царя и царицы, хорошая память на всю жизнь. Кстати, именно на этом резном крыльце снимались многие сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Современный облик Красная палата получила в 1960-е годы после проведенной советскими архитекторами и художниками капитальной реставрации.

Сдаем костюмы, поднимаемся по лестнице теперь уже в своем обычном виде, и попадаем в царские палаты. просторное помещение, даже очень. Белый потолок с электрическими люстрами. Портит впечатление клетчатый пол, но...


Вдоль стен - немногочисленные предметы быта, и на каждом заботливо-предупреждающая табличка - «Руками не трогать!»


На стенах - портреты царственный особ, Государей и Государынь, а также



Сфотографировать то, что находилось в резном шкафу-витрине, очень сложно.

Вот то, что очень понравилось - это шикарные книжные шкафы со старинными фолиантами.

Дальше идем. Около дверей в следующий зал - на тумбах, покрытых красным сукном, расположились два симпатичных животных с высунутыми языками, это львы XVII века.

Дальше по этой же стене - экспонаты, которые стоят того. чтобы их рассмотреть поближе.

Между иконами, висящими на стене - интересное объемное изображение Христа. Это образ сидящего в терновом венце Христа - Христос в темнице или "Спас полунощный" пример русской деревянной храмовой скульптуры — необычного явления в русском искусстве XVII–XIX веков.

Деревянная скульптура в русской православной культуре появилась поздно — лишь в XVII веке. Патриарх Никон приглашал белорусских резчиков на строительство Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, а спустя каких-то 50 лет — 21 мая 1722 года — вышло постановление Святейшего синода, запрещавшее «иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные». В отличие от Москвы и других крупных городов, где деревянную скульптуру тут же начали массово уничтожать, в провинциальных церквях запрет зачастую игнорировали: богатая коллекция таких объектов сохранилась, например, в пермских храмах, а также в ряде других областей.

Часть деревянных статуй создавалась профессиональными резчиками, которых могли вдохновляться как европейской готической традицией, так и греко-восточными гравюрами, но по большей части скульптуры Христа, святых и ангелов вырезали из дерева простые верующие крестьяне, часто знакомые со Священным Писанием лишь по пересказам и потому порой нарушавшие даже самые элементарные каноны.

Существовала даже традиция облачения деревянных статуй в одежду: по праздникам их укрывали дорогими тканями или наряжали в церковные костюмы, а на ноги, если это было возможно, надевали обувь или ставили ее рядом. В архиве Моршанского музея, например, есть запись о том, что одна из статуй Христа поступила на хранение в шерстяных носках.

Построена церковь в 1675 году, имеет восьмискатное покрытие и установлена на высоком подклете. Только в этой, из пяти церквей, есть аркада, опирающаяся на золоченые столбы. Недействующий храм.

Внутри, на стенах сохранилась роспись, датируемая годом строительства. Первое обновление провели в 1893 году, на деньги Королева В., статского советника. На центральном куполе сохранилось изображение «Отечество», нанесены лики архангелов и фигуры евангелистов. На сводах и люнетах запечатлены события из Евангелия.

Самой успешной работой считается стенопись «Страшный суд», нанесенная на западной стене. Между колоннадой солеи и алтарной преграды сохранились красивые фрески, на которых запечатлены фрагменты событий из Евангелия и Ветхого Завета: «Рождество Богородицы», «История Троицы», «Зачатие Анны».

Восточная стена украшена наподобие иконостаса.

Масштабные реставрационные работы были проведены в 1978 и 1995 годах.

Церковь Одигитрии Строение окончили строить в 1766 году. В те времена она была известна как церковь Козьмы и Дамиана. Внешний облик практически полностью сохранился в первоначальном виде, внутренняя роспись полностью утрачена в XX веке. Здание сооружено в традиционном стиле – московское барокко. Стены покрыты «бриллиантовым рустом», то есть выглядят как бы граненными. Все наличники окон выполнены в старорусском стиле. В отличие от остальных церквей комплекса, вместо старорусских фресок, здесь созданы лепные картушы – картины с завитками, а посередине фрески. Расположена эта церковь рядом с церковью Воскресения, в северо-западной части комплекса. На втором этаже работает на постоянной основе экспозиция «Сияет злато и лазурь». Это великолепная коллекция скульптур, произведений иконописи, предметов декоративно-прикладного искусства, художественное серебро.

продолжение следует...


Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь расположился на юго-западе города Ростова Великого на берегу озера Неро. Обитель основана в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом. В разные времена монастырь именовался по имени главного храма — Зачатьевским, или по имени основателя обители — Иаковлевским.

Здесь в Зачатьевском соборе хранятся мощи Димитрия Ростовского и Св. Иакова.

Первые постройки на территории святыни появились ещё в середине XIII века. Они были возведены по велению Марии Черниговской. После трагической смерти своего мужа князя Василька Ростовского она решила отречься от мира и уйти в монастырь, который построила сама. Новую обитель стали называть Спасской. А в конце XIV века рядом с ней был построен мужской монастырь. Его создателем стал святитель Иаков. Жители Ростова выдворили его из города за то, что епископ не выдал для расправы провинившуюся женщину. По преданию, изгнанный святитель совершил чудо. Он расстелил свой плащ на водной глади и проплыл на нём до обители Марии Черниговской. Здесь он собственноручно заложил фундамент для нового Зачатьевского монастыря. Но в народе его стали называть по имени создателя — Яковлевским.

продолжение следует...





Следующая остановка нашего путешествия - Переславль Залесский -

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru