Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите

На продажу
книги

ноты
педагогика
метод.копилка



Auto Web Pinger
tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ от tapenik - Ц..Э-Ю-Я

Дорогие друзья!
Эту мини-энциклопедию я начинала делать еще для своих учеников. Очень хотелось, чтобы они понимали, какую музыку исполняют. Ну а теперь она перекочевала на странички моего сайта.
Надеюсь, она и вам пригодится.

    "Ц"
  • Целлер
  • Цфасман
  • Цытович
    "Щ"
  • Щедрин

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.
     Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна.

В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки), среди учеников — С. И. Танеев. Благотворным для идейно-художественного развития Чайковского было общение с А. Н. Островским, П. М. Садовским, Н. Г. Рубинштейном и др., посещение Артистического кружка, благодаря чему возрос его интерес к русской народной, в т. ч. городской, песне. Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы; здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства (1868) и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1869, симфония «Манфред», 1885; В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», 1873).

Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба).
     В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В середине 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину. С конца 80-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Х. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, А. Никиш, К. Сен-Санс и др.).

В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й половины 19 в. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, В. Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу. Опираясь на сложившийся в творчестве М. И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка, форма произведений) обладают огромной силой экспрессивного воздействия. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений, отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония. Считая её «исповедью души», «лиричнейшей из всех музыкальных форм», продолжая тем самым линию, идущую от симфонии g-moll В. А. Моцарта и Неоконченной симфонии Ф. Шуберта, Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с острой конфликтностью, с философско-драматической трактовкой жанра; трагедийная линия симфонизма достигла кульминации в 6-й симфонии. Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини», 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочинения в других инструментальных жанрах (1-й концерт для фортепиано с оркестром, 1875; концерт для скрипки с оркестром, 1878; 3-й струнный квартет, 1876; фортепианное трио «Памяти великого художника», посвящённое Н. Г. Рубинштейну, 1882; Большая соната для фортепиано, 1878, и др.), а также многие романсы («День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и др.) и произведения для музыкального театра. В опере «Евгений Онегин» (по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен». Здесь сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, возникло единство и взаимодействие вокального и симфонического начал, а также лирико-драматического и жанрово-бытового планов, предвосхищены принципы психологического театра А. П. Чехова и К. С. Станиславского. В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева», 1879; «Мазепа», 1883, и др.) в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев. «Пиковая дама» (1890) — пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонии. Чайковский явился новатором в области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения, также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892). Чайковскому принадлежат литературные работы, стихотворения, либретто некоторых его опер. Критическая деятельность (впервые выступил в печати в 1868, сотрудничал в 1871 в газете «Современная летопись», в 1872–76 — в газете «Русские ведомости») обнаруживает глубокую проницательность в оценках музыкальных явлений прошлого и настоящего, историзм мышления (это нашло отражение и в обширной переписке Чайковского). Творчество Чайковского получило признание ещё при жизни композитора как в России, так и за рубежом: он был избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почётным доктором Кембриджского университета (1893). Его музыка особенно любима в СССР. Дом Чайковского в Клину сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан также Дом-музей в Воткинске (1940). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Сочинения: Оперы — Воевода (1869, Москва), Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник (1872; постановка 1874, Петербург), Кузнец Вакула (1874; постановка 1876, там же), Евгений Онегин (1878; постановка 1879, Москва), Орлеанская дева (1879; постановка 1881, Петербург), Мазепа (1883; постановка 1884, Москва), Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула, 1885; постановка 1887, там же), Чародейка (1887, Петербург), Пиковая дама (1890, там же), Иоланта (1891; постановка 1892, там же); балеты — Лебединое озеро (1876; постановка 1877, Москва), Спящая красавица (1889; постановка 1890, Петербург), Щелкунчик (1892, там же); для солистов, хора и оркестра — ода К радости (1865), кантата Москва (1883) и др.; для оркестра — симфонии (1-я — Зимние грёзы, 1866, 3-я редакция 1874; 2-я, 1872, 2-я редакция 1880; 3-я, 1875; 4-я, 1877; Манфред, 1885; 5-я, 1888; 6-я, 1893), 4 сюиты (1879–87; 4-я — Моцартиана), увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869; 3-я редакция 1880), фантазия Буря (1873), фантазия Франческа да Римини (1876), Итальянское каприччио (1880), Торжеств увертюра 1812 год (1880), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и др.; для инструментов с оркестром — 3 концерта (1875–93) и Концерт фантазия (1884) для фортепиано, концерт (1878), Меланхолическая серенада (1875) и Вальс-скерцо (1877) для скрипки, Вариации на тему рококо для виолончели (1876) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио Памяти великого художника (1882), 3 струнных квартета (1871–76), струнный секстет Воспоминание о Флоренции (1892); для фортепиано — 2 сонаты (1865; 2-я — Большая соната, 1878), Времена года (1876), Детский альбом (1878), Думка (1886) и др.; произведения для хора с оркестром; для хора a cappella — Литургия св. Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881) и др.; камерно-вокальные ансамбли; романсы (свыше 100); музыка к спектаклю драматического театра — «Снегурочка» Островского (1873, Москва), и др.

Карл Черни (1791–1857), австрийский композитор, педагог и пианист. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта. Карлу еще не исполнилось 9 лет, когда он начал публичные выступления. В 1800 Бетховен, услышав игру мальчика, предложил давать ему уроки; занятия продолжались с перерывами более 10 лет. В этот период Черни занимался также у И.Н.Гуммеля и М.Клементи.

Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров.

Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Ежедневные упражнения (op.337), Большая фортепианная школа (ор. 500), Школа беглости (ор. 299), Школа беглости пальцев (ор. 740), являются бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов.
     Черни прекратил свою музыкальную деятельность лишь за несколько недель до кончины, которая последовала в Вене 15 июля 1857.

Людвиг ШИТТЕ - датский композитор и пианист. Учился в Копенгагене у Нильса Гаде, с 1884 г. занимался в Веймаре под руководством Ференца Листа. В 1886-1907 гг. жил и работал в Вене. Среди его сочинений – оперы «Геро» и «Мамелюк». Наибольшей популярностью пользовались его легкие пьесы, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ. В 1890 г. опубликовал сборник упражнений «Школа высшего фортепианного мастерства» составленный в соавторстве с Морицем Розенталем.




Окончив консерваторию в Веймаре (Германия), Манфред стал педагогом в высшем музыкальном училище. С 1968 по 1984 годы он преподавал в Веймарской Высшей школе музыки имени Листа. Манфред Шмитц на протяжении 30 лет сотрудничает с Гизелой Мэй, которая исполняет музыку Брехта, сопровождая её в мировых турне.

С 1960 года Шмитц с его Manfred-Schmitz-Jazz-Trio имел большой успех на концертах и был отмечен многочисленными премиями.

Его мелодии очень часто используются для обучения молодых музыкантов. В своих произведениях Шмитц пытается достичь гармонии между привлекательностью, формой и сложностью исполнения мелодии, для чего разрабатывает и собирает около 70 способов решения специфических трудностей при игре на фортепиано, собранные им за годы педагогической практики и подсказанные его учениками во время занятий.

С 2002 года Манфред Шмитц — руководитель высшей музыкальной школы в Трептов-Кёпеник.

Как педагог, Манфред Шмитц считает, что не так важно механическое обучение, как развитие музыкальности у ученика, которое, по его опыту, открывается между 8 и 14 днем занятий.

Фредерик Шопен, пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве Шопен не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен – один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Произведения Шопена – основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен – польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975)









Франц Шуберт - Австрийский композитор – музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, преобладающим в его музыке является вокально-песенная лирика. Именно Шуберт возвел песню в степень художественного совершенства. Он соединил песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии.

Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта – «Вечерняя серенада».

Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - немецкий композитор, один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана. Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля.

Роберт Шуман родился в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. Он был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского).

Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу.

Даниэль Готлиб Штейбельт (22 октября 1765, Берлин — 2 октября 1823, Санкт-Петербург) — немецкий пианист и композитор.

Учился в Берлине у Иоганна Кирнбергера. По настоянию отца-офицера поступил в прусскую армию, однако затем нашёл возможность вернуться к музыкальной карьере. В 1790—1796 гг. жил и работал в Париже, преподавал, в 1793 году в Театре Фейдо была поставлена его наиболее известная опера «Ромео и Джульетта». Затем провёл несколько лет в Лондоне, широко гастролировал по Европе. В 1800 году в Вене вызвал на состязание в пианистическом искусстве Людвига ван Бетховена, которое последний безоговорочно выиграл. В том же году в Париже организовал французскую премьеру оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира». В 1802—1805 гг. вновь работал в Англии, затем вернулся в Париж и приветствовал победы Наполеона сочинением «Празднество Марса», премьера которого состоялась 6 февраля 1806 года в присутствии самого Наполеона.

С 1809 года жил в Санкт-Петербурге. Некоторое время возглавлял Императорскую оперу, преподавал (в числе учеников Штейбельта был Алексей Верстовский), давал концерты (часто совместно с Джоном Филдом).
         Изобрел используемые по настоящее время обозначения взятия и снятия педали. В Петербурге появились опера Штейбельта «Золушка» (1810), несколько балетов, последние концерты для фортепиано с оркестром (среди которых выделяется Восьмой, 1820, с масштабной партией хора в финале), многие фортепианные пьесы, в том числе «Пожар Москвы» и «Торжественный марш на вход в Париж Его Величества императора Александра I». Штейбельту также принадлежит ряд обработок и переложений, в том числе известная аранжировка Концертной симфонии Дж. Б. Виотти для фортепиано с оркестром, и Школа фортепианной игры (1805).

Иоганн Батист Штраус II (25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.










Copyright © 2018 tapenik.ru

Copyright © 2018 tapenik.ru