Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Отели и гостиницы

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Смоленск


Смоленск

Смоленск – древний город с богатой историей, через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», он упоминается в летописях с IXвека. В нем сохранились достопримечательности с Раннего Средневековья... Не посетить такой город мы не могли.

Каждый раз, собираясь в очередное путешествие, мы составляем подробный план его осмотра. Более того, на основе отзывов путешественников, составлем вот такую карту маршрута. Ведь городов в поездке много, а посмотреть хочется побольше.

Монастыри. Соборы. Храмы.

Адрес - ул. Большая Советская, 11.

Авраамиев монастырь – один из древнейших монастырей Смоленска, он находится в исторической части города на улице М.Жукова с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены.

По преданию, Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь основан в начале XIII века епископом Игнатием как мужской монастырь Положения риз Богоматери и назывался Богородицким (по названию деревянной церкви во имя Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы.

Первым же настоятелем монастыря епископ поставил преподобного Авраамия, пребывавшего в сане aрхимандрита. В то время монастырь находился за пределами города, и земля под ним была первоначально куплена у жителей, имевших на ней огороды. Постепенно здесь стала собираться братия, но поначалу монастырь нуждался в средствах и содержался епископством. Однако, праведная жизнь и подвиги преподобного Авраамия со временем сделали место его пребывания известным, и в последствии именно его нетленные мощи, захороненные в деревянной церкви монастыря, стали местом паломничества. Позднее, по имени первого настоятеля монастырь был переименован в Авраамиев или Авраамиевский.

Спасо-Вознесенский женский монастыр совсем небольшой. Мы зашли на территорию монастыря, огляделись. Стояла жуткая жара, но сестры-насельницы трудились. Они были полностью закутаны в длинную одежду, в тяжелой неженской обуви.

Невольно посочувствовали работницам, которые приводили в порядок монастырские грядки, т.к. сами мы не только спрятались в тень, но и присели на качающиеся скамейки. Оттуда и рассмотрели здание главного собора монастыря.

По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина.

Об этом факте впервые сказал смоленский краевед И. И. Орловский (1869-1909), однако современные исследователи оспаривают это утверждение.

Монастырь основан иезуитами в 1630-х годах. После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь.

Собор в честь Вознесения Господня был построен в 1697 г. по личному указу Петра I. Архитекторы: Осип Старцев, Данила Калинин, Кондрат Мымрин. Собор двухэтажный, строгий, только окна украшают фасад. на первом этаже располагается церковь преподобного Сергия Радонежского.

На 2 и 3 фотографиях виден Храм в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». Он построен над воротами монастыря по проекту архитектора Альшевского позже, в 1830 году (восстановлен в 2009 г.). Он совсем в другом стиле - позднего классицизма.

В самом Вознесенском Храме нам разрешили сфотографировать удивительный резной деревянный вертеп.

По дороге к соборной горе мы увидели еще один монастырь, но попасть в который нам, к сожалению, не удалось. И все же сфотографировать его мы смогли.

Троицкий мужской монастырь был построен после освобождения Смоленска от поляков во второй половине XVII века. До этого здесь находился базилианский монастырь. Новая обитель была названа в честь старого Троицкого монастыря на Кловке, который в 1633 году был взорван московскими войсками, во время осады Смоленска.

Свято-Троицкий монастырь находится в историческом центре Смоленска, к югу от Соборной горы. Здание монастыря является самым древним из сохранившихся до наших дней сооружений на Большой Советской улице. В его ограде находится Троицкий собор (1697, перестроен в 1727), церковь зачатия Анны (1767, являлась больничным храмом), усыпальница, а через дорогу – колокольня (1720-е годы).

Каменный Троицкий собор был возведен в 1675 году, но в конце XVII века он сильно пострадал от урагана. В 1727 году был перестроен в стиле раннего барокко. Этот храм стал образцом для храмов Смоленска, построенных в этом стиле в XVIII веке. К южной стороне собора пристроена каменная усыпальница, в которой погребён митрополит Сильвестр Крайский. В 1730-х годах была построена монастырская колокольня. В стиле позднего барокко

Петр I посетивший Смоленск в 1709 г. приказал проложить новую улицу от Днепра на юг, более пологую, чем бывшую ранее. В результате двор Троицкого монастыря был разделен на две части: Троицкий собор и монастырские постройки на восточной стороне улицы (Благовещенской, ныне Большой Советской), а колокольня на западной.

В советское время монастырь был закрыт, в 30-е годы были изъяты все колокола. Во время Великой Отечественной войны постройки были сильно разрушены. В тех, которые уцелели, располагались государственные учреждения. Сегодня в монастыре размещается администрация Смоленского государственного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника и музей «Смоленский лён».

Анно-Зачатьевская церковь - одна из сохранившихся церквей Свято-Троицкого женского монастыря в Смоленске. Построена в 1767 году в переходном стиле от барокко к классицизму. Эта широкая церковь с необычными наличниками. Являлась больничным храмом монастыря.

Церкви у вокзала

От вокзала через железнодорожные пути можно увидеть два храма - один белый, второй - красного кирпича. Варваринская церковь и Петропавловская

Правый снимок сделан уже с моста

Белый храм - это Церковь святой Великомученицы Варвары, она была построена на средства смоленских купцов Кремлицына и Сысоева. Храм двухэтажный, с пологой четырехскатной крышей, к ней пристроена шатровая колокольня и два высоких крыльца. Когда-то храм был трехэтажным и соединялся со вторым, более древним храмом. Но после реконструкции их разделили. Весь церковный двор, включающий и Петропавловский храм, в том же XVIII веке обнесен кирпичной оградой с трехпролетными воротами.

Честно признаюсь, что если бы не муж, мы могли бы этот храм пропустить. Именно он почему-то выбрал его среди прочих, красивых нарядных. Видимо какое-то шестое чувство или что-то внутри потянуло сюда, к этому древнему сооружению И, как оказалось, не напрасно.

Петропавловский храм оказался самым старым в смоленске. Шутка ли - он был построен еще во времена правления (1125-60 гг.) смоленского князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха! Это один из самых старых, сохранившихся на территории Киевской Руси. Ее лично освятил первый смоленский епископ Мануил.

Ростислав Мстиславич был третьим сыном новгородского правителя Мстислава Владимировича. Мать – дочь шведского короля Инге.

Согласно летописям, князь Ростислав Мстиславич получил в управление Смоленщину, когда ему было всего пятнадцать лет.

Сам он был крещен в честь архангела Михаила, поэтому в православии князь известен как Михаил Федорович.

Построена Петропавловская церковь из узких глиняных кирпичей – плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток и пилястр, а так же полуколонн.

церковь Петра и Павла представляет собой классический одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент. В уровне окон второго света находится балкон для знати, сохранившийся и сейчас. Для улучшения акустики помещения в стенах были сделаны двенадцать голосников. Внутри церкви сохранились остатки разноцветных фресок и процарапанных надписей-граффити, некоторые из которых принадлежали князю Ростиславу Мстиславичу – строителю храма.

Первоначально церковь считалась домовой, княжеской и даже соединялась с теремом правителя крытыми деревянными переходами. но так же предназначалась и для богослужений личных княжеских охотников, обитавших неподалеку в отдельной слободке. Сюда допускались и иноземные купцы, проплывавшие по Днепру.

  • С 1168 года храм становится приходским и исправно служит смолянам несколько веков, обрастая новыми пристройками-притворами и незначительно перестраиваясь.
  • В 1611 году Смоленск был завоеван Речью Посполитой. В результате храм, как и многие храмы Смоленска, на 40 лет превращается в Костел. Он наполняется полотнами Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени и становится общеепархиальным униатским центром.
  • В 1654 году город освобождается от иноземног ига, и Храм снова становится православным
  • В 1812 году церковь Петра и Павла разоряют французы, но уже через год он восстанавливается за счет государственных средств и продолжает служить местом сбора верующих, особо почитавших икону преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей и древний образ апостолов Петра и Павла, хранившихся здесь.
  • После революции 1917 года службы в церкви Петра и Павла продолжаются. Мало того, после закрытия в 1929 году Успенского собора храм становится кафедральным, но так же закрывается в 1935 году.
  • В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм снова был сильно повреждён. Реставрирован в 1963 г.под руководством архитектора Барановского.
  • Храм передан назад Православной церкви лишь в 1991 году, и с этого же времени после почти шести десятков лет перерыва в нем возобновляются богослужения.
  • Музеи. Театры. Архитектура.

    В каждой городе есть свой символ, своя главная архитектурная доминанта, или говоря современный сленгом - "фишка". Вот такой "фишкой" в Смоленске и является Соборная гора. Это как Красная Площадь в Москве - если по ней не прогулялся - вроде и города не видел. Соборная гора — украшение, гордость, защита и символ Смоленска. Здесь еще в 9 веке был административно-религиозный центр города, высокое место над рекой служило хорошим укреплением. С трёх сторон холм защищён глубокими оврагами (овраг с южной стороны был засыпан в середине XIX века), а с северной стороны — рекой Днепр.

    Готовясь к поездке в Смоленск, мы в первый же день наметили посещение соборной горы и ее главного храма - Успенского Кафедрального собора.

    Подняться на холм можно по парадной лестнице, ведущей от улицы Большая Советская. Её нижняя белокаменная часть построена в начале XX века, а верхняя гранитная возводилась одновременно с гульбищем в 70-е годы XVIII века.

    Соборная площадь

    Поднявшись наверх, попадаем вот на такую площадь.

    В центре площади - памятник Владимиру Мономаху.

    31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника святому благоверному князю Владимиру Мономаху на Соборном дворе Успенского кафедрального собора в Смоленске.

    Монумент изготовлен на одном из литейных предприятий области из бронзы, близкой по своему составу к колокольной. Стоит скульптура на постаменте из трёх отшлифованных гранитных глыб. По четырём сторонам – надписи: годы жизни Владимира Мономаха, годы закладки, освящения церкви и передачи чудотворной иконы, а также дата основания Смоленской епархии и наставления верующим.

    Владимир Всеволодович Мономах - cын князя Всеволода Ярославича (в крещении Василий) — великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Лучший русский полководец своего времени, Владимир на поле брани Мономах одерживал одну победу за другой. С 13 до 25 лет он уже совершил 20 военных походов - «великих путей», по выражению самого Мономаха. Всего на его жизнь придется 83 «великих пути».

    Прозван Мономахом (переводится как «Единоборец») по названию рода матери Марии (по другим данным — Анны) — дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

    С его именем связана не только история региона, но и судьба смоленского Свято-Успенского кафедрального собора. В 1101 году благоверный князь заложил на Соборном холме первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Владимир Мономах также перенёс в Смоленск одну из величайших святынь христианского мира – чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», ставшую покровительницей города.

    Над эскизами памятника трудились несколько смоленских мастеров. Все работы согласовывал лично Патриарх, он и выбрал эскиз архитектора и скульптора Игоря Чумакова: фигура Мономаха обращена лицом к Свято-Успенскому кафедральному собору, в руках – знаменитая икона.

    Памятник нам очень понравился. К тому же рядом были очень симпатичные скамеечки, очень рекомендую для тех, кто поднимался по лестнице своими ножками или просто устал.

    А пока отдыхаем, можно внимательно ознакомиться со всеми зданиями на площади.

    На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора. Архиерейские палаты хорошо видны и с соседних холмов, и снизу от Днепра. Здание нарядное, богато декорированное.

    Церковь Иоанна Предтечи

    Церковь Иоанна Предтечи – двухэтажное здание горчичного цвета, построенное в стиле барокко, это самая старинная постройка на территории Соборного холма. К сожалению, от XVII-XVIII веков до нас дошла лишь нижняя часть храма. Церковь перестраивалась в 1780-е годы: тогда к церкви пристроили колокольню и трапезные палаты. В 1907 году после сильного пожара верхний ярус колокольни пришлось разобрать. Церковь долгое время выполняла функции домового митрополичьего храма. Некоторое время в подвале церкви располагалась архиерейская тюрьма. Она состояла из двух «молчальных келий», в которые когда-то заключали лиц, совершивших преступления против Церкви. В 1910-е годы там размещалось хранилище церковно-археологического музея, и только в 1996 году церковь была возвращена верующим.

    Главная же красота ансамбля Соборной горы впереди - вот она, сияет бирюзой на солнце! Красиво, глаз не отвести. И бронзовый Мономах нам рукой указывает - идите, любуйтесь, смотрите, какой храм перед вами. И мы идем навтречу этому великолепию.

    Смоленский Успенский собор не зря считается одним самых красивых соборов России. Он, словно ангел, своими крыльями укрывает город и виден из каждой точки города. Это мы испытали на себе. Куда бы мы ни поехали, в каком бы районе не оказались - отовсюду был виден бирюзово-золотой лик собора.

    Кафедральный храм Смоленска построили в начале XVII века в память об обороне города от армии Речи Посполитой на месте старой церкви XII столетия. Во времена войн 1812 и 1914–1945 годов здание не пострадало. Наполеон даже приказал выставить стражу для охраны собора – настолько он был поражен его красотой.

    Мы вошли в храм. Красота огромного иконостаса просто потрясает. Золотой, сверкающий, с фантастической резьбой. Ничего даже не хочется комментировать. Просто смотрите и любуйтесь.

    Мы вошли в ворота и оказались на небольшой площадке. Справа - вход в Собор, а прямо перед нам - колокольня.

    Неизвестно, как выглядела колокольня Владимира Мономаха, но та, которая сейчас перед нашими глазами - прекрасна. Она - истинное украшение и дополнение единого ансамбля Соборного холма.

    Первая колокольня была возведена при архиепископе Филарете (1656-1669 гг.), после строительства нового собора , “филаретовская” колокольня 1763-1772 гг. была частично разобрана и сложена заново. Она также двухярусная, на сохранившийся нижний четверик до верха тройных ниш, оформлявших фасады, надстроили второй. Оба декорировали 24 колоннами тосканского ордера внизу и 16 композитными сверху. В результате колокольня стала прекрасным образцом пышной архитектуры столичного барокко

    На колокольне - часы, изготовленные смоленским мастером Н.И. Слепцовым (по другой версии — В. Корольковым) в 1795 г.

    Слева от колокольни - ворота с кованой решеткой. Если в них войти - попадаете на площадку, с которой хорошо видна и лестница, и панорама города.

    Вот только один совет - заранее будьте готовы в попрощайкам-прилипалам. Они наметанным взглядом выискивают, у кого можно выпрашивать деньги и очень мешают любоваться красотой.

    Что человек видит, когда приезжает в новый город? Конечно же - вокзал. И хоть мы приехали не на поезде, но не увидеть железнодорожный вокзал не могли. К тому же еще и мой муж всю жизнь на железной дороге работает.

    Итак, мы приехали на вокзал. Проблем в парковкой нет. На огромной площади без труда нашли место.

    Чтобы лучше рассмотреть этов великолепное здание, поднимаемся на железнодорожный мост. Вокзал и в самом деле хорош, здание окрашено в бирюзовый цвет, белоснежные наличникам на дверях и окнах, карнизы, полуколонны и прочие "красивости" радуют глаз. Для многих туристов из ближайших стран здание вокзала – это лицо города и всей России, и, надо с гордостью отметить, красивое лицо.

    Первое здание станции возвели в конце XIX века, но в 1944 году оно было разрушено в результате бомбардировок. Современное сооружение появилось в 1950-х годах, сегодня его можно считать одной из городских достопримечательностей.

    Само здание выполнено в характерном для того времени неоклассическом стиле (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов). Наиболее доминантной и выразительной частью всего вокзального ансамбля является его симметричный главный фасад, обращенный на большую Вокзальную площадь.

    Если перейти железнодорожные пути через виадук, то попадаем в пригородный жд вокзал Его здание было построено значительно позже, но приятно, что в том же стиле, что и основной.

    Смоленская крепость

    Главным туристическим объектом является мощная Смоленская крепость – некогда неприступный бастион, надежно защищавший границы государства западный рубеж России, не раз и не два принимавший на себя первые удары захватчиков из Европы, постоянно зарившихся на земли Русского государства.

    Смоленская крепость огромна по площади и не имеет четких очертаний. Долго выбирали маршрут знакомства с ней. Первая остановка и встреча с мощными стенами крепости произошла здесь, на самом краю города.

    Крепостная стена построена в XVI – начале XVII столетий и имевшая большое значение для обороны западных рубежей Русского государства. Не один раз она останавливала наступление вражеских армий. В 1812 году во время атаки войск Наполеона большая часть укрепления была уничтожена. До наших дней дошли 18 башен и около 3,5 км фрагментов стен. Сегодня сооружение признано архитектурным памятником.

    Каменная Смоленская крепость не первая подобная постройка в городе, и даже не последняя. Еще в XII веке смоленский князь Ростислав Мстиславич обнес город деревянной стеной. В XV веке, когда Смоленск входил в состав Великого княжества Литовского, город был обнесен высоким земляным валом, на котором в середине XVI века Иван Грозный возвел деревянную крепость. Сегодня от деревянных сооружений ничего не осталось, только фрагменты Литовского вала в южной части крепости.

    После постройки в 1602 году современной каменной крепости в Смоленске еще дважды возводили земляные укрепления замкнутой формы: в XVII веке поляки построили пятигранную Королевскую крепость на месте взорванного ими же участка во время осады города в 1609-1611 годах (существует поныне в ЦПКиО «Лопатинский сад»), а в XVIII веке в начале Северной войны Петр I построил на правом берегу Днепра, напротив главного моста, каменно-земляной кронверк, полностью разобранный в 30-е годы XIX века.

    Башни предназначались для наблюдения, ведения трехъярусного боя, защиты ворот и укрытия войск, были оборудованы устройствами для сбрасывания камней и выливания горячего вара на головы врагов. В девяти башнях имелись проезжие ворота. Через главные - Фроловской башни - открывалась дорога в столицу.

    Башни есть квадратные, есть круглые, все вроде похожи друг на друга, но у каждой свое "лицо". И все башни удивительно гармонично вписываются в природную красоту города.

    Ни одна из них не была похожа на другую, ни по форме, ни по высоте. Вероятно, жители Смоленска "В лицо" узнают каждую башню, а вот мы пока смогли опознать лишь некоторые.

  • Башня Орел
  • Первая башня, с которой мы познакомились - это башня "Орел"

    Башня Орёл (Городецкая) – расположена на восточном участке крепостной стены, посреди самого длинного из сохранившихся до наших дней фрагментов Смоленской крепостной стены, между Авраамиевской башней и башней Позднякова. Рядом с башней Орёл есть открытый выход и лестница, открывается чудесный панорамный вид на Смоленск.

  • Башня Воронина
  • Башня Воронина построена в 1595 году. Представляет собой четырёхугольную башню. Ранее реставрировалась, имеет крышу. В башне отсутствуют перекрытия. Вход в башню возможен со стороны улицы Маршала Жукова.

  • Громовая башня Музей «Смоленск — щит России»
  • Музей расположен в Громовой башне Смоленской крепостной стены. Основная часть экспозиции, открытая в 1977 году, посвящена боевой истории города, с 2002 года сюда добавилась коллекция, рассказывающая о строительстве оборонительных сооружений. На третьем ярусе башни размещена тематическая выставка «Солдат 1812 года», состоящая из снаряжения и вооружения русской и французской армий.

    Архитектура. Театры.

    Смоленское областное музыкальное училище основано в 1958 году. Его преподавательский состав был сформирован из выпускников ведущих консерваторий СССР. Уже в первое десятилетие смоленский Парнас совершил обыкновенное чудо, преобразив культурный образ города.

    Театр был основан в 1937 году Д. Н. Светильниковым, в честь которого с 2006 года он и называется. Сначала спектакли были ориентированы на детскую аудиторию, в середине XX века начали ставить спектакли и для взрослых.

    ТВ 2012 году провели реконструкцию в здании, построили новый зал.

    Улицы. Площади. Набережные.

    Площадь Ленина – центральная площадь Смоленска. Сама площадь и примыкающая к ней территория – пешеходная зона Ее оформление как центра Смоленска началось в 1929 году, когда решено было построить Дом Советов. в 1932 году на этом месте вырос пятиэтажный Дом Советов. В настоящее время здесь располагается Администрация Смоленской области. В канун пятидесятилетия Октябрьской революции был установлен памятник Ленину работы известного скульптора Л. Кербеля.

    Площадь Ленина всегда была парадной, как Красная площадь в Москве. В советское время по ней в праздники шествовали колонны демонстрантов, а перед памятником Ленину устанавливались трибуны, а теперь здесь проходят парады военной техники и реконструкции событий. Своеобразие площади еще и в том, что в редком городе центральная площадь переходит в парк.

    Парки. Скверы.

    Лопатинский сад - самый крупный и самый старый парк Смоленска. Он был основан в 1874 году по указу губернатора Александра Григорьевича Лопатина. через два года после его назначения в Смоленск на месте бывшей Королевской крепости

    Парк то развивался, то приходил в упадок, в нем проходил торжества, посвященные 100-летию победы над Наполеоном, посещал которые сам император Николай II, а еще до открытия парка на его месте существовала тюрьма для политических преступников, в том числе довольно именитых.

    Первоначально сад ограничивался валами Королевской крепости и планировался в ландшафтном стиле, чему во многом содействовали живописность прилегающей местности и изобилие памятников смоленской истории: фрагменты крепостной стены, оборонительные валы и входы в подземелья Королевского бастиона, памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года. На рубеже XIX–XX веков Лопатинский сад был признан одним из лучших парков в России.

    После Октябрьской революции 1917 года Лопатинский сад был переименован в парк имени Соболева, а у подножия памятника защитникам Смоленска появились захоронения видных участников революции и Гражданской войны. Плац-парадную площадь ликвидировали, а на её месте построили стадион.

    После Великой Отечественной войны территория парка значительно расширилась. Появилось множество аттракционов, летний театр, танцевальные площадки, лодочная станция. Парк переименовали в Центральный парк культуры и отдыха. В 1990-е годы ему вернули прежнее название – Лопатинский сад.

    Королевский бастион

    Гуляя по парку, невозможно пройти мимо двух интересных гротов, на которых сидят лев и львица. Оказывается. это не просто парковое украшение, а исторический памятник.

    Когда-то здесь находился так называемый "Королевский бастион". Еще его называют: Сигизмундова крепость, Цитадель, Королевская крепость. Это было огромное укрепление: ширина вала в верхней части составляет от 9 до 50 метров, в нижней — 36-84 метра. На 11-метровом верхнем валу лежали присыпанные землей колья, остриями наружу. Под нижним 10-метровым валом находились четыре камеры подошвенного боя — «тайники», в которые вели выложенные кирпичом коридоры. Попасть в нижний вал можно было через единственную опускную железную решетку в крепостной стене. Единственный вход в крепость располагался с восточной стороны. Его и сейчас нетрудно заметить: с двух сторон от него в крепостном валу в конце XIX века были устроены гроты, которые венчают лев и львица.

    Лебединые пруды

    Парк, в котором не только зеленые лужайки, но и живописные водоемы с лебедями - может растопить любое сердце.

    Эти гордые птицы завораживают, невозможно не замедлить шаг и не залюбоваться ими!

    Современный креатив

    Парк живет своей новой современной жизнью. Очень это чувствуется в удивительно забавных "живых " фонарях. Фантазией дизайнера обычные уличные осветительные приборы превратились в музыкантов, которые почти общаются с вами, живут своей садово-сказочной жизнью. А пестрые от разноцветных замочков деревца - и вовсе примета нового времени - молодые пары вешают их в знак своей любви и верности.

    Памятник героическим защитникам Смоленска от французских войск 4-5 августа 1812 года Расположен на центральной аллее парка (бывшая территория городского плац-парада).

    Установлен в 1841 году, к годовщине освобождения Смоленска от французских войск. Автор - архитектор А. Адамини. Чугунный, общий вес 25,9 т., высота от площадки, окружающей цоколь, до креста 23,4 метра. Чугунные плиты для памятника отливали в Петербурге и доставляли по частям на место.

    представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду, на гранях которой помещены изображение памятных медалей 1812 г. На восточной стороне изображена Смоленская икона Божией Матери, а под ней - металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения.

    пирамида увенчана главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом (крест 2,5 метра).

    Вокруг пирамиды попарно поставлены шестнадцать декоративных колонн, завершающихся главками с парящими двуглавыми бронзовыми с позолотой орлами.

    Вокруг пирамиды расположено восемь пар декоративных колонн, завершенных луковичными главками с двуглавыми орлами над ними. Вверху, между каждой парой колонн, на гранях пирамиды, имеется рельефное позолоченное изображение памятных медалей 1812 года. А с восточной стороны, в пространстве между двумя парами колонн, изображение иконы смоленской божьей матери.

    Надписи на постаменте повествуют о сражении 4-5 августа 1812 года. "Сражение под Смоленском 4 и 5 августа 1812 года"; "Главно-командовавшие: Барклай де Толли, Багратион"; "Защищавшие Смоленск: Раевский, Дохтуров"; "5 августа защищало Смоленск: 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия"; "5 августа напало неприятеля: 111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий"; "Русских генералов: убито 2, ранен 1, воинов выбыло из строя до 9600"; "Неприятеля: генералов убит 1, ранено 3, воинов выбыло из строя до 20 000".

    Между текстами на выступающих гранях цоколя рельефное изображение мечей.

    С северной и южной сторон памятника установлены на каминных постаментах две французские пушки, захваченные в этом сражении. Пушки укреплены на декоративных лафетах, изготовленных в Брянске. На лафетах сохранились надписи: "1873 г. Сооружена чинами Брянского Арсенала при содействии генералов: Баранцева, Годолина и Шпаковского". Вокруг постаментов - железная ограда.

    Сад Блонье - один из парков отдыха Смоленска, очень живописный и уютный. А когда-то на этом месте была площадь.

    Здесь находятся скульптура Оленя и памятник композитору М. И. Глинке и небольшой светомузыкальный фонтан.

    Парк разбил в 1830 году губернатор-просветитель Николай Хмельницкий (1789 - 1845), известный либеральными взглядами, литературными дарованиями и любовью к освоению масштабных бюджетных проектов.

    губернатор Николай Хмельницкий

    Николай Иванович Хмельницкий (потомок рода Богдана Хмельницкого) был смоленским губернатором в 1829-1837 годах и очень много успел сделать для города.

    Личность очень неординарная. Был адьютантом самого Кутузова, с русской армией дошел до Парижа. Петербургский генерал-губернатор Милорадович пригласил назначил его правителем своей канцелярии.

    При этом Хмельницкий в совершенстве владел немецким и французскими языками, переделывал пьесы малоизвестных французских драматургов в изящные остроумные водевили, которые с успехом шли на петербургской сцене. Им сделаны первые в России переводы пьес Мольера. В его доме в Петербурге Грибоедов впервые представил публике «Горе от ума».

    Став губернатором Смоленска, открыл публичную библиотеку с кабинетом для чтения, устроил первую в России губернскую выставку ремесленных и мануфактурных изделий, под его руководством было составлено описание земледельческой карты губернии, её ремесленной и торговой промышленности, восстановлена надвратная церковь Одигитрии, началось строительство дороги Смоленск-Москва.

    Предварительно выбив разрешение (и финансирование) у императора Николая I, Хмельницкий на радостях он заложил «сад Блонье» самолично с лопатой в руках.

    На первый взгляд «французское» слово «Блонье» — совсем даже не ностранное, а древнеславянское, общее для множества языков. Звучало оно изначально как «болоние» и обозначало пастбища, луга для выпаса скота, находящиеся в общем пользовании. До времён Ивана Грозного крепостная стена Смоленска проходила севернее нынешней, и район Блонье оставался за её пределами. Сюда горожане выгоняли на выпас свою крупную и мелкую рогатую скотину. Затем город вырос, стену построили там, где мы её знаем, а название осталось. Топонимы, то есть названия мест, вообще очень живучи и умудряются сохраняться веками и тысячелетиями.

    Вскоре после открытия парка смоленские дамы оценили новое место для светских прогулок и устроили соревнование по выращиванию редких и необычных цветов на его клумбах. В том числе чтобы привлечь внимание неженатого губернатора Хмельницкого. Но потомок грозного гетмана и по совместительству автор пьес «Шалости влюблённых» и «Замужняя невеста» остался непоколебимым холостяком и убеждённым повесой.

    1885. памятник М.И.Глинке

    В 1885 году в саду был торжественно открыт памятник Глинке (скульптор - Фон Бок – немец по происхождению). и за этим местом было официально закреплено имя великого композитора. Но большинство жителей города по сей день продолжают называть парк в центре Смоленска Блонье. Часто не подозревая, что это не французское, а вполне русское слово. Почему именно в Смоленске поставили памятник этому русскому композитору? Все просто. Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии 20 мая (1 июня) 1804 года, и естественно, что первый памятник ему поставили в Смоленске. Интересна история монумента. Деньги собирались на него всенародно по подписке. Создавался памятник в течение двух лет, был торжественно установлен в день рождения композитора 20 мая 1885 года. На открытии присутствовало очень много народу, в том числе музыкальные гении П. И. Чайковский и М. А. Балакирев

    Кафе «Русский Двор»

    В саду Блонье можно не только погулять, но и перекусить в весьма интересном и колоритном месте. Кафе «Русский Двор» оформлено ярко, красочно, с юмором. Блюда недорогие – а эмоций много, особенно для детей! Так что меню свое не помним, а хорошие воспоминания точно остались.

    Набережную обустроили к 1150-летию города в 2013 году. Несмотря на то, что на работы городской бюджет выделил более 600 млн рублей, выглядит она достаточно скромно. Променад состоит из трех уровней, соединенных друг с другом при помощи переходов. Вдоль набережной высажены деревья, разбиты клумбы, расставлены скамейки и фонари, для детей организованы игровые площадки.

    Памятники. скульптуры.

    Одной из достопримечательностей Смоленска является памятник Федору Коню. Он был открыт в мае 1991 года, рядом с одной из самых мощных башен Смоленской крепости – Громовой.

    Авторы скульптуры - архитектор А.К. Анипко и скульптор О.Н. Комов.

    Русский зодчий второй половины XVI века Федор Савельевич Конь (предположительно, настоящая фамилия — Иванов) построил крепостную стену и башни города Смоленск в 1596-1602 годах, часть которых дошла до нашего времени.

    О жизни зодчего известно очень мало. Считается, что Федор Конь был выходцем из Троицкого монастыря в Болдино: он делал вклады в монастырь, помимо того, некоторые его родные были связаны с Болдиным. Одна из легенд гласит, что Борис Годунов опасался, что Федор Конь знает все тайны многих крепостей. Царь решил его заточить в подвалах Соловецкого монастыря. Федор узнал об этом, в 1605 году он бежал и не был пойман. Последнее упоминание о нем было в 1606 году.

    Смоленск - город большой, интересного в нем тоже очень много. Но, к сожалению, у нас время ограничено. И все же, если что-то вдруг видим, что достойно внимания, хоть минутку, но потратим. Вот так получилось и здесь. Проезжали мимо - и вдруг сквозь ветви мелькнуло что-то родное - это же Пушкин!!! Наше ВСЕ, Солнце русской поэзии!

    Ну значит - бегом, чтобы успеть хотя бы фотовпечатление оставить. Вот потому такое довольное выражение на лице))) А теперь чуть подробнее.

    В начале 1970-х годов Министерство культуры РСФСР прислало Смоленску в дар бюст А.С.Пушкина работы скульптора Е.Ф. Белашова. Автор изобразил Поэта в задумчивой позе, рукой поддерживающего голову и, вероятно, уже сочиняющего новые стихи... Бронзовый бюст установлен на колоннообразном гранитном постаменте.

    Специально для памятника разбили у стен Смоленской крепости небольшой но уютный сквер и назвали именем поэта.

    Сквер очень любят дети - летом в фонтанах резвятся разноцветные японские рыбки, специально выведенные для подобных мест и очень радующие смоленскую детвору.

    Памятник Пржевальскому установлен в сквере его имени напротив музыкального училища (ул. Дзержинского, 17) облагороженная территория с музыкальным фонтаном.

    2017 г., установлен за счет средств, собранных всей страной, скульптор Максим Малашенко, материал - бронза. Монумент представляет собой бронзовую фигуру Николая Пржевальского в полный рост. На постаменте размещена табличка с текстом: «Николай Михайлович Пржевальский. 1839-1888. Выдающийся географ и путешественник, исследователь Центральной Азии, Почетный Член Императорского Русского географического общества». Николай Михайлович Пржевальский вошел в историю как один из величайших ученых-путешественников. Его именем названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных, в том числе, лошадь Пржевальского. Он собрал внушительные зоологические, минералогические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных специалистами позднее. В Смоленске имя исследователя носят улица в центре города и старейшая гимназия.

    продолжение следует...





    Следующая остановка нашего путешествия - Вязьма

    Copyright © 2022 tapenik.ru

    Copyright © 2022 tapenik.ru