|
Музеи. Театры. Архитектура:
-
-
|
|
|
Новоиерусалимский монастырь
В 1656 г. патриарх Никон, проезжавший в Иверский монастырь, обратил внимание на живописные места с. Воскресенское и принял
решение основать здесь новый монастырь. Патриарх Никон выкупил село Воскресенской вместе с окрестностями и установил небольшую деревянную церковь.
Патриарх мечтал чтобы под Москвой существовало бы некое подобие комплекса святых мест Палестины.
Новое религиозное сооружение (Ново-Иерусалимский монастырь) запланировано было как полное подобие Иерусалимского храма в Палестине.
Использовали даже чертежи древнего иерусалимского храма.
Цель всего грандиозного строительства – создать впечатление величия, поразить людей невиданным великолепием, утвердить незыблемость русской
церкви. В проект вкладывали колоссальные средства.
Никон получал огромные доходы от 120 тысяч крестьянских дворов, находившихся в его владении.
Место для расположения монастыря выбрано удачно – высокий холм, вокруг которого с трех сторон протекает река Истра.
Царь Алексей Михайлович, присутствуя на освящении монастыря и глядя на постройки обители с Елеонского
холма впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Строительные работы остановились, когда Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, лишен сана и стал простым монахом.
Одним из его преступлений назвали использование таких наименований, как Новый Иерусалим, Голгофа, Иордан в строящемся монастыре,
считая это глумлением над святынями. Монастырь стали называть просто Воскресенским.
В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому
он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля.
Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
|
Если вы приедете на машине, то совсем недалеко от монастыря есть большая парковка (она на фото).
Но если машины нет, то лучше остановиться в одной из гостиниц, которые находятся совсем с монастырем.
Ничего про них сказать не можем, т.к. видели их только снаружи. Названия у них очень оригинальные - "Восточная" и "Западная".
|
По чистой и ухоженной территории идем к самому монастырю.
Новоиерусалимский монастырь подобен иерусалимским храмам и церквям, но ведь у нас не точное повторение. И хоть в
оригинале надвратной церкви нет, у нас она есть.
Она расположена, как и положено, над входом на территорию монастыря. Именно ее мы и увидели, когда только подходили к стенам монастыря.
Красивая, стройная, высокая. Удивляет то, как старые мастера умели из камня, создавать такие изящные сооружения.
|
Мы проходим через арку, и глазам открывается красивый вид на монастырь и внутренний двор.
А теперь обернемся и полюбуемся на Надвратную церковь в другой стороны.
|
Чтобы ничего не пропустить, лучше сразу ознакомиться с планом комплекса Монастыря.
Если заранее не удалось с ним познакомиться - на территории есть большой стенд с подробным описание каждого объекта.
Территория большая, вся заасфальтированная или вымощенная плиткой.
Вероятно рассчитано на очень большое количество посетителей и экскурсионные группы.
Зелени не много, скамеечки есть, но в дождь мы не воспользовались.
|
И вот мы, наконец, у цели, к которой давно стремились. Мы на территории Новоиерусалимского монастыря.
Жаль, что погода подпортила нам снимки, вместо солнышка, она встретила нас мелким моросящим дождиком и привычным Питерским цветом неба.
Но впечатления от увиденного она испортить не смогла. Это восторг!!! Мы здесь!!!
Теперь мы обходим собор со всех сторон.
Воскресенский собор был построен в 1658-1685 гг..
Хоть он и был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, и даже возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима,
но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.
Собор Воскресения Христова – потрясающее своим великолепием, сложностью и красотой сооружение.
Оно состоит из нескольких составляющих.
в центре – храм Воскресения,
с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба
Господня,
с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери.
У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.).
Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.
|
Вся территория обнесена каменной оградой с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи (В 1690—1697 годах,
по проекту Якова Бухвостова).
Общая протяжённость монастырских стен - около 1 км.
высота — 9,6 метров, толщина — 3-4 метра.
Верхняя часть стен — боевой ход.
Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
9 башен, каждая увенчана «шатром» со световым барабаном,
Названия башни получили в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья,
башня Варуха, Ефремова, Дамасская.
Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
Истринский монастырский комплекс превратился практически в неприступную крепость.
|
Прогулка по боевому ходу Наверх
Если вы располагаете временем, настоятельно советуем подняться во по этом красивой белоснежной лестнице Надвратной
церкви, чтобы попасть в боевой ход.
Впечатление, которое вы получите, прогулявшись по нему, окупят дополнительные мышечные напряжения ваших ног.
Вы попадете вот в такой каменный коридор, который будет идти достаточно далеко.
Но зато виды, которые предстанут вашему взору, будут прекрасны!
|
Шатер воскресенского собора Наверх
Во время прогулки по территории Монастыря и стенам, не могла не привлечь внимание огромная ротонда с шатром, диаметр
которого достигает 29 метров, а высота – 18 метров. Это каменный шатер, который построен над Кувуклией.
В июне 1723 года в Святейший Синод поступило сообщение: «…каменный шатёр, что над Гробом Господним, обрушился и впал
по нижние хоры, а оставшиеся стены во многих местах расселися до земли …». А еще через 3 года - в 1726 году, произошёл пожар,
уничтоживший кровли и другие деревянные части собора.
Начались восстановительные работы. Проекты восстановления изучал тогдашний обер-архитектор Бартоломео Растрелли.
Растрелли вызвал итальянского инженера Бернардацци, и на основании его технического заключения, а также неожиданной идеи Амвросия,
создал новый проект восстановления собора с возведением деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим
тогда шатром в иерусалимском храме.
Шатёр повторил общие очертания старого каменного шатра, но это уже было произведение архитектуры барокко, отличавшееся прежде
всего большим количеством окон.
|
Воскресенский Собор - внутри шатра Наверх
А теперь мы внутри шатра. Он просто огромный, выше 10-этажного дома и 28 м в диаметре.
А сам купол просто потрясающе красивый, небесно-голубой.
Немного странной формы - не совсем круглый, как бывает обычно.
Жаль, что нельзя рассмотретьь каждую роспись, каждую деталь. А деталей здесь огромное количество.
Столько декоративных элементов, вычурности... Колонны самого роскошного ордера
|
|
Воскресенский Собор - Кувуклия Наверх
И вот, наконец, перед нами - сердце Монастыря - Кувуклия.
(Кувуклия в Иерусалиме - это гробница в скале, в которой Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес.)
Это и есть главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень
Кувуклия стоит внутри храма, в центральной части ротонды, она в точности повторяет оригинальную кувуклию
из гробницы в израильском храме Гроба Господня.
В ходе разрушений ротонды (1723 и 1942) святая Кувуклия не пострадала, поэтому мы сейчас видим оригинал, построенные
при патриархе Никоне.
У входа в кувуклию оставлена часть старого настила из булыжников, по которым ходили, быть может, и сам Никон,
и царь Алексей Михайлович.
Вход в Кувуклию с востока, сначала в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был
отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.
Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза.
Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.
|
Посмотреть это своими глазами очень стоит попытаться каждому.
Кто-то скажет, что все это выглядит новоделом. Но каждый видит то, что он хочет увидеть.
Какими глазами вы будете на это смотреть, что хотите почувствовать, то и будет с вами.
Памятники
Памятник святому Мартину Наверх
У Истры есть город-побратим Бад-Орб. В этом городе очень чтут Святого Мартина (Турского или Милостивого).
В его честь названы католическая церковь, школа, детский сад, дом милосердия и прочие учреждения.
Монумент «Святой Мартин» (автор памятника Сергей Сергеевич Казанцев) был создан по просьбе администрации Истринского
района и подарен городу Бад-Орб в знак дружбы городов-побратимов. Второй такой же - подарен Истре.
Сюжет памятника иллюстрирует притчу о том, как Мартин отрезает часть своего плаща, чтобы накрыть им замерзающего бедняка, сидящего на земле.
Мартин служил офицером в Римской армии, поэтому скульптор изобразил его в военной форме верхом на коне.
А на земле лежит нищий, протягивающий руку к спасительному куску полотна.
|
продолжение следует...
Следующая остановка нашего путешествия - Тверь -
|
Copyright © 2022 tapenik.ru
|
|