.



кнопка Главная

кнопка Новости сайта

кнопка Карта
кнопка Дизайн
кнопка Вирт.музей

кнопка СССР
кнопка Дизайн
кнопка Шрифты

кнопка Рисунки
кнопка энциклопедии
кнопка Петербург

кнопка Композиторы

кнопка Художники

кнопка Библиотека
кнопка Увлечения
кнопка Путешествия

кнопка Марки

кнопка Монеты

кнопка Открытки

кнопка Рукоделие
кнопка Копилка



200stran.ru: 
показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

200stran.ru: 
показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
ЗАЛ КОНСТАНТИНА ПЕТРОВСКОГО

Предисловие ученицы и жены

     Этот рассказ для тех, кто любит мемуары и интересуется историей.

     Константин Александрович Петровский, Заслуженный артист России, ветеран войны и труда, прожил жизнь длиною в 97 лет. Он был бы очень рад знать, что о нём помнят его современники и узнают о нём новые поколения людей, которых он очень любил.
     Мы с Константином Александровичем в браке прожили 25 лет. Он был значительно старше меня, но его возраст не был нам помехой. Он утверждал, что смысл жизни в любви. Я согласна с ним, только с любовью стоит идти по жизни.
         Здесь мною изложены его воспоминания, оригинальные, весёлые и грустные истории его жизни. И это далеко не всё, что можно о нём рассказать. Жаль, что читатели не смогут услышать голос Константина Александровича, потому что он был изумительным рассказчиком. Душевное тепло этого человека сопровождает всех, кто близко его знал и общался с ним. Пусть и вас, дорогие читатели, через эти страницы, согреет доброта дяди Кости, именно так называли его все от мала до велика. Привлекаю вас к тому, чтобы и вы стали хранителями светлой памяти о Константине Александровиче Петровском.

     Татьяна Александровна Кондратьева-Петровская. Санкт-Петрбург 2011 г.

«Нелёгкая жизнь в лёгком жанре»

     Имя Константина Александровича Петровского, Заслуженного артиста России, старейшины эстрадно-циркового искусства (его трудовой стаж составляет 80 (!) лет), фигурирует в «Энциклопедии Советской эстрады» рядом с именем знаменитого джазмена, музыканта, артиста – Леонида Утёсова. Они вместе выступали в Московском, затем в Ленинградском Мюзик-холлах и неоднократно на эстрадных подмостках.
         В энциклопедии (см.права) перечислено всё разнообразие жанров, которыми в совершенстве владел синтетический артист Константин Александрович Петровский.
         Константин Александрович Петровский работал в ДДТ «Олимп» с 1994 по 1996 год в качестве педагога дополнительного образования вместе со своей женой и ученицей по оригинальному жанру, специализирующейся в жанре фокусов Кондратьевой Татьяной Александровной. Они вдвоём вели эстрадно-цирковую студию «Кис-Кис», обучая детей младшего школьного возраста от 7 до 13 лет премудростям оригинального жанра: акробатике, жонглированию, степу, сценическому движению, приобщая их к концертной деятельности, создавая оригинальные номера и программы.
         А теперь – подробнее об этом удивительном человеке.


     Константин Александрович Петровский родился в Киеве 26 апреля 1906 года в семье польского дворянина, шляхтича, графа Александра Викентьевича Петровского и русской мещанки Гребенниковой Татьяны Дмитриевны. По известным причинам, в годы преследования людей дворянского происхождения, К.А. писал в анкетах, что он сын служащего.
     Всю жизнь его родители друг к другу обращались по имени и отчеству, были достойными представителями « высшего света». Это проявлялось во всём. Когда маленький Костя в огромной гостиной нарисовал дракона во всю стену, его мама, посмотрев в лорнет на художества сына, невозмутимо изрекла: «Ну что-ж, придётся делать ремонт». А когда он нечаянно разбил баснословно дорогую вазу, мама сказала горничной: «Вы знаете, куда выбросить осколки».
     В детстве у Константина Александровича были четыре няньки – англичанка, немка, их он недолюбливал и обожаемые им француженка и полька. Он даже хотел жениться на них, мама вопрошала - «На обеих? Не будет ли это слишком много и слишком рано?»
     Семья часто бывала за границей. В Италии мама обучала артистов оперы вокалу. Поэтому Константин рос в атмосфере прекрасной музыки, пения, это развило в нём абсолютный слух и это повлияло, в дальнейшем, на его творчество.
     Родители Константина Александровича отличались исключительной добротой. Он сам рассказывал как однажды, когда собрались гости, одна дама, играя на рояле, восхищалась инструментом – «Ах, какой рояль, как звучит!» Александр Викентьевич, отец Константина Александровича, спросил: «Вам действительно нравится этот рояль?», и, услышав утвердительный ответ, позвал мажордома и распорядился отправить инструмент по адресу этой дамы.

     Печально, но умер отец оттого, что в холодный зимний день на улице, встретив замерзающего человека, подарил ему шубу со своего плеча и заболел воспалением лёгких, которое в те далёкие годы не смогли вылечить.

     Константин Александрович всегда о своих родителях вспоминал с чувством любви и обожания. Сам он считал главной задачей жизни творить добро, помогать людям. Так же, как его отец, в своей взрослой жизни, со своего плеча он подарил дорогую шубу инвалиду гардеробщику. Он любил проделывать подобные поступки. Ходили легенды о его щедрых чаевых официантам и таксистам.

Начало пути. Киевский цирк.

     Несмотря на изумительные условия, любовь и уход, Костя очень часто болел, при своей невероятной подвижности и непоседливости, он был хилым мальчиком. Его жизнь перевернуло посещение цирка. Его, как и многих мальчишек и девчнок, водили в цирк в качестве награды за примерное поведение. И вот в цирке его особенно поразили акробаты. Он твёрдо решил для себя, в свои 8 лет, стать самым сильным и ловким.
     Он покинул удобный, комфортный и уютный дом с любящими его родителями и сбежал из дома. Трое суток маленький мальчик добирался лесами и полями до небольшого городка Остёра, где, как он знал, работал передвижной цирк. В планы руководителя труппы появление мальчишки, к тому же сбежавшего из дома, совершенно не входило. Что он умеет? Ровным счетом ничего. А учить тут некому - надо работать. Костя приуныл: куда же теперь? И тут его окликнул воздушный гимнаст японец Мацаура: если будешь мало спать, мало кушать и много работать - оставайся.
     Так началась его творческая жизнь в Киевском цирке - в 1914 году. 8-летний мальчик стал учеником артиста цирка, японца Исиямы Мацауры, который взялся и сумел осуществить мечту маленького Кости. Сам Исияма Мацаура был воздушным гимнастом, он научил и маленького Костю «летать» под куполом цирка.

        В те годы цирковая школа была жесткой, учеников нещадно били. Всякий раз. когда учитель хотел наказать своего ученика, он сначала говорил: "Иджиче сюда, сейчас вы получите чечире раза по морде". За вторую неудачу он снова подзывал ученика и говорил:"Получиче два раза по чечире" и выдавал уже восемь пощечин. Ну и соответственно за четвертую провинность - "чечире по чечире". Причем выдавал он все это добросовестно, с японской тщательностью. На улице прохожие восхищались Костей: "Какой румяный мальчик, такой здоровый цвет лица!" (Из статьи «Чечире по чечире» - на фото слева).

         Только очень мужественный человек, каким оказался 8-летний Костя, смог преодолеть невероятные трудности жизни, чтобы добиться успеха и встать на ноги в прямом и в переносном смысле.


     Первыми учителями Кости Петровского, кроме Мацуры, стали замечательный клоун Павел Александрович Брыкин (на фото справа) и эквилибрист Эдуард Карлович Марцыник – на манеже он именовался Эдди Джокером. Вскоре в программе появился новый номер «Эдди Джокер и Чикки». Костя Петровский получил свое первое цирковое имя.

         Не одну и не две, а множество цирковых профессий пришлось узнать мальчику и постепенно овладеть ими. Костя занимался вольтижировкой на лошади, комическими антре с Джокером, веселой клоунадой с Брыкиным, а также «китайским столом», что означало владение акробатикой, умение делать сальто.

     Вскоре он сам стал создавать номера, особо отмечен знаменитый партерно-акробатический номер «Тик-Так», который он сделал сам и исполнял со своим партнёром – мальчиком Васей Значковым (на фото слева), потом его сменил Жоржик Кашкин (справа) – тоже его ученик.
     Этот номер явился визитной карточкой Константина Петровского, с ним он выступал на лучших концертных и цирковых площадках.

Ленинградский Мюзик-холл

     В 1924 году К.А. Петровский был приглашён работать в ленинградский мюзик-холл, где работал вместе с Николаем Черкасовым, с Леонидом Утёсовым, (который явился впоследствии вдохновителем создания «Цирко-джаза»).
     В программе были использованы все творческие данные К.А. и как автора, и как исполнителя. Эксцентрика, пение, фельетоны, скетчи, акробатика и чечётка, жанры, которыми К.А. владел в совершенстве. Программы с его участием собирали полные залы и пользовались огромным успехом у зрителей.
        За период работы в Мюзик-холле, талант К.Петровского расцветал с каждым днём. Вот что пишет о нём в журнале «Рабочий театр» №30-31 за 1933г. В статье «Мюзик-холл продолжает поиски», стр.20, самый в то время известный, строгий критик Семён Цимбал: «…Но самым, пожалуй, сильным местом конферанса можно считать работу в нём артиста Петровского. На новой программе мюзик-холла стало совершенно ясным, какого живого мастера мюзик-холльной эксцентриады получит советский мюзик-холл в его лице в самое ближайшее время. Создатель и участник превосходного партерно-акробатического номера «Тик-Так», Петровский сейчас последовательно овладевает разнообразным мастерством мюзик-холльного актёра, с равным успехом пародируя мнемо-техника Страйта, имитируя гавайскую гитару, блестяще выбивая «по нотам» чечётку, танцуя, разговаривая и накручивая сальто».

20-е, 30-е годы. Расцвет

     В 20-е, 30-ег.г., во время своего творческого расцвета, Константин Петровский дружил и работал вместе со многими знаменитыми творческими личностями – Исааком Дунаевским, Николаем Павловичем Акимовым, Леонидом Утёсовым, Николаем Черкасовым.
     Порой после представлений они ужинали в «Метрополе», в ресторане гостиницы «Европейская» или в «Астории» с Михаилом Зощенко, Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским, встречались там с Игорем Ильинским, принимали в свою компанию юного композитора Никиту Богословского, даже перечислить трудно весь свет того времени, включая прекрасных актрис – Рину Зелёную, Клавдию Шульженко, Валентину Токарскую и многих других прекрасных и талантливых людей, оставивших о себе светлую память.
        Судьба свела Константина Петровского и с Сергеем Михалковым, когда тот был ещё никому не известным поэтом, но Константин Александрович разглядел в нём незаурядную личность и помог ему в трудную минуту.


Студент Аркадий Райкин учился у Константина Петровского искусству конферанса и эксцентрики.

Маститый актёр МХАТА – Борис Бабочкин, сыгравший знаменитую роль Чапаева, - брал уроки степа у Константина Александровича для роли в спектакле «Большой день» Кершона.


Великая киноактриса Любовь Петровна Орлова пела один концерт в Джазе К.Петровского.

     Сергей Миронович Киров запросто разговаривал с артистом Константином Петровским и его юным партнёром Жоржиком, и именно он распорядился, чтобы Костя «Тик-Так» был устроен в лучших номерах «люкс» гостиниц «Европейская» и «Астория».
А «отец всех времён и народов» - Иосиф Сталин после выступления в Кремле хлопнул Костю по плечу и сказал: «маладэц!»
     Знаменитый кинорежиссёр Григорий Козинцев приглашал К.Петровского сниматься в его фильмах, но Константин Александрович не хотел сниматься, потому что ему важен был живой отклик зрителей, дыхание зала и общение с публикой. Да и просто было некогда, он очень много работал. Правда, Николай Черкасов уговорил его сняться в эпизоде кинофильма «Депутат Балтики», где Константин станцевал чечётку, в роли моряка.

"Цирко-джаз" и "Теа-джаз" Константина Петровского


         Леонид Осипович Утесов явился вдохновителем создания Константином Петровским собственной, авторской, яркой программы «Цирко-джаз» (в 1933г.). Это было явление уникальное и до сих пор неповторимое. К.Петровский руководил "Цирко-джазом"и сам выступал в различных жанрах - танцевал степ, исполнял акробатические прыжки, балансировал на лбу перш с партнером, играл на различных музыкальных инструментах, пел куплеты, конферировал. Это принесло Константину Петровскому большую популярность в довоенные годы.

         С 1939 года "Цирко-джаз" был перепрофилирован в "Теа-джаз"

Годы войны


     Однажды жарким восресным днем джаз-оркестр Петровского - коллектив из 16-ти музыкантов - торжественно с прибаутками высадился из вагона на перроне города Бреста. Здесь предстояли очередные гастрольные концерты. У вагона их встретил не администратор филармонии. а военный с мрачным озабоченным лицом. И артисты узнали: война.
         Константин Александрович Петровский был жизнерадостным, весёлым, остроумным, самоироничным человеком, поэтому, все – кто знал его, вспоминают его с улыбкой. Он с детства, со времени своего раннего становления, обучения в цирке – научился быть мужественным, стойким человеком, а физическая подготовка часто выручала его. Наряду с этим, сила духа и вера в победу спасла ему жизнь.
     Самой своей лучшей роль К.Петровский считал роль начальника эшелона в первые дня войны и очень гордился ею. Об этом - в статье (слева) "Самая лучшая роль" Константин Петровский часто выступал на передовой с фронтовыми бригадами артистов. На фотографии - одно из выступлений в знаменитом авиа-десантном полку Героя СССР Валентины Гризодубовой 3 июня 1942 года.


     В январе 1942 года он лежал в своей квартире с выбитым окном на ул.Рубинштейна, без еды, без воды, с распухшими от голода ногами, потеряв силы, продовольственные карточки были потеряны. Пока хватало сил, он слизывал лёд из чашки, вода замёрзла, т.к. мороз был страшный. Спасал от мгновенного замерзания только лётный комбинезон, подаренный ему лётчиками, при их последней встрече, когда К.А. выступал перед ними.
         И в этом состоянии он всё-таки верил в победу и в то, что он доживёт до неё. Он только твердил себе – «Не спать, не спать!» Знал, что сил проснуться он уже не найдёт.
        И вот, чудо случилось, к нему пришёл Лёня Бродский – администратор Ленинградской филармонии, постучал к нему в дверь. Он пришёл, чтобы пригласить его в качестве конферансье во фронтовую бригаду артистов, которых отправляли на передовую линию фронта, чтобы поднимать дух бойцов. Стучит Лёня в дверь, а у Кости нет голоса, чтобы ответить ему. Костя мысленно посылает ему сигналы: «Открой дверь, открой дверь!» У него, когда он пришёл в квартиру в последний раз, не было сил захлопнуть дверь и она была открыта. Наконец, Лёня догадался нажать ручку входной двери и она открылась. Он воскликнул: «Костя, ты чего молчишь? Нам нужен конферансье, я предложил тебя, нас ждут, пошли»,
         И вот, он поднял Костю и повёл его к месту встречи. В здоровом состоянии это заняло бы 5 – 10 минут, но в тот момент им понадобилось три часа. Голова у Кости кружилась. Наконец, они пришли. К.А. посадили на стул. Члены комиссии спрашивают: «У Вас есть репертуар для выступления на фронте?», Костя кивает головой. «У Вас большая практика конферанса?». Кивок. «Прочтите нам что-то из Вашего репертуара». Молчание. Члены комиссии перешёптываются и затем обращаются к Лёне Бродскому: «Вы видите, Константин Александрович не в форме, отведите его домой, пусть он наберётся сил». Костя думает - ну, всё, это конец!.
         И вдруг, в зал входит какой-то человек, похоже, из комитета госбезопасности и, увидев К.А., узнаёт артиста, говорит: «О, какие люди у нас здесь, сам Петровский собственной персоной!». Ему тут же объясняют: «Вы знаете, к сожалению, Константин Александрович не может выступать, он не может говорить, мы намерены отправить его домой». И этот человек вдруг очень строго даёт распоряжение – «Сделайте всё, чтобы Петровский заговорил!».
         И тут Константин Александрович был окружён таким вниманием и заботой! Ему дали стакан горячего чая с кусочком сахара и с кусочком хлеба, который тут же украли, но, всё равно, путь к жизни открылся. Приказ неизвестного спасителя был выполнен, Константин Александрович пошёл на поправку.

"Пародия на танец"

     Ноги у Константина Александровича ещё долгое время оставались опухшими от голода и он ходил в объёмных резиновых ботах. А ведь он был не только конферансье, акробат, музыкант, синтетический артист, но и виртуозный чечёточник. Но, поскольку звука чечётки в резиновой обуви не было слышно, он придумал остроумный комментарий, сопровождающий его танец. Так родился его знаменитый номер «Пародия на танец». Музыку к нему он тоже придумал сам.
     Впоследствии, танцуя в туфлях со специальными звонкими пластинками на подошвах, вытанцовывая рисунок чечётки, он продолжал сочетать степ с комментариями и заканчивал сальто-мортале. Это было так здорово и так неожиданно, что успех его не удавалось перекрыть его коллегам артистам. Поэтому, он всегда был финалом любой программы. Исполнялся этот номер Константином Александровичем с огромным успехом до его преклонного возраста.

1942-42. Здравствуй, оперетта!

     После ранения, прямо из госпиталя, был приглашён в Областной театр оперетты под руководством Николая Антоновича Дашковского, с успехом сыграл здесь все простаковские роли.
     К. А. Петровский вспоминает:«Я лично никогда ре забуду мою первую работу с Дашковским. Это было в классической оперетте Целлера «Продавец птиц», где мне, молодому тогда человеку, была поручена ведущая роль семидесятилетнего старца — барона Вебса. Поначалу, как он со мной ни бился, у меня ничего не выходило (под общую затаенную радость некоторых актеров). Тогда Николай Антонович повел меня в верхнее фойе и сказал: «Ну вот что, Костя, давай делать роль! Скажи только мне прямо — ты что, на репетиции дурака валял или всерьез так играл?» Я чистосердечно признался, что пока еще ничего не понимаю. «Ну хорошо, — сказал Н. А., — сейчас я тебя познакомлю с бароном Вебсом». И... знакомство состоялось... Без костюма и грима, без декорации и музыкального сопровождения, в холодном неуютном фойе играл для меня Дашковский роль барона Вебса и всех остальных действующих лиц.
         Спектакль «Продавец птиц» стал для меня боевым крещением. Успех роли нарастал с каждым актом. Третий акт шел уже под гомерический смех и аплодисменты всего зрительного зала. После спектакля за кулисы пришел Николай Антонович, обнял меня, поцеловал и сказал: «Молодец, Костя! Вебс получился, — и, обращаясь к коллективу, добавил: — Петровский в этой оперетте сыграл два спектакля — один для артистов, а другой для публики!»


ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ         Наверх

     В послевоенные годы он вновь собрал свой Джаз, состав его менялся, программы были разнообразными и весёлыми. Но начались гонения на так называемый «лёгкий жанр», и он подвергся гонениям и опале, наряду с Михаилом Зощенко и Анной Ахматовой. Не вписывался он в рамки стереотипа героя того времени, в своём фраке и цилиндре со своим степом и Джазом. Это всё трактовалось как упадничество и называлось разными нехорошими словами. Преследовались даже импортные инструменты музыкантов и конфисковались определёнными органами. Но, вызванный на разборку этого дела К.А. – сумел настоять вернуть инструменты музыкантам.
     Несмотря на проблемы, Константин Александрович, всё-таки работал.

     Гастролировал по стране, в качестве конферансье, с популярным в то время киноактёром Борисом Андреевым, сыгравшим во многих памятных кинокартинах военных и послевоенных лет. Они были друзьями.


НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ         Наверх

     Так случилось, что своих детей у К.А. не было и он всё, свойственное его натуре отцовство, посвятил своим ученикам. К своим воспитанникам он относился, как к своей семье. Он не жалел на них ни сил, ни времени и щедро дарил им свои знания и своё человеческое тепло.
     Среди учеников – его юные артисты – партнёры в знаменитом партерно-акробатическом номере «Тик-Так» - Вася Значков, Жоржик Кашкин,
Люба Семёнова, Джамиля Ярошинская,
певица, ставшая примадонной Магаданского театра оперетты – Ирина Ушакова,
Жонглёры Вячеслав Цветков и Олег Иванов,
акробаты Василий Кожевников, Юрий Соколов и Фёдор Калимулин,
саксофонистка, степистка Евгения Жерве,
фокусник Николай Задворнов
вентролог,чечёточница, саксофонистка – Галина Рахман,
каучук - В.Медрано ,
иллюзионистка, чечёточница Татьяна Кондратьеваи многие другие.
         Они все занимались у Константина Александровича в разное время, со всеми он делился секретами актёрского мастерства и помогал выйти в свет.


ГАЛИНА РАХМАН         Наверх

     Дружба тесно связывала Константина Александровича в период длительных гастролей с его талантливой ученицей Галиной Рахман, с которой они проколесили тысячи километров, выступая на самого разного уровня концертных площадках СССР. Галина овладела многими жанрами эстрадного искусства, выступала на сцене как вентролог (номер с «говорящей» куклой), как певица, как ведущая программы концертов. Она исполняла танцы-степ, играла на саксофоне и аккордеоне.
     Будучи синтетическим артистом, К.А. всегда стремился развить в своих учениках таланты в разных жанрах. И умел их распознавать, развить, ему это удавалось.
     Галина вышла замуж за Николая Николаевича Задворнова, талантливого фокусника и дрессировщика, и когда в 1972 году у них родился сын Володя, Константин Александрович заявил, что будет для мальчика дедом, так как к тому времени отец Галины умер. Так они стали его семьёй. Володя так и называл К.А. дедом. Потом Володя вырос и стал отличным видеооператором, Много видеоматериалов о Константине Александровиче снято и сохранено благодаря ему. Так же – как и необыкновенное бракосочетание его деда.


СОЮЗ СЕРДЕЦ         Наверх

     В 1977 году он познакомился со своей будущей женой Татьяной Кондратьевой именно на творческой основе. Она аккомпанировала ему на сцене в конферансе, когда он исполнял куплеты и танцевал чечётку. А танцевал он до 1986 года, несмотря на солидный возраст. И даже в свои 60 с лишним лет делал сальто, во время чечётки, поражая публику. Татьяна параллельно готовила номер «фокусы», репетируя трюки, манипуляцию и разучивая степ. Константин Александрович обучал её оригинальному жанру и компановал номер «Иллюзия, манипуляция».

         16 марта 1978 года они расписались в ЗАГСе на ул.Петра Лаврова, где он поразил заведующую, засомневавшуюся в целесообразности такого неравного брака, сделав стойку на руках прямо в её кабинете, больше вопросов у неё не возникало, расписали их быстро. Константин Александрович женился впервые в свои 72 года на 19-летней девушке, своей ученице, которой он передал свой творческий и педагогический опыт, которая стала ему настоящим другом, и прожили в мире и согласии 25 лет.
         В 1990 году Татьяна завоевала в Москве звание Лауреата Всесоюзного конкурса иллюзионистов. А Константин Александрович Петровский получил Государственную Почётную грамоту и звание «Заслуженный артист России» в 1991 году. Они пышно отметили 20-летие своего бракосочетания 16.03.1998г. в «Первом Дворце бракосочетания» на Английской наб., организованный ученицей К.А. – Галиной Рахман, которая, к тому времени, стала прославленной тамадой в С.-Петербурге. Это событие заинтересовало Петербургское и Центральное телевидение, а также – всю Питерскую, частично – Московскую и даже иностранную прессу (Английскую и Норвежскую), поразив всех своим необычным юбилеем.


К.А.Петровский в ДДТ "Олимп"         Наверх

     Константин Александрович Петровский входил в число самых первых педагогов ДДТ»Олимп». В 1993 г. нас пригласила на работу в ДДТ «Олимп» директор - Наталья Владимировна Алексахина и мы открыли здесь свою эстрадно-цирковую студию «Кис-Кис», продолжая заниматься с детьми Выборгского р-на, создавая оригинальные программы.



ШУТКИ И РОЗЫГРЫШИ. "Байки дяди Кости". Дружба с Никитой Богословским.         Наверх

     Среди артистов были приняты разные розыгрыши. При встречах с Никитой Владимировичем, они вспоминали разные случаи.
         Например, как Костя сделал по просьбе Никиты, сальто в переполненном Елисеевском магазине, никого, при этом, не задев. А Никита, в ответ, писал Косте 16 тактов «вальса-бостона», лёжа поперёк ступенек кафе «Аврора».
     Их оштрафовала милиция в Москве, когда Костя делал стойку на руках на пожарной лестнице высотного дома , а Никита его сфотографировал, фото получилось на фоне кремля, его уничтожили.

         Трудно найти место в Питере, где бы К.А. не делал стойку на руках, я говорю сейчас об Исаакиевском соборе, где К.А. делал стойку на руках на самой верхней смотровой площадке, напугав туристов. Теперь, кажется, не допускают никого на самый верх. Подобных приключений в его жизни не счесть.

     Композитора Богословского и артиста Петровского связывает многолетняя дружба. Никита Владимирович знает закон, многими забытый: дружба имеет не только права, но и обязанности. И потому в благодарном доме Петровских портрет Богословского висит на почетном месте.


ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ. Юрий Сергеевич и Сергей Юрьевич Юрские         Наверх

     Юрий Сергеевич Юрский (отец хорошо всем известного знаменитого актера Сергея Юрьевича Юрского) был особенным человеком в жизни Константина Александровича Петровского. В те далекие довоенные годы они тесно сотрудничали, т.к. Юрий Сергеевич руководил в то время Ленгосэстрадой и цирком.
        Юрий Сергеевич Юрский был уникальной личностью. Как писал о нём в своей книге «Повести о моём Ленинграде» Аркадий Минчковский (на фото справа), -«Юрий Сергеевич был начитан и обладал отличной памятью. Когда это требовалось, сыпал цитатами из Свифта, Фомы Аквинского, Писарева и Салтыкова-Щедрина. Не поручусь, что это всегда было подлинным цитированием. Обладая даром импровизации, он мог запросто приписать классикам всё, что требовалось для убедительности его оценок.»

         У каждого человека есть недостатки. Константин Александрович не был исключением. Он бесконечное количество раз опаздывал на свои выступления. То ли это был его рок, то ли стечение обстоятельств, то ли личная неорганизованность или беспечность, то ли рассеянность очень талантливого человека, но он допёк директора эстрады претензиями за вечные опоздания. И чёрный день настал. Директор издал приказ «Уволить К.А.Петровского за злостные опоздания». Опечаленный Константин Александрович явился к Юрию Сергеевичу за подписью худрука Эстрады и отдал ему бумагу с приказом. Юрий Сергеевич размашисто подписал приказ, приговаривая, что это справедливое решение и что он сам очень рад, что, наконец-то, это случилось. Понурый Константин Александрович, не глядя, взял «приговор», отнёс его в отдел кадров и собрался уходить, но его вернули. Говорят – «Вы прочли резолюцию Юрского?». К.А. прочёл на приказе об его увольнении: «Ни в коем случае!» Юрский. Обрадованный К.А. вернулся к нему в кабинет, обхватил его в крепкие объятия, а Юрский с нарочитой сердитостью ворчал: «Уйди, пока я не передумал!».
        На самом деле, он очень любил Костю в искусстве, а уж как Константин Александрович обожал его! «О таких руководителях можно только мечтать», - говорил он не раз.

         Однажды, в 80-е годы, в коридоре «Ленконцерта» Константин Александрович повстречался с Сергеем Юрским, представился, и они договорились вместе навестить могилу Юрия Сергеевича. С этого знаменательного посещения невидимая ниточка связи поколений возродилась. Встречи с С.Юрским согревали сердце К.А., напоминая ему о его молодости и встречах с его отцом. Возможно, что рядом с К.А., Сергей Юрьевич ощущал связь со своими родителями, своей юностью. Во всяком случае, он очень бережно и внимательно относился к «дяде Косте» - так все его называли от мала до велика. Неоднократно навещал его дома, несмотря на личную занятость. Приглашал нас на свои спектакли и концертные выступления. Дядя Костя был восхищён его творчеством, как и все зрители, и не скрывал своего обожания.
        Когда Константин Александрович состарился и совсем слёг от болезней, Сергей Юрьевич принял активные меры на самом высоком уровне для того, чтобы ему назначили надбавку к пенсии, это очень помогло в заботах о его здоровье и, несомненно, помогло продлить ему жизнь до 97 лет.

Жизнь продолжается...

         Начиная с 1986 года,

     Когда Сергей Юрский в телепередаче «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым, упомянул про «дядю Костю» - (так все от мала до велика называли Константина Александровича), рассказав про встречу с ним как про одно из самых ярких событий в его жизни, творческая жизнь Константина Петровского вызвала новую волну интереса у средств массовой информации. Многих привлекла его необыкновенная творческая и личная судьба. Вышло много радио и телепередач с его участием. Это – «Смехопанорама», «Адамово яблоко», «Аншлаг, аншлаг», «Сделай шаг» , «Пятое колесо», «Серебряная нить» и многие другие. Константин Александрович насыщенно и достойно прожил свою жизнь до 97 лет, оставаясь добрым, жизнерадостным, оптимистичным и порядочным, талантливым человеком. Пока человек нужен, дорог, интересен людям, пока есть память о нём – жизнь продолжается!
     Татьяна Александровна продолжает дело своего учителя. В 2007 году она открыла в ДДТ «Олимп» «Школу волшебников» для детей от 7 до 13 лет и успешно обучает их «науке секретов», известной под названием «Фокусы». Подробнее об этом – на странице «Школа волшебников» ДДТ «Олимп».

Наверх

© 2016