Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
музей

СССР

СССР

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие в ВОЛОГДУ


Наш маршрут 2015-го года - «ПО КАРЕЛИИ - ДО ВОЛГИ»

Санкт-Петербург - Петрозаводск - Кижи - Озеро Сандал - Сортавала - Приозерск - Вологда - Ярославль - Санкт-Петербург

В Вологде мы побывали летом 2015 года, и этот удивительный город навсегда поселился в нашем сердце.

Надеюсь, что еще раз смогу побывать в этом благословенном месте. А пока - хотя бы обработать все фотографии, которые сделали. До скорой встречи.

Вологда - Vologda

Вологда была основана в середине 12 века, она стоит на реке с одноименным названием. Лингвисты предполагают, что название города произошло от финского слова "волок", что буквально переводится как "светлая вода".

Вот такой предстала перед нами Вологда. Чудесный старинный город не только не выглядел старым и заброшенным, как многие старые города, наоборот - он завораживал своей аккуратностью, огромным количеством цветов на домах, неспешностью и душевностью жителей.

Хотелось снимать все дома подряд, чтобы увезти с собой этот умиротворенный настрой.


На Руси была распространена традиция строительства парных храмов: «холодный» предназначался для богослужений в теплое время года, а в «теплом» службы проводили поздней осенью и зимой. Именно ко второму типу и относится Воскресенский собор, построенный в 1776 году неподалеку от вышеупомянутого Софийского. В конце XVIII века уже понемногу начинали разбирать кремль, поэтому храм построили там, где ещё несколько лет назад стояла юго-восточная башня. Примечателен и тот факт, что в качестве строительных материалов использовали камень из разрушенных крепостных стен. По большей части внешний и внутренний облик Воскресенского собора сложился в XIX веке, а оригинальные росписи оказались навсегда утрачены.

Историк архитектуры Григорий Лукомский назвал убранство храма безвкусием, присущим той эпохе, и неудачной попыткой соответствовать русскому стилю.

Имя Святой Софии очень почитаемо и на Руси, и за рубежом. Не случайно так много храмов, посвященных именно этой святой. Вот и в Вологде мы смогли полюбоваться прекрасным и величественным храмом Святой Софии.

В 1568 году по личному повелению Ивана Грозного рядом с начавшимся стоиться Кремлем, заложили новый каменный храм в честь Софии. При этом Грозный потребовал, чтобы новый храм был похож на Успенский собор Московского Кремля.

Храм прекрасен и издалека, в зелени деревьев, и вблизи. И чем ближе подходишь, тем больше действует история - века, которые стоят эти стены, и человеческие судьбы, намоленные иконы... И не важно, верующий человек или нет, Храм все равно действует своим величием м святостью.

Пока светило яркое солнце - Храм казался таким приветливым, ласково звал к себе. Но стоило солнцу спрятаться, и слово брови нахмурились, рассердился он, суровым стал, видно вспомнил судьбинушку свою нелегкую. По повелению Грозного царя он был заложен, и по его же повелению чуть было не разобран снова. А случилось это, если верить истории. так.

Иван Грозный сам наблюдал за строительством Кремля, которому надлежало, прежде всего, выполнять функции оборонительного сооружения. Когда на кровлю Софийского собора были подняты купола, царь посетил его. И вот тут со свода недостроенного собора неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Царь прогневался необычайно и приказал разобрать столь повинный перед ним собор, т.к. в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование. Как ни умоляли строители простить Храм, ничего не помогало. Царь уехал, и все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Вот мы подходим уже к воротам. На них табличка, которая нам говорит, что Собор охраняется Государством и что Софийский собор открыт для посещения.

Софийский собор представляет собой прямоугольник. Он насчитывает пять глав, каждая из которых увенчана куполом. Храм разделен на три нефа. Размеры собора: длина стен — 38,5 м, ширина — 25,6 м, общая высота — 59 м. Материал стен — кирпич. Колокольня Софийского собора самая высокая во всей епархии, ее высота - 78 метров.

Обходим Собор со всех сторон, любуемся порясающими фресками, и с трепетом заходим внутрь, чтобы полюбоваться порясающей росписью стен Храма.

С тех давних пор до наших дней практически полностью сохранились фрески XVII века. Расписывать здание стали в 1686 году, два года шла работа. Работали над проектом самые лучшие ярославские мастера, во главе которых был Дмитрий Плеханов. Он был одним из самых лучших живописцев того времени.

Площадь настенной росписи - пять тысяч квадратных метров. Работа была очень сложной и тонкой, состояла из нескольких этапов. Стены сначала грунтовались специальным раствором извести, все конструкции укреплялись гвоздями. Главный иконописец определял, как должны были выглядеть стены храма, он очерчивал рисунок, выцарапывая его на непросохшей штукатурке. А потом уже остальные мастера наносили рисунок красками. Одни писали одежды, их называли доличники. Те, кто рисовал растительность, узоры и орнаменты, именовались мастерами палатного письма. Надписи кистью наносили уставщики, а вот за рисование ликов святых отвечали личники.

Сохранился в Соборе и уникальный пятиярусный иконостас первой половины XVIII века, выполненный, специально выписанными новгородскими мастерами.

Софийский собор претерпел за свою историю существования немало бед. В Смутное время, когда город был захвачен польско-литовскими оккупантами, он был разорён и подожжён. В огне погибло всё, что не смогли разграбить: иконостас, крыша и главы с крестами. Лишь благодаря щедротам восшедшего на престол первого государя из Дома Романовых – Михаила Фёдоровича, удалось в кратчайший срок восстановить собор, и в 1613 году после повторного освящения он вновь открыл свои двери честному люду. Известно, что и в последующие годы царь неоднократно жертвовал собору то деньги, то драгоценную церковную утварь.

Во времена правления Петра I Софийский собор тоже дважды горел. Первый раз в 1698 году – удар молнии пришёлся в центральный купол, отчего всё здание вскоре охватил огонь. Второй раз - в 1724 году. По недосмотру или по чьей-то злой воле, но в этот раз урон был столь велик, что восстанавливать храм пришлось почти двадцать лет. Но какое счастье, что его восстановили, и сегодня мы можем соприкоснуться с историей.

И еще отрадно, что Храм продолжает жить - и доказательство этому - новые иконы на фоне старинных росписей.

Архиерейский двор С момента основания и до 1920 года на территории Вологодского кремля находилась резиденция местных епископов и архиепископов. Именно его сегодня и называют Вологодским кремлем, а немалую роль в закреплении этого названия сыграла книга Александра Муравьева «Русская Фиваида на Севере»: на её страницах впервые по отношению к Архиерейскому двору встречается определение «малый кремль». Архитектурный ансамбль двора создавался и видоизменялся на протяжении нескольких веков. Стены, как и большинство корпусов, были построены в период с XVII по XVIII вв., а Воскресенский собор возвели в 1770-е годы. Благодаря тому, что Архиерейский двор строился не сразу, можно отчетливо проследить отличия в архитектурных стилях, относящихся к разным эпохам. И хотя часть зданий явно нуждается в реставрации, это нисколько не испортит тех впечатлений, которые вы получите во время экскурсии. Адрес: г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.

Архиерейский двор еще называют малым Кремлем. Он расположился рядом с Вологодским Кремлем, но огорожен забором. Здание появилось в 16 веке. Названо так оно из-за своего назначения: в нем проживали все вологодские епископы. Здания, которые входят в этот архитектурный комплекс, датируются разным временем. Особый интерес представляет Рождественская церковь и собор Воскресения. Помимо церкви и собора, комплекс насчитывает семь корпусов, в некоторых из которых сохранился старинный интерьер.

Первые упоминания о храме Александра Невского относятся к середине XVI века. Правда, тогда он был освящен в честь Николая Чудотворца, в связи с пребыванием иконы этого святого в Вологде. Нынешний же храм построен во второй половине XVIII века, а 1869 году переосвящен в честь Александра Невского. Такое переименование вызвано чудесным спасением императора Александра II при покушении террористов-революционеров в апреле 1866 года. Тогда же церковь была поновлена и обзавелась рядом архитектурных элементов, сохранившихся по сей день. Здание сильно пострадало в советскую эпоху, и лишь в конце 70-х его признали памятником архитектуры и отреставрировали. В 1997 году богослужения возобновились, а ещё позже при храме открылась молодежная театральная студия и воскресная школа.

Адрес: г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 10.

Храм Константина и Елены Предполагается, что на месте, где сейчас находится храм Константина и Елены, 500 лет назад начинались дороги на Москву и Кострому. Именно в этом месте встретили войско Ивана III, вернувшееся из похода на татар вместе с иконой Димитрия Прилуцкого. В 1503 году в честь святого построили храм и освятили его именем, но с того времени ни икона, ни сама церковь не уцелели. То, что мы видим сейчас — это храм, построенный в конце XVII века и освященный в честь Константина и Елены, придел же (дополнительный алтарь) всё так же освятили в честь Димитрия Прилуцкого. После Революции храму повезло меньше, чем тем, что находились в историческом центре города. С 1930-х внутри находилась ткацкая фабрика, различные культурные учреждения и, как это часто бывало, склад. В конце 90-х храм вернули Вологодской епархии, реставрировали, возобновили богослужения и крестные ходы. Адрес: г. Вологда, пр. Победы, 85. Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе Один из самых старых и живописных храмов Вологды был построен во второй половине XVII века, а к концу XIX его приход был вторым по численности в городе и составлял больше 847 человек. К 1930 году количество прихожан значительно уменьшилось, а именно на 847 человек, так как храм закрыли. Купола демонтировали, а внутри долгое время находилось производство игрушек, а затем и валенок. Вновь церковная община начала образовываться в начале девяностых, тогда же прихожане стали собирать средства на реставрацию храма, изрядно потрепанного при Советском Союзе. Вскоре восстановили купола, обновили фасады и внутреннее убранство, а ещё через какое-то время храм Николая Чудотворца освятили и, впервые за 60 с лишним лет, провели служение. Адрес: г. Вологда, ул. Гоголя, 108.

Сретенский храм построили в 1730-е годы, сплетя в архитектуре традиционные русские узоры и барокко, довольно поздно добравшееся до Вологды. Именно из-за великолепного внешнего вида эту церковь часто включают в путеводители по городу, но внутренним убранством она, увы, похвастаться не может. Дело в том, что с 1930-х и до распада СССР храм выполнял роль общежития, а с церковной утварью и настенной росписью особо не церемонились.

Здание передали церкви лишь в 2014, и в тот же год внутри случился пожар. К счастью, храм не сильно от него пострадал, но понадобилось какое-то время, чтобы привести долго пустовавшее помещение в надлежащий вид. Как мы уже упоминали, внутренняя обстановка никак не напоминает о 300-летней истории храма, чего не скажешь о прекрасно сохранившихся фасадах.

Адрес: г. Вологда, наб. 6-й Армии, 85.

Чудесная изящная в стиле древнерусского зодчества XIV-XV веков часовня - это современное творение мастеров. Но в ней столько гармонии, что и новоделом называть не хочется.

Владимирская, часовня в честь 2000-летия Рождества Христова – построена в память 2000-летия Рождества Христова и вступления человечества в третье тысячелетие

Полтора года ее строили по проекту Германа Виноградова и Андрея Порозова на пожертвования благотворителей.

Образ в часовне - Владимирской Пресвятой Богородицы с младенцем - так понравился, что пришлось снимать его по кусочкам, а потом соединять в фотошопе, чтобы и вы смогли увидеть его.

Музеи. Театры. Архитектура.

продолжение следует...

Музей «Мир забытых вещей» Адрес: ул. Ленинградская, д. 6 Режим работы: 10:00 – 17:30 Выходные дни: понедельник, вторник.

Музей открыт в мае 1991 года и занимает деревянный особняк середины ХIХ века. Особняк двухэтажный, деревянный, обшит тесом, с мезонином. На рубеже XIX-XX веков его владельцем являлся купец второй гильдии города Вологды Пантелеев Дмитрий Николаевич. Известно, что у Пантелеева была большая семья (17 детей), скорее всего, купеческая семья занимала весь дом.

Деревянный особняк, гостиная, где за общим столом собирается большое семейство купца Дмитрия Пантелеева... Семейство и в самом деле большое – семнадцать детей! Кругом веселый шум, младшие играют в прятки, старшие читают, гуляют… Атмосфера уюта и тепла, так быстро канувшая в Лету…

После революции судьба семейства была не столь завидна: дом экспроприировали и отдали под коммуналку, а законных его владельцев сослали на Кольский полуостров... Но и по сей день этот дом собирает в Вологде потомков семьи Пантелеевых из разных уголков страны. Все они очень рады, что их родовое гнездо сохранилось…

В 1991 году бывший дом Пантелеева был передан музею-заповеднику. Первоначально планировалось создать здесь литературный музей – ведь у особняка была «литературная» история: по легенде, в 1868-1869 годах в нем снимал комнату писатель-народник Павел Засодимский, который отбывал административную ссылку в Вологде.

Но мемориальных вещей хватило только на экспозицию рабочего кабинета… Выход нашелся сам собой: гости из других городов, любуясь фасадами вологодских деревянных особняков, частенько выказывали желание заглянуть внутрь. Так и возникла идея создать музей, в котором сама обстановка рассказывала бы о жизни XIX столетия.

Названию филиала, как ни странно, способствовала мода – в начале 90-х популярными были именования с использованием слова «мир»: «Мир женщин», «Мир путешествий», «Мир усадьбы»... Первая экспозиция на нижнем этаже дома в дань моде стала именоваться «Миром забытых вещей». Выставка как магнит притягивала посетителей, ведь на ней можно было увидеть такие вещи и предметы, о существовании которых люди XXI века даже не подозревают: сонетка, жардиньерка, жирандоль... Выставка планировалась как временная, но радует своих гостей и по сей день. Благодаря ей музей получил свое имя – «Мир забытых вещей». (Информация отсюда http://cultinfo.ru/museums/regional-museums/the-vologda-museum-zapovednik/the-world-museum-of-forgotten-things.php)

Экспозиция содержит два раздела: на первом этаже — «Мир забытых вещей», открывающий посетителям культуру и быт горожан в дореволюционную эпоху. Здесь воссозданы типологические интерьеры XIX – начала XX веков гостиной, столовой, детской и кабинета.

На втором этаже размещена выставка «История Вологодского портрета XVIII-XIX веков» из дворянских усадеб Вологодской губернии.

Гостиная Без граммофона не обходился ни один торжественный вечер, иногда его брали с собой на загородные пикники. Правда, пластинки к музыкальному проигрывателю были дороговаты. Их делали из смолы, шеллака, и даже из шоколада! После прослушивания такие сладкие сувенирные пластинки можно было скушать.

Столовая

Кабинет хозяина дома. Строгая обстановка, зеленые спокойные обои.

Детская комната или «сонечкина» комната. В ней располагаются несколько витрин с забавными «мелочами». Кукольный домик.

На втором этаже размещается выставка «История Вологодского портрета XVIII-XIX веков». С гордостью и благоговением нам рассказывают о своем замечательном земляке - художнике из Вологды, который стал украшением мира живописи.

Это - Тюрин Платон Семёнович (1816—1882) — русский живописец, художник-монументалист. Он был родом из крепостных крестьян, но своим талантом и трудолюбием сумел стать первым из вологодских художников, достигшим звания академика Императорской Академии художеств (1857).



продолжение следует...

Памятники, скульптуры:

Памятник 800-летию Вологды Этот памятник находится в историческом центре города на Ленивой площадке. Так назывался торг, на котором в старину крестьяне продавали свои товары прямо с телег. А в 1147 году здесь был основан Свято-Троицкий монастырь. Именно этот год считается датой основания Вологды. Памятник был поставлен в 1959 году. Стела установлена на квадратном постаменте, облицованном гранитными плитами. На каждой стороне есть арочные проемы, в которых изображены ключевые события жизни города. На западной грани – барельеф с датами «1147–1947». Источник: https://must-see.top/pamyatniki-vologdy/

В самом центре города на центральной площади Свободы установлен памятник вождю мирового пролетариата В.И. Ленину. Зимой и летом Владимир Ильич стоит на высоком постаменте в длинном осеннем пальто, левой рукой цепко держась за бортовину пальто, а правой сжимая свернутую в трубку газету «Правда».

Памятник В.И. Ленину ("маленький Ленин") Памятников «вечно живому вождю мирового пролетариата» в России более чем достаточно. Особенностью данного бронзового изваяния, установленного в 1958г, служит то, что фигура Ильича выполнена в натуральную величину (рост 165см), с естественными пропорциями его тела. Поэтому и вид у него необычный, скромный и абсолютно не революционный. Сами вологодцы памятник называют «Маленький Ленин», так как рядом стоит большая статуя Ильича, но уже в "традиционном" исполнении. Адрес: г Вологда , Советский проспект д. 8 (Детский парк)

Улицы. Площади. Парки. Набережные


продолжение следует...





Следующая остановка нашего путешествия - Ярославль

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru