Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в ТОЛЬЯТТИ

    Улицы. Площади. Парки:

Тольятти

Тольятти расположен в Самарской области. Это самый большой город России, который не является региональным центром. Здесь живет больше 700 тысяч человек. Город занимает девятнадцатое место в стране по численности населения. Площадь Тольятти — около 300 км2, что в пять раз меньше Санкт-Петербурга. У приезжих город чаще всего ассоциируется с «Автовазом» и машинами Лада.

Тольятти растянулся вдоль северного берега Куйбышевского водохранилища, расположенного на Волге, — третьего по площади искусственного водоема в мире. Местные жители обычно называют водохранилище по-простому — Волгой.

Очень часто встречается утверждение, что город Тольятти до своего переименования назывался Ставрополем-на-Волге. Однако это мнение ошибочно. В 1777 году на Северном Кавказе был основан ещё один город, носивший тогда имя Ставрополь-Кавказский. По аналогии уточняющее определение появилось у волжского Ставрополя, тем не менее, это название никогда не было официальным. Встречается и ещё один вариант названия: Ставрополь-Волжский

Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти), был основан в 1737 году известным историком, географом и государственным деятелем Василием Татищевым как город-крепость для переселения крещёных калмыков и защиты русских земель от набегов кочевников.

Летом, 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна пожаловала крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной грамоту, в которой было записано об основании города. Комендантом крепости был назначен полковник Андрей Змиев.

Татищев предложил назвать город Епифанией, что в переводе греческого означает «просвещение», но Змиев и генерал Л.Я. Саймонов, исходя из того, что в городе должны были селиться крещеные калмыки, предложили название «Ставрополь», что в переводе с греческого означает «город креста».

Анна Тайшина (урождённая Церен-янжи; ум. 1742) — калмыцкая княгиня, подданная Российской империи. По её прошению был основан город Ставрополь (современный Тольятти), вокруг которого с 1739 по 1842 г.г. существовало Ставропольское калмыцкое войско и Ставропольский калмыцкий полк.

Девушка происходила из древнего и знатного рода калмыцких князей–тайшей. Звали её Церен-янжи. Ей было всего 14 лет, когда она вышла замуж за внука великого Аюки-хана - Баксадая- Дорджи. Тогда она еще и подозревала, что вскоре ее супруга будут звать совсем иначе. Шли годы, у супругов рождались дочери. Церен не вмешивалась в государственные дела, но однажды супруг призвал ее для важного разговора. Баксадай собирался в путь в русскую столицу, но не просто так. Оттуда он должен был вернуться крещеным православным человеком, так что жене стоило приготовиться. Крестить монгола намеревался сам царь Петр. Так его и решили назвать.

Фамилию новый русский князь получил по простому обычаю. Тайши - его родной титул, переделали в новое прозвище. Ханом Русь Петра назначить не могла, но свою епархию он получил - стал князем крещеных калмыков. Так русский государь оставил его между ханством и новой родиной.

Вскоре под покровительством Анны Иоановны Церен приняла новое имя. Анна Ивановна Тайшина, урожденная хошутская княжна, теперь называлась иначе. Церемония принятия Церен-янжи императрицей Анной Иоанновной была прописана до мельчайших подробностей. Крестили Церен-янжи 3 июля 1735 г. Восприемницей была сама императрица, поэтому ее нарекли Анной. Петру и Анне Тайшиным был жалован княжеский титул.

Калмыки прожили в Ставрополе и окрестностях более 100 лет. Плодородные земли и тучные луга привлекли внимание помещиков, да и самодержавие пожалело, что лучшие земли отданы калмыкам. В 1842 году Николай Первый издал указ о переселении калмыков в Оренбургские степи. Город стал русским. Ставрополь быстро рос. По переписи 1754 года, его население составляло 5 тысяч 695 человек. В 1762 году в городе уже было 500 домов, одна школа, суд, больница, три церкви. Позже появились лесопильный завод, типография, ремесленные заведения.

Новая страница в истории города началась со строительством гидроэлектростанции имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС). Тихий Ставрополь стал штабом гигантской стройки.

К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей.

21 августа 1950 года было опубликовано Постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место. После этого начался быстрый рост города.

28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти в честь Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти.

Знакомо ли вам чувство разочарования? Без сомнения. Мы и не ожидали от этого города каких-либо открытий.

А получилось "с точнотью до наоборот". Как же приятно было столкнуться полностью полной противоположностью этому чувству. Полный восторг и удивление мы испытали, когда увидели чудесный белый собор! Большой по размерам, но такой легкий, даже воздушный. И не важно, что это новострой. Он все равно прекрасен! Ведь и древние соборы когда-то были новостроем))

А теперь несколько слов без эмоций. Адрес - улица Революционная,19.

Первоначально предполагалось расположить Спасо-Преображенский собор на берегу Волги, но из-за большого расстояния до жителей города было решено поставить собор ближе к жилым домам.

Поэтому для строительства использовали бывший пустырь.

Территорию оградили красивой кованой решеткой, посадили деревья, превратив в парковую зону с пешеходными дорожками, клумбами с цветами, зеленью и даже аистами.

Купола собора сверкают на солнце, словно золотые. А на самом деле они покрыты нержавеющей сталью «под золото», если по научному - это нержавеющая сталь с покрытием нитридом титана по цвету меди.

Современные технологии позволяют создавать такую красоту!

Собор пятиглавый, пятикупольный. Огромный, центральный купол весит 26 тонн. Специальным подъемным краном устанавливали его на место.

И вот мы на территории самого собора. Несколько раз обходим его вокруг, чтобы получше рассмотреть со всех сторон. Здание очень высокое (62 метра от уровня земли). Прочитали, что Спасо-Преображенский собор по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Очень может быть.

Издалека полное впечатление, что собор может быть и старинным, но вблизи очень видно, что здание современное.

Если можно так выразиться - «старорусский стиль в современной обработке».

Очень непривычно выглядит крыльцо, такого мы еще нигде не видели.

Над входом - мозаичная икона. Мозаики уже очень во многих храмах видели, они сохраняются лучше обычных росписей и при этом сверкают на солнце.

Автор архитектурно-дизайнерского проекта — Дмитрий Сергеевич Соколов — известный московский архитектор, более тридцати лет работавший в области церковной реставрации и современного храмоздательства, почетный архитектор России, член Союза Московских архитекторов, член Союза Московских писателей, член Союза художников ЮНЕСКО, главный архитектор архитектурно-реставрационной компании "Практика", автор 38 новых храмов, автор 16 реализованных проектов реставрации храмов.

Спасо-Преображенский собор был построен за шесть лет (с 1996 по 2002 год).

Заходим в храм. Просторно, пышно и богато.

Необычный стиль оформления храма объясняется вплетением в нашу русскую культуру - византийского стиля.

Очень много мозаики, она тут на каждом шагу. Мраморной мозаикой из двенадцати видов мрамора выложен пол.

Много изразцовой мозаики: мозаичные иконы отделаны керамическими изразцами, изразцы установлены также под карнизами, закомарами и в нишах.

Внутри храм освещен тринадцатью многосвечниками - паникадилами. Они представляют собой сложную конструкцию с нижней, широкой частью в форме обода, с верхним многоярусным поликандило.

Центральный светильник состоит из семи ярусов и имеет высоту около 10 метров.

Ну а теперь самое главное в храме - Центральный иконостас! Великолепный, 15-метровый, с иконами в серебряных окладах.

16 икон в драгоценных окладах изготовили тольяттинские ювелиры к открытию собора.

В Храме все сделано уже по-современному: есть и радиотрансляция, и система вентиляции, и охранная и пожарная сигнализация.

По вечерам работает подсветка здания. Вот только вечернего вида храма мы уже не увидели. Нам пора дальше в путь.

Рядом со Спасо-Преображенским собором - Иоанно-Предтеченский храм – крестильный.

Храм находится в двухэтажном кирпичном церковном доме, внешне выделен апсидой и главкой на коньке двускатной кровли и представляет собой базилику.

Базилика (базилика — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.

Храм рассчитан на 600-800 человек и представляет собой систему помещений, усвоивших древнюю традицию сочетания сакрального пространства с трапезной и кельями по образцу монастырей.

В самом храме сооружён баптистерий (купель для крещения взрослых); детей крестят в отдельной напольной чаше. В тех же старинных традициях оформлен второй этаж – хоры.

В интерьер встроены напольные киоты с писаными образами – Крещения Господня и Архангела Михаила. В одном ряду с ними, в нише, размещена икона святого великомученика Пантелеимона. Окна малых размеров не пропускают лишнего света. Живопись, выполненная в зелёных, коричневых и синих тонах, формирует цветовую гамму, располагающую к сосредоточенной молитве, состоянию сердечного мира и внутренней гармонии. Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был изготовлен в иконописной мастерской Новоспасского монастыря иконописцем А. В. Вахромеевым. Колокола были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве.

Музеи. Театры. Архитектура

Извините, материал пока в стадии обработки

Улицы. Площади. Парки:

Памятники, скульптуры:

Памятник Василию Татищеву в Тольятти является одним из символов города, он был открыт в 1998 году. Авторы – московский скульптор Александр Рукавишников и архитектор Кочековский. Высота постамента 14 метров, скульптуры - 7,5 метра. Материал — известняк, бронза.

Постамент выполнен в виде миниатюрной крепости эпохи российского императора Петра Первого. На пилоне в створе капителей установлен рельефный знак, который представляет собой стилизованный плане крепости с крестом в центре.

Но если вы будете в Тольятти, обязательно съездите к памятнику. Даже не сколько из-за самого монумента, сколько из-за прекрасных видов со смотровой площадки

«История транспорта» — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти. Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти. Фигуры установлены в 1977—1979 годах на улице Революционной.

Композиции представляют собой стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз, воздушный шар.

«Первый пароход» состоит из узнаваемых деталей водного транспорта: корпус, мачта, реи, паруса, якоря, флаг, и т. д. Пароход с чертами паровой машины (привод колёс-лопастей, трубы с дымом) также обладает элементами парусника. На символической палубе находится романтическая пара: мужчина в цилиндре и женщина с зонтиком.

«Воздушный шар» напоминает фантастический летательный аппарат, сочетающий в себе шар, паруса, гондолу с аэронавтами. Композиция высотой до 10 м кажется стремящейся вверх, удерживаемой якорем и верёвочными растяжками. Лёгкая, ажурная конструкция крепится на тяжёлом фундаменте в форме призмы.

«Первый пароход» также существенно отличается от реальных проектов, содержит много декоративных, чисто художественных деталей. По оценкам специалистов, композиции прекрасно спроектированы и в антивандальном плане. Выполнены из чёрного металла (ковка, литьё, сварка) на массивных железобетонных постаментах и известняковых плитах. Размеры скульптур

воздушный шар — 10х6х6 м; первый паровоз — 10х 6х2,5 м; пароход — 10х6х3 м.

Авторами являются Андрей Васнецов, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, и архитектор ЦНИИЭП жилища Е. Иохелес.

В 2011 году из-за бездеятельности сотрудников мэрии Тольятти земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частной собственности. В материалах судебного дела сказано, что мэрия Тольятти не сумела доказать, что скульптуры из серии «История транспорта» являются объектом культурного наследия. Скульптуры оказались под угрозой сноса.

В ответ, мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил: Фигуры сносить мы не собираемся. Есть решение суда о том, что этот земельный участок принадлежит одной компании, но это ещё ничего не значит. В любом случае мы сделаем все возможное, чтобы эти фигуры были сохранены и создавали своеобразный видеоряд о нашем городе. Возможно, скульптурные композиции будут перенесены в другое место

В Центральном парке Тольятти, на Аллее Ветеранов есть очень грустный памятник, мимо которого мы не смогли пройти, хоть и очень уже устали. Печальный ангел, с опущенной головой и раскрытой книгой... Подошли ближе. Оказалось, что это мемориал, посвященный жертвам политических репрессий

Бронзовая фигура сидящего ангела помещена на серый гранитный постамент. В руках у скорбящего небожителя раскрытая книга, устало опущенная на колени. На страницах, обращенных к прохожим, можно прочитать слова: «Время собирать камни». Постамент по периметру окружен плитами из черного гранита, на которых высечены имена ста семидесяти одного жителя Ставрополя-на-Волге, расстрелянного во время репрессий.

В 2000 году был проведён конкурс на лучший проект мемориала, посвященного жертвам политических репрессий. Всего было рассмотрено 5 заявок. Победил эскиз замечательного скульптора Игоря Бурмистенко «Скорбящий ангел». К сожалению, Игорь Степанович не дожил до того момента, когда его труд был воплощен – работу по созданию мемориала завершил его друг и единомышленник художник Игорь Прокопенко.

Открытие памятника состоялось 30 октября в День памяти жертв политических репрессий в 2005 году.

Стела Ладья представляет собой каменную монументально-декоративную композицию "Прометей". Это высокий и узкий постамент, над которым возвышается металлическая фигура. Монумент был открыт в 1975 году, и с тех пор это один из главных символов города Тольятти. Стела располагается в центре круговой транспортной развязки, неподалеку от здания Дворца Культуры Тольятти и сборочного конвейера завода АвтоВАЗ. Автором композиции выступил заслуженный художник России Юрий Боско. Местные жители кратко называют монумент «ВАЗовской ладьей».

продолжение следует...




Следующая остановка нашего путешествия - Тверь -

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru