Успенский собор - самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Храм сложен из кирпича и белого камня.
Его венчают пять мощных глав, которые расположены на высоких световых барабанах.
Главки в древности имели другую форму, но впоследствии их перестроили в стиле всего ансамбля.
Кровля тоже раньше была другая - из черепицы или лемеха, а теперь она жестяная. но форму старую сохранили. Высота Собора с крестом достигает 60 м.
В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.
Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина
(она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно - позднее поверх
них положили новый слой.
Звонница Успенского собора Наверх
Ростовская звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим была построена при соборе в 1682—1687 годах в два этапа
с поздней пристройкой для самого большого колокола дополнительного пролёта, куда разместили колокол весом 33 тонны,
названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов.
Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали – тремя поясками.
В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку
с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой,
над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом.
На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами.
От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором.
Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект
С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) - это уже не бесплатно.
Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII - XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена.
Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется "Сысой": в честь митрополита Ионы.
Он такой огромный, что потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции.
«Полиелейный» (1000-пудовый), который созывает на полиелейные церковные праздники, и колокол «Лебедь» изготовил Мастер Филипп Андреев.
Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита.
Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача – перевести звонницу
на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей.
«Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно,
тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда.
Есть ещё "Баран", "Козёл". Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется "Голодарь".
Посетителям звонить в колокола строго запрещается.
Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены
на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом.
Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская "Чернолощёная керамика" - этот
традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода
керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс
изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.