Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм.
Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в
Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.
У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые.
С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.
Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м,
ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста
центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[3]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов
между столпами заметно отличаются.
Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены
двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.
Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской
государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Три года длилась работа над памятником. Обучаясь лепке у И. Н. Шредера, Микешин привлек его к выполнению проекта, как и А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Р. К. Залемана, A. Обера, братьев Лаверецких и других профессиональных скульпторов. Эта артель под руководством Микешина и по его эскизам осуществила в материале подготовительную и окончательную модели произведения.
Впоследствии Микешин пользовался таким коллективным методом работы и при осуществлении других своих проектов — памятников Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) и т. д.
По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи.
Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской
и новгородской истории – атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.
Общая высота памятника – 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента – 9 метров, шара-державы – 4 м., окружности горельефа – 26,5 метров.
Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.
Ярославово Дворище
Новгород - город, в котором хотя бы раз побывал каждый человек. А для Петербуржцев он в пределах 3-х часов езды на машине.
Но все наши поездки были очень недолгими, чаще проездом. Поэтому всегда заходили в кремль, а в Ярословово городище попали впервые.
Специально забронировали номер в таком отеле, чтобы прямо из окон можно было любоваться старинными постройками Ярославова городища.
Ярославово Дворище - исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода.
В настоящее время урочище Ярославово Дворище и Торг включает в себя обширное пространство между Большой Московской улицей и берегом Волхова и
между Иваньской и Никольской улицами, что несколько отличается первоначальной топографии обоих урочищ, как Ярославова Дворища так и Торга.
Воротная башня Гостиного двора Наверх
Воротная башня Гостиного двора (Гридница или «Ярославова башня») входила в комплекс Гостиного двора. Она представляет собой трёхэтажное
здание, расположенное к северо-западу от Николо-Дворищенского собора на территории Ярославова дворища.
В ней две проездные арки, а над над средней частью возвышается восьмиугольная башня, увенчанная шатром.
Воротную башню, так же, как и Гостиный двор строил «подмастерье каменных дел» Гурий Вахромеев, по проекту и сметным чертежам Семёна Ефимова.
На сегодняшний день это единственная сохранившаяся постройка конца XVII века. Помещения Воротной башни открыты для посещения, они отреставрированы,
и в них располагается выставка уникальных предметов - «Христианские древности. Художественный металл XI–XIX вв.»
Мы посетили выставку и можем определенно сказать - выставка потрясающая!
На трех ярусах башни - кресты, амулеты, миниатюрные иконки, церковная утварь, амулеты-змеевики, наперсные иконки, створчатые панагии,
уникальные рипиды, образцы церковной посуды; предметы церковного обихода XVII-XIX веков – дискосы, звездицы, блюда, требные тарели,
дарохранительницы, ковчеги, рукомой, изготовленные, в основном, из олова; изделия старообрядческих мастерских конца XVII-XIX веков.
Просто посмотреть на все экспонаты - это здорово, но когда есть возможность еще и сфотографировать, и увезти с собой бесценные кадры - это еще лучше.
Поэтому очень хочется поделиться вей этой красотой с вами, дорогие гости сайта
Улицы. Площади. Парки:
Улицы. Площади. Парки:
продолжение следует...