|
Тольятти
Тольятти расположен в Самарской области. Это самый большой город России, который не является региональным центром.
Здесь живет больше 700 тысяч человек. Город занимает девятнадцатое место в стране по численности населения.
Площадь Тольятти — около 300 км2, что в пять раз меньше Санкт-Петербурга.
У приезжих город чаще всего ассоциируется с «Автовазом» и машинами Лада.
Тольятти растянулся вдоль северного берега Куйбышевского водохранилища, расположенного на Волге, — третьего по площади
искусственного водоема в мире. Местные жители обычно называют водохранилище по-простому — Волгой.
|
Очень часто встречается утверждение, что город Тольятти до своего переименования назывался Ставрополем-на-Волге.
Однако это мнение ошибочно. В 1777 году на Северном Кавказе был основан ещё один город, носивший тогда имя Ставрополь-Кавказский.
По аналогии уточняющее определение появилось у волжского Ставрополя, тем не менее, это название никогда не было официальным.
Встречается и ещё один вариант названия: Ставрополь-Волжский
Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти), был основан в 1737 году известным историком, географом и государственным деятелем
Василием Татищевым как город-крепость для переселения крещёных калмыков и защиты русских земель от набегов кочевников.
Летом, 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна пожаловала крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной грамоту,
в которой было записано об основании города. Комендантом крепости был назначен полковник Андрей Змиев.
Татищев предложил назвать город Епифанией, что в переводе греческого означает «просвещение», но Змиев и генерал Л.Я. Саймонов,
исходя из того, что в городе должны были селиться крещеные калмыки, предложили название «Ставрополь», что в переводе с греческого
означает «город креста».
Анна Тайшина (урождённая Церен-янжи; ум. 1742) — калмыцкая княгиня, подданная Российской империи.
По её прошению был основан город Ставрополь (современный Тольятти), вокруг которого с 1739 по 1842 г.г. существовало Ставропольское
калмыцкое войско и Ставропольский калмыцкий полк.
Девушка происходила из древнего и знатного рода калмыцких князей–тайшей. Звали её Церен-янжи.
Ей было всего 14 лет, когда она вышла замуж за внука великого Аюки-хана - Баксадая- Дорджи.
Тогда она еще и подозревала, что вскоре ее супруга будут звать совсем иначе.
Шли годы, у супругов рождались дочери. Церен не вмешивалась в государственные дела, но однажды супруг призвал ее для важного разговора.
Баксадай собирался в путь в русскую столицу, но не просто так.
Оттуда он должен был вернуться крещеным православным человеком, так что жене стоило приготовиться.
Крестить монгола намеревался сам царь Петр. Так его и решили назвать.
Фамилию новый русский князь получил по простому обычаю. Тайши - его родной титул, переделали в новое прозвище.
Ханом Русь Петра назначить не могла, но свою епархию он получил - стал князем крещеных калмыков.
Так русский государь оставил его между ханством и новой родиной.
Вскоре под покровительством Анны Иоановны Церен приняла новое имя.
Анна Ивановна Тайшина, урожденная хошутская княжна, теперь называлась иначе.
Церемония принятия Церен-янжи императрицей Анной Иоанновной была прописана до мельчайших подробностей.
Крестили Церен-янжи 3 июля 1735 г. Восприемницей была сама императрица, поэтому ее нарекли Анной.
Петру и Анне Тайшиным был жалован княжеский титул.
Калмыки прожили в Ставрополе и окрестностях более 100 лет. Плодородные земли и тучные луга привлекли внимание помещиков,
да и самодержавие пожалело, что лучшие земли отданы калмыкам.
В 1842 году Николай Первый издал указ о переселении калмыков в Оренбургские степи. Город стал русским. Ставрополь быстро рос.
По переписи 1754 года, его население составляло 5 тысяч 695 человек.
В 1762 году в городе уже было 500 домов, одна школа, суд, больница, три церкви. Позже появились лесопильный завод, типография, ремесленные заведения.
|
Был Ставрополь - стал Тольятти Наверх
Новая страница в истории города началась со строительством гидроэлектростанции имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС).
Тихий Ставрополь стал штабом гигантской стройки.
К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей.
21 августа 1950 года было опубликовано Постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге.
Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах
практически полностью был перенесён на новое место. После этого начался быстрый рост города.
28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город
Тольятти в честь Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти.
Монастыри. Соборы. Храмы
Спасо-Преображенский собор Наверх
Знакомо ли вам чувство разочарования? Без сомнения. Мы и не ожидали от этого города каких-либо открытий.
А получилось "с точнотью до наоборот". Как же приятно было столкнуться полностью полной противоположностью этому чувству.
Полный восторг и удивление мы испытали, когда увидели чудесный белый собор! Большой по размерам, но такой легкий, даже воздушный.
И не важно, что это новострой. Он все равно прекрасен! Ведь и древние соборы когда-то были новостроем))
А теперь несколько слов без эмоций.
Адрес - улица Революционная,19.
Первоначально предполагалось расположить Спасо-Преображенский собор на берегу Волги, но из-за большого расстояния
до жителей города было решено поставить собор ближе к жилым домам.
|
Поэтому для строительства использовали бывший пустырь.
Территорию оградили красивой кованой решеткой, посадили деревья, превратив в парковую зону с пешеходными дорожками, клумбами
с цветами, зеленью и даже аистами.
|
|
Купола собора сверкают на солнце, словно золотые. А на самом деле они покрыты нержавеющей сталью «под золото», если
по научному - это нержавеющая сталь с покрытием нитридом титана по цвету меди.
Современные технологии позволяют создавать такую красоту!
Собор пятиглавый, пятикупольный. Огромный, центральный купол весит 26 тонн. Специальным подъемным краном устанавливали его на место.
И вот мы на территории самого собора. Несколько раз обходим его вокруг, чтобы получше рассмотреть со всех сторон.
Здание очень высокое (62 метра от уровня земли).
Прочитали, что Спасо-Преображенский собор по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в
Санкт-Петербурге. Очень может быть.
Издалека полное впечатление, что собор может быть и старинным, но вблизи очень видно, что здание современное.
Если можно так выразиться - «старорусский стиль в современной обработке».
|
Очень непривычно выглядит крыльцо, такого мы еще нигде не видели.
Над входом - мозаичная икона. Мозаики уже очень во многих храмах видели, они сохраняются лучше обычных росписей и
при этом сверкают на солнце.
|
Автор архитектурно-дизайнерского проекта — Дмитрий Сергеевич Соколов — известный московский архитектор, более тридцати
лет работавший в области церковной реставрации и современного храмоздательства, почетный архитектор России, член Союза
Московских архитекторов, член Союза Московских писателей, член Союза художников ЮНЕСКО, главный архитектор архитектурно-реставрационной
компании "Практика", автор 38 новых храмов, автор 16 реализованных проектов реставрации храмов.
|
Спасо-Преображенский собор был построен за шесть лет (с 1996 по 2002 год).
|
Заходим в храм. Просторно, пышно и богато.
Необычный стиль оформления храма объясняется вплетением в нашу русскую культуру - византийского стиля.
|
|
Очень много мозаики, она тут на каждом шагу. Мраморной мозаикой из двенадцати видов мрамора выложен пол.
Много изразцовой мозаики: мозаичные иконы отделаны керамическими изразцами, изразцы установлены также под карнизами, закомарами и в нишах.
|
|
Внутри храм освещен тринадцатью многосвечниками - паникадилами.
Они представляют собой сложную конструкцию с нижней, широкой частью в форме обода, с верхним многоярусным поликандило.
Центральный светильник состоит из семи ярусов и имеет высоту около 10 метров.
|
Ну а теперь самое главное в храме - Центральный иконостас! Великолепный, 15-метровый, с иконами в серебряных окладах.
16 икон в драгоценных окладах изготовили тольяттинские ювелиры к открытию собора.
|
В Храме все сделано уже по-современному: есть и радиотрансляция, и система вентиляции, и охранная и пожарная сигнализация.
По вечерам работает подсветка здания.
Вот только вечернего вида храма мы уже не увидели. Нам пора дальше в путь.
|
Рядом со Спасо-Преображенским собором - Иоанно-Предтеченский храм – крестильный.
Храм находится в двухэтажном кирпичном церковном доме, внешне выделен апсидой и главкой на коньке двускатной кровли и
представляет собой базилику.
Базилика (базилика — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольного плана.
В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.
В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.
Храм рассчитан на 600-800 человек и представляет собой систему помещений,
усвоивших древнюю традицию сочетания сакрального пространства с трапезной и кельями по образцу монастырей.
В самом храме сооружён баптистерий (купель для крещения взрослых); детей крестят в отдельной напольной чаше.
В тех же старинных традициях оформлен второй этаж – хоры.
В интерьер встроены напольные киоты с писаными образами – Крещения Господня и Архангела Михаила.
В одном ряду с ними, в нише, размещена икона святого великомученика Пантелеимона.
Окна малых размеров не пропускают лишнего света.
Живопись, выполненная в зелёных, коричневых и синих тонах, формирует цветовую гамму, располагающую к сосредоточенной
молитве, состоянию сердечного мира и внутренней гармонии.
Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был изготовлен в иконописной мастерской Новоспасского монастыря иконописцем А. В. Вахромеевым.
Колокола были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве.
|
Музеи. Театры. Архитектура
|
Технический музей им. Сахарова Наверх
Извините, материал пока в стадии обработки
|
Улицы. Площади. Парки:
|
Памятники, скульптуры:
|
Памятник Василию Татищеву в Тольятти является одним из символов города, он был открыт в 1998 году.
Авторы – московский скульптор Александр Рукавишников и архитектор Кочековский.
Высота постамента 14 метров, скульптуры - 7,5 метра. Материал — известняк, бронза.
Постамент выполнен в виде миниатюрной крепости эпохи российского императора Петра Первого.
На пилоне в створе капителей установлен рельефный знак, который представляет собой стилизованный плане крепости с крестом в центре.
Но если вы будете в Тольятти, обязательно съездите к памятнику.
Даже не сколько из-за самого монумента, сколько из-за прекрасных видов со смотровой площадки
|
Скульптурная группа «История транспорта» Наверх
«История транспорта» — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти.
Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти.
Фигуры установлены в 1977—1979 годах на улице Революционной.
Композиции представляют собой стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз, воздушный шар.
«Первый пароход» состоит из узнаваемых деталей водного транспорта: корпус, мачта, реи, паруса, якоря, флаг, и т. д.
Пароход с чертами паровой машины (привод колёс-лопастей, трубы с дымом) также обладает элементами парусника.
На символической палубе находится романтическая пара: мужчина в цилиндре и женщина с зонтиком.
«Воздушный шар» напоминает фантастический летательный аппарат, сочетающий в себе шар, паруса, гондолу с аэронавтами.
Композиция высотой до 10 м кажется стремящейся вверх, удерживаемой якорем и верёвочными растяжками. Лёгкая, ажурная конструкция
крепится на тяжёлом фундаменте в форме призмы.
«Первый пароход» также существенно отличается от реальных проектов, содержит много декоративных, чисто художественных деталей.
По оценкам специалистов, композиции прекрасно спроектированы и в антивандальном плане.
Выполнены из чёрного металла (ковка, литьё, сварка) на массивных железобетонных постаментах и известняковых плитах. Размеры скульптур
воздушный шар — 10х6х6 м;
первый паровоз — 10х 6х2,5 м;
пароход — 10х6х3 м.
Авторами являются Андрей Васнецов, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, и архитектор ЦНИИЭП жилища Е. Иохелес.
В 2011 году из-за бездеятельности сотрудников мэрии Тольятти земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частной
собственности. В материалах судебного дела сказано, что мэрия Тольятти не сумела доказать, что скульптуры из серии «История транспорта»
являются объектом культурного наследия. Скульптуры оказались под угрозой сноса.
В ответ, мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил: Фигуры сносить мы не собираемся.
Есть решение суда о том, что этот земельный участок принадлежит одной компании, но это ещё ничего не значит.
В любом случае мы сделаем все возможное, чтобы эти фигуры были сохранены и создавали своеобразный видеоряд о нашем городе.
Возможно, скульптурные композиции будут перенесены в другое место
|
Скульптура «Скорбящий ангел» Наверх
В Центральном парке Тольятти, на Аллее Ветеранов есть очень грустный памятник, мимо которого мы не смогли пройти,
хоть и очень уже устали. Печальный ангел, с опущенной головой и раскрытой книгой...
Подошли ближе. Оказалось, что это мемориал, посвященный жертвам политических репрессий
Бронзовая фигура сидящего ангела помещена на серый гранитный постамент.
В руках у скорбящего небожителя раскрытая книга, устало опущенная на колени.
На страницах, обращенных к прохожим, можно прочитать слова: «Время собирать камни».
Постамент по периметру окружен плитами из черного гранита, на которых высечены имена ста семидесяти одного жителя
Ставрополя-на-Волге, расстрелянного во время репрессий.
В 2000 году был проведён конкурс на лучший проект мемориала, посвященного жертвам политических репрессий.
Всего было рассмотрено 5 заявок. Победил эскиз замечательного скульптора Игоря Бурмистенко «Скорбящий ангел».
К сожалению, Игорь Степанович не дожил до того момента, когда его труд был воплощен – работу по созданию мемориала завершил его
друг и единомышленник художник Игорь Прокопенко.
Открытие памятника состоялось 30 октября в День памяти жертв политических репрессий в 2005 году.
|
Стела Ладья представляет собой каменную монументально-декоративную композицию "Прометей".
Это высокий и узкий постамент, над которым возвышается металлическая фигура.
Монумент был открыт в 1975 году, и с тех пор это один из главных символов города Тольятти.
Стела располагается в центре круговой транспортной развязки, неподалеку от здания Дворца Культуры Тольятти и сборочного
конвейера завода АвтоВАЗ. Автором композиции выступил заслуженный художник России Юрий Боско.
Местные жители кратко называют монумент «ВАЗовской ладьей».
|
продолжение следует...
Следующая остановка нашего путешествия - Тверь -
|
Copyright © 2022 tapenik.ru
|
|