|
Монастыри. Соборы. Храмы:
- Казанский монастырь
- Вознесенский монастырь
- Часовня Питирима Тамбовского
- Спасо-Преображенский собор
- Свято-Троицкий храм
- Лазаревский храм
- Храм Покрова Божией Матери
- Церковь Воздвижения Святого Креста
|
|
|
Тамбов
Помните забавную песенку "Мальчик хочет в Тамбов"? Мы не собирались в Тамбов, это название нам ничего не говорило, пока....
... пока мы не увидели в интернете фотографии изумрудного чуда - часовню святителя Питирима.
Монастыри. Соборы. Храмы
Часовня Питирима Тамбовского Наверх
Хотим показать вам ту самую часовню, ради которой город Тамбов и появился в нашем плане путешествия.
Но сначала несколько сло о святителе Питириме, епископе Русской православной церкви.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых.
Он ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия.
В тех же случаях, когда святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу
видимого мира.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы,
выкопанные руками святителя на месте своих молитвенных подвигов (у стен тамбовского Спасо-Преображенского собора,
в селе Донском и основанном им Трегуляевом монастыре).
Один из родников, который выкопал сам Питирим, находится на Набережной канала реки Цны, напротив Спасо-Преображенского
кафедрального собора.
С момента открытия, в конце XVII века и до 20-х годов XX века, святой источник у Спасо-Преображенского собора был
местом массового паломничества.
Огромное количество тамбовчан и жителей ближних и дальних сёл и деревень шли за святой водой к источнику с надеждами на
обретение благодати Божией, исцеление болезней и недугов, телесных или душевных.
|
В 1914 году к торжествам посвящённым канонизации святителя Питирима Тамбовского над источником была построена
красивая, металлическая, водосвятная часовня, на пожертвование вдовы российского императора Александра III и матери
Николая II - императрицы Марии Фёдоровны.
1917 год источник уничтожили, часовню разрушили, родник даже засыпали землей.
Но даже земля не смогла остановить пробившуюся святую воду - и снова к роднику потянулись паломники.
|
В начале 2000-х годов Питиримовский источник в Тамбове был возрождён. Территорию привели в порядок,
а в 2007 году над источником была восстановили разрушенную часовню максимально такой же, какой она и была до разрушения.
Торжественное открытие и освящение часовни было приурочено к празднованию 325-летия Тамбовской епархии.
|
Ощущение внутри часовни просто необыкновенное. Словно сам оживший Питирим льет воду для каждого, кто пришел к нему.
Как и в своей жизни, он каждому прихожанину открыт, каждому готов дать облегчение, помочь словом и делом.
В 2016 году Водосвятная часовня стала двух этажной - 10 августа 2016 года, в день памяти святителя Питирима,
митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий освятил часовню.
|
Музеи. Театры. Архитектура
|
А теперь перед вами второй объект города, который нас так привлек в Тамбове.
Думаю, вы не удивитесь, когда посмотрите на эти фотографии.
Очень красивое, нарядное здание, да еще в комплекте с парком и скульптурами в фонтанах.
Нечто родное явно нас привлекло. А позднее мы узнали, что это Филиал музея-заповедника «Петергоф»,
ну а Петергоф для нас как дом родной.
Ну а теперь подробнее.
Перед вами усадьба богатых жителей Тамбова - Асеевых, состоящая из дома, парка и фонтана,
построенная в 1905 году для промышленника М. В. Асеева.
По масштабу дом не уступал столичным зданиям того времени.
Внутри усадьба Асеева была декорирована тонкой лепниной, фресками, горельефами, деревом и оригинальным панно
На первом этаже располагались вестибюли и гостиная, каминная и чайные комнаты, рабочий кабинет Михаила Асеева,
бильярдная и парадная столовая. В самом большом и торжественном помещении первого этажа, белом зале, принимали гостей,
устраивали музыкальные вечера и праздники.
На второй этаж вела парадная лестница из белого мрамора. В главном помещении второго этажа — колонном зале — сдвоенные
колонны были расписаны позолотой, а в центре зала установлен стеклянный купол.
К сожалению, нам не удалось попасть внутрь усадебного дома, поэтому фотографии внутреннего убранства взяты из интернета.
Усадьбу возвели по проекту архитектора из Москвы Л. Н. Кекушева в стилях модерн, классицизм и барокко.
По сведениям автора издания, особняк является единственным памятником, созданным зодчим, в котором сохранилось внутреннее
убранство, что еще более увеличивает его ценность.
|
Лев Николаевич Кекушев (7 февраля (19 февраля) 1859 г., Вильно (по другим источникам Саратов), - дата и место смерти
точно не известны, 1914-1917) - российский архитектор, строивший в стиле раннего модерна, и преподаватель.
Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна.
Профессиональный почерк — высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефа льва в замке свода.
Кекушев организовал собственную архитектурную мастерскую-бюро в конце 1890-х годов.
Документов о работе мастерской не сохранилось, однако известны имена архитекторов, выполнявших по заданиям зодчего технические чертежи,
наблюдавших за строительством, разрабатывавших декоративное убранство фасадов и интерьеров.
|
История династии Асеевых
Купеческий род Асеевых появился в Тамбовской области в начале XIX века.
Основатель династии, Агафон Асеев, в 1830-х занимался торговлей в ближайшей деревне Рассказово.
Однако в январе 1832 года глава семьи умер, а его жена Марфа осталась с двумя сыновьями — Василием и Тихоном.
После смерти мужа Марфа Асеева развила дело супруга и вскоре стала преуспевающей предпринимательницей.
К 1870-м семья приобрела суконную фабрику.
Сыновья Асеева стали самыми богатыми людьми губернии и смогли оплатить звания купцов первой гильдии.
Семейное дело продолжило и третье поколение Асеевых. Сын Василия Асеева, Михаил, получил образование врача.
Но ему пришлось отказаться от этой профессии, чтобы принять торгово-промышленные дела отца.
Вместе с двоюродным братом Василием он основал торговый дом «Братья М. и В. Асеевы».
Они владели шерстомойными и винокуренными заводами, суконными фабриками, а также землями почти по всей империи.
Купцы занимались благотворительностью: строили школы, содержали больницы и приюты.
Из-за революции 1917 года Асеевым пришлось эмигрировать. Сначала они оказались в Сербии, а затем перебрались в Южную Америку.
С 1920-х годов на его территории располагались детский дом и санаторий.
Весной 1918 года особняк Асеева конфисковала новая власть.
Там расположилась летняя колония для бедных детей, а в 1920-е — детский дом.
В 1924 году особняк перешел в систему здравоохранения: сначала тут лечили от туберкулеза, а в 1932 году открыли санаторий
для нервнобольных имени 15-летия Октября, который стал известной всесоюзной здравницей.
|
Осип Мандельштам, лечившийся здесь с 9 декабря 1935 года по январь 1936 года, писал:
«Сказочно спокойный с виду губернский
город. Меня везут куда-то бесконечно на дровнях (это здесь извозчики) — привозят в палаццо, напоминающее особняк Кшесинской,
увеличенный в 10 раз и охраняемый стариком с ружьем и в тулупе…
Живем на высоком берегу Цны. Она широка или кажется широкой, как Волга. Переходит в чернильно-синие леса…»
Ночь. Дорога. Сон первичный
Соблазнителен и нов…
Что мне снится? Рукавичный
Снегом пышущий Тамбов
Или Цны - реки обычной -
Белый, белый бел-покров?
Или я в полях совхозных –
Воздух в рот и жизнь берет
Солнц подсолнечника грозных
Прямо в очи оборот?
|
В качестве музея усадьба открылась после реставрации в 2014 году. И мы, так же, как и все гости и жители
города, можем любоваться восстановленной из руин красотой.
Восстановили не только здание, но и создали фонтан на месте дома художника Н.М. Шевченко.
Идея, как говорят, исходит от Петергофа.
Украшает фонтан статуя Венеры, подаренная тоже Петергофом.
Многие критикуют статую Венеры, что она могла бы быть и несколько покачественнее.
Однако сам фонтан очень привлекает и гостей, и жителей, особенно в жаркую погоду.
Венера, окутанная водными струями, не только украшает его, но и создает определенный настрой. Поэтому мы критикой заниматься не будем.
|
Памятники, скульптуры:
|
Памятник Петру и Февронии Наверх
|
В России первый памятник Петру и Февронии появился 8 июля 2008 года в Муроме (напротив ЗАГСа).
В том же году были установлены закладные камни в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске.
Информация за 2013 год гласит: "Памятники святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским нбыли установлены
более чем в 38 городах России, ещё в нескольких городах был заложен первый камень".
В 2014 году в России появилось ещё 10 скульптур. В 2012 году открытие памятника святым Петру и Февронии Муромским состоялось
в Тамбове, в канун Дня семьи, любви и верности.
Автор композиции - художник-скульптор, член Союза художников России Виктор Кулаев.
7 июля 2012 года в Тамбове, на улице Набережной у Моста влюбленных состоялось открытие памятника святым Петру и Февронии Муромским,
которые считаются покровителями семьи.. Скульптура выполнена из бронзы и имеет гранитное основание, ее высота — 2,3 метра.
Монумент отлит по благословению Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия, который лично принимал участие в создании эскиза.
|
Памятник Космодемьянской Наверх
Рядом с Казанским мужским монастырем разбит небольшой сквер, носящий имя Зои Космодемьянской,
первой женщины, которой присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).
Территория сквера ограничена с одной стороны Тамбовским государственным музыкально-педагогическим институтом
имени Рахманинова, с другой — Техническим университетом. Сзади располагаются здания Казанского мужского монастыря.
Три века назад на этом месте находилось монастырское кладбище.
Здесь покоились многие известные горожане, жившие еще во времена Российской империи.
Сквер появился в 1947 году, здесь появились пешеходные дорожки и клумбы с цветами, было посажено множество деревьев.
|
Зоя Космодемьянская родилась в Тамбовской области в 1923 году. Ее родственники по мужской линии были священнослужителями.
Позже вместе с матерью и братом Александром Зоя переезжает в столицу страны.
Это была самая обычная девочка, мечтавшая поступить в Литературный институт Москвы.
Но в октябре 1941 года ученица десятого класса добровольно уходит на фронт.
Она находилась в партизанском отряде, когда ее направили с боевой группой для уничтожения населенных пунктов, где располагались немецкие части.
Девушка подожгла несколько домов с расквартированными немецкими солдатами. Ее схватили и зверски замучили фашисты.
Не будем пересказывать все ужасы, которые она перенесла. Но в 18 лет отдать свою жизнь за Родину - этим все сказано.
Открытие памятника состоялось в 1947 году. Скульптор - М.Г. Манизер, архитектор - И.Г. Лангбард .
Сюжет скульптуры отражает момент ухода девушки в партизанский отряд.
На высоком пьедестале худая девушка в распахнутом ватнике и с винтовкой за спиной уходит в вечность.
Манизер добился сильного портретного сходства с Зоей.
Место для размещения монумента было выбрано самим скульптором, которому помогал архитектор.
Символично, что рядом находится монастырь, ведь известно, что дед героини был священником.
В 1960 году этому памятнику присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
Мы были около памятника спустя 60 лет, на табличке даже слова сложно прочитать. Грустно.
Да и сам памятник хорошо бы немного подновить.
продолжение следует...
Следующая остановка нашего путешествия - Саратов -
|
Copyright © 2022 tapenik.ru
|
|