Главная

Новости сайта
Музей
музей

СССР
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
книги

ноты

пластинки

Марки

Монеты

Открытки
Увлечения
Путешествия

рукоделие

фриволите
метод.копилка

Карта
Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

ПАМЯТЬ О СССР - ПРИМЕТЫ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

    ДЕТСТВО, ИГРЫ
  1. Игрушечная швейная машинка
  2. Календарь
  3. Логарифм.линейка
  4. Тетради
  5. Учебники
  6. Перышки
  7. Ручки из СССР
  8. Словари
    ШКОЛА, УЧЕБА
  1. Звездочка
  2. Календарь
  3. Логарифм.линейка
  4. Тетради
  5. Учебники
  6. Ручки из СССР
  7. Словари
    ДОМ, БЫТ
  1. Женские часы "Звезда"
  2. Бочонок из-под "Старки"
  3. Коробочка чайная
  4. Советская пудреница
  5. Шагомер
  6. Ночник "Китайский домик"
    ...

Все наше поколение родом из СССР, там осталась наша юность, там родные лица ушедших близких, там знакомые предметы старого быта, которые тоже навевают воспоминания. Это не значит, что в СССР было все замечательно, просто каждый впоминает то, где он был молод, счастлив, полон сил и здоровья, а главное - смотрел будущее и представлял его себе в розовом свете. Мы не замечали плохого, нам все казалось таким естественным, потому что мы были все равны (или думали, что равны). Была послевоенная эйфория мирного неба. Была всеобщая дружба и любовь людей всех национальностей. Можно было спокойно гулять по вечерам, обращаться с вопросом к доброму дяде Степе-милиционеру, он и в самом деле был добрым и всегда помогал. Была безмерная гордость за огромную и могущественную страну, которая победила ЗЛО. Было всемирное (!) уважение к нам... Вот этого нам сейчас и не хватает.

В этом зале я собрала предметы, которые сохранились у нас от старой, такой уже далекой, но близкой и родной действительности. Эти незамысловатые предметы автоматически отправляют наше сознание в ту эпоху, когда все были октябрятами - пионерами - комсомольцами, все верили в светлое комунистическое будущее и учили имена членов Полютбюро, старались перевести бабушек через дорогу и знали, что "только тех, кто любит труд, пионерами завут".

А не так уж это плохо, как критикуют сейчас, стараться быть лучше и не завидовать соседу, потому что жили все примерно одинаково...

Еще за 5 тысяч лет до нашей эры люди стали играть друг с другом, используя четкие правила и инвентарь. В нашей стране в прошлом уже, двадцатом веке настольные игры были очень распространены. Не было тогда таких виртуальных развлечений, как сейчас, люди встречались, вместе пели любимые песни под баян или гитару. Пили чай с домашней выпечкой, а потом играли в домино, в лото, в шашки, шахматы и т.д.

Детей развивали и воспитывали с помощью настольных игр, в них были поучительные истории, знания окружающего мира, иностранные языки тоже можно было так изучать, запоминая слова на карточках
Какие бы новые развлечения не придумывал человек , в его жизни всегда оставалось место для таких забав, которые бы не требовали больших затрат, и больших пространств Даже компьютерные программы не смогли заменить стук шашек, шелест карт и карточек, и, самое главное - общение в процессе игры.

Моя любимая швейная машинка, ей стукнуло уже полвека.
В нашей семье все женщины умели шить, прабабушка и бабушка даже занимались эим професионально. Потому и меня с ранних лет приучали пользоваться швейной машинкой.
Машинка была замечательная. Она шила тамбурным швом, получались такие красивые петельки, и было очень красиво.
Но справиться с машинкой было не так-то просто, капризничать она любила, порой нитки путались, приходилось разбирать, вытирать и смазывать, как настоящую швейную машинку. Зато куклы щеголяли в обновках.

















Октябрятскя звездочка - эти слова для людей моего поколения вызывают воспоминания о первых классах школы. Для кого-то они были приятными, для кого-то нет, но это далекое прошлое, это наше детство.
В Советском Союзе детей 7-10 лет принимали в октябрята. Так назывались члены детской организации, задачей которой было увлечь ребятишек интересными делами и общественной жизнью. Каждый участник этой организации носил специальный октябрятский значок. Его прикалывали слева на груди (у сердца) на пиджак, рубашку, свитер, платье, школьный фартук, кофту. Часто октябрята носили значки не только в школе, но и дома. Повзрослевших ребят из октябрят принимали в пионеры, а после - в комсомольцы. Этот путь - октябренок - пионер - комсомолец - старались пройти все сознательные школьники, это было очень почетно.

Первые отряды из младших школьников появились в 1923 году. Тогда же советский художник Пархоменко создал эскиз значка октябрят. Он выглядел как пятиконечная звезда рубинового цвета, внутри на белом фоне - изображение маленького кудрявого Володи (Ленина). Эскиз был настолько удачным, что эволюция октябрятского значка не состоялась: и через 25, и через 35, и спустя 55 лет он выглядел так же.
Сейчас многие спорят о целесообразности данной организации, критикуют ее идеологический подтекст, говорят о том, что детям навязывали коммунистически-большевистскую философию жизни. Но нельзя оспорить и тот факт, что детей учили быть честными, смелыми, ответственными, трудолюбивыми, любить свою Родину. Об этом свидетельствуют девизы. Только ребята "правдивые и смелые, ловкие, умелые", те, кто "дружно играют и поют, весело живут" имели право носить октябрятский значок.

Значки изготавливались из металла методом штамповки, ведь октябрятских звездочек требовалось очень много: для каждого ребенка огромной страны! Изготовлено было большое количество этих значков, так что и до сих пор можно отыскать абсолютно новые, без единой царапины, экземпляры.
Более редкая разновидность – это значок октябренка, изготовленный из пластмассы с фотопортретом вождя. Таких моделей было изготовлено намного меньше, и даже в советское время они являлись раритетом, не говоря уже о наших днях.

История фотографии Володи Ульянова. В 1874 г. в фотоателье Е.Л.Закржевской в городе Симбирске была сделана фотография Володи и его сестры Оли. Это была единственная сохранившаяся фотография того периода. На фотографии будущий вождь слегка приобнимает свою сестру, вытянув руку инаклоняясь к ней так, что голова его оказывается на фоне спинки кресла.
До 1917 г. она представляла интерес лишь для круга его семьи, однако после революции ситуация радикально поменялась. Молодая республика, кроме хлеба и снарядов остро нуждалась в новых иконах.
И вот тогда "Кремлевский художник" Иван Пархоменко, (кроме нескольких портретов Ленина, отметившийся портретами Буденного, Дзержинского, Луначарского и других видных большевиков) нарисовал портрет Ленина в детстве, использовав для этого фотографию пятидесятилетней давности. Отличия портрета Пархоменко от фотографии видны лишь при очень пристальном рассмотрении.

Этот перекидной календарь когда-то давно подарили моему старшему брату, и с тех пор он стал домашним любимцем. Мне разрешалось только очень аккуратно и медленно переворачивать верхнюю часть (так было написано в инструкции) и даже на одной из табличек было предупреждение - "Вращать медленно". В момент переворота происходит смена числа.
После 31 числа в момент переворота появляется табличка с надписью «Переставить месяц». Она служила напоминанием, что надо переставить внизу у основания календаря новую карточку с обозначением месяца.

Календарь сделан из нержавеющей стали. Высота - 10 см, площадь основания - 7х8 см. С обеих сторон расположен медальон со знакомой и любимой многими символикой - памятниками архитектуры Санкт-Петербурга.

Логарифмическая линейка была придумана как прибор для экономии умственных затрат и времени, связанных с математическими расчетами. Особое распространение она получила в практике инженеров в институтах, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, и в статистических бюро до момента внедрения электронной вычислительной техники.
Если человек не знаком с использованием логарифмической линейки, то для него она будет похожа на работу Пикассо. Она имеет как минимум три различных шкалы, почти на каждой из которых цифры расположены даже не на одинаковом расстоянии друг от друга. Но разобравшись, что к чему, вы поймете, почему логарифмическая линейка была такой удобной во времена до изобретения карманных калькуляторов. Правильно расположив нужные цифры на шкале, вы сможете выполнить умножение двух любых чисел гораздо быстрее, чем выполняя расчеты на бумаге.

     

Имя Николая Александровича Рыбкина известно российским учителям по популярным задачникам, пережившим автора на полвека и являвшимся стабильными в советской школе вплоть до 70-х годов прошлого ХХ века.

Учебник «Прямолинейная тригонометрия» Н. Рыбкина всегда пользовался большой популярностью благодаря систематичности изложения, выдержанности плана, краткости и точности языка, строгости и научности содержания. Несмотря на некоторую сухость изложения, этот учебник вполне применим в старших группах советской школы, помогая учащимся закреплять и повторять материал, проработанный с преподавателем.



Вот такой блокнот сохранился в нашей семье с очень давних времен.












Для совсеменных школьников - это весьма экзотические вещи. Им даже странно представить сегодня, что когда такие перышки вставляли в ручку- "вставочку", макали в чернильницу "Непроливайку" и писали в тетради сочинения и диктанты.
      А еще в советское время в продаже были плакатные перья в небольших коробочках (справа на фото). Перышко вставлялось в держатель, на котором был тоненький наконечник, куда всовывалось само перо, которым можно было (при определенной тренировке) сделать красивую надпись для плаката или стенгазеты.





Бережно хранимая мамина готовальня - она была инженером-конструктором.










Система обучения иностранному языку в СССР была разработана по особой методе рассчитанной, чтобы обучения человек был в состоянии прочитать специальную литературу (со словарным запасом в тысячи слов), но не мог общаться на бытовом уровне (словарный запас всего несколько сот слов). Эта система до сих пор осталась без изменений в школьной программе.
"Известен случай, когда в тридцатые годы была арестована группа молодых людей, только за то, что ими был создан кружок для изучения французского языка. "Учат непонятно зачем", - констатировали органы". Из статьи Алексея Лукьянова "Николай Кузнецов. Легенда и история". Надо полагать, что органы брали на крючок всех тех, кто заинтересовался этими изданиями

До революции образованные люди в России владели свободно несколькими иностранными языками, в то время как в СССР, несмотря на то, что и в школе и в институтах учили иностранный (один всего), никто толком его не знал. В лучшем случае мог прочитать на лайбле джинсов "маде ин УСА" и перевести "сделано в США". И это при том, что английский прекрасно знают даже негры в некоторых странах Третьего Мира.
27 мая 1961 года было принято постановление Совета министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков», согласно которому планировалось создание 700 спецшкол и написание новых учебников для изучения иностранного языка.

В начале 1990-х годов в российских магазинах появились бутылки с красочными этикетками с надписью «Royal». Этот напиток стал самым настоящим хитом того времени.
      Секрет популярности. Вторая половина 80-х годов ХХ века была ознаменована жесточайшими антиалкогольными кампаниями, в связи с чем производство алкогольной продукции неуклонно сокращалось. Понятно, что вследствие этого дефицит спиртных напитков не заставил себя долго ждать. Водку отпускали исключительно по талонам.

В начале 1990-х годов, когда открыли границы, на прилавках российских магазинов начала появляться всевозможная гастрономия из-за рубежа, в том числе алкоголь, зачастую сомнительного качества. Ярким представителем данной продукции стал спирт под названием «Рояль».
Красочная этикетка, украшавшая внушительную литровую бутылку, притягивала взгляды неизбалованных российских покупателей. К тому же «Рояль» стоил сравнительно недорого, а его крепость составляла 96%. Предприимчивые граждане разбавляли его обыкновенной водой, и таким образом получали 4-5 бутылок 40-градусного напитка.
Спирт «Рояль» изготавливался в Голландии и прямиком поступал на российский рынок. Однако в Европе его никто не употреблял внутрь. Дело в том, что в действительности этот спирт был предназначен для технических нужд, в частности, для протирки оптических приборов и розжига каминов.
Но сторонники и продавцы «Рояля» утверждали, что голландский спирт все-таки можно пить. Просто необходимо знать несколько хитростей, чтобы им не отравиться. Во-первых, по словам опытных потребителей, следовало покупать только тот «Рояль», на этикетке которого была золотая полоска. Это спирт, считали они, и являлся питьевым. А вот бутылки с синими и красными полосками на самом деле содержали техническую жидкость.
Что же касается тех случаев, когда люди травились спиртом с золотой полоской, то любители «Рояля» объясняли это тем, что в связи с популярностью напитка его стали активно подделывать и пострадавшие были жертвами не настоящего, а кустарного «Рояля».
Массовые отравления спиртом «Рояль», в том числе и со смертельными исходом, хоть ненамного, но поубавили популярность голландской жидкости. А тем временем и российские власти принялись наводить порядок на отечественных предприятиях по производству спиртных напитков.
В итоге в 1994 году специальным указом правительство во главе с Виктором Черномырдиным запретило ввоз спирта «Рояль» на территорию Российской Федерации. С того момента литровые бутылки с яркими этикетками навсегда исчезли с прилавков российских магазинов.

Этот симпатичный фарфоровый бочонок был подарен когда-то моему отцу.
      Раньше застолья в нашем доме проходили практически каждое воскресенье, на них собирались друзья, родственники. Вот только когда хозяйки (т.е.моя мама и бабушка) успевали готовить вкусности - ведь выходной был всего один, только воскресенье - не представляю
      Водку в бутылке на стол не ставили, обычно ее переливали в стеклянный или хрустальный графинчик - так было, наверное, и в других домах.
      И вот в один из таких воскресных дней, папе подарили зелененький бочонок. В руки нам (детям) его не дали, только издалека можно было сунуть любопытный носик. Помню, что папе напиток не понравился, но потом он много лет наливал туда обычную водку. С годами, бочонок перекочевал в сервант, благодаря чему и дожил до сегодняшнего дня.

Старка - крепкий алкогольный напиток с содержанием спирта 40-43% объёма и более, получаемый путём старения крепкой ржаной водки в дубовых бочках из-под вина с добавлением яблоневых и грушевых листьев, цветков липы. Википедия
      Бочонок с пробкой с двумя этикетками «Старка» с обеих торцевых сторон. Этикетки родные. Фарфор. 60-е годы 20 века. СССР. Размеры: длина 9см, наибольший диаметр 8 см, вместимость 0,26 литра.

Эти часы носила моя любимая бабушка, бабуленька, как мы называли ее с братом. Она была такая добрая, веселая и жизнелюбивая, а какие пирожки она пекла!!!

      «Часы "Звезда". 1950 год. сделано В СССР». Механизм на 15 рубиновых камнях. Размеры корпуса 30х20 мм.
Основным производителем советских женских часов в то время считался завод «Заря». Первые модели были выпущены в 1938 году. Оснащались они 15 камнями, обеспечивающими долговечность и надежность.
      Советские часы отличались практичностью, так как изготавливались из качественных материалов. Большинство моделей выполнялось из качественной нержавеющей стали, которая могла выдерживать значительные физические нагрузки.

Жестяная коробочка от грузинского чая. СССР. 1949г. Размеры 8х5х5,5см.
      Такие коробочки были раньше в каждом доме - в них покупали, а потом хранили заварной чай. Потом каждая хозяйка уже сама придумывала, как использовать очередную коробочку.

Например, моя бабушка хранила там бобинки с шелковыми нитками - они стоили дорого, и были ценными.






Эта прелестная пудреница стояла на туалетном столике моей мамы. Это был подарок моего отца, вероятно на 8 марта, уже теперь не помню.
Внутри всегда была ароматная рассыпчатая пудра, а в ней лежал (он и сейчас сохранился) мягкий волшебный пушок, который нежно гладил мамин носик. Для меня, как и для любой маленькой девочки в то время эти манипуляции казались чем-то неземным, любопытство манило заглянуть внуть. Но при любом приближении моего маленького носика, крышечка захлопывалась, а я лишь разочарованно вздыхала и мечтала, что когда я вырасту.....




      Это инересное приспособление было у моего отца, он очень любил ходить, и при том все анализировал, все считал. Вот мы с мамой и решили подарить ему такую безделицу, которая будет помогать ему в рассчетах.
      Отец прицеплял этот приборчик на пояс и ходил 7 километров до дачи, а потом сравнивал свои показатели.

      Шагомер механический Заря производство СССР, механический, маятинкового типа




      Винтажная статуэтка.СССР. Фигуристка. Пластмасс. Высота 16.5 см.
     










      Фарфоровый ночник "Китайский домик" Размер 8,5 х 8,5 х 17 см Автор: Фёдорова Т. А. Художник: Л. Н. Павлова-Кошман Ручная роспись. Период: 1956-1965 годы. Раннее клеймо (ЛЗФИ)На основании синее клеймо "ЛЗФИ". Производитель: ЛЗФИ (Ленинградский завод фарфоровых изделий, ЛОЗ, ГИКИ) Ночник из фарфора в виде китайской пагоды с характерным восточным орнаментом. Внутри смонтирована электрическая арматура
      Этот красивый ночник я помню с раннего детства. Когда он загорался, то возникало ощущение волшебства, казалось, что в этм прелестном домике кто-то живет.
      Стекло, роспись СССР, вторая половина ХХ века Антикварная Фарфоровая статуэтка «Юная балерина Машенька» Производство: СССР Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) 1950-60-е годы Описание: Прелестная статуэтка юной балерины из глянцевого фарфора. Ручная роспись, золочение. Скульптор Софья Боисовна. Велихова, художник Капитолина Григоревна. Косенкова. Высота - 12,8 см. Фирменное клеймо на обороте статуэтки. Размер: 13х12,5х9,5 см. Завод:Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) Год:60-е Цена:4 000 р Описание:ЛФЗ, 1950-ые г.

Победа 1 МЧЗ им. Кирова, винтажные наручные механические часы СССР. Первый Московский часовой завод. Хромированный корпус, центральная секундная стрелка. Во время Первой Мировой Липманн производил артиллерийские хронометры. После войны бизнес Липманна временно остановился, но в 1925 году он передал бразды правления фирмой своему сыну Эрнсту, и производство наручных часиков возобновилось, а заодно - и разработка новых калибров - в этот период были созданы "круглые" калибры "23", "24" и "26", а также прямоугольные "12" и "13". В 1931 г. фирму возглавил внук полосатокостюмного кошерного гангстера Эммануила - мзьё Фред Липманн. Он сразу же переименовал предприятие в "Lip SA d’Horlogerie", и все часики стали нести на циферблате гордую эмблему "Lip", подчёркнутую молнией. Кроме того мзьё Фред Липманн навёл порядок с нумерацией калибров - все "круглые" калибрики стали именоватся буквой "R" ("round"), а все "прямоугольные - буковкой "T" (от "tonneau" - знаменитого "гробика" Картьё, ставшего у французов синонимом часов в прямоугольном или бочковидном корпусе). Вскоре был создан и самый популярный калибр фирмы - "Т18" - прямоугольный "гробик" 18 мм. Именно этот калибрик и лёг в основу советского калибра 18X28,5 мм со стальным анкерным ходом на 15 рубиновых камнях "Звезда",

      Название плаката: Политбюро ЦК КПСС. Год: 1967. Художник: Бородин С.. Издание: Советский Художник. Москва.
      Такой плакат можно было купить в Доме Книги, что на Невском проспекте. Каждый член ВЛКСМ должен был знать в лицо тех, что наверху. Вот для того я и купила это красное полотнище))


      Название плаката: «Пора всем работникам… Брежнев» художник А.Браз и В.Первов 50х60 тираж 90 000 Москва «Планета» 1979
      Браз Анатолий Леонидович 1929 г. Биография. Московский художник-плакатист, иллюстратор. Работал в основном как график в издательствах Москвы. Член Союза художников СССР.
      Учился в Московском художественно-промышленном училище имени Калинина, затем окончил Высшее педагогическое отделение при том же училище. С середины 1960-х годов художник исполняет плакаты по технике безопасности труда. Создал серию антиалкогольных плакатов «За здоровый образ жизни».
      Анатолий Браз автор известных агитационных социальных и политических плакатов: «В труде – твоя красота», «Пусть каждый помнит – летний день год кормит», «Вон нахлебника – бюрократа из государственного аппарата», «Следи, чтобы на стройку твою не проник мастер закладывать за воротник», «Закаляйся как сталь!» (1972), «Нет нейтронному безумию!» (1981), «Не допустить!» (1982).
      Мировую известнось ему принесли политические плакаты, посвященные борьбе за мир, против ядерного оружия. Политические плакаты Анатолия Браза участвовали в выставках в Москве, Варшаве, Бухаресте, Гаване, Париже, Стокгольме и многих других странах мира, публиковались на страницах журнала «Агитатор», газет «Известия», «Советская культура».
      Плакаты Браза получили заслуженное признание зрителей и коллег по цеху. «Дорогой коллега! Я восхищаюсь твоим произведением исключительных плакатов и твоим, часто полным фантазии, воплощением. Спасибо за то, что я получил возможность их увидеть», – записал свой отзыв великий карикатурист Херлуф Бидструп во время посещения мастерской мастера. Плакаты А. Л. Браза находятся в собрании Российской государственной библиотеки, частных российских и зарубежных коллекциях.


      Название плаката: "Воинская служба в рядах вооруженных сил ссср - почетная обязанность" Худ.И.Мальт 60х84. тираж 45 000 Москва "Планета" 1978г
     


МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМНАТА        Наверх

      Такие портреты висели, наверное, в каждой квартире, в которой дети учились в музыкальной школе.




Наверх
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Copyright © 2018 tapenik.ru

Copyright © 2018 tapenik.ru