Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
На продажу
книги

ноты
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите

метод.копилка

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление









ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ от tapenik - О-П-Р-С

А-Б-В-Г
Д-Е-Ж-З-И
К-Л-М-Н
О-П-Р-С
Т-У-Ф-Х
Ц..Э-Ю-Я

Михаил Клеофас Огинский (1765-1833) - польский композитор-любитель, дипломат, политический деятель Речи Посполитой, один из лидеров восстания Костюшко, почётный член Виленского университета, сенатор Российской империи, автор знаменитого «Полонеза Огинского».

Михаил Клеофас вырос в высокообразованной дворянской семье. Его дядя, великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский, был не только государственным деятелем и военным, но и большим любителем искусства, в частности — музыки и поэзии, и потому играл на нескольких инструментах, сам сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Михаил Казимир усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро.

Молодой Михаил Клеофас часто приезжал в резиденцию дяди в Слониме, там был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы.

В 1810—1812 годах Огинский переезжает в Санкт-Петербург, становится сенатором Российской империи и даже доверенным лицом императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильну. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он написал многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной», более известный как полонез Огинского.

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Джованни Баттиста Перголези родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона). Настоящая фамилия композитора - Драги, а псевдоним возник от названия города, в котором жили его предки. К сожалению, ни о родителях Перголези, ни о ранних детских годах, да и вообще о каких-либо событиях его личной жизни практически ничего не известно.

В 13 лет Перголези поступил в неаполитанскую консерваторию «Dei poveri di Gesu Cristo» (Господа бедных Иисуса Христа) — приют для детей бедняков, в котором основное внимание при обучении уделялось музыке, так как город нуждался в церковных певчих. Там Перголези занимался у выдающихся композиторов и педагогов своего времени - в классе скрипки у Доменико Маттеи, по композиции у Гаэтано Греко, а когда последний умер, его заменил Франческо Дуранте. Будучи еще учеником консерватории, Перголези в 1731 году сочинил духовную драму под названием "Святой Вильгельм Аквитанский", исполненную с успехом в монастыре Санта Агнесса Маджоре. В том же году появилась и его первая опера-seria «Салюстия», поставленная в неаполитанском театре. Вслед за ней создаются новые сценические опусы. В 1732 году он кладет на музыку комедию «Влюбленный брат» на неаполитанском диалекте (автор комедии — Дж. Федерико). В следующем году появляются переложения на музыку комедий «Маэстро музыки», «Наказанный ревнивец». Продолжается работа и над операми-seria — всего их у Перголези более десяти.

К сожалению, публика оказала им довольно холодный прием, что на некоторое время охладило интерес Перголези к театру - он перестал сочинять драматическую музыку и начал писать инструментальные вещи. В короткое время им было написано 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двуххорная Месса и Магнификат, давшие ему всемирную славу.

Но жажда славы оперного композитора снова потянула Перголези к сочинению опер, и он написал для неаполитанской сцены оперу "Служанка-госпожа", текст которой был переведен на французский язык. Этим произведением он как бы открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил вкус французской публики на итальянскую музыку.

"Служанка-госпожа" выдержала в Париже 190 представлений . Перголези был назначен регентом капеллы Санта Мария в Лорето и написал 10 опер-сериа. Однако больше успеха он имел в комических операх "Влюбленный монах" и "Маэстро музыки", хотя его и нельзя считать настоящим творцом истинного стиля оперы-буфф.

Под конец жизни Перголези перешел опять к сочинению духовной музыки. Его "Stabat Mater" и "Salve Regina" принадлежат к числу знаменитейших произведений в сфере церковной музыки.

Перголези был нервный и болезненный; на двадцать шестом году жизни он заболел чахоткой и принужден был уехать в Поццуоли, близ Неаполя, где последние свои дни усиленно работал над переделкой "Stabat Mater" и где умер 16 марта 1736 года. Его почитатели горячо сожалели о столь ранней утрате, ценя несравненный талант композитора. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквах Италии исполнялась его духовная музыка.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».

2 сентября 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного композитора - Андрея Петрова. Сколько чудесной музыки написал он. Его песни к кинофильмам знают все! Нет человека в России, который хотя бы раз не видел "Человека-амфибию" или "Служебный роман". Но много и серьезных произведений написано его рукой, он автор балетов, опер, симфонических сочинений. Великий Дмитрий Шостакович отзывался о нем так: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах».

Первым фильмом, для которого Петров сочинил музыку, был «Человек-амфибия», снятый на «Ленфильме» в 1961 году. После выхода картины самой популярной мелодией стала лихая песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» с припевом: «Нам бы всем на дно, там бы пить вино!» На радио приходила масса писем с просьбой ее исполнить.

В 1962 году молодой режиссер Георгий Данелия снимал картину «Путь к причалу», и пригласил Петрова, чтобы тот написал к фильму «Песню о друге» со словами: «Ну а случится, что он влюблен, а я на его пути – уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти». С Данелией Петров работал еще над шестью картинами, среди которых «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». Но рекордное число лент было создано в содружестве с Эльдаром Рязановым – тринадцать. Это классика советского кино: «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман» и другие.

Если киномузыка создавалась в основном для москвичей, то среди эстрадных исполнителей Петров больше всего ценил земляков: Эдуарда Хиля и Людмилу Сенчину. Хиль вспоминал: «Андрей Павлович всегда восхищал меня тем, как щедро он дарил людям радость, музыку и тепло. Он считал, что чем больше отдашь, тем будешь счастливее. Когда я был молодой, не понимал этого. Но чем старше становился, тем больше осознавал и все чаще вспоминал встречи с этим необыкновенным человеком».

В Ленинграде Петров больше раскрывался и как «современный классик»: в Кировском театре шли его балеты «Берег надежды» и «Сотворение мира», пользующийся сумасшедшей популярностью, здесь ставили оперу «Петр Первый», в филармонии звучали симфонические произведения. На музыку фантастической симфонии «Мастер и Маргарита» Борис Эйфман создал знаменитый балет.












Сергей Васильевич Рахманинов — (1 апреля 1873, Семёново, близ В. Новгорода, Россия - 28 марта 1943) - русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей русской музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX вв. Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, выходит далеко за пределы постромантической традиции и в тоже время не принадлежит ни к одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX века, его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.

Джоаккино Антонио Россини - (29 февраля 1792, Пезаро, Италия - 13 ноября 1868) - итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки. Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года.

Нет, наверное. человека, который бы не знал его оперу ”Севильский цирюльник”. Рассказывают, что он создал ее за 20 дней.

Россини было 14, когда он пошел в первый класс. Парадокс заключается в том, что этот великовозрастный первоклассник был уже членом Болонской Академии. В 18 он получил первый гонорар за первую оперу, узнал, что такое первый успех и первый провал. А пройдет еще 18, и он, на вершине триумфа, «Вильгельма Телля» поставит точку в карьере оперного композитора.

После этого Джоаккино Россини сочинил целую «этажерку нот», которую показывал друзьям, но никогда не публиковал. «Маленькая торжественная месса – последний грех моей старости», – пишет Россини на партитуре и завещает: после смерти исполнить ее в Париже в Итальянском театре, где когда-то он был директором.

Скончался композитор от пневмонии 13 ноября 1868 года в городке Пасси близ Парижа. В 1887 прах композитора был перевезен во Флоренцию. Источник http://slovari.yandex.ru/россини%20джоаккино/БСЭ/Россини%20Джоаккино%20Антонио/

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 ноября 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

А. Рубинштейн — одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений — больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

А.Г. Рубинштейн происходил из состоятельной еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (1835-1881), ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень музыкальна, а в 1837-1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в Москве, а в 1840-1843 годах с триумфом концертировал в европейских городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.

А.Г. Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец), лишь несколько дней не дожив до своего 65-летия. Похоронили музыканта в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, однако в 1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище).

Георгий Васильевич Свиридов (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).
1915.12.03 – родился будущий композитор, в городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы. У родителей были крестьянские корни.
1919 - младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.
1932 – поступление в музыкальный техникум,
1934-35 - его первые сочинения, это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина.
1935 - Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.
1936 - поступление в Санкт-петербургскую консерваторию, в класс Д. Шостаковича. Георгий осваивал разные стили, пробовал свои силы в различных видах музыки: сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. На последнем курсе бросил консерваторию, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя. В июне 1941 года Георгий Васильевич закончил консерваторию.
1941 - В первые же дни войны зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны,
1944 - возвратился в Санкт-Петербург. За три года написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.
1956 – переезд в Москву, насыщенная общественная жизнь, руководящие посты в Союзе композиторов. При этом Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
1979 год - отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина и впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок», концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой: единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.
У Свиридова было три жены: пианистка Валентина Токарева (1940 - сын Сергей), Аглая Корниенко (сын - Георгий-младший), Эльза Густавовна Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.
В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью. В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей. Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.
Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.
хоровая музыка: «Пять хоров на слова русских поэтов», кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, «Пушкинский венок» - хоровой концерт.
Музыка Свиридова в кино - 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин - «Метель» по одноименной повести Пушкина (реж. Басов) , В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени.
Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Эли Сигмейстер (15 января 1909 г. р.) - американский композитор. Окончил музыкальный факультет Колумбийского университета, где по композиции занимался у С.Бингема, позднее композицию изучал у У.Риггера, Н.Буланже и Б.Вагенара.

Преподавал историю музыки в Бруклинском колледже. В 1940-45гг. возглавлял группу исполнителей американских баллад. С 1949г. преподает композицию в различных музыкальных колледжах. В ряде своих произведений Сигмейстер откликается на социальные темы (хоры - "Пой о свободе", "Мы хотим мира", "Поезд свободы", увертюры "Уолт Уитмен" и "Первое Мая", массовые антифашистские песни и др.). Автор книги "Музыка и общество" (Нью-Йорк, 1938)

Ему принадлежат обработки американских народных песен, в т.ч. негритянские песен протеста. В 1971 посетил СССР; среди исполненных в Москве соч. С. - "Западная" ("Ковбойская") сюита.

Доменико Скарлатти (25.10.1685 -23.07.1757) - одна из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах.

ще ребенком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д.Гасперини и Б.Пасквини. Первое произведение. принесшее ему известность, - опера «Октавия», написанная в 1703 году. Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.

В 1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в «академии» Оттобони, где сблизился с Генделем, и эта дружба длилась долгие годы. К этому времени относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки, которые теперь уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда пользовались завидным успехом. С 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в Лиссабон, где жил

Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский двор отвернулся от него, когда он стал старым и больным. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Однако он почти всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат, но при жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них.

Композитор скромно называл свои создания «Упражнениями для клавесина». Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание. В авторском предисловии говорится: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном». Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В «приятном разнообразии» сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.













Василий Павлович Соловьев-Седой - советский российский композитор, пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1967). Лауреат Ленинской премии (1959) и двух Сталинских премий 2-й степени (1943, 1947). Кавалер трёх орденов Ленина (1957, 1971, 1975).

"Аристократическая" фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, он и вошел в историю человек.

Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. В дореволюционной России дворник — это была уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» - следил за порядком во вверенном районе и контролировал состояние домов). Он был не бедный.

А мать будущего композитора работала горничной, да не в простом доме, а у самой певицы Анастасии Вяльцевой. Певица к прислуге она относилась с уважением и пониманием, а Анне Федоровне в благодарность за работу даже подарила граммофон и пластинки со своими записями. Поэтому маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Мальчик упросил родителей купить балалайку и сам научился на нрей играть. потом сам освил гитару. А вскоре из соседских мальчишек сколотил и трио, в которое позвал сына прачки Сашу Борисова (будущий народный артист СССР)
(Извините, продолжение следует)

Эуген Сухонь (1908, Пезинок — 1993, Братислава) — словацкий композитор, автор национальных опер «Водоворот», «Святоплук».

Отец Сухоня был органистом, мать — пианисткой. Учился в Братиславской академии музыки у Ф. Кафенды (1927—1931), затем в Пражской консерватории у Витезслава Новака, в 1948—1954 — на педагогическом факультете Братиславского университета, в 1954—1960 — в Высшей педагогической школе в Братиславе.

С 1933 преподавал в Братиславской академии музыки, в 1959—1974 в Братиславском университете.

Ранние сочинения — в классических традициях. В 1920—40-х годах сочиняет музыку в национальном духе, обнаруживающую некоторые влияния экспрессионизма и неоклассицизма. Обе оперы Сухоня были впервые исполнены в Национальном театре в Братиславе. Неоднократно они ставились и за рубежом, в том числе в СССР.

Эуген Сухонь (1908-1993) родился в местечке Пезинок недалеко от Братиславы в семье органиста. Занятия с отцом, затем обучение в Братиславской музыкальной школе привели будущего композитора в Братиславскую консерваторию, которую он закончил дважды —как пианист и как композитор.

Успех «дипломных» сочинений, Сонаты для скрипки и Первого струнного квартета, гарантировал ему место в Пражской консерватории, где в течение двух лет он получал последипломное образование, учился и работал в классе композитора В.Новака.

C 1933 года Э.Сухонь занимал пост профессора теории музыки Братиславской академии, затем преподавал композицию. Именно в этот период (до окончания Второй мировой войны) сформировался его индивидуальный композиторский стиль, его голос стал слышен в музыкальном искусстве не только Чехии, но и всей Европы.

Отличительной чертой стиля Э.Сухоня стали эксперименты в области создания собственной системы звуковысотной организации,– обращаясь к словацкому фольклору, он находил свой путь расширения тональности. Первым образцом стал цикл песен «О горах» для мужского хора и Balladic Suite для оркестра.

Вершиной довоенного периода можно назвать кантату «Псалом земли Подкарпатской» (1937-38), сочинение, в котором композитор воплотил свои сильнейшие национальные чувства, высказав при этом свое возмущение многовековым покорением словацких народов. В творчестве Э.Сухоня этого периода ощутимо влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В течение военных лет и впоследствии, до его назначения в 1948 году преподавателем и главой Отдела музыкального образования в Братиславском педагогическом училище Э.Сухонь работал над своей первой оперой «Водоворот», сюжет которой основан на событиях из жизни словацкого народа. Эта острая психологическая драма стала первой национальной словацкой оперой. После премьеры в Братиславе в 1949, ее можно было вскоре услышать во многих других городах Европы. В 1953 была создана еще одна работа, получившая впоследствии огромное признание, — «Метаморфозы» для симфонического оркестра, сочинение, в котором композитор рассказал о роли Словакии в годы войны. В 1959 – 1974 гг. Э.Сухонь занимал должность профессора теории музыки в Братиславском университете. Произведения этого периода показали, что он тщательно изучал опыт других европейских композиторов и искал новые средства выразительности. В 1959 он закончил свою вторую оперу, «Король Святоплук». Теперь композитор обращается к модальности, и, более того, он развивает свою собственную систему сериализма «с 12 примечаниями», сумев при этом избежать надуманности и интеллектуальной выхолощенности. В эти годы Э.Сухонь достиг настоящего признания на родине и за рубежом: в 1958 ему было присвоено звание Народного артиста ЧССР, он был награжден множеством национальных премий. Его творческая плодотворность не угасала до самой смерти: в 60-80-е годы он создал множество произведений, среди которых «Калейдоскоп» для фортепиано, струнного оркестра и ударных (1967-68), Симфоническая фантазия на тему BACH для органа, струнного оркестра и ударных (1971), Концертино для кларнета и оркестра (1977), «Три песни для баса и оркестра» (1985). По материалам статьи Грэхема Мельвилля-Мейсона





Copyright © 2018 tapenik.ru

Copyright © 2018 tapenik.ru