Вот как бывает в нашей жизни - столько лет ходили по земле Матушки-России и даже не подозревали, что в ней такие места есть,
что просто диву даешься. Многое в нашей "новой реальности" нам не нравится, но интернет дает такие знания, так расширяет
кругозор, что поневоле поблагодаришь его создателя.
|
Справа от колокольни - величественный и прекрасный Успенский собор. Вместе с колокольней он составляет настолько
прекрасное зрелище, что хотелось смотреть и смотреть, не шевелясь. Тем бролее, что прекрасное летнее солнце еще более
подчеркивало красоту этого архитектурного чуда.
Мы любовались собором и снимали его со всех сторон, стараясь вобрать в себя каждую деталь его красоты.
Успенский собор начали строить в 1890-е годы еще при архимандрите Моисее (Красильникове), это было время расцвета пустыни.
Паломников в Тихонову пустынь прибывало все больше, количество братии также неуклонно росло, и нужен был не только
красивый, но и вместительный храм - Успенский собор способен вместить в себя более тысячи человек.
Строительные работы завершили к 1914 году, в этом же году состоялось освящение нынешнего Успенского собора.
Собор очень красивый, он выполнен в русско-византийском архитектурном стиле.
В советское время (начиная с 1918 года) Успенский собор был превращен в склад сельскохозяйственной техники.
Во время второй мировой войны и в послевоенное время с купола было снято кровельное железо, на стенах появилась растительность и завелся грибок.
К южной апсиде местным жителем был пристроен сарай со свинарником, а за алтарем сделана выгребная яма. От внутреннего убранства не осталось ничего.
В 1993 году полуразрушенный и осквернённый храм был возвращён монастырю. Началась многолетняя реконструкция огромного собора, первая Божественная
литургия была отслужена 29 июня 1995 г..
Внутреннее убранство – три резных деревянных иконостаса с писаными иконами, два резных деревянных клироса, писаные иконы в резных киотах.
|
Преображенский храм – был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма,
где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней
устроены два придела. В течении XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя
Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского,.
В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой
трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-начале ХХ веков под трапезной частью был устроен
подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.
В наше время, после произведения раскопок и открытия сохранившейся подземной храмовой части собора, 29 июня 2000 г. архиепископ Калужский и
Боровский Климент, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и епископ Людиновский Георгий совершили чин освящения основания под строительство
нового двухярусного Преображенского собора по заново выполненному проекту. Авторы проекта - "Творческая мастерская архитектора О. Гридасова".
Новый каменный пятикупольный собор, построенный к лету 2005 года в русско-византийском стиле по крестово-купольной схеме, имеет два храма:
нижний (полуподземный) во имя прп. Тихона Калужского и верхний в честь Преображения Господня.
Летом 2006 года были завершены все отделочные работы в нижнем храме собора, установлен басменный иконостас.
29 июня 2006 года освящена новая резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона Калужского.
28 августа, в праздник Успения Божией Матери, митрополитом Калужским Боровским Климентом был совершен чин освящения храма во имя прп. Тихона
Калужского и отслужена первая праздничная Божественная Литургия.
С 2013 по 2016 годы верхний храм Преображенского собора был расписан русскими мастерами в византийском стиле. Духовная сила и художественное
мастерство росписи создают пронизанное золотым светом пространство библейких образов, атмосферу напряженной и радостной молитвы.
Внутреннее убранство Нижнего храма – деревянный иконостас, покрытый листовой басмой, с установленными писаными иконами, отдельно стоящая
резная позолоченная рака над мощами преподобного Тихона, деревянный клирос, резные киоты с иконами, кованые светильники (три хоруса и бра).
Внутреннее убранство Верхнего храма – три деревянных резных иконостаса (центральный трехъярусный из кипариса, в боковых приделах из липы) с
писаными иконами, деревянный клирос, резные киоты с иконами, позолоченные паникадила и бра.
|
Скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская» братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь основала в
благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году.
260 лет длилось монголо-татарское иго. Попытка Дмитрия Донского освободить Русь не помогла.
Сражение на Куликовом поле не принесло окончательной победы.
И вот в 1472 г. московский князь Иван III перестал платить дань золотоордынскому хану Ахмату.
Ахмат разозлился, собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества.
В час дня 8 октября 1480 года началиь беспрерывные бои, в историю вошедшие под названием «Великое Стояние на Угре».
Татарская армия пыталась перейти реку, но русская артиллерия не давала ей такой возможности.
Вскоре ударили морозы, река покрылась льдом.
Защитники русской земли ожидали, что враги легко перейдут по льду замерзшую реку... но случилось чудо,
войско Ахмата испугалось возможной тактической хитрости русских, и стало отступать на зимние базы.
Владимирская икона была в передних рядах русских войск, чудесное заступничество Богородицы, по преданию,
спасло русскую землю. А реку Угру после стали называть «Пояс Богородицы».
А вскоре и сам Ахмат был убит в своей кочевой ставке. С его гибелью завершилось монголо-татарское иго на Руси.
|
Вот мы зашли на территорию комплекса.
Он построен не так давно, всего в 2014 году, но с большой любовью и "старанием".
Не каждый в "новодел" хочется зайти, но этот точно стоит. В традициях древнерусского зодчества выдержано здесь все.
Наверное, поэтому на территории так комфортно. Все это сразу воспринимается, как родное.
Братский корпус на территории скита
|
Спасибо служительнице, она нас пустила в нижний храм.
Сверкающий идеально гладкий мраморный пол отражал все вокруг и создавал ощущение сказочности происходящего.
Кружевное паникадило под старину, даже электрические свечи не разрушали ощущение старины.
В двухярусный иконостас, клирос и киоты, выполненные из искусственного камня (белый гипс), установлены писаные иконы.
|
Диорама выполнена в формате 3D студией военных художников им. М.Б. Грекова.
На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра заслуженный художник России П. В. Рыженко изобразил 155 персонажей,
живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.
При просмотре диорамы слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы.
|