Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в ПЕНЗУ


Пенза

Пенза может похвастаться богатой историей и культурными традициями. Город был основан в качестве крепости для защиты государственной границы, не раз ему пришлось испытать набеги диких степных кочевников. В XVIII–XIX веках он развивался как духовный центр благодаря активному строительству и развитию монастырей и храмов.

С Пензой связаны судьбы М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, В. Э. Мейерхольда, В. О. Ключевского – известных деятелей культуры, внесших неоценимый вклад в нематериальное наследие нашей страны. Туристический потенциал города огромен. Музеи, театры и архитектурные достопримечательности будут интересны поклонникам познавательных путешествий, посещение обителей и церквей – паломникам, природная красота берегов реки Сура – людям, предпочитающим экологические маршруты.

Монастыри. Соборы. Храмы.

Проект Спасского собора разработали сотрудники института «Пензгражданпроект», главными архитекторами стали Олег Херувимов и Ольга Ситникова. Проектирование начали в феврале 2009 г.

Обитель была основана в конце XVII века по разрешительной грамоте царя Ивана V. Предположительно, она возникла в результате слияния трех монашеских общин, существовавших ранее. В 1794 году монастырь перенесли на место Вознесенского кладбища и построили весь комплекс заново. После закрытия в 1920-х годах и размещения на территории конюшен и жилых квартир, постройки пришли в упадок. В 1930-х годах почти все храмы (кроме Преображенской церкви) и прочие сооружение обители были уничтожены. Возрождение началось в 1990-х годах.
Обитель была основана в конце 80-х годов XVII столетия. В 1691 году начинается строительство деревянной Преображенской церкви, затем Казанской, а ещё позже сюда из закрывшейся Предтечевой обители переносят храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1735 году вместо деревянных построек возводят одну каменную — новую Преображенскую церковь, которая была завершена в 1750 году. В 1794 году монастырь перенесли, а Преображенский храм стал приходским. На территории обители построили новую церковь — Вознесенскую. Позднее возводят церковь Тихвинской иконы Божией Матери с 56-метровой колокольней, Преображенский собор и Троицкий храм. В 1918 году обитель расформировали, а на её месте открыли детскую колонию, а позднее — конюшню. В 1934 году все постройки монастыря были снесены — так освободили место для строительства нового района Пензы.
В настоящее время от монастыря остался лишь Преображенский храм, который некогда перестал быть частью обители. Во времена СССР в нём располагался государственный архив, а с 1995 года он вновь начал свою работу. Вокруг церкви стали селиться монахи, таким образом Спасо-Преображенский монастырь начал возобновляться на своей прежней территории. В 2013 году здесь возвели небольшую часовню. Адрес: улица Спасо-Преображенская, дом 6А. Часы посещения: с 7.00 до 19.00.

История обители началась со строительства и освящения деревянной церкви Живоначальной Троицы в 1702 году. Практически одновременно с храмом возвели кельи для первых насельниц и монахинь. С середины XVIII века сооружения стали заменять на каменные. Ко второй половине XIX столетия территория комплекса значительно увеличилась, активно велось строительство новых зданий. При Советской власти после закрытия обители она подверглась разорению и разрушению, пока в 1990-х годах не началось ее возрождение.
История монастыря начинается в XVII столетии, тогда несколько монахинь, не относящихся ни к одному монастырю, решили создать собственную обитель. Пензенский священник пожертвовал для этих целей свою усадьбу с большой прилегающей территорией. В 1692 году монахини получают официальное разрешение на организацию здесь монастыря, после чего строится храм во имя Троицы Живоначальной, постройка была выполнена из дерева. В XVIII веке на территории обители были построены монашеские кельи, а также храм во имя Александра Свирского, тоже из дерева. К середине столетия церкви перестраиваются уже из камня, территория монастыря значительно увеличивается, обносится деревянным забором. Помимо храмов, здесь размещались монашеские кельи, больница, и хозяйственные постройки. Однако к концу XVIII века храмы и другие здания сильно пострадали при пожаре, после чего была проведена их реконструкция. К середине ХIX века монастырь обзаводится трапезным корпусом, духовным училищем и ещё одной церковью — Духосошественской, а в следующем столетии старая церковь Троицы Живоначальной разбирается, а на её месте возводится самая значительная постройка обители — Троицкий собор. С приходом советской власти монастырь был упразднён, но богослужения в его церквях продолжались до 1927 года. Затем постройки заняли мастерские, клубы, училища и жилые квартиры. В 1993 году обитель вновь открывается, проводится реконструкция храмов и других построек. Сегодня функционируют два храма: Троицкий собор и Духосошественная церковь. Адрес: улица Кирова, дом 25. Часы посещения: с 7.00 до 19.00.

Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы существовала в Пензе с 1677 г. правда, тогда здание было деревянным. через пару лет его сожгли кочевники во время набега на Пензу. До 1765 года храм несколько раз перестраивали из дерева, к середине XVIII в. окончательно обветшала. Тогда и было решено возвести новое здание уже из камня. Его освятили в честь покрова Пресвятой Богородицы в 1765 году.

Спустя столетие храм перенес еще одну реконструкцию, после чего приобрел свой нынешний вид.

В годы гонений на религию собор был закрыт, а его изящная колокольня разрушена. После закрытия в 1931 году до 1970-80-х годов на территории церкви находился кинотеатр, потом сооружение пустовало и разрушалось. Реставрационные работы начались в 1990-х годах, в это же время возобновились богослужения.

Только в 1989 г. власти приняли решение о передаче здания верующим. Для восстановления храма потребовалось около 13 лет. Сегодня памятник архитектурного культового классицизма вновь выглядит великолепно.
График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00. Телефон: +7 841 235 18-74. Сайт: http://www.pokrovpenza.cerkov.ru Адрес: ул. Чкалова, 26. Остановка транспорта «Улица Чкалова».
В связи с этим на её месте решили возвести новый каменный храм. В XIX веке постройку реставрировали, и на сегодняшний день она имеет внешний облик тех времён. После Революции 1917 года собор закрыли, организовав в нём кинотеатр и разрушив при этом его колокольню. После ликвидации кинозала храм переделали под складские помещения. С середины ХХ столетия епархия пыталась вернуть церковь, но сделать это не получалось, а постройка тем временем пустовала и разрушалась. Лишь в 1989 году собор вернули верующим, после чего началась его реставрация, на которую ушло более десяти лет. Адрес: улица Чкалова, дом 26. Часы посещения: с 7.30 до 17.00, в воскресенье — с 6.30 до 17.00.

Живописный храм начала XX века, построенный в нарядном псевдорусском стиле (с элементами византийского) из красного кирпича. Центром архитектурной композиции является увенчанная куполом круглая башня. В 1934 году на его территории разместили военный склад, но в 1945 году в соборе вновь возобновили службы благодаря настойчивости прихожан, которые постоянно подавали ходатайства об открытии учреждения.

График работы: ежедневно, с 7:00 до 19:00. Телефон: +7 841 268-68-39. Сайт: https://www.uspsobor.ru Адрес: ул. Захарова, 6. Остановка транспорта «Таксопарк». Здание храма, возведенного из кирпича в 1905 г., входит в число главных архитектурных достопримечательностей Пензы. Оно выполнено в не слишком характерном для Поволжья византийском стиле. Купольное сооружение завораживает пропорциональностью форм. Декор здания включает не только элементы, присущие позднероманским церквям, но и традиционные русские кокошники, арки. Своды крыльца-теремка, совсем как у купеческих палат в Москве, поддерживают аутентичные колонны. Глубокие ниши с парадной стороны фасада, украшают замечательные фрески.

Музеи. Театры. Архитектура:

Есть в Пензе здание, внешне похожее на боярские палаты, расивое, помпезное. Фасады особняка блистают великолепием рустовой кладки. Порталы второго этажа украшают шатры с элегантными слуховыми окнами. Купола завершаются изящными башенками с фигурными шпилями.

А на самом деле это здание - "Мясной Пассаж" - и построено оно (по проекту В.П. Семечкина.) в самом конце XIX в. для размещения лавочек мясников. Ряды использовались по назначению до 1970-х годов, сегодня на их территории находятся общественные учреждения.

График работы: представления даются по пятницам в 18:00, по выходным дням в 13:00 и 17:00. Стоимость билета: от 500 р. до 1500 р. Телефон: +7 960 323-20-20. Сайт: https://www.penza.glavcirk.ru Адрес: ул. Плеханова, 13. Остановка транспорта «Цирк».


Улицы. Площади. Парки:


Московская улица — пешеходная улица. она является самой старой в Пензе - появилась ещё в середине XVII столетия, но имела другое название — Спасская. Позднее улицу переименовали в Большую Посадскую, а затем в Московскую, ведь именно здесь проходила дорога к Москве. Улица всегда выполняла роль торгового центра города, здесь проживали местные купцы и функционировали мясная и рыбная лавки.

Главную улицу города, проходящую через его исторический центр, часто называют пензенским Арбатом. Ее сходство с самым известным променадом страны не ограничивается тем, что во время прогулки здесь можно приобрести великолепные сувениры, картины, скульптуры. Вдоль улицы размещаются главные городские торговые центры, представляющие интерес для поклонников шоппинга, колоритные здания драматического театра и областной администрации.

Памятники, скульптуры:

Монумент посвящен основателям города, его установили в 1980 году. Он представляет собой скульптурную группу на постаменте, состоящую из фигур коня и стоящего рядом мужчины с копьем и плугом в руках, символизирующего война и землепашца (первые поселенцы должны были обладать разнообразными навыками, чтобы выжить). Открытие памятника было приурочено к празднованию 600-летия победы рати Дмитрия Донского над монголо-татарским войском на Куликовом поле. Скульптурная композиция, выполненная в бронзе, посвящена первопроходцам, поселившимся на территории края в середине XVII в., чтоб защищать рубежи русского государства от набегов кочевников. Символично, что бронзовый поселенец держит в одной руке копье, чтоб отразить атаку неприятеля в любой момент, а другой опирается на орало – символ созидания. За фигурой воина-землепашца размещено изваяние верного коня – незаменимого помощника на ратном поле и в крестьянском труде.

Вокруг памятника находится смотровая площадка, откуда можно посмотреть на панораму города.


Около Спасского кафедрального собора мы увидели памятник святым - Петру и Февронии Муромских.

В каждом городе мы специально ищем их фигуры. Кто знает, может именно эта традиция нашей семьи дала нам возможность дожить до четвертого десятка лет вместе, ведь они являются олицетворением любви и покровителями брака.

Традицилонно супруги в руках держат голубя — символ верности и преданности.

А еще один милый участник композиции — зайчик. Все чешут ему за ухом в надежде что это принесет счастье.

Автор - скульптор Константин Чернявский - создал уже немало образов Петра и Февронии, которые установлены в десятках городов страны.

В центре очень симпатичного парка - мы увидели ростовой Виссариону Григорьевичу Белинскому. Он стоит в полный рост на на постаменте (5 метров) и сам тоже довольно внушительный (5,5 метров).

В 1837 году царь Александр II посетил Пензу. Его внимание привлек пустырь возле кафедрального собора. Он посоветовал очистить место и превратить в сквер для горожан.

Прошло всего два года - и вновь созданный сквер стал одним из любимых мест отдыха горожан. После там построили фонтан, который сохранился даже до наших дней.

Прошли годы, и в центре сквера появился памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Это было сделано в связи с 50-летием со дня его смерти.

Памятник представляет собой бронзовый бюст на четырехгранном гранитном пьедестале.

Автор памятника Георгий Курдов объяснял, какой смысл он вложил в свое произведение: «Здесь храм рядом, паралель можно провести даже со Святой Марией, у которой на руках Христос. Но вообще каждый человек трактует и интерпретирует образ по своему. Он собирательный. Кто-то вспоминает о жене, кто-то о матери, кто-то детство вспоминает...».

Родителем идеи автор памятника назвал губернатора Ивана Белозерцева. Именно ему три года назад пришла мысль установить в Пензе подобный монумент. Каким ему быть, решали всем миром.

В августе 2018 года на базе регионального отделения Союза женщин России был создан общественный совет для обсуждения проекта памятника Матери. На конкурс проектов поступило 20 работ, из них экспертный совет выбрал 3. Они были выставлены на народное голосование на сайте правительства Пензенской области. Победа досталась уроженцу Пензы, заслуженному художнику Российской Федерации, члену Московского союза художников Георгию Курдову.

продолжение следует...




Следующая остановка нашего путешествия - Саратов -

Copyright © 2024 tapenik.ru

Copyright © 2024 tapenik.ru