Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в АЛЕКСАНДРОВ

Наш маршрут 2018-го года - ПО ГОРОДАМ РОССИИ - ДО КАЗАНИ

Санкт-Петербург - Вышний Волочек - Завидово - Сергиев Посад - Александров - Суздаль - Нижний Новгород - Чебоксары - Йошкар Ола - Казань - Владимир - Боголюбово - Вышний Волочек - Санкт-Петербург

АЛЕКСАНДРОВ

В этот замечательный город мы попали проездом, из Сергиева Посада в Суздаль. Было это летом 2018 года, в июле. Остановку в этом городе мы планировали еще в Пеnербурге, но даже представить себе не могли, насколько правильно сделали. Александров произвел на нас такое впечатление, что встал наравне с остальными городами из нашей поездки.

Первые постройки на месте будущей Александровской слободы появились в начале XVI века, во время правления великого князя Василия III. Он по примеру западных государей основал на этом месте загородный дворец, куда неоднократно выезжал вместе с двором и семьей. Москва располагалась совсем рядом, неподалеку находилась и Троице-Сергиевская обитель, в которой великий князь был крещен.

В 1564 году в Александровскую слободу переехал сын Василия III – русский царь Иоанн IV. Он надел монашеские одежды на себя и своих опричников и на 17 лет сделал Александров настоящей столицей Руси. Отсюда государь не просто правил русскими землями, в Александровской слободе он принимал послов других государств.

При Иоанне IV кремль отстроили русские и итальянские зодчие, и он стал единым архитектурным ансамблем.

В ноябре 1581 г. в Александровской слободе погиб царевич Иван, смертельно раненый Иваном IV в приступе гнева. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.

Во время царствование Алексея Михайловича - отца Петра I - местные купцы обратились с челобитной к настоятелю монастыря, расположенного неподалеку от Александровской слободы. Они просили отца Лукиана помочь им добиться разрешения государя и организовать в бывшей царской резиденции новый женский монастырь. В окрестных деревнях бедствовало множество вдов, и одинокие женщины хотели объединиться и провести остаток дней в монашеской общине.

Монастырь был открыт. Обители передали Троицкий собор и три мельницы, а 200 монахинь стали получать ежегодное жалование.

После воцарения Петра I Александровская слобода стала местом ссылки его сводной сестры Марфы, которую государь подозревал в поддержке стрельцов. Местом заточения Марфы был избран Успенский девичий монастырь. 28 ноября 1698 года опальную Царевну привезли в Успенскую обитель, где поместили под строгий надзор игумении Макрины без права куда-либо выходить или выезжать за монастырские стены. Ее насильно постригли в монахини, и под новым именем Маргарита опальная царевна прожила в обители до самой смерти, которая случилась в 1708 году.

Такая же участь постигла спустя 10 лет первую супругу Петра I – Евдокию. Успенский монастырь стал ее тюрьмой до последних дней жизни. Евдокия была старше супруга на 3 года. Она запомнилась девушкой скромной и тихой, воспитывалась в духе старых русских бояр. Не сказать, что барышня шибко нравилась Петру, но матери он перечить не смел. «Была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие свое потеряла.»

Первый год совместной жизни Петра и Евдокии прошел спокойно. Царевна даже родила наследника, Алексея Петровича. Вскоре семейная жизнь наскучила деятельному государю, и он покинул жену, занимаясь строительством флота и походами. А после Петр и вовсе предпочел жене Анну Монс, а нелюбимую жену отправил в монастырь.
Однако даже в монастыре Евдокия не оставляла надежды вернуть себе престол и вела совсем не монашеский образ жизни, за что впоследствии и поплатилась.


Вот такая интересная история у этого города - Александрова

На посещение города у нас совсем немного времени, поэтому только кремль и сможем посмотреть. Заранее волнуемся насчет парковки, но, как оказалось, напрасно. Прекрасно встали прямо у стен кремля.

Вот в эти ворота, что на левой фотографии мы входим на территорию Александровского Кремля.

Весь ансамбль окружен высокими стенами второй половины XVII века с четырьмя угловыми башнями и Надвратной церковью Федора Стратилата над главным входом. Три ряда бойниц и аркатурно-колончатый пояс - это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от мирской суеты. С западной стороны вход оформлен надвратным храмом Федора Стратилата.

Входим на территорию кремля. кстати, если надумаете посетить этот замечательный кремль, учтите, что по понедельникам музей закрыт. Хорошо, что мы об этом знали заранее и запланировали посещение.
Слева от входа можно приобрести билеты и получить всю информацию по экспозициям. На выбор предлагаются 14 постоянных экспозиций и выставок, а также интерактивные экскурсионные программы, на которых можно познакомиться с историей бывшей царской резиденции и монастыря.

Очень хочется посмотреть все, но у нас лимит времени. потому выбираем - осмотр территории и несколько выставок.

Внимательно изучаем план кремля, потом ориентируемся по указателям - и вперед. Все очень разумно и удобно С первого взгляда понятно, что Кремль в хорошем состоянии. Территория ухоженная, чистые дорожки, аккуратные скамеечки, есть красивые указатели, на которых достаточно информации, чтобы даже без экскурсии все понять.

Все памятники Александровской Слободы, относящиеся к различным периодам ее истории, выглядят как единый ансамбль сооружений, прекрасно дополняющих друг друга. Внутри расположено восемь построек XVI-XVIII веков, и почти все они соединены каменными подвалами. При этом приятно, что даже современные необходимые строения выполнены достаточно деликатно.

Самое высокое сооружение кремля - Распятская церковь-колокольня - 56 метров. Она была выстроена сразу после того, как произошел новгородский погром и в те времена являлась памятником кровавой борьбы, которая была устроена Иваном Грозным несчастным жителям города и всей Новгородской земли. Согласно самым ранним описаниям, относящимся к Распятской колокольне, ее сооружение относилось к периоду переезда Ивана Грозного в Слободу в 1565 году на постоянное жительство.

Именно с этой колокольней связана легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса, "аки птица свободная". приделав себе крылья. И был казнен царем Иваном Грозным, не смотря на успех сего мероприятия: «Человек — не птица, крыльев не имать…»

К звоннице также прилегает небольшая палата, выстроенная из камня, в состав которой входят четыре комнаты. В этой пристройке коротала свой век в заточении сестра Петра Великого — Марфа. С тех пор данная пристройка называется «Марфины палаты.

В Распятской церкви расположены экспозиции: Александровская слобода. Легенды и были; Александровская слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель.

Летом здесь можно подняться на смотровую площадку, но у нас, к сожалению, уже не оставалось времени на это. может еще как-нибудь заедем

Рядом с Распятской колокольней стоит величественный Троицкий собор, одно из самых старых сооружений слободы (1513 год). Сейчас он весь белый, а в начале XVII века иностранные путешественники писали, что выглядел он так: один камень был черный, второй белый, а третий позолоченный. И на каждом был нарисован крест, и так по всему сооружению.

Троицкий собор являлся точной копией главного храма Троице-Сергиевой Лавры.

Роспись главного храма царской резиденции символична - она отвечала и духовно-художественным устремлениям своей эпохи, и глобальной политике российских самодержцев.

Стены, своды, столпы собора, как богатым ковром, сплошь покрыты фресковой росписью. Предполагают, что первоначально фрески Троицкого собора были выполнены учениками Дионисия.

В России особо почитался культ Богоматери-покровительницы. Здесь, в храме можно увидеть подробный изобразительный рассказ о земной жизни Богородицы - это редчайшее явление в русском монументальном искусстве.

Троицкий собор - самое грандиозное и величественное сооружение Александровской Слободы. Именно там венчался Иван Грозный со своей третьей женой Марфой Собакиной, которая умерла через две недели после свадьбы. А также с пятой женой Анной Васильчиковой.

До наших дней сохранились южные, богато украшенные врата, через которые царь проходил на богослужение. Исследователи считают, что их Иван Грозный вывез из Великого Новгорода. Когда-то эти врата украшали храм Святой Софии.

Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора. Главная святыня Троицкого храма - мощи преподобного Корнилия, которые покоятся справа от алтаря.

Поскольку храм действующий, не рискнули фотографировать внутри, поэтому последние две фотографии взяты из интернета

Вот по такой дорожке идём к Успенскому храму.

Успенская церковь был построена в XVI в. Пятикупольный храм изначально служил домовой церковью для великокняжеской семьи. До наших дней хорошо сохранились белокаменные погреба. Стоит на высоком подклете, построен из белого камня и кирпича, характерных для всех сооружений Александровского кремля. В южном портале сохранилась даже изначальная белокаменная резьба из отдельных, красивого рисунка, цветов.

Церковь имеет два придела: северный — во имя святителя Николая Чудотворца, и южный — во имя Иоанна Крестителя.

В 1651 году Успенская церковь стала первым монастырским храмом: царь Алексей Михайлович даровал ее обители. Именно поэтому монастырь и стал называться СвятоУспенским

Во время реставрационных работ в подклете Успенской церкви были найдены нацарапанные на стенах надписи: «мужи», «Яков» и рисунки церкви с винтящейся главой. Высказывались разные догадки об их происхождении. В трапезной палате слева при входе слева - кафельная старинная печь, украшенная глазурованными изразцами с рисунком зеленых и синих тонов. По преданию печь была перенесена сюда из молитвенной кельи Ивана Грозного.

В церкви располагается несколько экспозиций: В купеческой лавке Царская квасная Выставочный зал «Зал современного православного искусства» Выставка «Последняя тайна Ивана Грозного»

Идем по дорожке дальше. справа остается здание дома настоятельницы (Кремль впоследствии ведь стал монастырем).

Перед нами открывается Покровская церковь. В годы Ивана Грозного церковь именовалась Троицкой. Однако потом Покровский и Троицкий храмы были переосвящены, «поменявшись» посвящениями.

Покровская церковь состоит из нескольких частей. Слева - колокольня, она была пристроена уже позже, в 17 веке. когда кремль стал монастырем. Эта колокольня достаточно традиционна для московского типа колоколен второй половины 17 в. четверик колокольни из четырех ярусов. Над ним расположен с шатровым верхом восьмигранник звона. В некоторых местах она украшена цветными изразцами. На колокольне раньше были установлены часы (отдельные части их механизма находятся сейчас в часовой келье и местном музее.), принцип действия которых основывался на исчислении времени по заходу и восходу солнца.


Подходим ближе. С правой стороны от колокольни расположены дворцовые палаты XVI века царя Ивана Грозного.

Поворачиваем направо и идем к широкой каменной лестнице, по которой поднимаемся наверх.

Итак, мы поднимаемся по широкой каменной лестнице и попадаем в большую палату, которая служила для официальных приемов и праздников, а позже трапезной Покровской церкви.

В этой церкви нам предлджили следующие экспозиции и выставки:

  • Государев двор в Александровской слободе.
  • Домовый Храм Ивана Грозного;
  • Царственные особы в Александровской слободе;
  • Столовая палата XVI века;
  • Царь Иван IV Грозный в произведениях живописи;
  • Сенник постельный;
  • Средневековые подвалы XVI века;
  • Сокровища земли Александровской.
  • Это первая экспозиция, которую мы будем осматривать и называется она - «Государев двор в Александровской слободе». Она расположилась в огромной палате, в которой раньше русские правители принимали послов.

    Правда, раньше палаты были были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход.

    Сейчас все помещения визуально разделены только сводами, и можно спокойно переходить из одного в другой.

    В этой церкви и всех ее помещениях мы провели весьма много времени, т.к. музейные эеспозиции, которые там располагались, были не просто интересными, а просто захватывающими!!! всем советуем посмотреть это великолепие!

    Скульптупный портрет Ивана Грозного, с именем которого так много связано здесь - научная реконструкция антрополога М.М.Герасиаова. 1964г. (гипс, литье, тонирование),

    3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из Москвы на богомолье, взяв с собой казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в столицу и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе.3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола в пользу старшего сына юного царевича Ивана Ивановича, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.

    После прочтения послания царя в Москве резко накалилась антибоярская обстановка — в Кремль пришли тысячи москвичей, разъярённых названными в послании изменами бояр, и Боярской Думе ничего не оставалось, как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. 5 января 1565 года государь Иван IV объявляет учредить опричнину.

    Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что согласен вновь вернуться к правлению на условии, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».

    Так много интересного в музее, и так многое хочется вам показать, что старались фотографировать максимально много. Вот два портрета-иконы, Василий и Иван, отец и сын. Похожие черты, не правда ли?

    Царские государевы палаты примыкают к Покровской (ранее Троицкой) шатровой церкви, которая была дворцовым храмом еще Василия III (отца Ивана Грозного), а впоследствии личной домовой церковью Ивана Грозного. И палаты, и Храм образуют одну общую постройку.

    Покровская церковь венчается большим шатром, это первый в стране каменный шатровый храм 1510-х гг. постройки Церковь выстроена из большемерного кирпича и белого камня. Отделкой порталов храма занимались итальянские мастера.

    В Покровском храме сохранилась уникальная роспись шатра домового храма.В 1990-е годы под толщей поздних наслоений было обнаружено первоначальное резное убранство западного входа в храм. Через столетия вновь открылось взору людей то, что завораживало современников одного из крупнейших европейских монархов.

    Домовый храм - сооружение сложной формы, торжественное и строгое. Покоится оно на высоких подклетах, под которыми находятся загадочные белокаменные подвалы с красивыми сводами.

    Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров. Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

    В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровской Слободы проходят торжественные события, называемые на Руси "государевой радостью" - царские свадьбы. Государь Всея Руси царь Иван IV Грозный венчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной в 1571 году, и в 1575 году - с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой царя. Здесь же в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой. Подробные описания свадеб сохранились в официальных свадебных документах "Чин свадьбы царя Ивана IV с Анной Васильчиковой" и "Разряд свадьбы царя Ивана IV с Марфой Собакиной" (списки XVII века).

    В них упоминается подклет, где устраивалась комната для новобрачных - "сенник постельный". Восточный подклет церкви Покрова работы итальянских мастеров начала XVI века с роскошным декоративным убранством: лотковый свод, изящные профилированные импосты, резная белокаменная розетка в центре свода, - мог служить свадебным "сенником постельным", тем более, что он находился под домовым храмом государя.

    Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценились в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты. Здесь, в Александровской слободе в 1571 г проходил знаменитый царский «смотр невест». Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, мечтая стать избранницами царя. Иван Грозный остановил свой выбор на статной красавице Марфе Собакиной, которая стала любимой женой царя. Возможо именно поэтому противники правления Ивана Грозного отравили эту столь много значащую для царя, женщину.

    После венчания в церкви Покрова Пресвятой Богородицы царь с царицей шли к праздничному столу, рассадив всех гостей "по росписи". В назначенное время молодые шли "к постели".

    Мы заходим в помещение, на стенах красиво оформленная информация о сеннике, а дальше с трепетом входим в святая-святых, помещение, в котором царь с молодой царицей проводил первую ночь после венчания.

    Кстати, оказывается, что всего во время пребывания в Слободе Иван IV женился 6 раз, значит 6 раз использовалась комната.

    Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и все его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу.

    Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах - иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах "по обычаю" - как символ плодородия. На снопы стелили ковер, а на ковер перины, застилавшиеся атласной простыней. В головах лежали взголовье и 2 подушки в шелковых "червчатых" (красных) наволоках. В ногах лежало теплое меховое одеяло и ковер. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов). Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь.

    Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол, за которым ели молодые.

    На блюде на столе лежала "кика" - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.

    Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства - Москве.

    Продолжение следует

    Описание внутреннего "хоромного наряда" столовой палаты не сохранилось, известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII веков. Образцы столовой праздничной посуды XVI-XVII веков как русского, так и иностранного производства, показаны в витрине.

    Интерьер столовой палаты довольно-таки условен. "Хоромный наряд" XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавеси, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали палату похожей на шкатулку.

    Потолок и стены в каменных палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы. Самым любимым и распространенным был красный и все его оттенки (багрец - красный, червчатый - темно-красный, таусиный - синевато-вишневый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни - коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды, изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю "опушалась" сукном так же, как и дверь.

    Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приемов духовенства, бояр, иноземных гонцов, здесь государь мог жаловать своих приближенных именинными пирогами.

    Мебель столовой палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу, под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и столбцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником.

    Палаты освещались люстрами - паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.

    Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник.

    Сначала подавались печеные и холодные закуски, затем жареные и после всего похлебки и уха. Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее год - тем ближе к царю. Прислуживали гостям стольники - придворные чины государева двора.

    Золотая и серебряная посуда: чарки, кубки, блюда, кружка, стакан - не только имели утилитарное значение, но зачастую составляли едва ли не первую статью комнатного убранства, заменяя для того времени произведения изящных искусств.

    Странички из книги "Домострой", рукописного списка XVII века, с приложением "Книги как во весь год ествы подавать" называют примерный перечень блюд и напитков, употреблявшихся богатыми людьми в XVI-XVII веках.

    В коллекции изделий из драгоценных металлов особое внимание привлекают кубок "Ананасный" и сосуд "Сова". Кубок в виде ананаса на тонкой ножке-стволе с ловко сидящим на нем дровосеком - одно из замечательных произведений западноевропейских серебряников XVII века. Это было то время, когда в мир геометрических форм серебряных сосудов вошли натуральные формы, и появились чаши и кубки в виде плодов - яблок, груш и т.п. - на ножках из переплетающихся древесных стволов.

    Затейлив и сосуд "Сова", выполненный в виде стоящей на когтистых лапках совы с выступающим клювом. Западноевропейские мастера XVII века любили необычные материалы: кокосовые орехи, перламутровые раковины, скорлупу страусовых яиц. Чаша "совы" изготовлена из кокосового ореха; крылья, голова, хвост, ноги, поддон - серебряные, золоченые, покрытые тонкой резьбой, имитирующей перья птицы. На поддоне прочеканены связки фруктов с листьями.

    продолжение следует...



    Следующая остановка нашего путешествия - Суздаль

    Copyright © 2022 tapenik.ru

    Copyright © 2022 tapenik.ru