Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Мой музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
об авторе об авторе



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествия в СЕРПУХОВ

    Музеи. Театры. Архитектура:
    Улицы. Площади. Парки:

Серпухов

Серпухов оставил в нашей памяти очень приятное воспоминание. Небольшой, не слишком современный, но теплый и по-домашнему уютный. А еще много значит - отношение людей. с которыми сталкиваешься в пути. Нам, видимо, очень повезло.

Монастыри. Соборы. Храмы

Адрес: Россия, 142210, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40 Тел: + 7 (4967) 72-46-25 Официальный сайт: http://www.inokini.ru

Обитель является одной из самых старых в России — появилась она в 1360 году при поддержке митрополита Алексия.

На площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках. Памятник символически объединил древнего основателя и святыню другой эпохи. Икона «Неупиваемая чаша» была обретена во Владычнем монастыре в 1878 году через пятьсот лет после кончины преподобного Варлаама. Святыня прославилась тем, что избавляла от недуга пьянства. Памятник открыт 4 декабря 2014 г. Автор Дмитрий Кукколос. Бронза. Высота постамента 3 м. Высота фигуры около 2,8 м.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже "составлена была каменная церковь", впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост.

За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма.

Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня.

Изначально это была мужская лавра, строительством которой занимался преподобный Варлаам. Первый собор, построенный на территории обители, не сохранился.

С XVIII столетия жизнь монастыря стала тяжёлой, средств ни на что не хватало. В это время было принято решение переделать обитель в женскую. В 1920-е годы монастырь был упразднён по указу советской власти. Его стены заняло Училище красных военлётов, которое просуществовало до 1987 года. Затем на протяжении семнадцати лет здания обители пустовали, постепенно разрушаясь.

Монастырь включает несколько построек:

самая древняя из ныне существующих — Введенский храм, возведённый в 1362 году, но полностью перестроенный в самом конце XVI века. Стиль церкви — русский, внутри она украшена росписями в том же старинном русском стиле. В XVI веке на территории монастыря располагалось войско Бориса Годунова, которое отразило крымское нашествие. За предоставление помещений царь щедро одарил обитель;

Храм великомученика Георгия Победоносца, памятник годуновской архитектуры, построенный в конце 16-го века. Средства на его возведение пожертвовал царь Борис Годунов.

В древности в церкви была чудотворная икона св. Георгия перед которой сама собой зажигалась свеча при приближении врага.

Во Владычнем монастыре особенно почитался Георгий Победоносец, в честь которого в конце XVI века был выстроен храм с шатром. Во времена одного из нашествий иноземцев на Серпухов, горожане видели мученика Георгия, который выехал из задней калитки Владычнего монастыря на белом коне к озеру. Он подъехал к отрядам захватчиков, и те в страхе бежали от святого. Легенда о великомученике Георгии почти дословно повторяет другое серпуховское предание о явлении врагам преподобного Афанасия Высоцкого на белом коне.

Память о чуде воина-великомученика ежегодно отмечалась во Владычнем монастыре в седьмой понедельник после Успения Божией Матери. В честь Георгия, которого называли «Потаенным», служилось всенощное бдение и совершалось освящение воды.

ещё один храм — святого Феодота Анкирского — является надвратным и построен в 1600 году;
храм святителя Алексия, трапезная и жилые корпуса возвели самыми последними. В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Монашеская жизнь здесь возродилась лишь в 1995 году, тогда же начались работы по реставрации. Сейчас в монастыре, помимо монахинь, живут павлины, которых может увидеть каждый паломник.

Собор Николы Белого, а если правильно - Собор во имя Николая Чудотворца, удивительно красивый, теплый в смысле духовности, собор. Мы остановились в гостинице "Провинция", и этот выбор не в последней степени был обусловлен близостью к этому собору. Каждый раз, отправляясь на прогулку, мы видели его. И в утреннем свете, и в вечернем. Он был прекрасен в любое время.

Когда-то на этом месте стоял деревянный храм, потом построили каменную церковь, а в 1713 году был издан указ о строительстве нового каменного храма из известняка. Работы завершены в марте 1721 года, а в 1833 начали строить новый храм, который спроектировали знаменитые «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков».

Фёдор Михайлович Шестаков (1787—1836) — русский архитектор, академик Императорской Академии художеств, один из крупнейших архитекторов Москвы первой трети XIX века, мастер московского ампира, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов.

Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) — ученик М. Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии.


Собор построен в стиле московский ампир из кирпича и белого камня. Он представляет собой четверик с апсидой и классическими портиками. На многоярусной колокольне висит самый большой в городе Серпухове колокол, звук которого доносился и до нашего отеля.

Дальнейшая судьба храма, как у всех, - в 1929 году собор был закрыли, колокольню частично разрушили, а возвратили церкви в 1995 году. В 2005 году торжественно освятили после реставрации.

Вот так мы познакомились еще с одним замечательным храмом, который оствил след в нашей душе.

Соборная гора - это естественный холм, часть высокого мыса, образованного рекой Нарой и глубоким руслом реки Серпейки.

Исторически – это место, с которого начинался Серпухов (XIII в). На горе располагался кремль – оборонительное крепостное сооружение, для которого были досыпаны крутые склоны. Вокруг кремля строился посад, а в самой крепости постоянно никто не жил.

У Соборной горы обычно проводятся народные гуляния (в День города, в праздники), сюда приходят посмотреть прадничные салюты, зимой – покататься с горы на санках/ледянках.

В ансамбль входят три церкви:

  • Святой Троицы,
  • Ильи Пророка и
  • Успенская.

    Троицкий храм – один из древнейших в городе, он был возведен с учетом местных архитектурных традиций. Ильинскую церковь построили московские мастера на средства серпуховских купцов, ранее на ее месте стояло деревянное здание. Успенская церковь – самая молодая из всего ансамбля, сооружение появилось в середине XIX века благодаря пожертвованиям промышленника Н. Кошина. Все храмы находятся близко друг к другу и буквально соприкасаются оградами. По сложившейся традиции их воспринимают как единый архитектурный комплекс.

  • Комплекс оборонительных сооружений XVI века, от которого сохранились лишь фрагменты стен и фундамент. Первая крепость на высоком берегу была возведена в XIV веке, через два столетия деревянные постройки были заменены каменными. В конце XVI столетия, когда город потерял свое военное значение, Серпуховский кремль стал разрушаться и со временем его разобрали. Остатки сооружения использовали для строительства Московского метрополитена в 1934 году.

    Троицкий собор на Соборной горе Храм располагается в центре города на территории бывшего Серпуховского кремля. Некоторые источники утверждают, что собор был основан в XIV веке, но каменное здание построили только в XVI столетии. Спустя некоторое время фасады перестроили в стиле ампир. Также в облике здания четко прослеживаются черты московского барокко и классицизма. На фоне довольно строгой архитектуры храма выделяется нарядная шатровая колокольня. Успенскую церковь в псевдорусском стиле отличают тёмно-розовые стены с контрастными белыми элементами, крупная и массивная основа-четверник с одной главкой и высокая многоярусная колокольня. У нее удивительно красивое резное крыльцо.

    Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово - удивительное сооружение, совершенно не привычное для наших храмов. Именно эта его неординарность и красота и повела нас на его поиски.

    Кирпичный храм - в виде ротонды, высокий купол, окружен открытой аркадой. Над карнизом - фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов.

    В 1970-е годы пять божественных фигур были сброшены вандалами и потом долгое время находились на реставрации. Их вернули на место только в 2016 году.

    Улицы. Площади.

    Калужская улица — улица в городе Серпухове Московской области. Расположена в исторической части города. Является одной из старейших городских улиц. Расположение и схема застройки улицы в практически неизменном состоянии сохранились со времени Екатерининского «Плана реконструкции уездных городов Московской губернии».

    Улица берёт своё начало от Воскресенской горы, которая заселена людьми с самых незапамятных времён — возможно, намного раньше, чем историческое ядро города Соборная гора. Направление будущей Калужской улицы наметил возвышенный откос левого берега р. Нары – под которым, возле воды, ещё во времена удельных князей (в XIV-XV вв.) селились служилые люди, смотревшие за княжеским дворцовым хозяйством.

    Перед самым кремлём, на противоположном берегу р. Серпейки, тогда жили ключники: хранители, как видно, богатых княжеских запасов — здесь отмечена целая Ключничья слобода. Там же стояли дворы бобровников – промышлявших пушного зверя для Владимира Храброго и его наследников.

    Ниже по Наре жили слободами серпуховские пищальники – ещё весьма редкие в те времена воины с огнестрельным оружием – а также княжьи охотники-сокольники.

    В XVI в. по этим местам уже пролегла городская улица — тогда называвшаяся Никольской: она вела к храму чудотворца Николая, позднее известному как Никола Белый.

    Однако датой подлинного рождения Калужской улицы стал1784 г.: в который, по велению Екатерины II, был разработан регулярный план г. Серпухова. Согласно этому плану, Калужская должна была стать престижнейшей из городских улиц: она предназначалась под частную застройку исключительно дворянам. Но дворянских семей в тогдашнем Серпухове было всего семь; господами положения в городе традиционно оставались купцы – деятельность которых во многом и определила исторический облик Калужской улицы.

    Памятники, скульптуры:

    Бронзовый Памятник Воину-Освободителю не просто точная копия знаменитого памятника Вучетича, это макет-прототип, предварительный макет, Вучетича, который хранился в Германии до 1964 года, когда был перевезён в Россию.

    Его установили в Серпуховском Кремле на территории мемориального комплекса «Соборная гора» рядом с братской могилой.

    Памятник по размеру — небольшой (особенно в сравнении с 12-метровым монументом в Берлине). Его высота составляет всего в 2,5 метра.

    Памятник Воину-Освободителю установлен на постамент, облицованный гранитными плитами, у подножья постамента горит «Вечный огонь».

    Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. Монумент представляет собой фигуру воина, держащего в правой руке опущенный меч, в левой – прильнувшую к нему немецкую девочку. Ногами солдат попирает разрубленную нацистскую свастику. Высота памятника около 13 метров, вес – 72 тонны. Труд создателей монумента был высоко оценён – творческому коллективу была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В одной руке солдат держит опущенный меч, другой — поддерживает спасённую им немецкую девочку. Интересно, что Евгений Викторович Вучетич «вложил» в правую руку «Воину» не просто меч, а точно воспроизвёл меч псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским против «псов-рыцарей».

    Прототипом для скульптора послужил уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов. Именно он действительно спас немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

    30 апреля 1945 года старший сержант Красной Армии Николай Масалов совершил подвиг, который вошел в историю как образец мужественности и добродетели, которыми всегда славился наш народ Во время штурма Берлина в одном из боевых эпизодов советский воин, рискуя своей жизнью, под плотным немецким огнем на руках вынес из-под обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Скромный сержант не считал свой поступок подвигом, тем более, что таких случаев в ходе штурма Берлина было немало, но его подвиг стал широко известен благодаря многочисленным очевидцам. Этот поступок лег в основу идеи монумента Воину-освободителю в Трептов парке, в Берлине.

    Первоначально «Воин-освободитель» установили на 1-ой Московской улице Серпухова, он находился около городской больницы имени Н.А.Семашко. Однако после реконструкции в 2009 году его перенесли на «Соборную гору» – мемориальный комплекс Серпуховского Кремля. Там он стоит по настоящее время, являясь одной из достопримечательностей города.

    продолжение следует...




    Следующая остановка нашего путешествия - Саратов -

    Copyright © 2022 tapenik.ru

    Copyright © 2022 tapenik.ru