Мы приехали в кремль на машине, оставили ее и отправились к Соборной площади. Уже отсюда видно, что нас ожидает прекрасное зрелище!
И вот мы на площади! Красиво, чисто, уютно! Даже странно называть это Кремлем! Это просто чудо какое-то!
Центральная площадь Коломенского кремля, на которой в XIV столетии стояли палаты Великого князя.
Современный облик местности сложился ближе к XVIII веку после генеральной перепланировки Коломны.
Место находится в окружении Успенского собора, Тихвинской церкви и монастырской колокольни Ново-Голутвинской обители.
Успенский кафедральный собор Наверх
Успенский кафедральный собор находится на территории Соборной площади Кремля города Коломны.
Его белокаменные стены видны уже вначале старейшей улицы города и главной улицы Кремля - улицы Лазорева (бывшей Успенской).
С 1581 по 1586 годах в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, - первый Патриарх Московский и всея Руси.
В самом соборе в те годы хранилась икона Донской Божьей Матери (ныне в Третьяковской галерее).
Икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших.
Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников и последователей.
Феофан Грек родился в Константинополе, столице Византийской империи, около 1340 года. Он начал заниматься иконописью в середине
XIV века и к 1370-м годам, по словам древнерусского писателя Епифания Премудрого, украсил «более сорока различных церквей каменных».
Художник расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне, Галате и других крупных городах Византии.
Перед этой иконой молился в 1552 году Иван IV, отправляясь в Казанский поход.
После победы он увёз чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка.
В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефан Савваит.
Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита великой
княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой
Восторженное описание Успенского собора оставил Павел Алеппский.
Патриарх Антиохийский в 1654-1656 годах совершил путешествие в Россию к московскому царю Алексею Михайловичу, который был щедр
к обедневшим единоверцам. В этом трехлетнем путешествии его сопровождал родной сын макария - архидиакон Павел Алеппский.
По просьбе одного из своих дамасских знакомых Павел стал вести записи о путешествии.
Так появились дневники архидиакона Павла Алеппского «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века».
Публикация состоит из пятнадцати книг. В шестой книге пожно прочесть повествование о Коломне и Туле.
Павел Алеппский дает подробное наружное и внутреннее описание Успенского собора, и, в заключение, отмечает, что
«крыша походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто
вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше кругом купола — очень красивое устройство».
1989 году собор возвратили верующим. После реставрации 29 августа 1999 года великое освящение совершил Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II.
Красивый резной, сверкающий золотом иконостас Успенского собора установили в 1772 году.
Он состоит из шести рядов, три «высоких» ряда чередуются стремя «низкими».
Счастье, что иконостас почти без потерь дожил до наших дней. Иконы в XX веке были утрачены, но сегодня они все восстановлены
Внутренняя красота собора потрясает. Хочется долго-долго рассматривать каждое изображение.
Низкий поклон мастерам, которые вернули в храм былую красоту и восстановили росписи -
почти полторы тысячи квадратных метров настенной росписи.
«На сем месте погребено тело преосвященного Феодосия, епископа Коломенского и Каширского, который управлял оною епархиею 23 года,
а преставился сего 1787 года генваря 30 дня пополунощи 6 часов 52 минуты от рождения его на 64 году.»
Феодосий (Андрей Михайлов-Прокофьев, 1723-1787, из семьи причетника г. Михайлова Рязанской губернии, в 1749 г. окончил
Московскую Духовную академию, определен учителем Рязанской Духовной семинарии, в 1755 г. пострижен в монашество, с 1761 г.
ректор Рязанской Духовной семинарии и архимандрит Рязанского Иоанно-Богословского монастыря, с 1763 г. настоятель Солотчинского
монастыря, 28 декабря того же года хиротонисан во епископа Коломенского в придворной церкви в присутствии Екатерины II, которую
в 1775 г. принимал в Коломне, он же учредил Коломенскую консисторию в 1764 г., построил Тихвинский собор и загородный архиерейский дом).
Рядом с Успенским собором возвышается белая сорокаметровая звонница. колокольня была возведена в 1692 году.
В основании ее куб - 14,5 на 14,5 метров.
На этом массивном кубе - широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами „слухов“.
Раньше на звоннице были большие часы, которые специальными молоточками отбивали каждые полчаса.
Был и полный набор колокололов, самый тяжёлый из них - "Мещаниновский" весил 800 пудов (12 800 кГ), и назван
именно так потому, что именно на средства коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова колокол был приобретён и
поднят на соборную колокольню. В 1929 году, когда в результате кампании большевиков по борьбе с религией Успенский
собор был разорён, а со звонницы сбросили все колокола. В 1962 году под руководством Е.Р. Куницкой колокольня была
отреставрирована. В 1990 году колокольню отреставрировали вновь, а в декабре того же года на неё водрузили восемь новых колоколов.
Церковь Воскресения Словущего Наверх
Храм Воскресения Словущего — один из древнейших храмов в Коломне. Расположен на территории Коломенского Кремля.
Посвящён празднику Воскресения Словущего
По православной традиции, все Воскресенские храмы России освящены во имя Святой Пасхи. Однако есть еще и так называемая «осенняя Пасха» или
«Воскресение словущее», то есть «славящее».
Праздник установлен в память об окончании строительства в сентябре 335 г. храма Воскресения Христова в Иерусалиме, нынче более
известного как Храм Гроба Господня.
Церквей в память этой даты всего несколько, одна из них — храм Воскресения Словущего в Коломне, возведенный в 14 веке.
18 января 1366 года в этом храме (вернее, в его деревянной церкви-предшественнице) венчались святой благоверный князь Дмитрий
Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Суздальская.
Жениху было 16 лет, а невесте - всего 13. Необычным союз был еще и потому, что Дмитрий Донской женился на Евдокии Суздальской не
по рассчету - ему понравилась невеста. Да и Евдокии Дмитрий настолько приглянулся, что случайно увидев Дмитрия, попросила господа,
чтобы он дал ей в мужья именно его.
Пышную свадьбу провели в Коломне поскольку Москва ещё не успела отстроиться после ужасного пожара 1365 года, получившего название Великого Всесвятского.
Кроме того, это был ещё и дипломатический шаг, ведь если бы пара венчалась в Москве - обиделся бы Суздаль, если бы в Суздале – обиделись
бы москвичи, поэтому была выбрана нейтральная территория.
Имя Евдокии Московской незаслуженно забыли, хотя еще в XV веке она была признана церковью святой, то есть, на 500 лет раньше,
чем Дмитрий Донской.
(информация отсюда http://www.bolshoyvopros.ru/questions/427692-gde-venchalsja-dmitrij-donskoj.html)
Каменный тёплый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен на Соборной площади Коломенского кремля в 1776 г.
на средства местного купца, содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеевича Мещанинова, который славился как крупнейший благотворитель
Коломны. Его в народе называли «коломенским богом».
Праздник Тихвинской иконе издавна почитается в Коломне.
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой.
В V веке святыня из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для неё был построен Влахернский храм.
В 1383 году, за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из храма и была чудесно явлена на Руси,
близ города Тихвина. На месте явления иконы построили храм в честь Успения Богородицы, а затем, при царе Иване
Грозном, основан мужской монастырь.
В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией
Матери обитель осталась невредима.
После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы, снявшие список с чудотворной иконы.
Тихвинская икона прославлена неисчислимыми чудотворениями, а празднование ей установлено Церковью в память её
чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
Впервые престол Тихвинской иконы отмечается в справке коломенского городничего майора Дурново:
«…при Успенском соборе теплая соборная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинская каменного здания построена в прошлом 1776 году
коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова…»
императрица Екатерина II Во время своего визита в Коломну останавливалась во дворце Мещанинова и даровала право приобретения
крестьян для своих суконных фабрик.
Усадьба сложилась в 1760 - х годах при суконной фабрике И.Т.Мещанинова, организованной в 1754 году.
Во время посещения Коломны, кроме Успенского собора и Старо-Голутвинского монастыря, императрица Екатерина II посетила
дом Мещанинова дворцового стиля (единственный в городе), построенный под влиянием школы В.В. Растрелли, напоминающий
собой миниатюрную копию санкт-петербургского Зимнего дворца.
Усадьба, выделяющаяся своим размахом и богатством, была построена в 60-х годах XVIII столетия.
Усадьба включала в себя главный дом с прилегающим парком, фабричные строения и огороды. Все это занимало в старой Коломне целый квартал.
Главный дом усадьбы дворцового стиля, единственный в городе, построен под влиянием архитектурной школы В.В. Растрелли и напоминает
своими очертаниями маленькую копию Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Это здание, из кирпича с пышным, из белого камня и лепнины, декором, как бы разделено на парадный и цокольный этажи.
Именно ампир в его классическом стиле просматривается во всем облике главного из домов усадьбы купца Мещанинова.
Как памятен мне этот дом, своего рода замок, занимавший, за исключением лишь небольшого уголка, целый обширный квартал...
Дом о двух, пожалуй, даже о трех этажах; но третий этаж со своими маленькими окнами был чердаком.
Жилые покои во втором этаже; нижний занят кухней и кладовыми. Везде своды, лепная работа, фигурные печи с расписанными изразцами.
Пол простой, деревянный в верхнем этаже, даже не крашенный, но поражавший меня своим бело-пепельным цветом.
Мне объяснили причину: полы мыли не просто водой, но со щелоком, золой и известкой. В нижнем этаже пол выложен лещадью.
Именно во время этого визита Мещанинову, одному из первых в купечестве, императрица Екатерина II даровала право
приобретения крестьян для своих суконных фабрик
Адрес: Артиллеристов пр., 7
Тип: Гражданская архитектура
Время создания: 1760-е годы; 1-я половина XIX века
Коломенскую кафедру в то время возглавлял епископ Феодосий III. По преданию, храм был возведён на месте древнего деревянного.
Первая каменная церковь имела небольшие размеры, один престол и примыкала с востока к соборной шатровой колокольне XVII века.
В таком виде она не просуществовала и ста лет. Староста Успенского собора купец Филипп Назарович Тупицын решил перестроить
Тихвинскую церковь, значительно её расширив. Проект реконструкции переделывался трижды и был утверждён 24 января 1858 г.
Он получил благословение митрополита Московского и Коломенского Филарета.
Здание церкви было возведено после полной разборки предыдущего строения.
Благодаря настояниям священника Иоанна Космина, справедливо опасавшегося за целостность Успенского собора, уже имевшего в то
время трещины в северо-западном углу, новую постройку поставили в одну линию с колокольней по южному фасаду.
Строительство теплого пятиглавого собора завершили в 1860 году.
Вместо одного придела он имел уже три: Тихвинской иконы Божией Матери, праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и
иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Новый храм был освящён в 1861 г. самим святым Филаретом.
Вскоре после революции из храма был изъят отопительный котёл, но богослужения продолжали совершаться даже зимой.
В конце 20-х годов ХХ века церковь была закрыта, уничтожено всё её внутреннее убранство, снесены главы.
В таком виде её и возвратили общине Успенского собора в 1989 г.
Полное восстановление храма заняло 20 лет. К 2009 г. он был полностью восстановлен: воссоздано пять куполов, устроены иконостасы, росписи на стенах и сводах. 9 июля 2009 г. Тихвинский храм был освящен Высокопреосвященнейшим Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Пятницкие ворота – одна из башен Коломенского кремля, парадный вход в историческую часть города. В высоту сооружение достигает 29 метров, но несколько столетий назад ее высота была 35 метров за счет верхней башни — стрельницы, которая не дошла до наших дней. Существует предание, что в период Смутного времени массивные створчатые двери ворот были сняты по приказу Марины Мнишек. Благодаря этому польские войска смогли спокойно войти в Коломну.
Погорелая (Алексеевская) башня Наверх
Одна из башен Коломенского кремля. Расположена на улице Зайцева (напротив начала улицы Левшина).
У башни стоит беседка, в которой можно посидеть в тени, в жаркую погоду. Высота башни составляет 24 метра, длина – 12 метров, ширина – 8 метров.
Толщина стен башни – внизу 2,9 метра, наверху 1,85 метра. Внутри башни 5 этажей. Один из этажей – подземный скрыт грунтом.
Завершалась башня шестым ярусом – галереей, зубцы её, как и зубцы стен, напоминали форму ласточкиного хвоста.
Высота зубцов составляет 2,5 метра, ширина – 1,44 метра. Башня завершалась четырёхскатной шатровой кровлей.
С восточной стороны кремля Погорелая башня имела 4 башни-«близнеца», три из которых сохранились до нашего времени: Спасская, Семёновская и Ямская.
Погорелая башня названа так из-за случающихся в ней ранее пожаров. Второе название башни – Алексеевская, по церкви Алексия человека Божия,
располагавшейся ранее недалеко от башни – в Спасо-Преображенском монастыре. Монастырь был взорван.
От Погорелой башни идёт улица Левшина, которая до октября 1921 года именовалась Алексеевской.
Одна из башен Коломенского кремля. Расположена на улице Зайцева (напротив начала улицы Левшина).
У башни стоит беседка, в которой можно посидеть в тени, в жаркую погоду. Высота башни составляет 24 метра, длина – 12 метров, ширина – 8 метров.
Толщина стен башни – внизу 2,9 метра, наверху 1,85 метра. Внутри башни 5 этажей. Один из этажей – подземный скрыт грунтом.
Завершалась башня шестым ярусом – галереей, зубцы её, как и зубцы стен, напоминали форму ласточкиного хвоста.
Высота зубцов составляет 2,5 метра, ширина – 1,44 метра. Башня завершалась четырёхскатной шатровой кровлей.
С восточной стороны кремля Погорелая башня имела 4 башни-«близнеца», три из которых сохранились до нашего времени: Спасская, Семёновская и Ямская.
Погорелая башня названа так из-за случающихся в ней ранее пожаров. Второе название башни – Алексеевская, по церкви Алексия человека Божия,
располагавшейся ранее недалеко от башни – в Спасо-Преображенском монастыре. Монастырь был взорван.
От Погорелой башни идёт улица Левшина, которая до октября 1921 года именовалась Алексеевской.
продолжение следует...
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня Наверх
Адрес: Россия, Московская область, Коломна, улица Исаева, 3
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня находится рядом с Пятницкими воротами кремля в Коломне.
Это типичный храм в стиле классицизм с ротондой над портиком с ионическими колоннами. Он был построен в 1764 году на месте деревянной церкви,
однако первоначально выглядел иначе. В 1832-1837-м годах церковь существенно перестроили, сохранив общий план здания, но оформив ее в стиле ампир.
После революции богослужения прекратились, храм закрыли, а потом в нем заработала картонажная фабрика. В конце 1980-х годов храм отреставрировали,
восстановив купол и колокольню.
МОНАСТЫРИ
Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь Наверх
Адрес: улица Казакова, 12В
Мы в полной мере оценили красоту соборной площади и расположеных на ней храмов. Теперь идем дальше и будем
знакомиться с одним из монастырей. которые расположены здесь же, на территории Кремля. Это - Ново-Голутвин монастырь.
Его невозможно не увидеть. т.к.он вход в него находится непосредственно на соборной площади.
Монастырь один из крупнейших на территории современной России и самый молодой из кремлевских. Он был основан в 1799 году
и стал первой православной женской обителью, открывшейся в Московской епархии.
Часть построек монастыря старше самого монастыря. Раньше здесь был архиерейскоий дом, от которого монастырю достались палаты Архиерейского
корпуса (XVII век) и Троицкий собор (начало XVIII века).
Любопытно, что по планам графа А. Аракчеева на месте монастыря вполне могла быть размещена конюшня кирасирского полка.
Однако митрополиту Платону удалось опередить Аракчеева и перевезти на территорию архиерейского подворья часть братии из
Староголутвинского Богоявленского монастыря.
Главным храмом, сохранившимся до наших дней, но неоднократно переделанным, является Троицкий. Он был основан в 1680 году в стиле
московского барокко. Вдальнейшем вокруг храма создавались новые корпуса и строения, легшие в основу Свято-Троицкого монастыря.
Коломенская епархия была образована еще до пришествия монголов. Первое упоминание о ней относится ко времени правления Ивана Калиты, то есть 1328—1340 гг. В это время при ней имелись десять монастырей и 931 церковь.
Из писем сирийца Павла Алеппского, секретаря Антиохийского патриарха Макария, мы узнаем, что представлял из себя архиерейский дом XVII века.
Весьма великим и обнесенным вокруг деревянной стеной; дворец епископский сооружен из прочнейшего камня и хорошего дерева — такое описание резиденции дает сириец. Его поражала длинная деревянная галерея, возвышающаяся над землей и предназначавшаяся для прохода епископа от южных дверей церкви к кельям. Большое внимание он уделяет русским мастерам-плотникам, которым удалось построить настолько теплые покои.
Успенский Брусенский Женский Монастырь Наверх
Успенский Брусенский женский монастырь - один из двух древних монастырей на территории Коломенского Кремля в Коломне на улице
Лажечникова,12.
По давнему преданию Иван Грозный, в очередной раз пытаясь взять Казань (первые два похода 1548 и 1549 годов оказались
неудачными), летом 1552 года собрал войска здесь, в Коломне, молился перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, хранившейся
в Успенском кафедральном соборе и пошёл на татарское ханство. Третий поход оказался зело успешным - 2 октября Казань была взята,
и в честь этого события Иван Грозный и заложил в Коломне Успенский монастырь в том же 1552 году.
Название "Брусенский", как считает историк XIX века Н.Д. Иванчин-Писарев, происходит от слова "брусенный", т.е. деревянный брус.
Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) – были из деревянного бруса, как
тогда говорили, "брусенные".
На территорию монастыря можно зайти вот через эти ворота.
Ограда слева вся завешана информационными плакатами. Здесь же собираются и экскурсионные группы.