Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в КОЛОМНУ

    Музеи. Театры. Архитектура:

Коломна

Один из самых древних городов Подмосковья Коломна ведёт свое летоисчисление с 1177 года. Город был заложен после распада Киевской Руси рязанскими князьями для укрепления северной обороны и захвата стратегически важной территории – места впадения Москва-реки в Оку. Коломна не раз переходила из рук в руки: от рязанских князей к московским. Видела и татар, и крымских ханов, и пожары, и эпидемии. Славная история Коломны окутана легендами и мистикой. Здесь и странный обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, и недолгое царствование Марины Мнишек, и многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах. Современная Коломна – красивый, зелёный, уютный город, с прекрасными благоустроенными жилыми кварталами и бережно сохранённой исторической застройкой — расположена на юго-востоке Московской области в 100 км от Москвы. Климат обычный подмосковный: довольно снежные зимы без сильных морозов и тёплое лето с частыми грозами. Город зелёный, типичный ландшафт окрестностей – луга и долины, перемежаемые небольшими лесками, в основном, лиственными.

Коломна – реально туристическая Мекка, не попавшая в Золотое кольцо опять же только по причине повышенной секретности в недалёком прошлом. В городе более 400 памятников архитектуры, около 20 действующих церквей и четыре монастыря: два мужских – Бобренев и Старо-Голутвин и два женских – Ново-Голутвин и Успенский Брусенский.

Коломенский кремль

Главный историко-археологический комплекс Коломны, построенный итальянскими зодчими в XVI столетии. До наших дней сохранилась небольшая часть крепостной стены и 7 башен из 17. На территории Кремля располагается большинство исторических памятников города. Среди них – храмы, усадьбы, палаты, школы, площади. Архитектурный ансамбль Коломенского кремля формировался в период с XIV по XIX вв.
На территории Кремля расположены два женских монастыря, десять храмов, самая звонкоголосая колокольня Московской области, краеведческий музей, арт-галерея, сувенирные магазины с пастилой, медовухой, керамикой и многим другим. Желающие смогут испить и взять с собой святой воды из монастырского источника.

Мы приехали в кремль на машине, оставили ее и отправились к Соборной площади. Уже отсюда видно, что нас ожидает прекрасное зрелище!

И вот мы на площади! Красиво, чисто, уютно! Даже странно называть это Кремлем! Это просто чудо какое-то!

Центральная площадь Коломенского кремля, на которой в XIV столетии стояли палаты Великого князя. Современный облик местности сложился ближе к XVIII веку после генеральной перепланировки Коломны. Место находится в окружении Успенского собора, Тихвинской церкви и монастырской колокольни Ново-Голутвинской обители.


Успенский кафедральный собор находится на территории Соборной площади Кремля города Коломны. Его белокаменные стены видны уже вначале старейшей улицы города и главной улицы Кремля - улицы Лазорева (бывшей Успенской).

  • 1379 г - первое здание Успенского собора заложено по заказу коломенского архиепископа Иосифа мастером Милешкой Алексеевым "с товарищи" как памятник русским победам на реке Воже и на Куликовом поле.
  • 1380 - по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.
  • 1382 - храм восстановлен
  • 1392 - роспись окончена
  • 1552 - Собираясь в свой третий (последний и победоносный) поход на Казань, Иван IV (Грозный) в июне 1552 года с армией прибыл в Коломну. В это время крымские татары, выступавшие союзником Казанского ханства, подошли к Туле. 23 июня 1552 коломенский епископ Феодосий II благословил войско на сражение с крымскими татарами, а 3 июля - на войну против Казани.

  • С 1581 по 1586 годах в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, - первый Патриарх Московский и всея Руси.


    В самом соборе в те годы хранилась икона Донской Божьей Матери (ныне в Третьяковской галерее). Икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших.

    Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников и последователей. Феофан Грек родился в Константинополе, столице Византийской империи, около 1340 года. Он начал заниматься иконописью в середине XIV века и к 1370-м годам, по словам древнерусского писателя Епифания Премудрого, украсил «более сорока различных церквей каменных». Художник расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне, Галате и других крупных городах Византии.

    Перед этой иконой молился в 1552 году Иван IV, отправляясь в Казанский поход. После победы он увёз чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.

    В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефан Савваит. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой

    Восторженное описание Успенского собора оставил Павел Алеппский.

    Патриарх Антиохийский в 1654-1656 годах совершил путешествие в Россию к московскому царю Алексею Михайловичу, который был щедр к обедневшим единоверцам. В этом трехлетнем путешествии его сопровождал родной сын макария - архидиакон Павел Алеппский.

    По просьбе одного из своих дамасских знакомых Павел стал вести записи о путешествии. Так появились дневники архидиакона Павла Алеппского «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века». Публикация состоит из пятнадцати книг. В шестой книге пожно прочесть повествование о Коломне и Туле.

    Павел Алеппский дает подробное наружное и внутреннее описание Успенского собора, и, в заключение, отмечает, что «крыша походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство».



  • 1672 - Собор из-за ветхости разобран. На его месте в течение 10 лет зодчим Мелетием Алексеевым был возведён новый храм, сохранившийся до наших дней. по образцу Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде.
  • 1739 - После пожара деревянная крыша храма "о четырнадцати фронтонах" (по числу прясел) была заменена железной четырехскатной. В позднее время разобрали первоначальные крыльца, располагавшиеся у западного и боковых фасадов.
  • 1802 г. - изменена форма глав.
  • 1804 - храм заново расписали.
  • В конце XIX в. сбили аркатуру на барабанах и наличники окон.
  • В 1929 году храм был закрыт и разграблен, захоронения коломенских архипастырей разорены.
  • 1989 году собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 года великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Красивый резной, сверкающий золотом иконостас Успенского собора установили в 1772 году. Он состоит из шести рядов, три «высоких» ряда чередуются стремя «низкими». Счастье, что иконостас почти без потерь дожил до наших дней. Иконы в XX веке были утрачены, но сегодня они все восстановлены

    Внутренняя красота собора потрясает. Хочется долго-долго рассматривать каждое изображение. Низкий поклон мастерам, которые вернули в храм былую красоту и восстановили росписи - почти полторы тысячи квадратных метров настенной росписи.




    «На сем месте погребено тело преосвященного Феодосия, епископа Коломенского и Каширского, который управлял оною епархиею 23 года, а преставился сего 1787 года генваря 30 дня пополунощи 6 часов 52 минуты от рождения его на 64 году.»

    Феодосий (Андрей Михайлов-Прокофьев, 1723-1787, из семьи причетника г. Михайлова Рязанской губернии, в 1749 г. окончил Московскую Духовную академию, определен учителем Рязанской Духовной семинарии, в 1755 г. пострижен в монашество, с 1761 г. ректор Рязанской Духовной семинарии и архимандрит Рязанского Иоанно-Богословского монастыря, с 1763 г. настоятель Солотчинского монастыря, 28 декабря того же года хиротонисан во епископа Коломенского в придворной церкви в присутствии Екатерины II, которую в 1775 г. принимал в Коломне, он же учредил Коломенскую консисторию в 1764 г., построил Тихвинский собор и загородный архиерейский дом).

    Рядом с Успенским собором возвышается белая сорокаметровая звонница. колокольня была возведена в 1692 году. В основании ее куб - 14,5 на 14,5 метров. На этом массивном кубе - широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами „слухов“. Раньше на звоннице были большие часы, которые специальными молоточками отбивали каждые полчаса.

    Был и полный набор колокололов, самый тяжёлый из них - "Мещаниновский" весил 800 пудов (12 800 кГ), и назван именно так потому, что именно на средства коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова колокол был приобретён и поднят на соборную колокольню. В 1929 году, когда в результате кампании большевиков по борьбе с религией Успенский собор был разорён, а со звонницы сбросили все колокола. В 1962 году под руководством Е.Р. Куницкой колокольня была отреставрирована. В 1990 году колокольню отреставрировали вновь, а в декабре того же года на неё водрузили восемь новых колоколов.

    Храм Воскресения Словущего — один из древнейших храмов в Коломне. Расположен на территории Коломенского Кремля. Посвящён празднику Воскресения Словущего

    По православной традиции, все Воскресенские храмы России освящены во имя Святой Пасхи. Однако есть еще и так называемая «осенняя Пасха» или «Воскресение словущее», то есть «славящее». Праздник установлен в память об окончании строительства в сентябре 335 г. храма Воскресения Христова в Иерусалиме, нынче более известного как Храм Гроба Господня. Церквей в память этой даты всего несколько, одна из них — храм Воскресения Словущего в Коломне, возведенный в 14 веке.

    18 января 1366 года в этом храме (вернее, в его деревянной церкви-предшественнице) венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Суздальская.

    Жениху было 16 лет, а невесте - всего 13. Необычным союз был еще и потому, что Дмитрий Донской женился на Евдокии Суздальской не по рассчету - ему понравилась невеста. Да и Евдокии Дмитрий настолько приглянулся, что случайно увидев Дмитрия, попросила господа, чтобы он дал ей в мужья именно его.

    Пышную свадьбу провели в Коломне поскольку Москва ещё не успела отстроиться после ужасного пожара 1365 года, получившего название Великого Всесвятского. Кроме того, это был ещё и дипломатический шаг, ведь если бы пара венчалась в Москве - обиделся бы Суздаль, если бы в Суздале – обиделись бы москвичи, поэтому была выбрана нейтральная территория.

    Имя Евдокии Московской незаслуженно забыли, хотя еще в XV веке она была признана церковью святой, то есть, на 500 лет раньше, чем Дмитрий Донской. (информация отсюда http://www.bolshoyvopros.ru/questions/427692-gde-venchalsja-dmitrij-donskoj.html)

    Каменный тёплый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен на Соборной площади Коломенского кремля в 1776 г. на средства местного купца, содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеевича Мещанинова, который славился как крупнейший благотворитель Коломны. Его в народе называли «коломенским богом».

    Праздник Тихвинской иконе издавна почитается в Коломне.

    Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке святыня из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для неё был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из храма и была чудесно явлена на Руси, близ города Тихвина. На месте явления иконы построили храм в честь Успения Богородицы, а затем, при царе Иване Грозном, основан мужской монастырь. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель осталась невредима. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы, снявшие список с чудотворной иконы. Тихвинская икона прославлена неисчислимыми чудотворениями, а празднование ей установлено Церковью в память её чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

    Впервые престол Тихвинской иконы отмечается в справке коломенского городничего майора Дурново: «…при Успенском соборе теплая соборная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинская каменного здания построена в прошлом 1776 году коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова…»

    продолжение следует...


  • Адрес: Россия, Московская область, Коломна, улица Исаева, 3

    Церковь Воздвижения Честного Креста Господня находится рядом с Пятницкими воротами кремля в Коломне.

    Это типичный храм в стиле классицизм с ротондой над портиком с ионическими колоннами. Он был построен в 1764 году на месте деревянной церкви, однако первоначально выглядел иначе. В 1832-1837-м годах церковь существенно перестроили, сохранив общий план здания, но оформив ее в стиле ампир.

    После революции богослужения прекратились, храм закрыли, а потом в нем заработала картонажная фабрика. В конце 1980-х годов храм отреставрировали, восстановив купол и колокольню.

    МОНАСТЫРИ

    Адрес: улица Казакова, 12В

    Мы в полной мере оценили красоту соборной площади и расположеных на ней храмов. Теперь идем дальше и будем знакомиться с одним из монастырей. которые расположены здесь же, на территории Кремля. Это - Ново-Голутвин монастырь.

    Его невозможно не увидеть. т.к.он вход в него находится непосредственно на соборной площади.

    Монастырь один из крупнейших на территории современной России и самый молодой из кремлевских. Он был основан в 1799 году и стал первой православной женской обителью, открывшейся в Московской епархии.

    Часть построек монастыря старше самого монастыря. Раньше здесь был архиерейскоий дом, от которого монастырю достались палаты Архиерейского корпуса (XVII век) и Троицкий собор (начало XVIII века). Любопытно, что по планам графа А. Аракчеева на месте монастыря вполне могла быть размещена конюшня кирасирского полка. Однако митрополиту Платону удалось опередить Аракчеева и перевезти на территорию архиерейского подворья часть братии из Староголутвинского Богоявленского монастыря.

    Главным храмом, сохранившимся до наших дней, но неоднократно переделанным, является Троицкий. Он был основан в 1680 году в стиле московского барокко. Вдальнейшем вокруг храма создавались новые корпуса и строения, легшие в основу Свято-Троицкого монастыря. Коломенская епархия была образована еще до пришествия монголов. Первое упоминание о ней относится ко времени правления Ивана Калиты, то есть 1328—1340 гг. В это время при ней имелись десять монастырей и 931 церковь. Из писем сирийца Павла Алеппского, секретаря Антиохийского патриарха Макария, мы узнаем, что представлял из себя архиерейский дом XVII века. Весьма великим и обнесенным вокруг деревянной стеной; дворец епископский сооружен из прочнейшего камня и хорошего дерева — такое описание резиденции дает сириец. Его поражала длинная деревянная галерея, возвышающаяся над землей и предназначавшаяся для прохода епископа от южных дверей церкви к кельям. Большое внимание он уделяет русским мастерам-плотникам, которым удалось построить настолько теплые покои.

    Успенский Брусенский женский монастырь - один из двух древних монастырей на территории Коломенского Кремля в Коломне на улице Лажечникова,12.

    По давнему преданию Иван Грозный, в очередной раз пытаясь взять Казань (первые два похода 1548 и 1549 годов оказались неудачными), летом 1552 года собрал войска здесь, в Коломне, молился перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, хранившейся в Успенском кафедральном соборе и пошёл на татарское ханство. Третий поход оказался зело успешным - 2 октября Казань была взята, и в честь этого события Иван Грозный и заложил в Коломне Успенский монастырь в том же 1552 году.

    Название "Брусенский", как считает историк XIX века Н.Д. Иванчин-Писарев, происходит от слова "брусенный", т.е. деревянный брус. Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) – были из деревянного бруса, как тогда говорили, "брусенные".

    На территорию монастыря можно зайти вот через эти ворота.

    Ограда слева вся завешана информационными плакатами. Здесь же собираются и экскурсионные группы.

    В самом раннем описании монастыря, составленном в 1577–1578 гг. царскими писцами Данилой Житовым и Фёдором Камыниным, сказано: "Внутри города у Пречистыя у брусеные в монастыре церковь Успение Святей Богородицы камена. На монастырь всходя ворота святые, около монастыря замет, а на монастыре трапеза камена почата делать, а не совершена, да под нею хлебня да поварня, да против трапезы две кельи игуменских, да четырнадцать келий, а в них тринадцать старцов". Упоминается и старый игумен Корнилий, возможно, первый настоятель монастыря. То есть тогда в монастыре, кроме каменного Успенского собора были настоятельские и братские кельи, деревянная ограда и строящаяся каменная трапезная.

    Первый храм, на который обращаем внимание - это белый шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы. Именно этот храм был возведен по повелению Ивана Грозного в 1552 году. Это редкий памятник ранней шатровой архитектуры.

    Здание представляет собой четверик, увенчанный пирамидальной башней-шатром.

    В Успенском храме находятся все монастырские реликвии: уникальные иконы, а также образа с частицами мощей святых Филарета, митрополита Московского и Димитрия, митрополита Ростовского. Благодаря щедрым вкладам, вносимым богомольцами, центральная церковь Успения Пресвятой Богородицы была украшена иконостасом, основу которого составлял Деисус, состоявший из одиннадцати икон на золоте. В её алтаре хранилось Евангелие в массивном серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями.

    В 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём.

    В конце 19 века к храму Успения Пресвятой Богородицы с западной стороны, на месте приделов XVIII века, архитектором Эллинrом выстроен большой двухэтажный корпус для трапезной, с церковью Всех Святых и богадельней.

    Трапезная двусветная сводчатая палата зального типа внутри арками соединена с богадельней, занимающей два этажа.

    Скромная белая успенская церковь словно под защитой остальных строений Обители, но она не теряется среди них. И все же идем как следует рассматривать очень красивый, яркий Крестовоздвиженский собор

    К 300-летнему юбилею монастыря в 1852-1855 годах был возведён пятишатровый Крестовоздвиженский собор с двумя приделами: в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста. Храм был освящён 13 сентября 1858 года владыкой Евгением.

    Проект разрабатывал архитектор А.С. Кутепов. Департамент проектов и смет признал проект "неудовлетворительным по неблаговидности фасадов". В том же 1850 году признан проект В.Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Это проект и был реализован с некоторыми отклонениями.

    Кутепов Александр Сергеевич (1781—1855) — архитектор, рисовальщик. Много проектировал, работал преимущественно в классическом стиле.
    Василий Егорович Морган (1800 — 1859) — русский архитектор. Крупный петербургский архитектор, строитель широкого диапазона. В молодости работал с О. Монфераном. За период 1830-1850-х построил ряд домов в формах безордерного классицизма и эклектики. Также в Петербурге им построена колокольня Введенской церкви на Большой Пушкарской улице и Тихвинская церковь.

    Собор был обезглавлен в 1932 году. Во время Великой Отечественной войны в нем было бомбоубежище, а затем склад. Чтобы машинам было легче разгружаться были разобраны ступени собора с южной стороны.

    С восточной стороны от собора, с правой стороны при входе в монастырь, похоронена игуменья Олимпиада - настоятельница обители до 1873 года. Именно при ней быо построен Крестовоздвиженский собор.

    Пожар 1698 года унес четыре деревянные церкви и кельи. Постепенно все деревянные постройки стали заменять на каменные. Это и каменная ограда, и стройные кирпичные высокие башни, не похожие одна на другую.

    В 1790–х годах в монастыре сооружается колокольня.

    В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшую Ивановскую проездную башню (Ивановские ворота Коломенского кремля) для того, чтобы использовать их кирпич для строительства недостающего участка ограды монастыря. Из кирпича этой башни в 1820-е годы была построена монастырская ограда с четырьмя башнями, которые венчали трубящие анrелы, по проекту М.Ф. Казакова в стиле русской готики.

    В начале XVII века, когда Смута миновала, Брусенский монастырь возобновляется уже как особножительный девичий – единственным в Коломне и самым большим во всём Коломенском уезде, включавшем тогда такие города, как Егорьевск и Бронницы. Он стоял на государевой дороге, рядом находился почтовый ям, а среди монахинь встречались представители очень знатных семей, поэтому монастырь процветал. Возможно, заезжала сюда и семья Достоевских по пути в Даровое, так как в этой обители нашла приют родная сестра кормилицы Фёдора Михайловича.

    Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево. Из Коломны удобно добираться на машине или пешком через Пятницкие ворота, далее по прямой дороге и через понтонный мост. Время работы: монастырь открыт для посещения ежедневно, с раннего утра до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

    Бобренев монастырь — один из старейших на русской земле: он был заложен в 1381 г. по обету Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве. По одной из версий строительство велось на средства ближайшего сподвижника благоверного князя — воеводы Боброка-Волынца, имя которого обитель и получила; по другой — здесь принял монашеский постриг раскаявшийся разбойник Бобреня.

    В 18 веке монастырь утратил былое значение и сильно обветшал, его земли приписали Троицкому Ново-Голутвину монастырю, туда же переселилась и братия. Столетие спустя здесь начинаются реставрационные работы: возводят хозяйственные корпуса и стены, строят храм в честь Феодоровской иконы Богоматери и сооружают великолепный трехъярусный золоченый иконостас. В годы советской власти обитель была закрыта и использовалась как склад для удобрений. Восстановление ее началось в 1991 г. и продолжается по сей день.
    PS. Перекусить можно у ларька за стенами монастыря, любуясь на чудесный вид города Коломны.


    Можно заказать требу - имя на кирпиче. За поданного на молитву человека будут молиться все прихожане и монахи. Деньги, вырученные с этой требы, пойдут на восстановление монастыря. Все требы в монастыре на Пожертвования - кто, сколько может, но указано примерное пожертвование - от 300 рублей. -->

    ПАМЯТНИКИ

    В Коломенском Кремле на Соборной площади стоит очень выразительный памятник, к которому так и хочется подойти. Это Святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки, они словно приветствуют всех в самом сердце города.

    Святой Кирилл держит в левой руке свиток с алфавитом, святой Мефодий – Евангелие.

    Консультировал создателей памятника (скульптор А.А. Рожников, архитектор М.В. Тихомиров) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который "…даже предоставил в качестве образца часть своего епископского облачения и показал, как правильно должны быть у скульптуры сложены персты для крещения".

    Бронзовые фигуры стоят на массивном постаменте, облицованном гранитом. Общая высота памятника вместе с постаментом составляет 7,5 метров.

    Памятник открыт в городе Коломне 23 мая 2007 г.

    продолжение следует...





    Следующая остановка нашего путешествия - Вышний Волочек

    Copyright © 2022 tapenik.ru

    Copyright © 2022 tapenik.ru