Далее идем по длинной асфальтированной дорожке. Можно ориентироватья по плану на левом фото (эта схема висела у входа в прошлый приезд).
Более полное впечатление будет, если смотреть по схеме из путеводителя (правое фото)
Сразу слева увидите Водосвятскую часовню и игуменский корпус. А по правой руке - Церковь Иоанна Златоуста, восьмигранную колокольню
и Никольский собор. Проход к келейным корпусам закрыт.
В 2010 начаты работы по устройству водосвятной часовни во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сейчас она освящена и открыта.
На левом фото - 2015 год, справа - 2020 год
Храмы во имя св. Николая ставили «от потопа и беды на войне и на море». В синодиках монастыря, относящихся к XVII в.,
сохранилась запись о том, что создателями обители были Стефан, Давид, Дмитрий и их сродники, далее приписан Григорий и его сродники.
В документы такого рода заносились крестильные имена без дат. Возможно, что речь идет о купцах одной или нескольких торговых артелей,
действовавших еще в XII в. и заказавших постройку храма.
Не исключено, что в тот период храм был посадским, городским, а не монастырским. Очевидно, что сама церковь находилась некогда в
гуще посадских строений.
Собор Святителя Николая Чудотворца - самая старая постройка на территории обители. Он был построен еще в домонгольское время, т.е. это еще в XII веке.
Верхняя часть собора была неоднократно восстановлена.
В 1628 г. на месте обветшавшегося здания был построен новый собор. В дальнейшем он переделывался и в конце XVII, и в XIX в.
Вот так выглядел храм в 1910-х годах.
А вот так выглядит собор сейчас. На фото слева (2015 год) крест еще на своем месте. На фото справа (2020 год) он уже стоит рядом.
А мы так надеялись, что за 5 лет что-то изменится в лучшую сторону.
С 1958 г. он стоит, словно раздетый: сбита штукатурка, обнажена кладка. Реставраторы, пытаясь освободить первоначальное здание,
«сгоряча» сломали обстройку собора конца XVII в., при этом погибло и крыльцо с лестницей в главный молитвенный зал.
Здание было законсервировано, зато выяснилось, что его кладка включала целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка
и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича.
В этой же технике были выполнены и подкупольные столбы до высоты сводов подцерковья. В западной стене церкви уцелела часть лестницы на хоры. Раскопки и натурные исследования привели специалистов к убеждению, что нижняя часть храма возведена во второй половине XII в., скорее всего в 1160-е гг., а верхняя его часть построена в более позднее время. При этом строители стремились возвести новые части как можно ближе к исходному образцу. Так над землей возник как бы двойник по большей части несохранившегося сооружения.
(Информация отсюда http://www.ladogamuseum.ru/dosto/dosto/15)
Церковь Иоанна Златоуста Наверх
Очень необычный и очень красивый храм. Он выделяется среди прочих строений.
В Храме смешались и черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), и готики (вытянутые стрельчатые окна,
окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными
бочковидными колоннами)
Он строился по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872гг.
Алексей Максимович Горностаев (1808—1862) - русский архитектор и художник, педагог, один из первопроходцев «русского стиля»,
академик и профессор Императорской Академии художеств. Рисовал виды городов, изучал русскую старину. Автор дачных построек на
Аптекарском и Каменном островах, надгробных памятников в Санкт-Петербурге и окрестностях.
Работал на Валааме (Никольский и Белый скиты, странноприимный дом и др.), в Троице-Сергиевой пустыни (Сергиевская и надвратная
церкви, братский корпус, часовни), в Старой Ладоге (церковь Иоанна Златоуста Никольского монастыря, больница в Успенском монастыре и др.),
в Тихвинском уезде. Автор сооружений в Суздале, Тамбовской и Тульской губерниях, Пинске и Мценске, Соловецком монастыре.
Автор Успенского собора в Хельсинки — крупнейшего православного храма в Северной Европе.
Храм Иоанна Златоуста – единственное место в монастыре, где можно попасть на службу.
Нам повезло в этом отношениий, мы были в воскресенье.
Вход в храм украшает готическое крыльцо, украшенное двумя гранитными колоннами.
Внутри Храма снимать не годится, тем более во время службы, поэтому фотографии внутреннего убранства взяты из свободных
источников, имена авторов сохранены.
Внутри храм очень нарядный и величественный.
Четыре готические колонны из карельского селувийского гранита поддерживают свод.
А сам свод расписан аквамариновой краской, которая символизирует небо - творенье Божье и звезды - бесконечность.
В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую
кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого.
По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя
Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского.
В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава
Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа
Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности
роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами.
>
Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками
Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты
деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился. От него осталась позолоченная арка, выполненная
из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы.
В левой малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь великомученика Назария. В советское время в церкви размещался склад СХТ, что повлияло на живопись храма.
В 20-х годах 20 века монастырь закрыли большевики, но до начала 30-х годов при монастыре монахи организовали рыбколхоз.
После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной она использовалась как клуб.
http://www.golddomes.ru/ladoga/lad21aa.htm
Игуменский корпус, как и большинство хозяйственных построек монастыря, был сооружен в XIX в.
Наибольшего расцвета Никольский монастырь, достиг при архимандрите Аполлосе, деятельность которого начинается в 1846 году.
Аполлос (Алексеевский или Алексеев), архимандрит Московского Новоспасского монастыря, сын священника, род. в Малороссии
в 1778 г., ум. в 1859 г. Образование получил в Новгород-северской, Черниговской и Александро-Невской семинариях.
1803 г. постригся в монашество с именем Аполлоса и состоял в Тихвинском училище инспектором и учителем по разным
предметам,рукоположен во иеродиакона, 1804 г. – в иеромонаха, 1805 г. возведен в сан архимандрита Пекинского Сретенского
монастыря.
Деятельность архимандрита Аполлоса обратила внимание духовного начальства, и в 1813 г. Аполлос был перемещен в Ярославский
Толгский монастырь и назначен ректором ярославских училищ, цензором проповедей и присутствующим в консистории.
С 1816 г. Аполлос был настоятелем Московского Знаменского, и ректором Заиконоспасского духовного училища,
с 1817 г. – Богоявленского,
с 1821 г. – Воскресенского Новоиерусалимского и
с 1837 г. – Новоспасского монастырей. В то же время Аполлос присутствовал в консистории, был благочинным монастырей и ректором московских училищ.
Аполлос в июне 1846 года назначен строителем староладожского Николаевского монастыря
При Аполлосе были построены хозяйственные постройки деревянные жилые службы, сараи, хлева и конюшни на каменных столбах.
За монастырем были открыты «плитные ломки и кирпичный завод, для обжига кирпича и плиты на известь».
Продолжение следует...
Крепость Старая Ладога