Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Шамордин монастырь

Шамординский монастырь

Официальное название обители - Казанская Амвросиевская пустынь. Это действующий женский монастырь, расположенный неподалеку от села Шамордино.

В конце 60 годов маленький хуторок, около деревни Шамордина, принадлежал небогатому однодворцу Калыгину. Задумав посвятить остаток дней своих монашеской жизни, он пристроил жену свою старушку при Оптинском скотном дворе, а сам поместился в скиту. Чтобы ничто уже не мешало ему, он просил Батюшку о. Амвросия кому-нибудь продать его имение.

В то время при Оптиной Пустыни жила монахиня Амвросия, в миру А.Н. Ключарева. Это была богатая помещица, веселая и живая, но ее муж так страстно хотел постричься в монахи, что она согласилась и сама. У А.Н.Ключаревой был единственный сын, который женился и имел двух дочерей-двойняшек. Жена его вскоре после родов умерла, и малюток взяла на воспитание бабушка и поселилась с ними при Оптиной Пустыни, в выстроенном ею отдельном корпусе, вблизи монастырских гостиниц. Девочкам жилось хорошо под крылышком любящей бабушки. Воспитание и окружение привили девочкам особенную религиозность и любовь к молитве.

Вера и Люба (так звали девочек), как близнецы были так похожи друг на друга, что даже сама м. Амвросия с трудом различала их. Один раз она сказала Любиной няне: «Научи меня узнавать, которая Люба»; - детей это очень рассмешило и они стали после того приставать к м. Амвросии: «Мама, так вы не знаете нас, ну, закройте глаза». Она закроет глаза, а они переменят места, и м. Амвросия опять перепутает их; дети так и зальются смехом; - это очень их забавляло.

А.Н.Ключарева была набожная и послушная, поэтому по просьбе о.Амвросия осенью 1871 года выкупила в селе Шамордине имение помещика Калыгина, она думала, что для своих внучек.

Однако как только имение было выкуплено в действиях Старца стало проявляться много непонятного. Видно было, что он готовил Шамордино не столько для внучек м. Амвросии, сколько для чего-то другого. План дома совершенно не подходил к желаниям м. Амвросии; Батюшка настаивал, чтобы зала была в восточной части дома, и размер остальных комнат назначал не так, как предполагала она. М. Амвросия удивлялась, недоумевала, но, по своей преданности и вере к Старцу, не возражала. Когда дом был готов, туда перевезли детей со всем их штатом, а м. Амвросия осталась в Оптиной.

В 10 лет сестры остались без бабушки, а в 12 лет обе умерли от дифтерита - они не хотели принимать лекарства, а пили только сятую воду. По условию завещания Шамординское имение со всеми строениями и угодьями перешло в полное владение насельниц зарождавшейся обители. Вера и Любовь Ключаревы явились как бы отроковицами-основательницами будущего многолюдного монастыря, и их здесь никогда не забывали.

Шамординская обитель создавалась с 1891 года старцем отцом Амвросием Оптинским. С самого начала старцем Амвросием будет установлено, что приходящих женщин принимают независимо от возраста, сословия и без внесения денежного вклада. Таких обителей в России больше не было. Преподобный Амвросий без устали собирал в святую обитель всех сирых, вдовых, обездоленных женщин и девиц.

Были в монастыре и послушницы из дворянских и купеческих русских родов, решившие посвятить свою жизнь богу. Неустанной помощницей для старца Амвросия стала схимонахиня София, которая в миру имела фамилию Астафьева-Болотова, которая стала первой настоятельницей Шамординского монастыря. До того, как прийти к богу, она вела жизнь обычной женщины: вышла замуж, родила дочку, но вскоре овдовела и тогда приехала в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, как ей жить дальше. Прозорливец посоветовал ей выйти замуж снова за некоего помещика из Козельска и предупредил, что это станет проверкой ее характера, для того чтобы пройти это испытание понадобится либо твердость, либо ангельское смирение. Через некоторое время София стала деятельной помощницей Амвросия и перешла в монастырь Шамордино насовсем. Благодаря матушке Софье, на территории обители появились богадельня, приют для детей, живописная и золотошвейная мастерские. Умерла она очень молодой, в тридцать три года, тогда отец Амвросий сказал, что эта женщина святая.

Расцвет монастыря пришелся на начало XX века. К 1918 году здесь проживало несколько сотен сестер, работала больница, сиротский приют и скиты. Обширное монастырское хозяйство развивалось в разных направлениях - кроме обычных для общин гончарных, обувных, швейных и ткацких мастерских, тут имелись типография, печатали фотографии, работали иконописцы, были мастера по золочению и чеканке. Работы мастериц-златошвей славились по всей России.

Большая часть зданий строилась на постоянные пожертвования С.В. Перлова, крупного торговца чаем, многие поддерживавшего монастырь своими деньгами. Следом за возведенным в 1901 Казанским собором, строят богадельню и больничную церковь. За ними начнут работы над трапезной и водонапорной башней. Почти сразу на территории монастыря появится дом благодетеля Перлова. Все строения возводились в типичном для конца XIX - начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший и сегодня свою строгую красоту.

К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно семьсот монахинь с послушницами. Они содержали приюты для убогих и девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека. К чудотворным иконам "Спорительнице хлебов" и "Казанской божьей матери" шли паломники из отдаленных мест. Но уже через год монастырь закроют, вывезя иконы, сняв кресты с церковных куполов и колокола. Все, представлявшее ценность – храмовые сосуды, драгоценные оклады с икон и облачения священников, будет собрано и вывезено в неизвестном направлении. Принадлежащие монастырю обширные земельные угодья национализируют, но до 1923 года монахиням и послушницам позволят оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. Тогда ее упразднят, связав с контрреволюционной деятельностью. Большинство монахинь будет выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, другим повезет больше – им позволят жить рядом с Козельском или уехать в родные места.

В Великую Отечественную в одном из зданий разместят военный госпиталь, говорят, что его пациенты выздоравливали от серьезных ранений быстрее обычного.

Монахини вновь вернулись в разрушенную обитель только весной 1990 года. Их было только десять, а работы по восстановлению постепенно возвращаемых зданий предстояло много. Жизнь Казанской амвросиевской женской пустыни продолжается по заветам преподобного Амвросия Оптинского и схимомонахини Софии, ставшей первой настоятельницей. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь и совершается полный круг богослужений.

Храмы и соборы

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преподобного старца Амвросия.

Величественный, 15-главый собор выполнен в русском стиле - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде - стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение.

Проект храма разработан в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Владимир Владимирович Шервуд (17 мая (5 мая по старому стилю) 1867, Москва - 18 июня 1930, Москва) — русский архитектор, строитель жилых домов и деловых зданий в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов.

В.В. Шервуд, как и его брат, скульптор Л.В. Шервуд, остался в России после Октябрьской революции, но, в отличие от последнего, не занимался активной творческой деятельностью, забросив строительную практику.

В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, значительно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление.

Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви.

Фото из интернета.

Монастырская трапезная расположена в двухэтажном здании за Казанским собором. В помещении могут разместиться пятьсот человек. Тут высокий потолок и огромные окна. Трапезную возвели в 1893 году вместо особняка бывших владельцев Шамордино – помещиков Калыгиных. Это сооружение стало самым первым каменным строением обители.

Проект трапезной был разработан архитектором Романом Клейном.

Настоящее имя Клейна - Роберт Юлиус, но окружающие называли его по-русски — Романом. Будущий архитектор был пятым из семи детей московского купца первой гильдии Ивана Клейна. Мать Эмилия Клейн собирала в доме кружок интеллигенции, куда были вхожи пианисты Антон и Николай Рубинштейны. Другом семьи был архитектор Александр Вивиен, преподававший в Межевом институте и Земледельческой школе. Под его влиянием 10-летний Роман увлекся градостроительством. В 1873–1874 годах, еще учась в гимназии, он посещал курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Роман Клейн спроектировал около 130 сооружений, из них свыше 60 — в Москве. Он был одним из первых в России, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции. Ярким образцом клейновского стиля, сочетавшего мотивы старинного зодчества и новейшие технические достижения, стал универмаг «Мюр и Мерилиз», известный сегодня как ЦУМ. Но главное детище, прославившее имя архитектора, — здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

За трапезной стоит водонапорная башня, которая обеспечивает водой весь монастырь. Она тоже построена на средства С.В. Перлова в 1906 году.





Храм в честь Пресвятой Троицы. Церковь является самым старинным храмом в обители. Она возведена в 1884 году, однако во время упразднения обители здание было снесено. Восстановление церкви произошло в начале ХХI столетия. За храмом расположено старое монастырское кладбище, на котором нашли место своего упокоения несколько поколений шамординских сестер

Дом С. В. Перлова, выстроенный в ХIХ веке. Приезжая в обитель, он с супругой жил в данной постройке.

Супруги Перловы были благотворителями этой святой обители, практически все, что на ее территории построено, было сделано на их деньги, в том числе мастерские по иконописи, чеканке, по золотому шитью, переплету книг, изготовлению ковров, швейная, типографская, фотомастерская, мастерская золочения металла и дерева.

Это был человек доброго старого времени, с цельным характером, глубоко-религиозный, энергичный, деятельный, много видавший в своей жизни. Отличаясь необыкновенным благородством души, светлым умом, честностью и высокими правилами, он в то же время соединял в себе редкую доброту, светлый взгляд на жизнь и людей и отзывчивость на все хорошее.

Как человек труда, сам пробивший себе дорогу и составивший имя, он вследствие этого выработал в себе самостоятельность и некоторую упругость, что и составляло до конца жизни особенность его характера.
(Текст отсюда www.shamordino-m.ru)

Когда Сергей Васильевич в первый раз приехал в новоустрояемую Шамординскую общину, он увидел более чем скромную обитель, состоявшая из небольшой церковки и 4-5 домиков. Но она произвела на него благоприятное впечатление, и он стал помогать общение из любви из любви к старцу Амвросию. Но этим пока и ограничивались его отношения к новой обители. Года через четыре, летом, когда старец Амвросий гостил в Шамордине, Сергей Васильевич вторично приезжал сюда со своим племянником И. С. Перловым. Большинство сестер даже и не знало тогда о его приезде, а некоторые, ближе стоящие к игуменскому корпусу, помнят, как тогда велено было очистить коридор, ведущий из помещения старца на половину матушки игумении, от сестер, так как Сергей Васильевич очень стеснялся монашенок.

Когда мир покинул старец Амвросий и сестры остались круглыми сиротами, Перлов взял на себя заботу о Шамординской общине. Более 300 человек, почти все беднота, больные, убогие; средств у обители никаких, недоконченные постройки, полное неустройство, лишенная зрения настоятельница, связанная запрещением старца подавать на покой.

Перлов стал приезжать в Шамордино все чаще и он испросил у архиерея разрешение выстроить за оградой отдельный домик и с тех пор уже чувствовал себя не гостем, а членом семьи, хозяином...

Вместе со своей супругой - Анной Яковлевной Перловой, всю свою жазнь до последнего вздоха помогал любимому Шамордино. А после его кончины - Анна Яковлевна продолжила его дело. и передала эту заботу своим детям и внукам.







продолжение следует...





Следующая остановка нашего путешествия - Оптина пустынь -

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru