Пиранези Джованни Баттиста - Piranesi Giovanni Battist Наверх
Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720,
Мольяно-Венето (близ города Тревизо) — 9 ноября 1778, Рим) — итальянский археолог, архитектор и художник-график,
мастер архитектурных пейзажей, исследователь и коллекционер римских древностей, издатель эстампов.
Единственный в своём роде художник, составивший полную картину античных памятников, обнаруженных в его время, и творивший
собственный фантастический мир архитектуры
Родился в Мольяно-Венето, близ Тревизо, в семье каменотёса. Обучался основам латыни и классической литературы у своего старшего
брата Андреа. Основы архитектуры постигал, работая в "Магистрате вод" (Magistrato delle Acque) Венеции, организации, отвечающей
за реставрацию исторических зданий, под руководством своего дяди Маттео Луччези.
1740 год - приехал в Рим и работал в качестве чертёжника для Марко Фоскарини, венецианского посла при Папе Римском Бенедикте XIV.
Проживал в Палаццо Венеция и обучался в мастерской Джузеппе Вази, который познакомил его с искусством гравюры на металле и архитектурными
памятниками города Рима. Возможно, учился перспективе у Джованни Мария Галли Бибьена и гравюре у Андреа Цукки].
Пиранези сотрудничал с учениками Французской академии в Риме, многое почерпнул у знатока римских древностей Ш.-Л. Клериссо.
1743—1747 гг. - жил в основном в Венеции, где, в числе прочего, работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.
Затем он вернулся в Рим, где открыл собственную мастерскую на Виа дель Корсо. Изучал работы М. Риччи и Дж. П. Панини.
1743 - опубликовал в Риме свою первую серию офортов под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных
и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di Architettura e Prospettive...),
1745 - "Разные виды Рима, древние и современные" (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna).
1767 году художник стал рыцарем Золотой Шпоры , что позволило ему отныне подписывать себя "Cav [aliere] Piranesi".
В течение всей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Veduti di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту
и 60—70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке.
1749 - впервые издана серия гравюр «Фантастические изображения темниц», более известная как просто «Темницы».
«Темницы» — это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны,
как непонятно и предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей.
В сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он подписывался - «венецианский архитектор».
Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвёл мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».
К концу жизни Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима.
Интерес к античному миру проявился в занятиях археологией. Пиранези посетил Помпеи. За год до смерти исследовал древнегреческие храмы
в Пестуме, тогда почти неизвестные, и создал прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю. Пиранези был избран почётным
членом Общества антикваров Лондона.