хронология создания ансамбля Наверх
Для создания дворцово-паркового ансамбля были приглашены известные архитекторы.
1715 год - начинаются работы в Нижнем регулярном парке. Работами руководил французский архитектор Жан Батист Леблон.
Он был учеником А. Ленотра - создателя Версаля. Но первые наброски Нижнего парка Пётр делал собственноручно.
Он планировал создать в Стрельне грандиозный каскад фонтанов, но перепад высот и геграфическое положение говорило в пользу
Петергофа и Русскую Версалию было намного удобнее и быстрее устроить там, нежели в Стрельне.
В 1719 году Жан Батист Леблон умер от оспы и работу над проектом продолжил итальянский архитектор Николо Микетти.
Он обещал Петру I устроить здесь «то, чего еще не бывало на свете».
1720 г. - Н. Микетти заложил там большой каменный дворец. Первый камень в основание дворца заложил сам Пётр I.
Петр I лично присутствовал при закладке дворца и хотел, чтобы дворцово-парковый ансамбль был лучше Версальского.
Н. Микетти решил строить дворец по своему проекту, а каналы и аллеи в основном создаются по замыслу Батиста Леблона.
Для работы были привлечены сотни опытных мастеров и рабочих, но уже в следующем году строительство замедляется.
Стало ясно, что без насосов фонтаны в Стрельне не создать, а в Петергофе самой природой были созданы для этого условия и
Петр I отдает предпочтение своей Северной Версалии, сделав ее парадной загородной резиденцией.
В 1723 году Микетти уезжает на родину и строительство продолжается под руководством его учеников, талантливых русских зодчих
Михаила Земцова, Тимофея Усова и Петра Еропкина.
Интересный факт. Николо Микетти, уехав в 1723 году в Италию за скульптурами, увез с собой проект и поэтому историки архитектуры
250 лет не могли точно определить, кто является автором проекта – Леблон, Микетти или К. Растрелли
И только в 70-х годах 20 века в архивах Рима были найдены чертежи Дворца в Стрельне.
1726 - Петр I был занят важными государственными делами, а после его смерти возведение дворца и вовсе замедлилось.
Были построены стены и перекрытия и в черне строение было завершено.
1730 - Некоторое время еще обустраивались гроты и террасы, но постепенно работы остановились, а строительство законсервировано.
Дворец был накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
1751 г. - Елизавета Петровна, проезжая мимо, увидела развалины, в ней вдруг всколыхнулось что - то о наследии идеи великого отца и
она приказала дворец достроить. Она привлекает к строительству придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Дворец был заново отстроен, строение приобрело пышный вид – его украсили два высоких флигеля, арки и колонны.
1764 г. - Дворец достроили, величественный корпус поднялся на возвышенности недалеко от береговой гряды.
Два крыла соединены торжественной тройной аркадой. Группы парных колонн и высокая крыша, фигурный фронтон в центре создают облик,
напоминающий венецианские палаццо эпохи ренессанса.
Перед Дворцом был разбит один из первых в России регулярный парк, пересекающийся каналами.
Однако двор туда не поехал и специальная рота солдат долгие годы охраняла там роскошные "токайские" винные подвалы, которые,
тоже, дожили до наших дней.
1797 - второй сын Павла I Великий князь Константин Павлович получил его в подарок от отца. Дворец снова стали достраивать. Этим занялся А. Воронихин,
В 1797 году Павел I подарил усадьбу своему младшему сыну Константину и с тех пор дворцово-парковый ансамбль называют Константиновским.
1804 - по окончании работ случился первый пожар в истории дворца и от него остался только остов, восстанавливать который стал уже Л. Руска , превратив по воле заказчика дворец и окружающую территорию в военный гарнизон, в котором постоянно проходили учения, стреляли орудия, мешая спать окружающим, а в Голубом зале дворца солдаты изучали ружейные приемы...
После пожара итальянский архитектор Луиджи Руска перепланировал бельэтаж и некоторые залы постройки.
Константин Павлович к тому времени стал генерал - губернатором Польши и не вернулся в Россию, отказавшись от права на наследие престола,
и передав его брату, ставшему Николаем I. Естественно, что дворец снова опустел и стал ветшать.
Следующим хозяином дворца, после очередной паузы, стал уже сын Николая I, тоже Константин - Николаевич.
Его с 5 лет планомерно готовили к морской службе, он более 30 лет был генерал - адмиралом российского флота, поэтому близость моря
ко дворцу пошла ему на пользу.
Для него даже построили специальную башенку - Бельведер, в которой стояла софа, и лежа на ней юный Константин наблюдал великолепные
морские панорамы и колоссальные закаты над заливом. Именно в его честь дворец и получил название "Константиновский", герб в виде двуглавого
орла, держащего в лапах карты омывающих Россию морей и девиз: "Прямо и верно".
Кстати, 200 000 р., (колоссальные деньги!) выделенные ему в качестве "подъемных", князь передал на строительство паровых канонерок для флота,
чего ему до самой смерти не простила супруга - Александра Иосифовна, которая сделала очень много для превращения дворца в блестящую
загородную княжескую резиденцию. К ним часто приезжал выступать Иоганн Штраус (которого в России знали и в афишах писали как "Иван Страус")
и плененный красотами дворца и княгини он сочинил вальс "Великая княгиня Александра" и кадриль "На террасе в Стрельне".
В 1837-1839 годах Константиновский дворец полностью отстроили, а крышу покрыли листовым железом.
В свое время, для уже перенесшего инсульт князя во дворце был построен один из первых в России...лифтов - кресло на канатах,
на котором его поднимали наверх. Шахта лифта сохранилась, только лифт теперь выглядит вот так и пользуется им исключительно Президент,
поскольку лифт находится рядом с его апартаментами.
В 1892 г. - князь Дмитрий Константинович поселил там семью своего брата В.к. Константина Константиновича,
который был широко известен в поэтических кругах под псевдонимом "К.Р." (Константин Романов), писавшего стихи и романсы.
21 августа 1911 г. - во время торжественного приема в Мраморном зале с люстры на пол вдруг начали одна за другой падать горящие свечи,
что сочли плохой приметой и ужасным предзнаменованием.
1919 г. - в Петропавловской крепости расстрелян большевиками последний из Константиновичей - владельцев дворца.
После Октябрьской революции многие ценности и предметы искусства, книги и документы были распределены по другим музеям
и архивам, а некоторые просто уничтожены, внутреннее убранство дворца частью уничтожили, частью разворовали, частью продали. Дворец опустел.
  
 
1930-е годы - здесь была устроена детская трудовая колония и затем санаторий.
1941 г. - 1944 - дворец захватили немцы, которые оставили после себя голую каменную коробку стен с грудами мусора внутри.
Во время Великой Отечественной войны Дворец был почти полностью разрушен, от него оставался один остов.
  
 
По окончании войны в 1949 году Константиновский дворец восстанавливался по старым чертежам и новому проекту под руководством архитекторов
А. Корягина и Ф. Олейника. В Константиновском Дворце расположились геофизическое и радиотехническое отделения, а также библиотека и
военно-морская кафедра Ленинградского Арктического Училища. После закрытия училища в нем размещались различные фирмы и строение снова пришло в упадок. Никто не решался браться за восстановление комплекса и казалось, что возродить его невозможно.
1986 г. - пожар во дворце, в котором сгорели залы 2 - го этажа.
1990 г. - училище расформировали. Дворец продолжал разрушаться.
1995 г. - установлен памятный знак, рассказывающий, что на оккупированную фашистами территорию, высадился морской десант
Балтийского флота, принявший неравный бой. Во время сражения старинная Спасо-Преображенская церковь сгорела и на ее месте сейчас установлен крест.
Начало 2000-х - обращение группы энтузиастов к Президенту Путину, в котором просили спасти Дворец.
(в составе группы были: тогдашний президент государственного музея - заповедника Петергоф В.Знаменов, директор Русского музея П. Гусев,
председатель Геральдического совета при Президенте Г. Вилинбахов, народный артист К. Лавров)
В 2000 году Константиновский парк перешел в ведение администрации Президента России и здесь начались работы по восстановлению комплекса.
Курировал проект лично Президент России Владимир Путин. За полтора года была проделана колоссальная работа.
По сохранившимся чертежам реставраторам удалось восстановить фасады и интерьеры дворца.
Были воссозданы покои князей и музыкальный салон, кабинет, в котором князь Константин Константинович сочинял стихи.
Заросший и разрушенный парк также был благоустроен.
Обмелевшие каналы и водоемы очистили и углубили для приема яхт и судов, дорожки покрыли каменной крошкой, а перед южным фасадом
установили памятник Петру I.
Были реализованы замыслы, существовавшие только в проектах - построены мосты и фонтаны, которые планировались создать первоначально.
Архитекторы и строители только на проектирование планировали потратить 5 - 7 лет, ведь надо было не только отстроить и обустроить дворец,
но и создать 140 гектарный парк, прорыть каналы, построить более 20 мостов, среди которых 3 разводных, 5 - ти звездочную гостиницу,
"консульскую деревню" из 20 - ти 2 - х этажных коттеджей.
Круглосуточно на стройке работали более 12500 человек, проектирование шло, практически, одновременно со строительством,
так что вы не поверите, но объект не только спроектировали, но и ПОСТРОИЛИ И СДАЛИ "ПОД КЛЮЧ" ЗА 18 МЕСЯЦЕВ!!!
Больше всего проблем доставила Служба протокола, по требованию которой были учтены и построены отдельные входы для президента - хозяина
(основной и резервный) президента - гостя, официальных делегаций, приглашенных лиц, прессы, сотрудников, обслуживающего персонала, охраны и т.д.
В итоге получилось около 15 входов. А еще ведь во дворце нет своей кухни, так что блюда доставляют из расположенного рядом отеля "Балтийская звезда", специальные люди, на специальном транспорте, по специальным лестницам.
продолжение следует...