кнопка Главная

кнопка Новости сайта

кнопка Карта
кнопка Дизайн
кнопка Вирт.музей

кнопка СССР
кнопка Дизайн
кнопка Шрифты

кнопка Рисунки

кнопка pfotoshop
кнопка энциклопедии
кнопка Петербург

кнопка Композиторы

кнопка Художники

кнопка куклы

кнопка Библиотека
кнопка Увлечения
кнопка Путешествия

кнопка Марки

кнопка Монеты

кнопка Открытки

кнопка Рукоделие
кнопка Копилка



200stran.ru: 
показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время




ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ от tapenik - К-Л-М-Н

     "К"
     Калинников
     Капп
     Кассерн
     клементи
     Крамер
     Кулау
     Куперен
     Курнавин
    
     Кюи

     "Л"
     Легар
     Лекуппе
     Лемуан
     Лист
     Лядов
     Лютославский
    
    

     "М"
     Майкапар
     Мендельсон
     Моцарт
    
    
    
    
     ..

     "Н"
    
    
    
    
    
    
    
     ..
А - В
Г - З
К - Н
О - Р
С - Ф
Х - Я

КАЛИННИКОВ Василий         Наверх

     Василий Калинников - (13.01.1866 - 11.01.1901) - русский композитор. Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 1(13) января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. когда дети подросли, семья переехала в город Орел. Василий, хорошо подготовленный отцом, поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником — это было важно для семьи, находившейся в стесненных материальных обстоятельствах. Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал ее на коленях. Еще живя в Воинах, мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке. Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и начатками нотной грамоты, знакомил с музыкальной литературой. Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского, которые тот читал в Московском университете. Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения. Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять. Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.


КАПП Эгуен Артурович         Наверх

     Эуген Артурович Капп (1908—1996) — эстонский советский композитор, педагог. Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1946, 1949, 1952). Капп работал в самых различных жанрах. Среди основных его сочинений 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Центральное место в его творчестве занимает музыкальный театр.





КАССЕРН Тадеуш Зигфрид         Наверх

     Кассерн (Kassern) Тадеуш Зигфрид (19.03.1904, Львов - 3.05.1957, Нью-Йорк) - польский композитор. Композиции обучался во Львовской консерватории, у М.Солтыса и в Познани у Г.Опеньского. С 1945г. жил в Нью-Йорке. На творчество Кассерна оказала влияние музыка Дебюсси и Шимановского. В 1928г. в Париже Кассерн получил премию за концерт для колоратурного сопрано с оркестра, посвященного Е.Бандровской-Турской. Соч.: оперы - "Помазанный" (1951), "Солнце встало" (1952), "Комедия о немой жене" (по А.Франсу, 1952), "Эрос и Психея2 (1954); для оркестра - симфоническая поэма "Dies irae" (1936), Пасторальная сюита (1937), концерт для струнного оркестра (1944), Татарская сюита (1948), концерт для голоса с оркестра (1927), концерт для флейты с оркестром (1934), концерт для контрабаса с оркестром (1937), концертино для гобоя и струнного оркестра (1946), концертино для флейты, ксилофона и струнных (1948), Молодежный концерт для фортепиано с оркестром (1956); инструментальные пьесы; хоры, песни.


КЛЕМЕНТИ Муцио         Наверх

     Муцио Клементи - (23.01.1752 — 10.03.1832) - итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии
     Муцио Клементи родился в семье ювелира; первоначальное музыкальное образование получил под руководством органиста А. Бурони. В 1759—1761 годах изучал в Риме теорию музыки у органиста Кордичелли. С 1761 года служил органистом в одной из римских церквей, продолжая свои музыкальные занятия: пению обучался у Дж. Сартарелли, контрапункт изучал под руководством Г. Карпани.
     Клементи с юных лет поражал слушателей своей игрой на фортепиано; в 1766 году меценат П. Бекфорда пригласил 14-летнего пианиста в Англию, где он жил сначала в доме своего покровителя в аббатстве Фонтхилл, а с 1773 года в Лондоне; в том же году был издан первый сборник его фортепианных сочинений.
     В 1777—1780 годах Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне. С начала 80-х много гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных фортепианных сочинений (первые фортепианные сонаты Клементи были изданы в 1773 году). В 1781 году посетил Вену, где в присутствии императора Иосифа II состязался с В. А. Моцартом. Состязание закончилось вничью, однако тему Сонаты си-бемоль, которую исполнял в этом поединке Клементи, Моцарт впоследствии использовал в увертюре к «Волшебной флейте».
     В 1786 году Клементи прекратил выступления в качестве пианиста, обосновался в Лондоне, посвятив себя педагогической и композиторской деятельности, теперь уже отдавая предпочтение симфоническим жанрам. В начале XIX века много работал за пределами Англии, в том чиисле в России в 1802 и в 1804—1805 годах, вместе со своими учениками Джоном Филдом и Августом Кленгелем; гастролировал в качестве дирижёра с исполнением собственных сочинений. В 1813 году Клементи стал одним из основателей Филармонического общества в Лондоне, с которым до 1816 года сотрудничал в качестве дирижёра.
     Клементи занимался и коммерческой деятельностью: был основателем и совладельцем фабрик музыкальных инструментов и музыкально-издательских предприятий, в которых издавал сочинения современных ему композиторов, в том числе Бетховена. В 1823 году Клементи вместе с Н. Бишопом, У. Хорслегом и С. Весли принял участие в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии — «The encyclopedia of music».
     Клементи принадлежит ряд сочинений для оркестра: около 15 симфоний, из которых сохранилось только 4, увертюры, а также оратория. Однако наиболее значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства; современники называли его «отцом фортепианной музыки». Клементи одним из первых оценил новые возможности «пиано-форте» и его преимущества его перед клавесином (и в дальнейшем на своих фабриках совершенствовал инструмент); его фортепианное творчество оказало значительное влияние на современников, в том числе на Йозефа Гайдна, Л. ван Бетховена.
     Муцио Клементи является основателем так называемой лондонской школы пианизма. Его многочисленные ученики, в первую очередь Иоганн Баптист Крамер, Игнац Мошелес, Джон Филд, Л. Бергер и Ф. Калькбреннер, в значительной степени определили развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.
     Клементи принадлежат также методические труды, прежде всего переведённая на многие языки «Методика игры на фортепьяно» (1801), и многократно переиздававшийся в разных странах, в том числе в России, сборник педагогических этюдов «Gradus ad Parnassum».


КРАМЕР Иоганн Баптист         Наверх

     Иоганн Баптист Крамер (1771-1858) - британский пианист и композитор германского происхождения
     Иоганн Баптист Крамер появился на свет в городе Мангейм, в семье скрипача и дирижера Вильгельма Крамера. Однако Крамера принято считать британским композитором и пианистом с немецкими корнями, потому что всю свою взрослую творческую жизнь он провел, по большей части, в этой стране.
     В Лондоне, отец отдает юного Иоганна учиться музыке: с 1782 по 1784 год игре на пианино у Муцио Клементи, родоначальника одной из ключевой европейской школы фортепианной игры, чьими учениками являлись Дж. Фильд, Л. Бергер, А. Кленгель, И. Мошелес, Фр. Калькбреннер.
     В годы своего творческого расцвета Крамер отличался уникальной виртуозностью игры на фортепиано. Он старался одинаково развивать обе руки для большей выразительности и разнообразия туше и максимальному слиянию звуков. Исполнительская техника была для него не важна, но обладал он ей в совершенстве, позволяющем играть сочинения великих композиторов, таких как Моцарт и Бах. Музыкант часто исполнял произведения других композиторов, что в те времена было редкостью. Собственные музыкальные творения выходили из под его пера большим числом, их до сих пор используют для обучения молодых пианистов.
     Из его сочинений (одних сонат насчитывается до 105) особенно интересны этюды. В 1846 издана его школа для изучения игры на фортепиано. Писал также концерты для фортепиано и оркестра, дуэты для фортепиано и арфы, квинтеты и множество других произведений.
     В 1824 г. вместе с компаньонами основал фирму Cramer & Co. , под различными названиями, использовавшими его имя, изготавливавшую фортепиано и выпускавшую музыкальную литературу на протяжении 140 лет (в 1964 г. поглощена Kemble & Co.).


КУЛАУ Фридрих         Наверх

     ФРИДРИХ КУЛАУ - (11 сентября 1786 — 12 марта 1832) - немецко-датский композитор и пианист. В наше время имя и творчество Фридриха Кулау находится в тени его великих современников – Бетховена, Вебера, Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», зингшпиль «Холм эльфов» собирали аншлаги каждый год в Датском Королевском театре. На темы Кулау писали сочинения его современники – Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау.
     Он родился в небольшом немецком городке Ильцене, в семье гамбургского гобоиста, игравшего в военных оркестрах - его отец, дед и дядя были военными музыкантами.
     В 1796 году с маленьким Фридрихом случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось спасти. На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны, а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников. Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку. В школе он подружился c будущей знаменитостью – скрипачом Людвигом Шпором.
     В 1810 г., желая избежать Наполеоновских войн, переехал в Данию, в 1813 г. принял датское подданство.
     Время жизни Кулау «политически» ограничено двумя французскими революциями (1789 и 1830 гг.) и делится Венским конгрессом 1815 года на две половины: время покорения Европы Наполеоном и время общественно-доминирующего положения Вены. Эти события ярко отразились на судьбе композитора: в 1810 году он эмигрировал из Германии в Данию, а посещение Вены в 1821 и 1825 годах существенным образом повлияло на его творчество.
     Музыкальное наследие Кулау огромно. Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон». Его перу принадлежат также ряд других музыкально-театральных сочинений: музыка к драме Эленшлегера «Ruvenbergen» (1814), оперы «Волшебная арфа» (1817), «Элиза или Дружба и Любовь» (1820), «Лулу» (1824), «Хуго и Адельхейд» (1827), зингшпиль «Холм эльфов» (1828), музыкальная комедия «Три брата из Дамаска» (1830), фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам. Во многих сочинениях Кулау значимо влияние Людвига ван Бетховена, чью музыку он часто исполнял в концертах.
     Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей.


КУРНАВИН Андрей Фёдорович         Наверх

     Андрей Фёдорович Курнавин - педагог, пианист и композитор - родился в 1926 году в старинном русском городе Владимире на реке Клязьме. Его предками по материнской линии были священнослужители. Андрей был вторым сыном в семье инженера — электрика Фёдора Ивановича Курнавина. Вскоре на постоянное жительство его семья переехала в Ленинград. В раннем возрасте у Андрея обнаружились яркие музыкальные способности: абсолютный слух, тяга к музыке, сочинению, игре на рояле, свободное подбирание по слуху. Занятия музыкой начались в 6-летнем возрасте. Удовольствие от сочинения собственной музыки зародилось у юного музыканта с начального прикосновения к фортепиано. На первом экзамене в ДМШ Петроградского района 7-летний Андрей кроме фортепианной программы сыграл своё сочинение «Полька». Экзаменационная комиссия обратила внимание на правильность и логичность мелодии и гармонии. Профессор Баринова М. Н., принимавшая экзамен, написала на нотах «Польки»: «Курнавин А. ор. 1». В следующем году администрация школы сочла целесообразным перевести талантливого ученика сразу в 3 класс и зачислить его на государственное обеспечение. А ещё через год А. Курнавин был принят в особую детскую группу при Консерватории, превратившуюся позже в Музыкальную школу-десятилетку при Консерватории. Здесь он стал совмещать два факультета: фортепианный (у доцента Лины Фёдоровны Линде) и композиторский (у композитора Арсения Павловича Гладковского). А уже по окончании Ленинградской Консерватории в 1950 году А. Курнавин получил распределение в Хоровое училище им. М. И. Глинки на должность преподавателя фортепиано. С 1965 по 1985 г. он возглавлял фортепианный отдел Училища. В 1949 г. Андрей Фёдорович Курнавин женился на Людмиле Серафимовне Поповой, ученице В. В. Нильсена, пианистке, дочери известного московского хорового дирижёра Серафима Владимировича Попова. Со временем появились на свет 2 дочки, а позже — 4 внука. Конечно, в семье возникал закономерный вопрос: какую специальность давать детям? Со стороны звучали опасения: «Хватит в семье музыкантов, а тем более пианистов!» Но позиция отца всегда оставалась неизменной: «Конечно, если есть способности, талант, следует воспитывать музыканта, лучше — пианиста!» В результате в большой семье А. Курнавина (вместе с семьями дочерей) — все музыканты, и среди них 8 пианистов. Старшие внучки — концертирующие пианистки. Да, поистине музыкальная идея в роду Андрея Федоровича Курнавина себя далеко не изжила… Андрей Фёдорович Курнавин относится к числу немногих музыкантов, чей творческий облик удивляет своей широтой и многогранностью. Он гармонично сочетает дар Широкому кругу музыкантов Андрей Фёдорович известен, прежде всего, как педагог. В Хоровом училище он ведёт класс фортепиано с 1950 г. За этот период его класс окончили около ста человек. Многие из них стали видными деятелями музыкальной культуры. Кроме хоровых дирижёров к ним относятся дирижёры-симфонисты Д. Китаенко, Вл. Вербицкий, Мих. Кукушкин, Мих. Орехов, братья С. Бычков и Я. Кройцберг; композиторы Л. Балай и В. Плешак; пианисты В. Латман, А. Платонов, Ф. Михайлов. В это время (II–VI кл.) А. Курнавин написал много фортепианных миниатюр (Вальсы А, fis, Кукушка, Ручеёк, Сказочка, 2 музыкальных момента, Грустная песня и другие), несколько романсов, фортепианная Сонатина с поэтическими вариациями a-moll, Струнное трио, Русскую сюиту («Былина», «Пастух», «Колыбельная», «Танец»), Миниатюрное шествие. С началом Великой отечественной войны 1941 года занятия прекратились и были возобновлены в послевоенные годы в Консерватории на двух факультетах: фортепианном (у профессоров Н. И. Голубовской, Г. Г. Нейгауза, В. В. Нильсена) и композиторском (у В. В. Щербачёва). Тогда и позже было написано много мелких и крупных сочинений. В том числе 17 романсов, 2 симфонические картинки В лесу h и G для оркестра, большая фантазия Новогодняя сказка, Скерцо для оркестра, Симфонические вариации для фортепиано, Фантазия для скрипки с фортепиано, 4 хоровых произведения, пьеса для домры с фортепиано Наигрыш, отдельные номера для драматических произведений (Гоголя «Ревизор» и Некрасова «Актёр»), 6 экспромтов, 6 прелюдий для фортепиано. Импровизация для скрипичного унисона, детские миниатюры. С 1965 г. Андрей Фёдорович стал работать в издательстве «Музыка». Через несколько лет он был назначен членом редакции издательства. За это время им были подготовлены к печати и изданы многие учебные сборники. Педагогам фортепиано больше известен цикл сборников «Избранные пьесы русских и советских композиторов» под редакцией Андрея Фёдоровича Курнавина.


ЛЕКУППЕ Феликс         Наверх

     Феликс Лекуппе (14.04.1811 - 4.07.1887) - Французский композитор и педагог.
     Феликс Лекуппе поступил в Парижскую Консерваторию в возрасте 17-и лет, и вскоре после этого стал ассистентом преподавателя гармонии. В 1825 г. получает первую премию по фортепиано, а в 1828 также по гармонии и аккомпанементу. В 1837 г. становится профессором по сольфеджио Парижской Консерватории, занимая эту позицию до 1843г. Затем, становится преемником своего учителя, Дюрлена, на месте профессора гармонии и аккомпанемента (до 1854г.). С 1854 по 1886г. Лекуппе был преподавателем фортепиано.
     Лекуппе является автором множества этюдов, пьес и других методических и учебных сочинений для фортепиано. Его работы включают "Последовательный курс игры на фортепиано" в нескольких частях Лекуппе"Алфавит", "Прогресс", "Беглость", "Стиль", "Сложности". Лекуппе принадлежат "Школа механизма для фортепиано", "Искусство игры на фортепиано", "Методика обучения игре на фортепиано" и др. Источник - http://www.classon.ru/product_info.php?cPath=1017&products_id=635


ЛЕМУАН Анри         Наверх

     Лемуан - (1786–1854) - французский пианист и композитор. Учился игре на фортепиано в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821 занимался по гармонии у А. Рейхи.
     С 1817 г. возглавлял нотоиздательскую фирму, основанную в Париже в 1772 г. его отцом. (Отец - Антуан Марсель Лемуан (1753 - 1816) был гитаристом-виртуозом, играл на альте в театральном оркестре, работал дирижёром в небольших парижских театрах, написал музыку ко многим водевилям, а также школу игры на гитаре.) Под руководством Анри Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств.
     Лемуан завоевал известность как фортепианный педагог. Он автор множества инструктивных сочинений для фп., пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды и др.). Издал школу игры на фп. и пед. пособие "Таблицы пианиста - памятка фортепьянного педагога" ("Tablettes du pianiste - memento du professeur de piano", 1844).
     Его фортепьянные произведения (сонаты, этюды) с успехом используются и в современном педагогическом репертуаре.


ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд         Наверх

     Лютославский (Lutoslawski) Витольд (1913-1994) - польский композитор.
     Лютославский родился в семье помещиков, его отец - политический деятель Юзеф Лютославский. Сичинять музыку начал рано - с девятилетнего возраста. В 1930-х годах учился в Варшавской консерватории, где его преподавателем композиции был ученик Н. А. Римского-Корсакова Витольд Малишевский (1873–1939). Вторая мировая война прервала успешно начавшуюся пианистическую и композиторскую карьеру Лютославского. Хотя местом жительства Лютославского до конца его дней оставалась Варшава, он в еще большей степени, чем Шопен, был космополитом, гражданином мира. Лютославский неоднократно повторял, что сочиняет такую музыку, какую сам хотел бы услышать. За свои сочинения неоднократно получал премии, в т.ч. в 1955г. - Государственную. Основной творческий жанр Лютославского - симфоническая музыка. К его наиболее известным произведениям относятся - "Маленькая сюита" (1951), "Силезский триптих" для сопрано с оркестром (1951), "Десять польских танцев" для камерного оркестра (1953), концерт для оркестра (1954).
     Соч.: для оркестра - симфония (1947), Симфонические вариации (1938), увертюра для струнного оркестра (1949), "Траурная музыка памяти Б.Бартока" для струнного оркестра (1958), "Венецианские игры" (1961); струнный квартет (1964); трио для гобоя, кларнета и фагота, фортепианные пьесы; хоры, песни на слова Тувима, "Три стихотворения Анри Мишо" (1962) и др.; песни, музыка к спектаклям.


ЛЯДОВ Анатолий Константинович         Наверх

     Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
     Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А. Антиповой. Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Анатолий Константинович- выходец из семьи профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами своего времени), он с ранних лет воспитывался в музыкальном мире. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
     В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру».
     Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора — уже в середине 70-хгг. он вошел в состав «Могучей кучки» как младший представитель (вместе с А.К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», а вначале 80-х гг. — Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность. Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878г. он стал педагогом Петербургской консерватории. Среди его выдающихся учеников - Прокофьев, Асафьев, Мясковский, Гнесин, Золотарев, Щербачев. А с 1884 года он преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.
     Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов). Одна из причин этого – материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени» и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось!»
     До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не программные миниатюры – прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса «Музыкальная табакерка», а также фортепианный цикл «Бирюльки». В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны музыке Глинки и Бородина. Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика. Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами – жемчужинами сердца».
     Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством М.П.Мусоргского (в частности, циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни. В конце 1890 — начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности. Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Новое качество приобрела малая форма: его симфонические миниатюры при всей сжатости композиции — не просто миниатюры, а сложные художественные образы, в которых концентрировано выражено богатое музыкальное содержание. В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма — одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века.
     В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Скорбная песнь» (1914 год)связана с образами Метерлинка. Она оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». Этой "исповедью души" завершился творческий путь Лядова, композитор умер 28 августа 1914 года.
     В течение своего творческого пути Лядов оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности музыкальной мысли. Но вместе с тем, он живо откликнулся на эстетические устремления своего времени, сблизился и вошел в творческие контакты с представителями новейших литературных и художественных течений (поэт С.М. Городецкий, писатель A. M. Ремизов, художники Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, театральный деятель С. П. Дягилев). Но неудовлетворенность окружающим миром не побуждала композитора к социальной проблематике в творчестве, искусство олицетворялось в его сознании с замкнутым миром идеальной красоты и высшей истины.


МАЙКАПАР Самуил Моисеевич         Наверх

     Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон — 8 мая 1938, Ленинград) — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. Дед Александра Майкапара, по происхождению — караим.
     В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения.
     В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).
     По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали.
     В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети - разнообразные небольшие пьески для маленьких, только начинающих исполнителей. Наибольшую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки»,
     С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).


МЕНДЕЛЬСОН Феликс         Наверх

     Феликс Мендельсон (Mendelssohn-Bartholdy, полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (1809-1847) — немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).
Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.




МОЦАРТ Вольфганг Амадей         Наверх

     Вольфганг Амадей Моцарт - (1803-1856) - великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.



Copyright © 2017 tapenik.ru

Copyright © 2017 tapenik.ru