Замечательный чешский композитор З. Фибих наряду с Б. Сметаной и А. Дворжаком справедливо причислен к основоположникам
национальной композиторской школы.
Жизнь и творчество композитора совпали с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания ее народа, и это нашло
живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих внес значительный
вклад в развитие чешской музыкальной культуры и особенно музыкального театра.
Композитор родился в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии.
На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы, связанные
с миром природы. Один из самых эрудированных людей своей эпохи, обладавший глубокими и разносторонними знаниями в области музыки,
литературы и философии, Фибих начал профессионально заниматься музыкой с 14 лет.
Музыкальное образование получил в музыкальной школе Сметаны в Праге, потом в Лейпцигской консерватории, а с 1868 г. совершенствовался
как композитор сначала в Париже и, несколько позже, в Мангейме.
С 1871 г. (за исключением двух лет — 1873-74,когда он преподавал в музыкальном училище РМО в Вильнюсе) композитор жил в Праге.
Здесь он работал вторым дирижером и хормейстером Временного театра, регентом хора русской православной церкви, заведовал репертуарной
частью оперной труппы Национального театра.
Хотя Фибих и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии
видными представителями чешской музыкальной культуры. Среди них К. Коваржовиц, О. Острчил, 3. Неедлы.
Кроме того, существенным вкладом Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.
В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма.
Немалое значение имело и увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения были
положены в основу многих сочинений композитора. Как художник Фибих прошел сложный путь творческой эволюции.
Его первые крупные произведения 60-70-х гг. пронизаны патриотическими идеями движения национального возрождения, сюжеты и образы
заимствованы из чешской истории и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для национального
песенно-танцевального фольклора.
Среди этих сочинений впервые принесшая композитору известность симфоническая поэма «Забой, Славой и Людек» (1874), патриотическая
опера-баллада «Бланик» (1877), симфонические картины «Томан и лесная фея», «Весна». Однако наиболее близкой Фибиху сферой творчества
стала музыкальная драма. Именно в ней, где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла свое применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм композитора.
Чешские историки отмечают, что, создав «Мессинскую невесту» (1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по
захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных.
Конец 80 — начало 90-х гг. Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением — сценической мелодрамой-трилогией
«Ипподамия». Написанное на текст Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы в духе философских
воззрений конца века, это сочинение обладает высокими художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность
жанра мелодрамы.
Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны 4 оперы: «Буря» (1895), «Геды»
(1897), «Шарка» (1897) и «Падение Арканы» (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение — цикл из 376 фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания». История его возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл, названный З. Неедлы «любовным дневником Фибиха», стал не только отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но явился своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал для многих своих произведений.
Афористически краткие образы цикла своеобразно преломились во Второй и Третьей симфониях и особую трепетность обрели в симфонической идиллии «Перед вечером». Скрипичная транскрипция этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Я. Кубелику, получила широкую известность под названием «Поэма».
И. Ветлицына
Джон Филд (1782-1837) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
Джон Филд (Фильд) родился в семье ирландских протестантов в Дублине в 1782 году. Семья Джона была музыкальной (отец был скрипачом, дед — органистом), поэтому музыкальный талант мальчика был рано замечен.
Юный Филд обучался основам музыки под руководством отца и деда, а позже стал учеником жившего в Дублине итальянского маэстро Томмазо Джордани.[1] Он выступил с первым концертом в Дублине в возрасте десяти лет, 24 марта 1792 года (хотя на афише было указано, что выступает ребёнок восьми лет).
В следующем году семья переехала в Лондон, где Джон Филд стал обучаться музыке у Муцио Клементи. Помимо обучения, Филд работал продавцом-демонстратором в фортепьянной мастерской Клементи.
В феврале 1799 года Джон Филд успешно выступил с фортепианным концертом в Королевском театре. В 1802 году Клементи организовал для Филда
европейское турне. Филд выступил в Париже, затем — в Вене, а в 1803 году Клементи и Филд прибыли в Санкт-Петербург.
После концертов в Санкт-Петербурге Филд решил не возвращаться и остаться жить в России. В России Джон Филд становится популярным композитором и исполнителем: с 1804 года он регулярно выступает с концертами в санкт-петербургской филармонии, а со следующего года начинает ездить с
концертами по другим городам империи. У него было много богатых учеников. Учились у Филда, в частности, Александр Дюбюк (с которым Филд,
учитывая его особую одарённость, занимался бесплатно) и Михаил Глинка, А. Верстовский, А. Виллуан, А. Гурилев, Н. Девитте, Шарль (Карл) Майер.
В процессе обучения Филд огромное значение придавал звукоизвлечению, пальцевой технике.
Являясь прямым продолжателем клавирной школы Баха и Моцарта, Филд не принимал мощную игру Листа. Отрицательно он относился и к творчеству Бетховена.
Манера исполнения Филда отличалась сдержанностью, вниманием к мельчайшим оттенкам, к каждой ноте и была проникнута остроумием и скрытой энергией.
Наиболее плодотворным периодом творчества Филда был промежуток между 1815—1819 годами.
С 1822 года Филд жил в Москве, вращаясь среди московской музыкальной богемы, был частым гостем в модных в то время литературно-художественных
салонах.
В 1832—1835 годах Джон Филд совершил большое турне по Европе. Он выступал в Лондоне, Париже, Брюсселе, Лионе, Милане и других городах.
В то же время его здоровье стало ухудшаться. В 1835 году больной композитор вернулся в Москву. Болезнь композитор переносил стоически, не теряя самообладания и продолжая выступать, что физически было очень сложно.
Джон Филд умер 11 января (23 января по новому стилю) 1837 года и был похоронен на Введенском кладбище Москвы 15 января.
Сын — русский певец тенор Лев (Леон) Леонов.
Современникам Джон Филд был прежде всего известен как пианист-виртуоз. Как композитор Филд был оценен позднее.
Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова. Именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки.
Сейчас его ноктюрны и некоторые другие фортепианные пьесы входят в репертуар многих ведущих пианистов.
Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская», несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги,
Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.
Ян Абрамович Френкель родился 21 ноября 1924 года в Киеве. А вот официальным годом его рождения стал 1920-й, это потому,
что молодой Ян прибавил себе годы, чтобы пойти защищать Родину.
Всего 12 лет было мальчику, когда умерла мама Нехума Нухимовна (Нина Наумовна) Дымерец.
Говорили, что уже во взрослом возрасте Ян Абрамович часто подчеркивал, что слово «мать» нужно писать только с большой буквы
До школы старшие сестры (а всего детей было пятеро - Михаил, Мария, Татьяна, Ян и Зоя) учили маленького Яна читать.
А в 4 года отец сам начал учить маленького Яна игре на скрепке и занимался с ним по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Учеба в школе давалась легко, особенно нравилась математика. А в музыке сразу увлекся сочинительством, стал пробовать импровизировать,
а затем и писать собственные пьески и этюды для скрипки.
Интересно, что в школе Ян Френкель учился в одном классе с Владимиром Шаинским и даже сидел за одной партой с будущим композитором,
в дальнейшем - автором гимна Киева «Как тебя не любить, Киев мой!» Игорем Шамо.
Безоблачное детство было прервано войной. Вместо футбольного матча, на который Ян Френкель собрался с друзьями, он отправился на
трудовой фронт на Донбасс. И всю семью эвакуировали в Оренбург.
В 1942 году будущий композитор исправил в документах год своего рождения, приписав себе сразу несколько лет, чтобы пойти на фронт.
Юноша был такой высокий и хорошо сложенный, что ему поверили в военкомате и направили на учебу в Чкаловское зенитно-артиллерийское училище.
Командир роты Иосиф Мирмович вспоминал впоследствии, что из-за «нестандартного» роста Яну не хватало продовольственного пайка и приходилось
перешивать форму. Здесь, в этом училище и родилась первая песня «Шел пилот по переулку» на слова В. Дыховичного и А. Раскина.
К сожалению, она не дошла до нашего времени.
Ян окончил училище и попал на фронт. В 1943 году после тяжелого ранения его направили на лечение. Потом было возвращение в Чкалов,
работа в областной филармонии, в Концертно-эстрадном Бюро. Стал пробовать себя в сочинении эстрадной музыки, к которой на всю жизнь
он сохранял привязанность.
Здоровье уже не позволяло воевать с оружием, тогда он попросился на фронт - музыкантом.
День Победы Ян Френкель встретил в Берлине, последнее выступление их концертной бригады состоялось в ставке командования.
На фронте Ян Френкель встретил свою будущую супругу Наталью Михайловну Меликову, актрису Театра Красной Армии, с которой они прожили
вместе 45 лет, до самой смерти Яна Френкеля
Ян Френкель был влюблен в джазовую музыку. Вот как вспоминал композитор и джазмен Юрий Саульский: «как сейчас вижу - большого роста,
слегка сутулый, он подходил к микрофону и играл на скрипке так, что все останавливалось, замирало.
Скрипка была как бы его продолжением... Это был не просто виртуоз - это был настоящий артист джаза».
Однако сказались последствия тяжелых условий службы на фронте – и скрипку пришлось оставить.
В 60-годы начался новый период его творческой биографии - Ян Френкель стал писать музыку к кинофильмам и мультфильмам – всего их
насчитывается более семидесяти
«Белые росы»,
«Бегущая по волнам»,
«Приключения желтого чемоданчика»,
«Женщины»,
«Новые приключения неуловимых»,
«Корона Российской империи, или снова неуловимые»,
«Вылет задерживается»,
«Двое в пути»,
«Неисправимый лгун»,
«Вас ожидает гражданка Никанорова»,
«Подвиг Одессы»,
«Стойкий оловянный солдатик»,
«Бабушкин зонтик» и др.
Писал также для радио, театральных и эстрадных постановок.
Но окончательно свое композиторское призвание Ян Френкель нашел в песне.
«Это было словно взрыв. У меня появилась потребность высказаться, неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие
сложные годы - годы юности, войны, годы сурового возрождения нашей земли. Такая потребность возникает, наверное, у каждого человека.
Мне помогла песня. Она дала мне возможность беседовать с людьми, делиться тем, что испытал, что видел».
Поэтами-соавторами Яна Френкеля - или, как он называл их, «друзьями-поэтами» были: Константин Ваншенкин, Инна Гофф, Расул Гамзатов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Марк Лисянский, Анатолий Поперечный, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Леонид Дербенев - и этот список может быть продолжен. Вместе с ними композитор создал множество замечательных песен, ставших в свое время «хитами»
«Август» («Скоро осень, за окнами август...»),
«Вальс расставания» («Кружится, кружится пестрый лесок, кружится, кружится старый вальсок...»), «Калина красная»,
«Матери», «Русское поле»,
«А самолеты сами не летают», «Сколько видано», «Романтика»,
«Ветер северный, умеренный до сильного», «Что тебе сказать про Сахалин», «Страдание», «Желтые листья», «Он и она», «Тропка уходит», «Лист осенний»
Песню Яна Френкеля «Калина красная» часто принимают за русскую народную. Таковой посчитал ее даже выдающийся дирижер, композитор и
знаток русской музыки Евгений Светланов. То, что песня до такой степени «ушла в народ» Ян Абрамович называл высшей оценкой своего мастерства.
Композитор всегда считал исполнителя соавтором песни, а в отношении Марка Бернеса это было справедливо вдвойне: ведь он очень часто сам
задумывал песню, находил для нее стихотворение и отдавал его композитору.
Так произошло и с самой знаменитой песней - как в творчестве Яна Френкеля, так и в репертуаре Марка Бернеса - «Журавли».
Бернес не только нашел стихотворение Расула Гамзатова и принес его Яну Френкелю, но и помогал дорабатывать стихотворные строки так,
чтобы они стали более песенными и адресованными самой широкой аудитории.
«Журавли» стали последней песней, исполненной и записанной на пластинку Марком Бернесом. После его ухода, по просьбе Яна Френкеля,
«Журавли» в течение года не звучали больше ни в чьем исполнении.
Песни Яна Френкеля исполняли ведущие отечественные певцы и певицы того времени, работавшие на эстраде.
Яну Абрамовичу нравилось, как исполняли его песни Марк Бернес, Нина Бродская, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Анна Герман,
Владимир Ивашов... «Признаюсь откровенно: я редко получаю удовольствие, слушая свои песни по радио или с эстрады.
Иногда мне становится стыдно - неужели это я написал? Недавно я слышал, как поет "Русское поле" Арташес Аветян.
И мне не мешал ни акцент, ни совершенно для меня необычный подход к нотному тексту. Потому что этот певец понял песню нутром, растворился
в ней, стал ее частицей.
(По материалам Натальи Кучевской)
|