Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917 г. - Французский художник, скульптор, график. Признанный мастер изображения фигуры человека в движении.
Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.
Его родители искренне поддерживали увлечение сына рисованием.
Однако сознательность подсказывала юноше, что он должен продолжить семейное дело, став брокером — он даже успел поступить в Парижский
университет на факультет права, но внутренние стремления были сильнее его, и, бросив учёбу, Дега с головой окунулся в волшебный мир
изобразительного искусства.
В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса.
С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.
Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры,
в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.
Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии,
в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам,
композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.
Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами,
первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.
Отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход, и Дега
немало преуспел в этом жанре. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными,
сетуя на непочтение мастера.
Самыми знаменитыми работами Дега в портретном жанре считаются: «Автопортрет в мягкой шляпе», «Семья Беллелли», «Мадмуазель Гортензия Вальпинсон»,
«Портрет виконта Лепика с дочерьми» и др.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил
своего друга-фаготиста Дезира Дио. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы»,
где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать
искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Ещё одной сюжетной страстью Дега были лошади и собственно скачки. Автор создал множество произведений на данную тему отличных друг
от друга и по драматизму, и по содержанию («Проездка скаковых лошадей», «Упавший жокей», «Жокеи-любители» и др.).
Огромное количество произведений Дега посвящены модисткам и женскому туалету, где автор также отказывается от изящных поз в угоду
реальности и правдивости.