За свою, почти тысячелетнюю историю, Финляндия последнюю независимость провозгласила 6 декабря 1917 года.
За ней последовала краткосрочная Гражданская война между «красными» и «белыми» финнами, которая продлилась зиму и весну 1918 года и з
авершилась победой «белых», т.е. буржуазии. В Советскую Россию сбежало около 10 тысяч «красных» финнов, которых «белые» преследовали
уже на территории сопредельного государства.
В результате финская Гражданская война переросла в двухлетнюю Первую советско-финскую войну, которая закончилась Тартуским миром.
Финляндия получила под свое крыло часть приграничных земель России в т.ч. и Западную Карелию и в придачу потенциального врага,
ибо захваченные земли все равно, рано, или поздно придется отдавать.
В этот период в разных регионах страны, по примеру русских революционерок, и родились разрозненные женские добровольные организации
помощи военным. Некоторые из них носили имя Лотты Свярд – литературной героини из поэмы Йохана Рунеберга «Сказания прапорщика Стооля».
Согласно сюжету поэмы, финская женщина Лотта Свярд, ушла в армию вслед за мужем, на русско-шведскую войну 1808-1809 годов.
После гибели мужа, Лотта осталась в армии помогать раненным.
29 августа 1919 года командир шюцкора издал приказ о едином названии женских организаций именем «Лотты Свярд».
Руководителем «Лотта Свярд» с 1929 года и до роспуска в 1944 году была Фанни Луукконен, которая с 1912 года являлась старшим преподавателем
в школе для девочек Сортавальской учительской семинарии.
Далее функции «лотт» расширились, и они стали общенациональной женской полувоенной организацией.
Точных данных о «лоттах-солдатах» нет, но известно, что во время гражданской и первой советско-финских войн на стороне «красных», воевало
около 2 тысяч женщин. Предполагается, что не меньше их было и на стороне «белых».
3 ноября 1944 организация была распущена по условиям советско-финляндского перемирия.
Памятники и «Арт-объекты»
Объект архитектуры в честь образа карельского сказителя. Статуя сделана из бронзы, стоит в парке.
Рунопевец изображён в виде старика в длинных одеяниях., который сидит на кресле. У него большая спина, длинная борода.
В Руках его старинный инструмент, пальцы его касаются струн. Сказитель по легенде пел баллады и играл красивую мелодию.
Памятник воздвигли в честь столетнего юбилея эпоса Калевала. Архитектор Алпо Сайло.
Монумент создал знаменитый скульптор Алло Сайло в 1930-х годах. Он представляет собой воплощение образа всех карельских рунопевцов, хотя по одной из распространенных версий у памятника есть конкретный прототип – народный сказитель Петри Шемейка, с которым А. Сайло знаком лично. Часть денег на монумент поступила после проведения песенного фестиваля, другую часть пожертвовал местный судья К. Г. Берг.
Фигура умудрённого жизнью старика в длинной рубашке восседает на кресле, покрытом медвежьей шкурой, на коленях он держит народный инструмент кантеле, чуть касаясь пальцами струн, кажется, что вот-вот польётся мелодичная музыка и прозвучит голос сказителя
Арт-объект «Дерево желаний» Наверх
В центре города, в небольшом парке стоит вот такое деоево, его называют "Деревом желаний".
Подобные творения стали уже традиционными во многих городах. Все хотят, чтобы их желания сбывались.
Это необычное дерево сделано из металла, jно читается своеобразным символом верности и любви.
Сюда приходят влюблённые пары или молодожёны, чтобы загадать желание, повесить ленточки или замочек и сфотографироваться
на фоне волшебного дерева.
Арт-объект «Собака и кошка» Наверх
Скульптура, сделанная из бронзы. Расположена на площади Кирова в центре города. На ней изображены дружелюбные животные.
Сидят практически в обнимку друг с другом. Туристы любят фотографироваться рядом с этим памятником, гулять здесь.
Скульптура имеет вил необычной лавочки, на которую даже можно присесть.
Остров Риеккалансаари
Риеккалансари — один из самых крупных островов на Ладожском озере (12 на 6 километров). Он расположен прямо напротив города Сортавала и
соединяется с «большой землёй» понтонным мостом. Жизнь на острове началась ещё в VI веке, и с тех пор он никогда не пустовал: был заселён
рыбаками, земледельцами, охотниками. Сейчас остров является дачным.
Главной достопримечательностью острова является церковь Николая Чудотворца, которая была построена в конце XIX века, став преемницей
древнего храма, стоявшего здесь ещё в XV столетии. На сегодняшний день это самая древняя религиозная постройка в Сортавале.
Где погулять: Парки, скверы
Гостиница «Пийпун Пиха» находится на берегу Ладожского озера (адрес - Промышленная ул., 44).
Пийпун Пиха – дословно переводится с финского языка как «дворик с трубой».
Подъезжаем к Отелю. Вид несколько необычный, но даже интересно. Первый снимок прямо из машины. Дальше - вид от входа на парковку.
Свободных мест очень много, оборудованы специальные места, чтобы не только свободно поставить машину, но и сделать некоторые манипуляции с ней.
Здание, в котором находится комплекс, имеет богатую историю. В 1875 году сортавальский купец Даниэль Тиайнен организовал паровую лесопилку на берегу Ладожского озера, это место было названо Кивиниемен Саха (лесопилка на каменном мысу).
Основатель и не предполагал, что через 116 лет (в 1991 году) на базе здания, в котором располагался мощный генератор для выработки электроэнергии,
будет построена уютная гостиница под сказочным названием Дворик с Трубой.
Территория вокруг отеля очень приятная. Видно, что работы еще ведутся, и. возможно, в настоящее время берег уже
благоустроен для отдыха постояльцев.