Главная

Новости сайта
Музей
музей

СССР
Дизайн
Шрифты

Рисунки

photoshop
энциклопедии
Композиторы

Художники

Петербург
книги

ноты

пластинки

Марки

Монеты

Открытки
Увлечения
Путешествия

рукоделие

фриволите
метод.копилка

Карта
Auto Web Pinger
200stran.ru: 
		показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время tapenik.ru Tic/PR
Последнее обновление

ЗАЛ - НИКОЛАЯ АПОЛЛОНОВИЧА КУСЕЛЬ-МОРОЗ



Экспозиция этого зала посвящена моему свекру, отцу моего мужа - Николаю Аполлоновичу Кусель-Мороз.

Как жаль, что люди уходят от нас, и не у кого теперь спросить, как им жилось раньше? Кто были их родители? А так хочется узнать, именно теперь, когда сам становишься старше. А пока молодой, бежишь вперед, не задумываясь, откладывая все рассказы на потом, словно этого "потом" будет бесконечно много...

А теперь, по крупицам пытаешься восстановить хоть какие-то факты и сложить в мозаику прошедшей жизни дорогого тебе человека.

Кусель-Мороз Аполлон Александрович

Родился в 1895 г., Гродненская губ., Гродненский уезд, д. Корчаки; поляк; б/п; инженер ПВХО 12-го паровозного отделения ст. Ленинград Финляндской линии Окт. ж. д..

Проживал: г. Ленинград, 11-я Красноармейская ул., д. 7, кв. 31..

Арестован 26 сентября 1937 г.

Приговорен: Комиссия НКВД и прокуратуры СССР 28 октября 1937 г., обв.: 58-10 УК РСФСР.

Расстрелян 1 ноября 1937 г.

Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938 Кусель-Мороз Аполлон Александрович, 1895 г. р., уроженец д. Корчаки Гродненского у. и губернии, поляк, беспартийный, инженер ПВХО 12-го паровозного отделения ст. Ленинград Финляндской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, 11-я Красноармейская ул., д. 7, кв. 31. Доходный дом А. Крутикова 1877, 1880 - арх. Розинский Василий Федорович Арестован 26 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 октября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 ноября 1937 г.



Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938

Прошло много лет с начала массовых репрессий в 1937 году в бывшем СССР. Эти репрессии организовывались и проводились целенаправленно, в соответствии с оперативными приказами НКВД СССР.

Известен ряд таких оперативных приказов по организации и проведению «широких операций» по арестам, которые охватывали все слои населения страны, проживавшие в городах, деревнях, селах, хуторах, поселках, на железнодорожных станциях и железнодорожных постах.

По оперативным приказам в числе первых, подлежащих аресту, значились и лица, работающие на железнодорожном транспорте.

Все арестованные были разбиты на две категории. Тс, кто относился к первой категории, подлежали расстрелу, а отнесенные ко второй категории заключались в лагеря на 8-10 лет. Определение категории производили Особая тройка НКВД JIO или Комиссия НКВД и Прокуратура СССР.

В выпуске приведены данные о 1557 работниках железнодорожного транспорта, расстрелянных и захороненных на нак называемой «Левашовской пустоши». Это — бывшие работники Октябрьской, Северной, Калининской, Кировской, Дзержинской и Ярославской железных дорог, проживавшие в Ленинграде и Ленинградской области, куда в то время входили также территории нынешних Мурманской, Новгородской, Псковской и часть Вологодской областей.

Среди этих железнодорожников представители 16-ти национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, финны, эстонцы, литовцы, латыши, евреи, немцы, татары, мордвины, карелы, буряты, вотяки, удмурты.

Уничтожались железнодорожники всех специальностей: стрелочники, сцепщики, дежурные по станции, начальники станций, составители поездов, ревизоры, кондукторы, диспетчеры, проводники, дорожные мастера, машинисты, сигналисты, путевые обходчики, ремонтные путевые рабочие, весовщики, начальники паровозных депо, начальники дорог и многие другие.

Всем им предъявлялись обвинения по различным пунктам 58-й статьи УК РСФСР:

  • 58-1а — измена Родине;
  • 58-6 — шпионаж;
  • 58-7 — подрыв ... транспорта (вредительство);
  • 58-8 — террористические акты;
  • 58-9 — диверсионные акты;
  • 58-10 — контрреволюционная пропаганда и агитация;
  • 58-11 — контрреволюционная организационная деятельность;
  • 58-13 — активная контрреволюционная деятельность при царском строе или при контрреволюционных правительствах в период гражданской войны.

Аполлон Александрович попал в первую категорию, был безвинно осужден и приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и агитация) к высшей мере наказания

И хоть впоследствии его реабилитировали, мой муж никогда не увидел своего дедушку, да и узнал о его судьбе совершенно случайно, только благодаря интернету.







Кусель-Мороз Николай Аполлонович родился 31 декабря 1927 года в Ленинграде. К сожалению, о его матери совсем нет никаких сведений. Есть только данные, что у Аполлона Александровича была еще дочь - Кира Аполлоновна. Она в последние годы был в другой стране, в Сан-Франциско. Жаль, что в ее периодические приезды нам не удалось с ней познакомиться. А теперь уже нет особой надежды найти ее и ее детей за границей.




Ни детских, ни тем более школьных фотографий от Николая Аполлоновича не сохранилось. На зато неожиданно пролила свет на обучение в школе вот эта книга, которая случайным образом попала нам в руки.

Маленького Колю наградили этой книгой за хорошие успехи. Но самое главное - на книге есть печать - 24-й неполной средней школы Ленинского района Ленинграда.

К сожалению, пока не удалось понять, что же это за школы была, но все впереди.




слесарь Локомотивного депо Октябрьской ж.д. Образование среднее.

Участник Великой Отечественной войны.

Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в ВОВ».

Член ДСО «Локомотив».

В конце 50-х - начале 60-х гг. в ряды альпинистов-железнодорожников пришло новое поколение спортсменов и инструкторов. Среди них, как и прежде преподаватели, и выпускники ЛИИЖТ-а, а также техникума железнодорожного транспорта: Руф Иванов, Владлен Стародубцев, Анисим Гутман, Борис Горкин, Алексей Высоцкий, Раиса Шавшина, Рената Семенова, Юрий Кузьмин, Олег Худяков, Леонид Кабельский, Галина Медведь, Галина Соколова, инженеры и работники Октябрьской железной дороги Владимир Юшкевич, Александр Иванов, Николай Кусель-Мороз, метростроевцы Михаил Супоницкий, Александр Манухин, Борис Федоров, Юрий Филаретов.

Организационную, учебную и спортивную работу альпинистов Октябрьской железной дороги с 1951 г. возглавил Михаил Супоницкий, а в 1953 г. им была создана спортивная команда альпинистов дороги, ядро которой составили Александр Иванов, Николай Кусель-Мороз, Александр Манухин.

Спортивный коллектив, руководимый М. Супоницким, в 1957 г. стал первым чемпионом г. Ленинграда по альпинизму, совершив траверс массива Дыхтау в горах Центрального Кавказа.

В следующем, 1958 году, локомотивцы в том же составе (М. Супоницкий, А. Иванов, Н. Кусель-Мороз, А. Манухин) участвуют в Чемпионате СССР по альпинизму. Команда совершает первопрохождение Северной стены вершины Джайлык, в Центральном Кавказе и занимает четвертое место.

Еще раз команда М. Супоницкого, пополненная Р. Ивановым и С. Никаноровым, участвует в Чемпионате СССР по альпинизму в 1961 г. Локомотивцы одними из первых в стране совершают первопрохождение Северо-восточной стены Северной Ушбы с ледника Чалаат. По итогам спортивных выступлений было присвоено звание «Мастер спорта СССР» М. Супоницкому (1957), А. Иванову, Н. Кусель-Морозу, А. Манухину (1958), Р. Иванову (1960) и С.Никанорову (1962).

Одновременно со спортивными выступлениями на чемпионатах страны и Ленинграда секция альпинизма Октябрьской железной дороги, руководимая М. Супоницким, проводила большую воспитательную и спортивную работу с молодыми спортсменами – железнодорожниками. Ежегодно в альпинистские лагеря выезжало 100-120 человек для подготовки начинающих альпинистов и повышения спортивной квалификации. Эти мероприятия обеспечивались путевками ВСО Профсоюзов и имели успех и популярность среди молодежи.

Предлагерную подготовку в низовых коллективах и учебно-спортивную работу в а/л железнодорожников «Адыл-Су» проводили высококвалифицированные спортсмены – инструктора альпинизма А. Иванов, Р. Иванов, Н. Кусель-Мороз, В. Юшкевич, В. Стародубцев, М. Супоницкий, Р. Морозов, А. Заботина. Н. Кусель-Мороз возглавил работу учебно-спортивной части, а Иванов А. обеспечивал безопасность учебно-спортивных мероприятий лагеря «Адыл-Су».

Активное участие в предлагерной подготовке молодежи принимали ветераны альпинизма М. Звездкин, Т. Репина, П. Репин, А. Высоцкий. Существенную помощь в организационной работе и проведении спортивных мероприятий постоянно оказывал Дорожный Совет ДСО «Локомотив» Октябрьской железной дороги, возглавляемый К.И. Васильевым.

Первое восхождение – 1950. Закончил курсы инструкторов Ленгорспорткомитета в 1953 г.

Инструктором альпинизма работал с 1954 г. в альплагерях «Адылсу», «Баксан», в школе инструкторов альпинизма, всего 1900 дней.

1976-1978 – работал начальником учебной части а/л «Адылсу».

1978-1981 – работал начальником спасательного отряда а/л «Адылсу». МС СССР – 1960. Совершил 8 восхождений 5 к/тр., из них 2 первопрохождения в рамках Чемпионата СССР: Ушба С, 5б+1, Джайлык, 5а+1 по С стене.

Неоднократно участвовал в спасательных работах, в соревнованиях спасательных отрядов – 3 раза.

1 место в соревнованиях спасательных отрядов Эльбрусского района.

Активно участвовал в подготовке и проведении соревнований всех уровней, включая и Всесоюзные соревнования по скалолазанью. Работал тренером сборной команды ЦС ДСО «Локомотив» по скалолазанью.


Copyright © 2018 tapenik.ru

Copyright © 2018 tapenik.ru