1939 год - "Слово о полку Игореве" Наверх
Самой главной довоенной работой мастера считается ваза, расписанная им на тему поэмы "Слово о полку Игореве". Она была
выполнена к 750-летнему юбилею литературного первоисточника.
Существует версия, что художник не читал поэму, а ему кем-то были выписаны одиннадцать главнейших эпизодов, по которым он создал самую монументальную
свою работу! Так ли это - точно не знает никто. Тем не менее, целый месяц художник обдумывал композицию будущей вазы, совсем не приступая к росписи.
За последующие восемь месяцев Воробьевский создал настоящий шедевр искусства.
Роспись вазы построена на сочетании архитектурных и растительных мотивов на фоне вселенной со звездами и солнцем.
Верх вазы расписан одним общим фризом, по кольцу изображены знаки зодиака.
Поверхность вазы делится своеобразными арками на части, и каждая часть расписывается на тему какого-то конкретного эпизода произведения.
В арках раскрыты события "Слова...", в каждой из 6 композиций по 3 эпизода, они соединенны в единое целое и гармонически подчинены общему сюжету.
Уникальные фотографии!!!
Это самая крупная ваза, которую довелось расписывать Воробьевскому — ее высота составляет 97,5 сантиметров.
Известен факт встречи Воробьевского с художником И.Я Билибиным, когда им была задумана ваза с росписью на тему "Слово о полку Игореве".
Билибин, будто бы не поверил в возможность творческих сил одолеть эту тему, но увидев вещь готовой признал её состоявшейся.
Эта ваза 15 лет находилась в литературном музее нашего города и заводу стоило больших усилий вернуть её в собственный музей, которому она
фактически принадлежит.
Художник редко использовал литературные произведения для создания сюжетов росписи своих работ, т.к. сюжеты к своим росписям придумывал сам,
однако бывали и исключения, которые он сделал для гениальных произведений А.С.Пушкина.
Примером первой такой работы была ваза, расписанная Воробьевским в 1936 году по мотивам поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".
Эту вазу поручили сделать художнику к 100-летию со дня смерти Пушкина. В этом же году художник расписал еще и два сервиза — "Руслан и
Людмила" и "Сказка о царе Салтане".
Смотрите раздел "Вазы"
В последний раз к творчеству Пушкина Воробьевский обратился после войны, в 1949 году.
К 150-летию поэта он создал две вазы — "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане". Поверхность этих ваз (как и в вазе "Слово о полку Игореве")
делится арками на части, и каждая часть расписывается на тему какого-то конкретного эпизода произведения, верх вазы расписан одним общим фризом.
К такому приему художник прибегает (за небольшим исключением) лишь в своих "литературных" вазах.
Очень часто в названиях произведений Воробьевского встречается слово "фантастический": "Фантастический пейзаж", "Фантастическая Венеция",
"Фантастический город", "Арктическая фантазия", "Фантастические цветы", "Экзотическая фантазия", "Весенняя фантазия", "Южная фантазия",
"Русская фантазия" и просто "Фантазия". В поисках новых источников своего фантазийного мира он ездил по российским глубинкам и собирал
элементы декора с сохранившихся бытовых изделий русских ремесел.
Работы мастера узнаваемы по яркому индивидуальному стилю: легкая наивность изображения, изящество миниатюрной росписи, гармония рисунка, цвета и формы.
Манера росписи Воробьевского довольно необычна, иногда его называют художником-ювелиром. Он любил заполнять живописью почти всю поверхность
фарфора, используя при этом уникальную технику: сначала тонким пером наносился контур рисунка, а затем с помощью тоненькой кисточки рисунок
заливался разноцветными красками. Техника это весьма трудоемка, но она дает больше выразительных возможностей, чем живопись на фарфоре с помощью
обычных мазков кисточкой.