Главная

Новости сайта
Музей
музей

СССР
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
книги

ноты

пластинки

Марки

Монеты

Открытки
Увлечения
Путешествия

рукоделие

фриволите
метод.копилка

Карта
Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

ГОРЫ - МОЯ ЛЮБОВЬ! Н.А.КУСЕЛЬ-МОРОЗ



Николай Аполлонович был из тех людей, которые ярко живут в экстремальной обстановке, а в обычной жизни бывают часто совершенно не приспособлены и порой даже беспомощны.

По рассказам о нем, я составила именно такой портрет этого человека.

В горах он был Орел! Не удивительно, что юные девушки не спускали с него влюбленных глаз. Вот и моя будущая свекровь именно в горах пленилась образом сильного и смелого человека.


Член ДСО «Локомотив».

Первое восхождение Николай Кусель-Мороз совершил в 1950 году, тогда ему было 23 года.

В 1950 г. альпинисты Советского Союза совершили 1440 спортивных восхождений1, в которых участвовало около 12 тысяч альпинистов (из них 1089 восхождений с 8 098 участниками приходится на долю спортивных обществ профсоюзов).

Организационную, учебную и спортивную работу альпинистов Октябрьской железной дороги с 1951 г. возглавил Михаил Супоницкий.

В 1953 г. Михаил Супоницкий создал спортивную команду альпинистов дороги, ядро которой составили Александр Иванов, Николай Кусель-Мороз, Александр Манухин.

В 1953 году Николай Кусель-Мороз закончил курсы инструкторов Ленгорспорткомитета.

Инструктором альпинизма работал с 1954 г. в альплагерях «Адылсу», «Баксан», в школе инструкторов альпинизма, всего 1900 дней.

Работа инструктора альпинизма

Инструктору было важно, прежде всего, чтобы участники его отделения были здоровы. За этим в каждом лагере строго следил врач. Кроме того, необходимо было знать и учитывать наличие хоть какой-то подготовки у участников до выезда в горы. Умеют ли они вязать узлы, есть ли опыт скалолазания — по этой информации составлялась основная программа смены.

Работа инструктора заключалась в умении отладить процесс таким образом, чтобы каждый участник получил как можно больше знаний и опыта в горах.

Были примеры альпинистов, которые не ходили сложные маршруты, но как инструкторы для новичков были лучшими и по отношению, и по опыту, и по системе передачи знаний.

Много времени занимала бумажная волокита. Инструкторам приходилось ежедневно всё прописывать: задания, отработанные технические приёмы — всё заносили в дневник, который мог в любой момент запросить командир отряда и проверить записи на соответствие.

Информация отсюда (https://sport-marafon.ru/article/alpinizm/alpinizm-v-sssr-kak-eto-bylo/)

В конце 50-х - начале 60-х гг. в ряды альпинистов-железнодорожников пришло новое поколение спортсменов и инструкторов. Среди них, как и прежде преподаватели, и выпускники ЛИИЖТ-а, а также техникума железнодорожного транспорта: Руф Иванов, Владлен Стародубцев, Анисим Гутман, Борис Горкин, Алексей Высоцкий, Раиса Шавшина, Рената Семенова, Юрий Кузьмин, Олег Худяков, Леонид Кабельский, Галина Медведь, Галина Соколова, инженеры и работники Октябрьской железной дороги Владимир Юшкевич, Александр Иванов, Николай Кусель-Мороз, метростроевцы Михаил Супоницкий, Александр Манухин, Борис Федоров, Юрий Филаретов.

Спортивный коллектив, руководимый М. Супоницким, в 1957 г. стал первым чемпионом г. Ленинграда по альпинизму, совершив траверс массива Дыхтау в горах Центрального Кавказа.

В следующем, 1958 году, локомотивцы в том же составе (М. Супоницкий, А. Иванов, Н. Кусель-Мороз, А. Манухин) участвуют в Чемпионате СССР по альпинизму. Команда совершает первопрохождение Северной стены вершины Джайлык, в Центральном Кавказе и занимает четвертое место.

МС СССР – 1960

Еще раз команда М. Супоницкого, пополненная Р. Ивановым и С. Никаноровым, участвует в Чемпионате СССР по альпинизму в 1961 г.

Локомотивцы одними из первых в стране совершают первопрохождение Северо-восточной стены Северной Ушбы с ледника Чалаат.

По итогам спортивных выступлений было присвоено звание «Мастер спорта СССР» М. Супоницкому (1957), А. Иванову, Н. Кусель-Морозу, А. Манухину (1958), Р. Иванову (1960) и С.Никанорову (1962).

Одновременно со спортивными выступлениями на чемпионатах страны и Ленинграда секция альпинизма Октябрьской железной дороги, руководимая М. Супоницким, проводила большую воспитательную и спортивную работу с молодыми спортсменами – железнодорожниками. Ежегодно в альпинистские лагеря выезжало 100-120 человек для подготовки начинающих альпинистов и повышения спортивной квалификации. Эти мероприятия обеспечивались путевками ВСО Профсоюзов и имели успех и популярность среди молодежи.

Предлагерную подготовку в низовых коллективах и учебно-спортивную работу в а/л железнодорожников «Адыл-Су» проводили высококвалифицированные спортсмены – инструктора альпинизма А. Иванов, Р. Иванов, Н. Кусель-Мороз, В. Юшкевич, В. Стародубцев, М. Супоницкий, Р. Морозов, А. Заботина. Н. Кусель-Мороз возглавил работу учебно-спортивной части, а Иванов А. обеспечивал безопасность учебно-спортивных мероприятий лагеря «Адыл-Су».

Активное участие в предлагерной подготовке молодежи принимали ветераны альпинизма М. Звездкин, Т. Репина, П. Репин, А. Высоцкий. Существенную помощь в организационной работе и проведении спортивных мероприятий постоянно оказывал Дорожный Совет ДСО «Локомотив» Октябрьской железной дороги, возглавляемый К.И. Васильевым.

«Альпинистский лагерь» - это, прежде всего, место расположения альпинистов в горах, оборудованное для нахождения и проживания в нем людей в течение продолжительного времени (от нескольких недель до неограниченного срока).

В отличие от временного бивака (на день-два для людей совершающих отдельный поход или восхождение в горах), альпинистский лагерь должен иметь стационарные дома (домики) или палатки, учебную часть, столовую, другие необходимые для жизни в горных условиях элементы инфраструктуры (душ, баня, медицинский пункт, радиостанция, электростанция, спасательный фонд, спортивный городок и т. д).

Лагери альпинистские - в прямой зависимости от назначения, наличия стационарных или временных сооружений, учебных и спортивных целей, традиционно делятся на следующие категории: - передвижной (походный) и временный - палаточного типа, выполняющий временную задачу в отдельном районе - стационарный - имеющий постоянные постройки и службы, рассчитанный на многолетнюю эксплуатацию в определенном, наиболее часто посещаемом горном районе - учебный - ставящий учебные цели по подготовке альпинистов начальных этапов - учебно-спортивный – наряду, с обучением начинающих альпинистов, включающий программу подготовки альпинистов на спортивные разряды - спортивный - проводящий работу со спортсменами-разрядниками по альпинизму, командами альпинистов, принимающих участие в соревнованиях по альпинизму.

«Адыл-Су» - открыт ЦС ОПТЭ в 1935 году, как лагерь железнодорожников. Восстановленный в 1946 году, стал центром послевоенного спортивного альпинизма в Приэльбрусье.

Часто назывался – «Нижним Локомотивом».

1958-1959 гг. - стал одной из первых спортивных баз. Ущелье Адылсу, Приэльбрусье. 130 км от гор. Нальчика.

До войны в помещениях лагеря размещался детский альпинистский лагерь «Адыл-су». После войны не работал.

(П.П.Захаров, Москва. "Альпинистские лагери профсоюзов СССР")

Лагерь «Адыл-Су» спортивного общества «Локомотив» - один из лучших альпинистских лагерей страны. Лагерь расположен на южном склоне живописного ущелья Адыл-Су, на высоте 2 120 метров над уровнем моря, вблизи ледников и вершин Главного Кавказского хребта.

Лагерь находится в 7 километрах от селения Иолбузи (Эльбрус) и Баксанского ущелья, по которому проходит автомобильная дорога, связывающая этот район с городом Нальчиком.

Лагерь «Адыл-Су» электрифицирован, хорошо оборудован и работает зимой и летом.В лагере есть свой радиотрансляционный узел и налажена регулярная связь по радио с городом Нальчиком, имеются учебно-методический кабинет, библиотека, читальня, фотолаборатория, горячий душ.

Альпинисты размещаются в четырехместных стационарных оборудованных палатках.

Для новичков, завершивших подготовку на значок «Альпинист СССР» I ступени, лагерь организует восхождения на зачетную вершину Гумачи 1-й «Б» категории трудности (высота 3 809 метров над уровнем моря) и кольцевые походы через перевалы Кой-Авган-Ауш, Гумачи, Профсоюзов, Ак-Су и Бечо.

Вокруг лагеря «Адыл-Су» расположено несколько десятков вершин и перевалов- от 1-й «А» до 5-й «Б» категории трудности. Среди них Эльбрус, Шхельда, Ушба — вершины, имеющие мировую известность.

Альпинистам-значкистам в районе Адыл-Су предоставляются неограниченные возможности для их спортивного роста. Почтовый адрес лагеря: Город Нальчик, Кабардинской АССР, почтовый ящик лагеря «Локомотив». Телеграфный: Нальчик Локомотив. Справки о путевках и консультацию о лагере можно получить в Центральном совете спортивного общества «Локомотив» (Москва, Ольховская улица, д. 25. Телефоны: Е 2-76-60, Е 2-76-33).

1976-1978 – работал начальником учебной части а/л «Адылсу».

1978-1981 – работал начальником спасательного отряда а/л «Адылсу». . Совершил 8 восхождений 5 к/тр., из них 2 первопрохождения в рамках Чемпионата СССР: Ушба С, 5б+1, Джайлык, 5а+1 по С стене.

Неоднократно участвовал в спасательных работах, в соревнованиях спасательных отрядов – 3 раза.

1 место в соревнованиях спасательных отрядов Эльбрусского района.

Активно участвовал в подготовке и проведении соревнований всех уровней, включая и Всесоюзные соревнования по скалолазанью. Работал тренером сборной команды ЦС ДСО «Локомотив» по скалолазанью.


Рост спортивного мастерства советских альпинистов позволял совершенствовать и спортивную систему. С начала 70-х годов Федерация альпинизма СССР приняла решение о допуске к участию в чемпионате страны только спортсменов, имеющих квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта. Изменились и классификационные нормы. С этих лет получение высоких спортивных званий было непосредственно связано с выступлением в чемпионатах и завоеванием в них призовых мест. В это время в нормативы для нормативы для спортсменов, сдающих нормы I разряда, Федерация альпинизма включила и выполнение требований на получение жетона «Спасательный отряд».

Copyright © 2018 tapenik.ru

Copyright © 2018 tapenik.ru