Главная

Новости сайта

Карта
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop

powerpoint
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
Путешествия
Города России

Кремли и крепости

Монастыри и храмы

Дворцы и музеи

Отели и гостиницы

Кафе и рестораны
Виртуальный музей
СССР

музей

увлечения
Марки

Монеты

Открытки

 фриволите
Библиотека
книги

ноты
педагогика педагогика

Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

Репутация сайта - Tapenik.ru

Путешествие из Петербурга в Пушкин

    Монастыри. Соборы. Храмы:

     В Пушкине (Царском Селе) мы бываем очень часто. Для всех петербуржцев это один из любимых пригородов, наряду с Петергофом, Павловском и т.д. Но эта поездка была особенной - мы побывали в Александровском дворце. Дворец собирались закрывать на реставрацию, летнее отпускное время, в общем мы бродили по дворцу почти в одиночестве. Это, пожалуй, самое идеальное посещение музея. когда можно спокойно рассмотреть каждый экспонат. А во Дворце уж было на что полюбоваться!!! Да и фотографировать можно было сколько угодно.


Пушкин (царское село) - притягивает нас св и своей близостью к городу. и красотой, и многоликостью. В зависимости от погоды, от времени года, а порой и настроения, мы выбираем соответствующий маршрут. Летом, в яркую солнечную погоду мы предпочитает главный "Царственный" вход - со стороны дворца. А вот золотой осенью - замечательные пейзажи можно увидеть, если войти в парк со стороны Орловских ворот.

Очень красивые, величественные ворота стоят на дороге, ведущей из Царского Села в Гатчину. Причина такого расположения очевидна - в Гатчине находилось имение фаворита Екатерины - Григория Орлова.

Эта триумфальная арка стала прижизненным монументом в честь Орлова, который сумел остановить эпидемию чумы в Москве в 1771 году. На фризе ворот со стороны Гатчины приведена строка из стихотворного послания к генералу поэта Василия Майкова: «Орловым от беды избавлена Москва». С парковой стороны приводится более подробное описание заслуг князя, написанное, возможно, самой Екатериной II.

В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, которую занесли с шерстью животных из южных районов. В день умирало по 200–1000 человек и люди не знали, как с болезнью бороться. Единственное, что они делали — собирались толпами у Варварских ворот и молились перед чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери. Чтобы предотвратить распространение чумы архиепископ Амвросий запретил молебны. В Москве вспыхнул бунт, в результате которого Амвросий был убит разъяренной толпой. Тогда Екатерина II наделила своего фаворита, графа Григория Орлова особыми полномочиями и отправила в Москву.

Орлов принял меры для предотвращения волнений и улучшения санитарного состояния Москвы: он запретил хоронить умерших в черте города, а зачинщикам массовых скоплений народа выносились суровые наказания. В результате эпидемия чумы отступила.

Орловские ворота построены в 1777–1782 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди на месте временной деревянной триумфальной арки. Величественное сооружение высотой 15 метров сложено из цельных мраморных блоков разных цветов — белого, серого и синеватого, розового и красного. При создании памятника архитектор использовал такие элементы древнеримской архитектуры, как колонны и пилястры на пьедесталах, размещенные по сторонам высокой арки.

Орловские (Гатчинские) ворота построены в честь князя, генерал-фельдцейхмейстера Григория Орлова, сумевшего

В 1781 году Орловские ворота сделали запирающимися, а через шесть лет на Оружейных заводах в Сестрорецке по проекту архитектора Джакомо Кваренги были отлиты железные решетки, которые установили по обеим сторонам ворот.

До самой революции у Орловских ворот стоял часовой Лейб-гвардии Его Величества гусарского полка. Эта традиция сохранилась еще со времен Екатерины II. По легенде, императрица была недовольна, что с розового поля крали розы и она приказала поставить часового рядом с особо редкими их сортами. Прошли годы, розы одичали, а на престол взошел Николай I. Когда же император узнал о причине дежурства часового, то сохранив традицию своей бабушки, приказал перевести охранника к Орловским воротам, где долгие годы продолжал дежурить представитель Лейб-гвардии Его Величества гусарского полка

Под Орловскими воротами проходит подземная труба, — это часть Таицкого водовода, по которому вода из Таицких ключей шла к прудам парка и в Царское Село. В настоящее время Таицкий водовод практически не работает и пруды Екатерининского парка питаются, главным образом, дождевой и талой водой. Нарушен естественный приток воды в пруды, теперь уже больше напоминающие болото.

Между Александровским и Екатерининским парком проходит Подкапризовая дорога, получившая свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризу. Большой и Малый каприз — это искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой.

Существует две легенды происхождения названия сооружений: По одной из них, рассматривая сметы на садовые работы в Царском Селе, Екатерина II сомневалась, утвердить ли их, но все же подписала документ со словами: "Быть так, это мой Каприз". Существует и другая версия, согласно которой, на въезде в Царское Село находились гауптвахта и шлагбаум. Именно у гауптвахты императрица говорила кучеру, в каком направлении надо ехать и, смеясь называла этот пункт своим Капризом.

Надо отметить, что Екатерина II, как, впрочем, и Елизавета Петровна, никогда не сообщали заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжали в тот момент, когда этого никто не ожидал. Большой каприз был построен в 1772–1774 годах по проекту архитектора Неелова, строительством руководил инженер Иван Кондратьевич Герард. В основе замысла сооружения стало изображение одной из похожих построек на китайской гравюре XVII века.

Большой каприз представляет собой горку, соединяющую Екатерининский и Александровский парки. В горке устроен тоннель, по которому проходит дорога, ведущая в Александровский парк и Китайскую деревню, а наверху находится беседка в Китайском стиле. Восемь ее колонн, выполненных из розового мрамора, поддерживают вычурную изогнутую китайскую кровлю, подобную той, что установлена на павильоне Скрипучая беседка и домиках Китайской деревни, расположенной рядом.

В 1779 году в беседку Большого каприза ударила молния, павильон был поврежден и в 1786 году, по приказу Екатерины II, перестроен. Новая беседка, восстановленная под руководством архитектора Джакомо Кваренги, была оборудована диковинным молниеотводом. Вероятно, установить молниеотвод Екатерине II посоветовал друг императрицы, французский философ Вольтер, с которым она переписывалась и который один из первых во Франции оборудовал свой Фернейский замок системой молниезащиты.

Арка Большого каприза имеет ширину более пяти метров и высоту — 7 метров. Из беседки открывается прекрасный вид на Александровский и Екатерининский парки Царского села. В наше время беседка была повреждена вандалами и сейчас Большой каприз огражден высоким забором из решетки.

Турецкая баня — это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка. Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828–1829 годов.

Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи — подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.

Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.

Турецкая баня построена в 1850–1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда. Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению — лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.

Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.

Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века). В здании было шесть помещений — Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение. Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан

Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005–2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село.

Александровский парк

Стоило войти в парк, как появилось удивительное чувство восторга и покоя одновремено! Мы шли по прекрасному и живописнейшему Александровскому парку (свое имя парк получил по имени императора Александра I) и все больше погружались в эту, поистине неземную красоту природы. Если рука человека и присутствовала при создании этого природного шедевра, то это был талантливый человек.

Здесь не так много народа бывает, как в соседнем - Екатерининском парке, поэтому в парке уютно, несмотря на его огромные размеры (его площадь составляет почти 200 га). Красоты природы пересказывать нет мысла, надо погулять здесь и влюбиться в это чудное место, как влюбились мы!

Мы гуляем по парку дальше, и вот уже словно дивное видение появляются очертания дворца через кружево зеленой листвы. Подходим все ближе, деревья расступаются, и красавец дворец позволяет любоваться собой.

Целиком дворец прекрасно смотрится через так называемый "Фасадный" пруд, который был вырыт перед дворцом. Вот только жаль, что он уже порядком зарос, а ведь когда-то здесь бурлила жизнь. Катались на лодочках дамы в красивых платьях и галантные кавалеры...
>

Александровский дворец был построен по распоряжению Екатерины II в честь бракосочетания ее внука, будущего императора Александра I и княжны Елизаветы Алексеевны.

Этот дворец очень любил Николай I, а с 1904 года он стал постоянной резиденцией Николая II. Как известно, именно здесь родился наследник престола Николай в далеком 1868 году, а с 1894 года семья проводила лето именно в Александровском дворце. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; Здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам - раньше там находились жилые помещения. По сравнению с помпезным Екатерининским дворцом двухэтажное здание кажется довольно простым, однако Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма.

Главный северный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой коринфского ордера - в центре располагались залы парадной анфилады.

Перед колоннадой центрального входа установлены две скульптуры - "Юноша, играющий в бабки" (Н.Пименов) и "Игра в свайку" (А.В.Логановский) Обе скульпитуры были отлиты в чугуне в 1838 году и выставлялись на выставке 1836 года в Академии художеств

В прежние времена "бабки" - была популярная народная игра, наподобие городков, только выбивать надо было костяные фигуры, расположенные в круге, а вместо биты использовалась более крупная кость, залитая свинцом - "биток". Именно биток и держит в руке юноша на скульптуре.

А.С.Пушкин, увидев эту работу Пименова в гипсе (в сентябре 1836 года в Академии художеств), подбежал к скульптору и громко воскликнул: «Слава Богу, наконец и скульптура на Руси явилась народною!». А потом якобы тут же на листке бумаги написал стихотворение:
    Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено,
    Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.
    Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
    Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

     Смысл "игры в свайку" состоит в следующем. "Свайка" по форме напоминает большой гвоздь с широкой шляпкой, иногда сферической или иной формы. Цель игры - так швырнуть свайку, чтобы ее острый конец воткнулся в землю внутри уложенного на землю или нарисованного на ней кольца.

Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

Венецианец Антонио делла Джакомо (1757-1833) был приглашен в Россию в качестве художника-орнаменталиста. Работая здесь в тесном сотрудничестве с Д. Кваренги, он делается последователем его художественной системы, основанной на геометрической тектонике взаимоподчиненных элементов. Пейзажные композиции художника отвечают эстетическим принципам пейзажа-идиллии эпохи рококо, вместе с тем представляя реальную местность.

Джакомо Феррари (1747-1807) специализировался в основном на фигуративных изображениях. Его декоративные пейзажные панно отличаются большей фантастичностью и в некоторых случаях носят оттенок литературности, включая пасторальные мотивы или изображения мифологических персонажей.

Залы Парадной анфилады располагались вдоль садового фасада дворца.

В центре анфилады - Полукруглый зал, к нему с восточной стороны примыкает Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). Разделены эти залы между собой высокими арками. Все стены парадных залов покрыты искусственным мрамором чудом сохранившимся со времён постройки дворца. Залы парадной анфилады после длительного запустения были отреставрированы к 300-летию Царского Села и открыты в июне 2010 года.

Полукруглый (Третий Парадный или Средний) зал находился в самом центре Парадной анфилады. Его название связано с планировкой дворца, одна из стен зала в плане представляет собой полуокружность на которую опирается купол дворца. Это одно из самых больших и нарядных помещений. Здесь проводили официальные мероприятия и приемы для гостей. При Николае II здесь на Рождество зажигалась елка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

На стене зала можно увидеть небольшой фрагмент росписи сводов. К сожалению, сама она была уничтожена (закрашена белой краcкой) по приказу императора Николая I.

Комната украшена полотнами известных художников. Противоположную стену с каминами украшают два больших пейзажа работы Айвазовского -"Вид Константинополя" и "Буря перед Евпаторией"

В центре зала - ваза-канделябр. Она подарена императрице Александре Федоровне королем Фридрихом Вильгельмом III. Позднее для нее были специально изготовлены бронзовые цветы, в отверстия которых вставлялись свечи.

Золоченая мебель, мраморные камины, зеркала, составлявшие убранство зала, были подобранны Кваренги с большим вкусом. Особенно замечательны были два торшера с синими стеклянными колоннами и с хрустальными подвесками вокруг чаши со свечами.

Из окон зала открывается великолепный вид в глубину Александровского парка, а дверь красного дерева вела на открытую колоннаду дворца.

Портретный зал был оборудован на месте Второго Парадного зала, симметричного Четвертому Парадному залу (Бильярдному залу или Мраморной гостиной). Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи.

В Портретном зале находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером. В центре висела картина, изображающая Николая I в окружении группы всадников – его свиты. По сторонам этого полотна располагались портреты сыновей императора.

На стенах портретного зала висит огромная картина изображающая владельца дворца императора Николая Первого верхом на скачущей лошади в окружении свиты работы любимого художника императора Ф. Крюгера. По сторонам от императора расположены портреты четырех сыновей Николая Первого — Александра, Константина, Николая и Михаила.

Мраморную гостиную украшает золоченый мебельный гарнитур в малиновых тонах, зеркала и шкура амурского тигра. В углу Мраморной гостиной - камин и столик с вазами, канделябрами и часами. Эмаль, которой покрыты напольные вазы, называется весьма брутально: "бычья кровь".

На стенах размещались портреты английской королевы Виктории работы художника Г. Гальтера и восседающей на троне Александры Федоровны, кисти Т. Неффа, а также два пейзажа, выполненных итальянским мастером Карелли.

отчего гостиная получила второе название - "Биллиардный зал".

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

Семья Николая II была не только императорской, но и просто человеческой, в которой рождались и росли дети. И у этих детей было почти все так же, как и у остальных детей. Дети учили уроки, гуляли по парку. У них были свои радости и свои беды.

Во всех императорских резиденциях Николая II были игральные комнаты. При этом игрушки девочек хранились в их комнатах, а цесаревичу Алексею «по статусу» была выделена «своя» отдельная игровая комната, причем это была самая большая комната на детской половине.

В игральной комнате наследника было огромное количество игр и игрушек, которые дарили близкие и дальние родственники. Подарки и подношения цесаревичу стекались со всей страны: рабочие Пермских пушечных заводов преподнесли модель скорострельной пушки системы «Канэ»; рабочие завода Гена — коллекцию миниатюрных земледельческих приборов; ученики Одесской ремесленной школы прислали набор слесарных инструментов собственной работы; депутация oт Сибирских казаков — полное воинское снаряжение казака в миниатюрном виде, а художник А. Пржецлавский изготовил макет, изображавший праздник в станице, расположенной на главной линии казачьих укреплений Северного Кавказа, с представленными отдельными эпизодами жизни казаков.

Камергер С. К. Хитрово подарил наследнику собственноручно изготовленную рельефную панораму Бородинского боя, представлявшую самый разгар сражения (всего на панораме было расположено 6150 солдат и 120 литых орудий).

Президент Французской республики А. Фальер во время визита в Санкт-Петербург в 1908 году преподнес наследнику электрическую железную дорогу. На плошали в 15 квадратных метров, изображавшей местность около Дюнкирхенского порта, был протянут железнодорожный путь длиною около 20 метров, вдоль которого располагались всевозможные железнодорожные сооружения: стрелки, диски, шлагбаумы, домики сторожей, товарные станции, склады, мост через реку и т. п. Здание станции представляло собой точную копию Северного вокзала в Париже, а сам поезд состоял из локомотива последнего типа, пассажирских и спальных вагонов и вагона-ресторана с обедающими в нем куколками.

Близкий друг императорской семьи Анна Вырубова вспоминала, что дети «радовались и небольшой кустарной вещице и недорогой игрушке так же, как и дорогому подарку». На Рождество здесь устраивалась елка для всех детей.

В детских сохранились игрушки цесаревича, фарфоровые куклы, принадлежавшие Великим княжнам, их платья, аксессуары и даже бланк с расписанием занятий.
(Информация отсюда - https://history.wikireading.ru/340655)

Повседневная жизнь царских дочерей была довольно аскетична. Мать воспитывала дочерей так же, как воспитывали ее саму – по английской «викторианской» модели.

Одна из мемуаристок, часто бывавшая в комнатах великих княжон, упоминала, что «сестры спали на походных кроватях – так было заведено еще в царствование императора Александра III, который полагал, что царские дочери не должны спать на более удобных постелях, пока не выйдут замуж». На кровати были уложены волосяные матрацы с тощими подушками под голову. «Английский воспитательный аскетизм» сложился уже при детях Павла I, когда детям в обязательном порядке на завтрак подавалась овсяная каша, в их спальнях было много свежего воздуха, им полагалось пользоваться холодным душем в ванных комнатах. И все они спали на раскладушках – походных кроватях.

Поскольку семья жила довольно замкнуто, то воспитывала девочек сама императрица, без привычных штатных воспитательниц. Только в январе 1907 г. Александра Федоровна пошла на уступки, согласившись назначить воспитательницей дочерей свою фрейлину Софию Ивановну Тютчеву (1870–1957).

Спустя многие годы С.И. Тютчева, вспоминала, что «так называемая “детская половина” помещалась на втором этаже Александровского дворца и занимала ряд смежных комнат. Здесь были две спальни, ванная, игральная, две классных и столовая. При детях были старшая няня Мария Ивановна Вишнякова, более известная под именем Мэри, особа лет тридцати с лишним, и ее помощница Александра Александровна Теглова – Шура, лет 23-24-х, а также две молоденькие комнатные девушки Нюта Уткина и Лиза Эльсберг.

При наследнике, кроме няни, находился матрос Деревенько».

По словам воспитательницы, «две старшие девочки спали в комнате с Шурой, а две младшие и наследник с Марией Ивановной». Тогда, в 1907 г., Ольге было 11 лет, Татьяне – 9, Марии – 7 и Анастасии – 5 лет. Цесаревичу шел третий год. Ни у кого из детей Николая II отдельных комнат не было и даже старшие девочки спали с воспитательницей. Стандарты жизни того времени были таковы, что все дети, даже разнополые и разновозрастные, могли жить вместе.

Затем девочки переодевались и шли завтракать, иногда с родителями (в 13.00), проводя после завтрака с родителями еще около часа. С 14 до 16 воспитательница снова гуляла с детьми по Александровскому парку.

Иногда с дочерьми после завтрака гулял отец. Особенно часто это было зимой, когда он расчищал для них пруд, на котором девочки катались на коньках. Каждую зиму с помощью матросов Гвардейского экипажа дети с отцом строили снежную крепость и ледяную горку, с которой с удовольствием катались.

В 16.00 девочкам подавали чай, затем старшие садились готовить уроки. В конце дня Ольга и Татьяна по расписанию занимались музыкой или могли делать, что хотели. Часто в это время С.И. Тютчева им читала, а они или рисовали, или работали. Под работой понималось самое разное рукоделие (вязала на спицах даже маленькая Анастасия), что всячески поощрялось Александрой Федоровной.

Примерно в 19 часов старшие девочки начинали готовиться к обеду с родителями. Дело в том, что к обеду, подававшемуся в 20.00, императрица всегда выходила «в бриллиантах» и девочки должны были этому соответствовать.

Это расписание, конечно, с возрастными поправками, сохранялось примерно до 1914 г.

Классные комнаты девочек располагались на втором этаже на Детской половине. Поскольку девочки жили парами, то и классные комнаты были у них отдельные. Классные комнаты представляли собой функциональные помещения с довольно скромными интерьерами. В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета. Пол закрывал бобриковый ковер цвета морской волны. Мебельный гарнитур был изготовлен из ясеня.

В 1907 г. распорядок жизни детей был следующий: дети вставали в 7.30 утра, через полчаса им приносили утренний завтрак. Воспитательница приходила к детям около 9 часов, и они все отправлялись гулять, невзирая на погоду. Пред прогулкой одетые девочки спускались на половину родителей – поздороваться. Прогулка длилась около часа, затем, в 10 часов, у Ольги и Татьяны начинались уроки, продолжавшиеся с небольшими перерывами до 12.45. В июне 1905 г. Александра Федоровна писала о старших дочерях Ольге (десятый год) и Татьяне (семь лет): «Дети прекрасно справляются со своими уроками, у них есть также преподаватели английского и французского. Они много ездят верхом, что доставляет им огромное удовольствие».

На половине императрицы Александры Федоровны сохранился лишь один интерьер — Угловая гостиная, замыкавшая Парадную анфиладу Александровского дворца, созданную Д. Кваренги в конце XVIII века. В этом помещении императрица принимала министров, иностранных послов и депутации; здесь устраивались концерты, в которых участвовали члены императорской семьи; несколько раз в этой гостиной собирались заседания Императорского Исторического общества.

Первоначально стены белого искусственного мрамора были украшены пятью большими зеркалами, снятыми при переделках в середине XIX столетия. В 1900-х годах убранство гостиной императрицы составляла мебель XVIII века и предметы, изготовленные придворными фабрикантами Ф. Ф. Мельцером и Н. Ф. Свирским на рубеже XIX и XX веков, два концертных рояля и фисгармония, множество портретов, бюстов, миниатюр, а также гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», принесенный в дар императорской чете французским президентом Э. Лубе во время его визита в Россию в 1902 году. Отделка Угловой гостиной значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны; интерьер был восстановлен в 1947–1951 годах. В настоящее время в гостиной представлены ковер, гобелен, живопись и керамика, находившиеся здесь при последних владельцах, а также другие уникальные предметы из убранства залов Александровского дворца.

Кленовая гостиная императрицы являлась одним из самых выразительных интерьеров русского модерна. Задумана и воплощена она была в 1903-1906 гг. по эскизам Романа Мельцера на фабрике его брата Фридриха Мельцера. Предметы убранства и обивка мебели в ней были выдержаны во всех оттенках зеленого цвета. к сожалению, отделка гостиной погибла в годы войны. В помещение устроили хоры-антресоль с лестницей из мореного клена, расположенные напротив кабинета Николая II, орнаментированные резьбой из дерева, так же как и стены и гипсовый потолок. Нижнюю часть стен, окрашенных розовой мастичной масляной краской, украшал барельеф, изображающий стилизованные стволы роз, превращающиеся у потолка в листву и цветы. Пространство комнаты организовывали уютные уголки; ее убранство, состоящее из сорока предметов встроенной и отдельной мебели, было аналогично убранству Парадного кабинета Николая II. Следующие два зала - бывшая Кленовая гостиная (№6 и №5) императрицы Александры Федоровны, разделенная на две комнаты. От самой Кленовой гостиной, ее интерьера, сегодня ничего не осталось. По мнению современников Кленовая гостиная была одним из выдающихся образцов модерна. В экспозиции представлены лишь небольшая часть предметов интерьера, сам интерьер не сохранился, он полностью погиб в годы войны. В первой комнате - экспозиция. посвященная наследнику престола цесаревичу Алексею. Она составлена из предметов, находившихся в спальне, игровой, классной и других комнатах, находившихся на втором этаже. "Киот о шести отделениях" с пятьюдесетью иконами, изготовленный по проекту архитектора С.Данини на фабрике Мельцера, угловой ясеневый шкаф, классная доска букового дерева в стоячей раме, игрушки, мундиры... В этой гостиной царской семье подавался послеобеденный кофе, здесь же накрывался стол для вечернего чая, после которого император, закурив папироску, читал телеграммы, императрица вышивала на пяльцах, дети играли на ковре; сюда приходил Григорий Распутин. В Кленовой гостиной семья17 февраля 1917 года, прощалась с Николаем II, когда он сильно расстроенный, в последний раз "в качестве царя" уезжал в ставку.

продолжение следует...

Copyright © 2022 tapenik.ru

Copyright © 2022 tapenik.ru