|
Дорогие друзья!
Эту мини-энциклопедию я начинала делать еще для своих учеников.
Очень хотелось, чтобы они понимали, какую музыку исполняют. Ну а теперь она перекочевала на странички моего сайта.
Надеюсь, она и вам пригодится.
|
Василий Калинников - (13.01.1866 - 11.01.1901) - русский композитор.
Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 1(13) января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и
женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь.
когда дети подросли, семья переехала в город Орел. Василий, хорошо подготовленный отцом, поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником — это было важно для семьи, находившейся в
стесненных материальных обстоятельствах.
Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал,
что еле удерживал ее на коленях. Еще живя в Воинах, мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке.
Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и начатками нотной грамоты,
знакомил с музыкальной литературой.
Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского, которые тот читал в Московском университете.
Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.
Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять.
Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.
Имре (Эммерих) Кальман (24 октября 1882 - 30 октября 1953)- венгерский композитор, автор популярных оперетт:
«Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.
|
Эуген Артурович Капп (1908—1996) — эстонский советский композитор, педагог. Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1978). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1946, 1949, 1952).
Капп работал в самых различных жанрах. Среди основных его сочинений 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Центральное место в его творчестве занимает музыкальный театр.
|
Кассерн (Kassern) Тадеуш Зигфрид (19.03.1904, Львов - 3.05.1957, Нью-Йорк) - польский композитор.
Композиции обучался во Львовской консерватории, у М.Солтыса и в Познани у Г.Опеньского. С 1945г. жил в Нью-Йорке.
На творчество Кассерна оказала влияние музыка Дебюсси и Шимановского. В 1928г. в Париже Кассерн получил премию за концерт для колоратурного
сопрано с оркестра, посвященного Е.Бандровской-Турской.
Соч.: оперы - "Помазанный" (1951), "Солнце встало" (1952), "Комедия о немой жене" (по А.Франсу, 1952), "Эрос и Психея2 (1954);
для оркестра - симфоническая поэма "Dies irae" (1936), Пасторальная сюита (1937), концерт для струнного оркестра (1944), Татарская сюита (1948),
концерт для голоса с оркестра (1927), концерт для флейты с оркестром (1934), концерт для контрабаса с оркестром (1937), концертино для гобоя
и струнного оркестра (1946), концертино для флейты, ксилофона и струнных (1948), Молодежный концерт для фортепиано с оркестром (1956);
инструментальные пьесы; хоры, песни.
< |
Луиджи Керубини (полное имя — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини; 14 сентября 1760, Флоренция, — 15 марта 1842, Париж) —
итальянский композитор, музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения; большую часть
своей жизни проведший во Франции.
Луиджи родился в семье музыканта Бартоломео Керубини. Под его руководством получил начальное музыкальное образование;
продолжил в Болонье у Джузеппе Сарти, под его руководством изучал контрапункт и полифоническое письмо, осваивал жанры
духовной музыки — мессы, литании и мотета, и наиболее распространённые в то время светские жанры: оперы-seria и оперы-buffa.
Музыку Керубини сочинял с детства.
1775 - в 15 лет впервые обратился жанру оперы, (написал комическое интермеццо «Игрок»).
1778 - к 18 годам на его счету было уже 38 опусов (в основном церковных)
1779 - Его первая полномасштабная опера — «Квинт Фабий» сразу же привлекла внимание к молодому композитору.
1784—1786 - Керубини переехал из Италии в Лондон и занял пост придворного композитора Георга III.
В туринском театре «Реджо» была поставлена его опера-сериа «Ифигения в Авлиде».
1788 - переезд в Париж, где жил до конца своих дней.
1788 - опера «Демофонт» (на либретто Ж.-Ф. Мармонтеля) поставлена в Париже.
1789 - Керубини сменил Никколо Пиччини на посту руководителя Итальянской оперы.
Увлекся идеями Великой французской революции, стал одним из главных её композиторов, создавал гимны, песни, марши, пьесы для
торжественных шествий и траурных церемоний Революции, в их числе «Республиканская песнь», «Гимн братства», «Гимн Пантеону», Траурный марш.
В эти же годы операми «Лодоиска» (1791) и «Элиза» (1794) Керубини создал новый оперный жанр — так называемую «оперу спасения», героическую, остросюжетную музыкальную драму, основной темой которой была борьба с тиранией.
Керубини уже становится убеждённым последователем Глюка, не только в его понимании назначении оперы, но и в выборе музыкальных средств, отдавая предпочтение классической простоте, законченности формы, мелодической ясности.
Эти принципы Керубини развивал и в следующих своих операх: «Медея» (1797), «Два дня» (или «Водовоз», 1800), «Анакреон» (1803), «Фаниска» (1806)
1795 - Керубини стал одним из основателей Парижской консерватории. С первых дней он был преподавателем и инспектором,
1816 - Керубини стал профессором консерватории
1822 - назначен директором и занимал этот пост до 1841 года.
Он воспитал немало учеников, среди которых Даниэль Франсуа Обер, Фроманталь Галеви, оставил несколько научно-методических трудов,
в том числе учебник по вокалу, благословил совсем юного Феликса Мендельсона и предрёк ему большое будущее.
1799 - к власти пришел Наполеон, он находил музыку Керубини «слишком громкой», но ценил его как музыкального деятеля и дирижёра.
1815 - Керубини был уже настолько признан, как во Франции, так и за её пределами, что именно ему, бывшему композитору Революции, была заказана коронационная месса для Людовика XVIII, а затем и Реквием памяти казнённого в 1793 году Людовика XVI.
1816 - Керубини назначен верховным интендантом музыки и возглавил Королевскую капеллу.
Если верить М. Морамарко, Керубини был масоном, членом масонской ложи «Сен-Жан де Палестин» Великого востока Франции.
Когда в 1818 году Л. ван Бетховена спросили, кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого,
Бетховен ответил: «Керубини».
Им восхищались Дж. Верди и Р. Вагнер, Р. Шуман и И. Брамс; его влияние заметно в операх К. М. фон Вебера и Г. Спонтини.
И. В. Гёте, который считал, что в оперном жанре музыка должна соответствовать литературной основе («опера доставляет мне радость,
когда либретто так же хорошо, как и музыка, и они, как говорится, идут нога в ногу»), говорил в октябре 1828 года: «Ежели вы
спросите, какая опера мне по душе, я отвечу: „Водовоз“, в ней либретто так хорошо сделано, что его можно ставить на театре и
без музыки, просто как пьесу, которая, конечно же, доставит удовольствие зрителям».
Луиджи Керубини написал свыше 30 опер, из которых наиболее успешными и до сих пор востребованными являются, прежде всего, «Медея» (1797),
«Два дня» (1800; в России ставилась под названием «Водовоз»), «Анакреон, или Мимолётная любовь» (1803).
Зрелые оперы Керубини далеко уходят от традиции лёгкой итальянской оперы в сторону музыкального драматизма Глюка.
Керубини принадлежат также 11 месс, мотеты и антифоны. В этой части его наследия особое место занимают два реквиема, из которых
первый (до минор, 1816, памяти Людовика XVI) Бетховен считал лучшим сочинением этого жанра.
Именно Реквием Керубини был исполнен на похоронах Бетховена.
Второй Реквием (ре-минор, 1836), несентиментальное сочинение для мужского хора, был согласно завещанию исполнен на похоронах самого Керубини.
Муцио Клементи - (23.01.1752 — 10.03.1832) - итальянский композитор, пианист и педагог, живший преимущественно в Англии
Муцио Клементи родился в семье ювелира; первоначальное музыкальное образование получил под руководством органиста А. Бурони. В 1759—1761 годах изучал в Риме теорию музыки у органиста Кордичелли.
С 1761 года служил органистом в одной из римских церквей, продолжая свои музыкальные занятия: пению обучался у Дж. Сартарелли, контрапункт изучал под руководством Г. Карпани.
Клементи с юных лет поражал слушателей своей игрой на фортепиано; в 1766 году меценат П. Бекфорда пригласил 14-летнего пианиста в Англию,
где он жил сначала в доме своего покровителя в аббатстве Фонтхилл, а с 1773 года в Лондоне; в том же году был издан первый сборник его фортепианных сочинений.
В 1777—1780 годах Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне. С начала 80-х много гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных фортепианных сочинений (первые фортепианные сонаты Клементи были изданы в 1773 году). В 1781 году посетил Вену, где в присутствии императора Иосифа II состязался с В. А. Моцартом. Состязание закончилось вничью, однако тему Сонаты си-бемоль, которую исполнял в этом поединке Клементи, Моцарт впоследствии использовал в увертюре к «Волшебной флейте».
В 1786 году Клементи прекратил выступления в качестве пианиста, обосновался в Лондоне, посвятив себя педагогической и композиторской деятельности, теперь уже отдавая предпочтение симфоническим жанрам. В начале XIX века много работал за пределами Англии, в том чиисле в России в 1802 и в 1804—1805 годах, вместе со своими учениками Джоном Филдом и Августом Кленгелем; гастролировал в качестве дирижёра с исполнением собственных сочинений. В 1813 году Клементи стал одним из основателей Филармонического общества в Лондоне, с которым до 1816 года сотрудничал в качестве дирижёра.
Клементи занимался и коммерческой деятельностью: был основателем и совладельцем фабрик музыкальных инструментов и музыкально-издательских предприятий, в которых издавал сочинения современных ему композиторов, в том числе Бетховена. В 1823 году Клементи вместе с Н. Бишопом, У. Хорслегом и С. Весли принял участие в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии — «The encyclopedia of music».
Клементи принадлежит ряд сочинений для оркестра: около 15 симфоний, из которых сохранилось только 4, увертюры, а также оратория. Однако наиболее значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства; современники называли его «отцом фортепианной музыки». Клементи одним из первых оценил новые возможности «пиано-форте» и его преимущества его перед клавесином (и в дальнейшем на своих фабриках совершенствовал инструмент); его фортепианное творчество оказало значительное влияние на современников, в том числе на Йозефа Гайдна, Л. ван Бетховена.
Муцио Клементи является основателем так называемой лондонской школы пианизма. Его многочисленные ученики, в первую очередь Иоганн Баптист Крамер, Игнац Мошелес, Джон Филд, Л. Бергер и Ф. Калькбреннер, в значительной степени определили развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.
Клементи принадлежат также методические труды, прежде всего переведённая на многие языки «Методика игры на фортепьяно» (1801), и многократно переиздававшийся в разных странах, в том числе в России, сборник педагогических этюдов «Gradus ad Parnassum».
|
Иоганн Баптист Крамер (1771-1858) - британский пианист и композитор германского происхождения
Иоганн Баптист Крамер появился на свет в городе Мангейм, в семье скрипача и дирижера Вильгельма Крамера. Однако Крамера принято считать британским
композитором и пианистом с немецкими корнями, потому что всю свою взрослую творческую жизнь он провел, по большей части, в этой стране.
В Лондоне, отец отдает юного Иоганна учиться музыке: с 1782 по 1784 год игре на пианино у Муцио Клементи, родоначальника одной из ключевой европейской школы фортепианной игры, чьими учениками являлись Дж. Фильд, Л. Бергер, А. Кленгель, И. Мошелес, Фр. Калькбреннер.
В годы своего творческого расцвета Крамер отличался уникальной виртуозностью игры на фортепиано. Он старался одинаково развивать обе руки для большей выразительности и разнообразия туше и максимальному слиянию звуков.
Исполнительская техника была для него не важна, но обладал он ей в совершенстве, позволяющем играть сочинения великих композиторов,
таких как Моцарт и Бах. Музыкант часто исполнял произведения других композиторов, что в те времена было редкостью.
Собственные музыкальные творения выходили из под его пера большим числом, их до сих пор используют для обучения молодых пианистов.
Из его сочинений (одних сонат насчитывается до 105) особенно интересны этюды. В 1846 издана его школа для изучения игры на фортепиано.
Писал также концерты для фортепиано и оркестра, дуэты для фортепиано и арфы, квинтеты и множество других произведений.
В 1824 г. вместе с компаньонами основал фирму Cramer & Co. , под различными названиями, использовавшими его имя, изготавливавшую фортепиано
и выпускавшую музыкальную литературу на протяжении 140 лет (в 1964 г. поглощена Kemble & Co.).
ФРИДРИХ КУЛАУ - (11 сентября 1786 — 12 марта 1832) - немецко-датский композитор и пианист.
В наше время имя и творчество Фридриха Кулау находится в тени его великих современников – Бетховена, Вебера, Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», зингшпиль «Холм эльфов» собирали аншлаги каждый год в Датском Королевском театре.
На темы Кулау писали сочинения его современники – Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау.
Он родился в небольшом немецком городке Ильцене, в семье гамбургского гобоиста, игравшего в военных оркестрах - его отец, дед и дядя были военными музыкантами.
В 1796 году с маленьким Фридрихом случилась трагедия – он упал и поранил правый глаз, который не удалось спасти.
На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны, а его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников. Травма сказалась и на его личности: он вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи.
Однако сам композитор называл этот несчастный случай «чрезвычайным проявлением счастья», поскольку родители на время болезни поставили у
его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от импровизации. Музыкальный талант мальчика всячески поддерживался:
церковный органист обучал Фридриха игре на фортепиано, а отец – на флейте. Позже из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах,
поэтому Фридрих получал образование в интернатах в Алтоне и Брауншвейге. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он
пел в церковном хоре и преподавал музыку. В школе он подружился c будущей знаменитостью – скрипачом Людвигом Шпором.
В 1810 г., желая избежать Наполеоновских войн, переехал в Данию, в 1813 г. принял датское подданство.
Время жизни Кулау «политически» ограничено двумя французскими революциями (1789 и 1830 гг.) и делится Венским конгрессом 1815 года на две половины:
время покорения Европы Наполеоном и время общественно-доминирующего положения Вены. Эти события ярко отразились на судьбе композитора: в 1810 году он эмигрировал из Германии в Данию, а посещение Вены в 1821 и 1825 годах существенным образом повлияло на его творчество.
Музыкальное наследие Кулау огромно.
Первый успех пришел к Кулау как к оперному композитору: 26 мая 1814 года состоялась блестящая премьера его оперы «Разбойничий притон».
Его перу принадлежат также ряд других музыкально-театральных сочинений: музыка к драме Эленшлегера «Ruvenbergen» (1814),
оперы «Волшебная арфа» (1817), «Элиза или Дружба и Любовь» (1820), «Лулу» (1824), «Хуго и Адельхейд» (1827), зингшпиль «Холм эльфов» (1828),
музыкальная комедия «Три брата из Дамаска» (1830), фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины,
вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам.
Во многих сочинениях Кулау значимо влияние Людвига ван Бетховена, чью музыку он часто исполнял в концертах.
Сегодня Фридрих Кулау известен в первую очередь как автор фортепианных сонатин для детей.
КУРНАВИН Андрей Фёдорович Наверх
Андрей Фёдорович Курнавин - педагог, пианист и композитор - родился в 1926 году в старинном русском городе Владимире на реке Клязьме.
Его предками по материнской линии были священнослужители. Андрей был вторым сыном в семье инженера — электрика Фёдора Ивановича Курнавина.
Вскоре на постоянное жительство его семья переехала в Ленинград. В раннем возрасте у Андрея обнаружились яркие музыкальные способности:
абсолютный слух, тяга к музыке, сочинению, игре на рояле, свободное подбирание по слуху. Занятия музыкой начались в 6-летнем возрасте.
Удовольствие от сочинения собственной музыки зародилось у юного музыканта с начального прикосновения к фортепиано.
На первом экзамене в ДМШ Петроградского района 7-летний Андрей кроме фортепианной программы сыграл своё сочинение «Полька».
Экзаменационная комиссия обратила внимание на правильность и логичность мелодии и гармонии.
Профессор Баринова М. Н., принимавшая экзамен, написала на нотах «Польки»: «Курнавин А. ор. 1».
В следующем году администрация школы сочла целесообразным перевести талантливого ученика сразу в 3 класс и зачислить его на государственное обеспечение.
А ещё через год А. Курнавин был принят в особую детскую группу при Консерватории, превратившуюся позже в Музыкальную школу-десятилетку при Консерватории. Здесь он стал совмещать два факультета: фортепианный (у доцента Лины Фёдоровны Линде) и композиторский (у композитора Арсения Павловича Гладковского).
А уже по окончании Ленинградской Консерватории в 1950 году А. Курнавин получил распределение в Хоровое училище им. М. И. Глинки на должность
преподавателя фортепиано. С 1965 по 1985 г. он возглавлял фортепианный отдел Училища.
В 1949 г. Андрей Фёдорович Курнавин женился на Людмиле Серафимовне Поповой, ученице В. В. Нильсена, пианистке, дочери известного
московского хорового дирижёра Серафима Владимировича Попова. Со временем появились на свет 2 дочки, а позже — 4 внука.
Конечно, в семье возникал закономерный вопрос: какую специальность давать детям? Со стороны звучали опасения: «Хватит в семье музыкантов,
а тем более пианистов!» Но позиция отца всегда оставалась неизменной: «Конечно, если есть способности, талант, следует воспитывать музыканта,
лучше — пианиста!» В результате в большой семье А. Курнавина (вместе с семьями дочерей) — все музыканты, и среди них 8 пианистов.
А. Курнавин написал много фортепианных миниатюр (Вальсы А, fis, Кукушка, Ручеёк, Сказочка, 2 музыкальных момента, Грустная песня и другие),
несколько романсов, фортепианная Сонатина с поэтическими вариациями a-moll, Струнное трио, Русскую сюиту («Былина», «Пастух», «Колыбельная»,
«Танец»), Миниатюрное шествие.
С началом Великой отечественной войны 1941 года занятия прекратились и были возобновлены в послевоенные годы в Консерватории на двух факультетах:
фортепианном (у профессоров Н. И. Голубовской, Г. Г. Нейгауза, В. В. Нильсена) и композиторском (у В. В. Щербачёва).
Тогда и позже было написано много мелких и крупных сочинений. В том числе 17 романсов, 2 симфонические картинки В лесу h и G для оркестра,
большая фантазия Новогодняя сказка, Скерцо для оркестра, Симфонические вариации для фортепиано, Фантазия для скрипки с фортепиано,
4 хоровых произведения, пьеса для домры с фортепиано Наигрыш, отдельные номера для драматических произведений (Гоголя «Ревизор» и Некрасова «Актёр»),
6 экспромтов, 6 прелюдий для фортепиано. Импровизация для скрипичного унисона, детские миниатюры.
С 1965 г. Андрей Фёдорович стал работать в издательстве «Музыка». Через несколько лет он был назначен членом редакции издательства.
За это время им были подготовлены к печати и изданы многие учебные сборники.
Педагогам фортепиано больше известен цикл сборников «Избранные пьесы русских и советских композиторов» под редакцией Андрея Фёдоровича Курнавина.
Франц (Ференц) Легар (30 апреля 1870, Австро-Венгрия — 24 октября 1948, Австрия) - венгерский и австрийский композитор,
дирижёр, крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века.
Легар написал более 20 оперетт, музыка в них яркая, запоминающаяся и очень талантливая. В нашей стране чаще всего можно услышать
в любом праздничном концерте номера из его самых известных оперетт: «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь».
Лучшие оперные певцы мира с удовольствием брали себе в репертуар арии из его оперетт: это Николай Гедда, Элизабет Шварцкопф,
Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многие другие.
Оперетты Легара — это глубоко авторский музыкальный театр, с широким использованием национальной мелодики, австрийской,
венгерской и славянской.
Феликс Ле Куппе (14.04.1811 - 4.07.1887) - Французский композитор и педагог.
Феликс Ле Куппе поступил в Парижскую Консерваторию в возрасте 17-и лет, и вскоре после этого стал ассистентом преподавателя гармонии.
В 1825 г. получает первую премию по фортепиано, а в 1828 также по гармонии и аккомпанементу.
В 1837 г. становится профессором по сольфеджио Парижской Консерватории, занимая эту позицию до 1843г. Затем, становится преемником своего учителя,
Дюрлена, на месте профессора гармонии и аккомпанемента (до 1854г.). С 1854 по 1886г. Лекуппе был преподавателем фортепиано.
Лекуппе является автором множества этюдов, пьес и других методических и учебных сочинений для фортепиано. Его работы включают "Последовательный
курс игры на фортепиано" в нескольких частях Лекуппе"Алфавит", "Прогресс", "Беглость", "Стиль", "Сложности".
Лекуппе принадлежат "Школа механизма для фортепиано", "Искусство игры на фортепиано", "Методика обучения игре на фортепиано" и др.
Источник - http://www.classon.ru/product_info.php?cPath=1017&products_id=635
Лемуан - (1786–1854) - французский пианист и композитор.
Учился игре на фортепиано в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821 занимался по гармонии у А. Рейхи.
С 1817 г. возглавлял нотоиздательскую фирму, основанную в Париже в 1772 г. его отцом.
(Отец - Антуан Марсель Лемуан (1753 - 1816) был гитаристом-виртуозом, играл на альте в театральном оркестре, работал дирижёром в небольших
парижских театрах, написал музыку ко многим водевилям, а также школу игры на гитаре.)
Под руководством Анри Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств.
Лемуан завоевал известность как фортепианный педагог. Он автор множества инструктивных сочинений для фп., пользовавшихся большой популярностью
(сонаты, пьесы, вариации, этюды и др.).
Издал школу игры на фп. и пед. пособие "Таблицы пианиста - памятка фортепьянного педагога" ("Tablettes du pianiste - memento du professeur de piano", 1844).
Его фортепьянные произведения (сонаты, этюды) с успехом используются и в современном педагогическом репертуаре.
Лист Ференц - венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его имя неотделимо от культур нескольких стран.
В Венгрии он родился, во Франции повзрослел, в Италии и Швейцарии превратился в настоящего виртуоза, в Германии прошел самый
плодотворный период его жизни. Он стал основоположником особой музыкальной школы, получившей название Веймарской.
Родился: 22 октября 1811 г., (Райдинг, Австрийская империя) в семье Анны-Марии и Георга Адама Листа, смотрителя за овечьим стадом,
служившего в поместье князя Эстерхази.
Должность отца была довольно респектабельной по тем временам, ведь именно поголовье овец было главным показателем богатства.
Князь Эстерхази благоволил любым видам искусства, благодаря чесу отец Листа приобщился к музыке, играя на виолончели в его оркестре.
Отец очень рано начал приобщать Ференца к музыкальным занятиям, занимался с ним сам и организовал сыну обучение игре на органе и
церковному пению. Он делал большие успехи - и вскоре 8-летний Ференц начал давать небольшие концерты в домах знатных вельмож.
Именно тогда появилось утверждение, что мир вскоре получит нового Моцарта.
Его взялись обучать абсолютно бесплатно Карл Черни и Антонио Сальери, а после одного из выступлений мальчика поцеловал сам Бетховен.
С каждым новым выступлением, круг друзей и знакомых Листа расширялся, он близко сошелся с Никколо Паганини и Гектором Берлиозом.
Придя в восторг от творчества Паганини, Лист решил пока оставить концертную деятельность и заняться совершенствованием собственной техники.
Постепенно приходит понимание, что настоящий музыкант не просто создает музыку, но и учит других.
До самой смерти Лист занимался музыкой с талантливой молодежью.
Большую роль в творчестве Ференца сыграл Фредерик Шопен, музыку которого он мог слушать бесконечно.
Умер: 31 июля 1886 г. (74 года), Байройт, Германская империя
Его творческое наследие составляет около 1200 сочинений — опера, многочисленные поэмы и оратории, фортепианные сочинения, сольные песни, хоры.
|
Лютославский (Lutoslawski) Витольд (1913-1994) - польский композитор.
Лютославский родился в семье помещиков, его отец - политический деятель Юзеф Лютославский.
Сичинять музыку начал рано - с девятилетнего возраста. В 1930-х годах учился в Варшавской консерватории, где его преподавателем композиции был ученик Н. А. Римского-Корсакова Витольд Малишевский (1873–1939).
Вторая мировая война прервала успешно начавшуюся пианистическую и композиторскую карьеру Лютославского.
Хотя местом жительства Лютославского до конца его дней оставалась Варшава, он в еще большей степени, чем Шопен, был космополитом, гражданином мира.
Лютославский неоднократно повторял, что сочиняет такую музыку, какую сам хотел бы услышать.
За свои сочинения неоднократно получал премии, в т.ч. в 1955г. - Государственную. Основной творческий жанр Лютославского - симфоническая музыка.
К его наиболее известным произведениям относятся - "Маленькая сюита" (1951), "Силезский триптих" для сопрано с оркестром (1951),
"Десять польских танцев" для камерного оркестра (1953), концерт для оркестра (1954).
Соч.: для оркестра - симфония (1947), Симфонические вариации (1938), увертюра для струнного оркестра (1949), "Траурная музыка памяти Б.Бартока" для струнного оркестра (1958), "Венецианские игры" (1961); струнный квартет (1964); трио для гобоя, кларнета и фагота, фортепианные пьесы; хоры, песни на слова Тувима, "Три стихотворения Анри Мишо" (1962) и др.; песни, музыка к спектаклям.
ЛЯДОВ Анатолий Константинович Наверх
Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А. Антиповой.
Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Анатолий Константинович- выходец из семьи
профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами своего времени), он с ранних лет воспитывался
в музыкальном мире. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию,
поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А.
Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А. Римского-Корсакова.
Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру».
Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора — уже в середине 70-хгг. он вошел в состав
«Могучей кучки» как младший представитель (вместе с А.К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», а вначале 80-х гг. — Беляевского кружка,
где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело.
На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность. Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах.
В 1878г. он стал педагогом Петербургской консерватории. Среди его выдающихся учеников - Прокофьев, Асафьев, Мясковский, Гнесин, Золотарев,
Щербачев. А с 1884 года он преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов).
Одна из причин этого – материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у
композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени» и это его очень удручало.
«Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось!»
До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не
программные миниатюры – прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса
«Музыкальная табакерка», а также фортепианный цикл «Бирюльки».
В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало.
В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны
музыке Глинки и Бородина.
Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика.
Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная»
отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства,
любование крупицами – жемчужинами сердца».
Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы).
В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством
М.П.Мусоргского (в частности, циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни.
В конце 1890 — начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов
(мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим
обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.
Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Новое качество приобрела малая форма:
его симфонические миниатюры при всей сжатости композиции — не просто миниатюры, а сложные художественные образы, в которых концентрировано
выражено богатое музыкальное содержание. В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма — одного из характерных
явлений в симфонической музыке ХХ века.
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра.
Это программные оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также «Танец Амазонки»,
«Скорбная песнь». Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Скорбная песнь» (1914 год)связана с образами Метерлинка.
Она оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души,
из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». Этой "исповедью души"
завершился творческий путь Лядова, композитор умер 28 августа 1914 года.
В течение своего творческого пути Лядов оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли,
изящества и законченности музыкальной мысли. Но вместе с тем, он живо откликнулся на эстетические устремления своего времени, сблизился
и вошел в творческие контакты с представителями новейших литературных и художественных течений (поэт С.М. Городецкий, писатель A. M. Ремизов,
художники Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, театральный деятель С. П. Дягилев).
Но неудовлетворенность окружающим миром не побуждала композитора к социальной проблематике в творчестве, искусство олицетворялось в его
сознании с замкнутым миром идеальной красоты и высшей истины.
Пьетро Масканьи (итал. Pietro Mascagni) родился 7 декабря 1863 года в Ливорно, в семье булочника, большого любителя музыки.
Заметив у сына музыкальные способности, отец, не жалея скудных средств, нанял ребенку учителя – Эмилио Бьянки, который подготовил Пьетро
к поступлению в музыкальный лицей имени Керубини.
В 13 лет, будучи студентом первого курса, Масканьи написал Симфонию до минор и «Ave Maria», которые были исполнены с большим успехом.
Позже Пьетро обучался в Миланской консерватории. После окончания учебы первое время работал дирижером в различных театрах.
Известность пришла к нему после оперы «Сельская честь», написанной по пьесе Джованни Верга. Впервые пьесу поставили в Риме в 1890 году
в театре «Костанци». Эта работа стала одной из первых, создавших в оперном искусстве направление веризм. «Сельская честь» завоевала сцены
театров Европы, Москвы и Санкт-Петербурга.
К другим известным операм Масканьи принадлежат также «Ирис» (премьера состоялась в 1898 году в Риме), «Паризина» (1913 год, Милан) и
«Маленький Марат» (1921 год, Рим). Масканьи помимо опер писал оркестровую музыку, музыку к фильмам и оперетты.
В период с 1895 по 1902 годы Масканьи возглавлял Музыкальный лицей имени Россини в Пезаро. Позднее, с 1909 года, Масканьи являлся
капельмейстером в римском театре «Костанци» (позднее Королевский оперный театр).
Жизненный путь композитора завершился в Риме 2 августа 1945 года, уже в середине 20 века, однако имя его осталось принадлежать итальянской
оперной классике конца 19 столетия.
МАЙКАПАР Самуил Моисеевич Наверх
Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон — 8 мая 1938, Ленинград) — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. Дед Александра Майкапара, по происхождению — караим.
В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо
играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения.
В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса,
а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).
По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине,
Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали.
В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу.
Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети - разнообразные небольшие пьески для маленьких,
только начинающих исполнителей. Наибольшую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки»,
С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.
Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка.
С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).
Феликс Мендельсон (Mendelssohn-Bartholdy, полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (1809-1847) — немецкий композитор, дирижер, пианист и органист.
Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).
Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе Уильяма Шекспира
«Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.
|
Метнер Николай Карлович Наверх
Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года, в семье, богатой художественными традициями.
Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец - датское, мать - шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении
многих лет жила в России.
Мать происходила из знаменитого музыкального рода Гедике. Один брат — Эмилий - был философом, литератором, музыкальным критиком,
а другой — Александр — скрипачом и дирижером.
Федор Карлович Гедике — брат Александры Карловны подготовил Метнера к поступлению в Московскую консерваторию.
Здесь на младшем отделении Николай учился у А. И. Галли, а, перейдя на старшее, занимался у П. А. Пабста, ученика Листа.
Пабст был прекрасным музыкантом и выдающимся пианистом. С его внезапной смертью эти занятия оборвались, и последние три консерваторских
года Метнер учился у В. И. Сафонова.
Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано с Малой золотой медалью, Метнер вскоре обратил на себя внимание как
талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант.
Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету
Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном
с собственными сочинениями.
Метнер не любил выступать в больших помещениях перед многочисленной публикой, предпочитая концертные залы камерного типа.
Тяготение к камерности, интимности было вообще характерно для Метнера. В ответном письме брату Эмилию он писал:
«Если мое искусство «интимно», как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено
возродиться, то оно должно снова стать интимным... Напоминать об этом людям я и считаю своей обязанностью.
И в этом я тверд и железен, как и полагается быть сыну века... »
Среди его учеников — многие известные впоследствии музыканты А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин.
Советами Метнера пользовались В. Софроницкий, Л. Оборин.
Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Некоторые из сонат носят программный характер («Соната-элегия», «Соната-сказка», «Соната-воспоминание», «Романтическая соната», «Грозовая соната» и др.), все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности.
Очень популярна группа фортепианных сочинений, названная «сказками» (жанр, созданный Метнером) и представленная десятью циклами. Это собрание лирико-повествовательных и лирико-драматических пьес с самой разнообразной тематикой («Русская сказка», «Лир в степи», «Рыцарское шествие» и т. п.). Не менее известны 3 цикла фортепианных пьес под общим названием «Забытые мотивы».
Монументальны и приближаются к симфониям фортепианные концерты Метнера, лучшим из них является Первый (1921), образы которого навеяны грозными потрясениями первой мировой войны.
|
Людвиг Минкус (нем. Ludwig Minkus) родился 23 марта 1826 года в Вене. Его отец — Теодор Йоган Минкус — был виноторговцем и держал ресторан
в Вене, в котором выступал маленький оркестр. Окруженный музыкой с раннего детства, Людвиг начал заниматься скрипкой с четырёх лет, а с
12 лет обучался музыке в Обществе друзей музыки в Вене.
Первое публичное выступление Минкуса состоялось в 8 лет, и очень скоро музыкальные критики признали в нём вундеркинда.
Первые произведения для скрипки были опубликованы в 1846 году. Тогда же Минкус переехал в Париж, в том же году он начинает выступать и как дирижёр.
В 1852 году Минкус получил место первого скрипача в Венской королевской Опере, но вскоре отказался от этой позиции в пользу предложенного
места за рубежом — Людвиг переехал в Россию. Здесь он был капельмейстером оркестра крепостного театра князя Юсупова, затем в течение некоторого
времени выступал как солист, а также давал частные уроки игры на скрипке.
После открытия Московской консерватории Минкус был приглашен в нее профессором по классу скрипки. В российский период своей карьеры он продолжает
выступать как скрипач.
Как балетный композитор Минкус дебютировал в России в 1862 году. В этот период он написал по заказу балетмейстера Артюра Сен-Леона антракт
для возобновленного в Большом театре балета Адольфа Адана и Жана Коралли «Орфа». Удовлетворенный этой работой Сен-Леон заказал Минкусу полный балет,
и Минкус написал «Пламя любви, или Саламандру», поставленную 24 ноября 1863 года в московском Большом театре.
В 1869 году Минкус написал для другого хореографа, Мариуса Петипа, балет «Дон Кихот» по Сервантесу, и эта работа оказалась исключительно успешной.
Через год Минкус получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. В соавторстве с Петипа Минкус создал
16 балетов, из которых наибольшую известность получила «Баядерка».
Последние годы жизни Людвиг Минкус прожил в Австрии и умер 7 декабря 1917 года в Вене на 92-м году жизни.
Выдающийся польский композитор С. Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики.
Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов.
С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов.
Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами.
Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у
Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.
Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии, где во время наполеоновских войн
обосновался его отец – капитан полка литовских стрелков, завершивший свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата,
поляк Чеслав Монюшко, который в мирной жизни был художником.
Мать будущего композитора – Елизавета Маджарянц происходила из знатного армянского рода. Ее прадед – Ованнес Маджарянц, родом из
Константинополя, был совладельцем мануфактуры, производящей знаменитый элемент мужской одежды костюма Великого княжества Литовского – слуцкие пояса.
Слуцкий пояс считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер – Ян Маджарский.
Елизавета Маджарянц была певицей и прекрасно играла на фортепиано. Именно от матери Станислав перенял любовь к музыке и получил первое
музыкальное образование. Кроме того, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган, 1827—1830), затем музыкальное образование
совершенствовалось у Доминика Стефановича (композиция) (ещё один представитель армяно-католического рода) в Минске (1830—1837) и у
Карла Фридриха Рунгенхагена(композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840).
В 1837 году Станислав поступил в Берлинскую музыкальную академию, где он овладел искусством дирижера и уже мог управлять хором и оркестром.
В годы обучения в Берлине Монюшко также начал сочинять музыку. Его первым произведением стало сочинение «Три песни» на текст Адама Мицкевича.
Также в это время он создает первые музыкально-сценические произведения.
В 1840 году Монюшко переезжает в Вильно (Вильню), где проживает на протяжении 17 лет, работает органистом в костёле Святых Иоаннов и преподает
уроки фортепиано. Параллельно он продолжает создавать музыку – одним из ярких произведений того периода жизни композитора считается сборник
«Домашний песенник».
Главной заслугой Станислава Монюшко считается создание польской национальной оперы. Он создал 20 опер и оперетт, три балета, два реквиема,
свыше ста песен. Его авторству принадлежат такие оперы как «Галька», «Идиллия», «Флис», «Графиня», «Страшный двор».
В своем творчестве композитор использовал творчество польских поэтов, польский и белорусский фольклор.
В 1849 и 1856 гг. давал в Санкт-Петербурге авторские концерты, был дружен с композиторами М. И.Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым,
которые высоко ценили его творчество. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцем Листом.
С 1858 года Монюшко жил в Варшаве и был главным дирижером Большого театра польской столицы.
С 1864 года и до конца жизни он работал профессором Музыкального института в Варшаве. Монюшко не стало 04 июня 1872 года.
В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, в Вильнюсе, Гродно, Кривом Роге, Харькове.
Его бюсты установлены в Вильнюсе, Гданьске, памятные таблички в честь композитора установлены на домах, где он жил, в Минске и Вильнюсе.
Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином.
Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в
Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту.
Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве.
Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической опер
МОЦАРТ Вольфганг Амадей Наверх
Вольфганг Амадей Моцарт - (1803-1856) - великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы,
виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.
|
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович Наверх
Модест Петрович Мусоргский (9.03.1839-28.03.1881) – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями.
Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от
Санкт-Петербурга.
Мусоргский - потомственный дворянин. Его родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся
потомками великой династии Рюриков. Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде.
Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.
Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни,
мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус
к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы
и дополнял их собственными импровизациями.
В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано.
Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.
М. заниматься музыкой не перестал, стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках в школе.
В 1856 году М. окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк.
Поселился в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой, стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра
Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.
Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.
Музыкальные произведения
1857-1866 – «Юные годы»
1859 – «Марш Шамиля»
1867 – «Ночь на Лысой горе»
1868 – «Женитьба»
1869 – «Борис Годунов»
1870 – «Детская»
1873 – «Хованщина»
1874 – «Сорочинская ярмарка»
1874 – «Без солнца»
1874 – «Картинки с выставки»
1877 – «Песни и пляски смерти»
Текст взят отсюда - https://24smi.org/celebrity/81271-modest-musorgskii.html
|
|
|
Copyright © 2021 tapenik.ru
|
|